Единство для добрых дел

Новости Москвы 
0
475
Время на чтение 8 минут
На прошедшем 17 мая 2007 года в городе Тобольске конкурсе-фестивале "Православие и СМИ" неоднократно поднималась тема воссоединения Русской Православной Церкви, её частей - Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Участники фестиваля, как и тысячи россиян, имели возможность увидеть в прямом эфире церемонию подписания Акта о каноническом общении. Однако Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) имеет свои приходы не только за границами нашего отечества. Как раз на территории нашей области, в городе Ишиме находился её епархиальный центр. А управляющий российскими приходами РПЦЗ епископ Евтихий лично присутствовал на церемонии подписания Акта в московском храме Христа Спасителя.

- Владыко, поясните, что такое Акт о каноническом общении?

- Прежде всего подписание этого акта означает духовное единство. Теперь прихожане и священники как Зарубежной Церкви, так и Московского Патриархата смогут посещать храмы друг у друга, вместе служить, исповедоваться, причащаться на литургии из одной Чаши.

- Как же и когда произошло разделение единой Русской Церкви?

- Началом стала революция 1917 года. Многие наши соотечественники были разделены фронтами гражданской войны, оказались в зарубежье. Тогда уже, согласно церковным законам, был создан собственный орган церковного самоуправления. Из него выросла Русская Зарубежная Церковь. Первый Всезарубежный Собор состоялся в Сремских Карловцах, в Чехии, в 1921 году.

В то же время власть большевиков в России потребовала от Церкви безоговорочного подчинения. В 1927 году заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) под нажимом власти выпустил декларацию, в которой призывал православных разделять радости и горести богоборцев. Это был вынужденный, чуждый Церкви документ, подписанный под угрозой расстрела всего ссыльного духовенства. Даже в России нашлись священники, не подписавшие этой декларации и ушедшие "в катакомбы". И, конечно, её решительно не приняло русское духовенство, оказавшееся за границей. И отмежевалось от Московского Патриархата.

Тем не менее это разделение считалось временным, вплоть до устранения его политической причины. Ведь произошло оно по воле атеистов, применивших древний принцип: "разделяй и властвуй".

- Почему же соединение не произошло ещё в 1991 году, когда коммунистическая партия сдала властные позиции в России? Более того, именно в эти годы появляются российские приходы РПЦЗ...

- Во-первых, тогда ещё не произошло отказа от идей так называемого "сергианства". Ведь Церковь - это не канцелярия, а в первую очередь духовное единение людей в Тело Христово. А суть "сергианства" - в стремлении сохранить именно церковную организацию любой ценой, даже соглашаясь с прямыми назначениями "нужных" богоборческому государству высших иерархов. Такой вот трагический парадокс. Потому и пострадавшие от советской власти церковные деятели назывались московскими иерархами политическими преступниками, а не героями веры. А во-вторых, к этому времени Московский Патриархат вступил в экуменическое движение. Экуменизм основан на мнении, что "единой святой, соборной и апостольской Церкви", о которой говорится в Символе веры (вероисповедной формуле христиан) просто не существует, а есть множество "церквей" различных конфессий, из которых в сумме складывается одна церковь. С точки зрения православия это - ересь. Четкого неприятия такого вероучения удалось добиться только в ходе работы совместной комиссии МП и РПЦЗ.

Поэтому вполне закономерно, что когда в 1989 году Зарубежный Синод принял решение о возможности приёма клириков из МП в свою юрисдикцию, то это стало спасением для ищущих правды. В РПЦЗ обратилось пятеро священнослужителей из Омско-Тюменской епархии, и я в том числе. И первым "зарубежным" приходом на российской земле стал мой приход в селе Шаблыкинском Ишимского района. Затем нам передали здание Богоявленского собора в Ишиме, пребывавшее в плачевном состоянии. Потом мы стали потихоньку восстанавливать храмы в приишимских сёлах - Локтях, Боровом. Сейчас участвуем в возрождении церкви на родине Петра Павловича Ершова, в селе Безруково-Ершово.

Жизнь нового прихода основывалась на тех принципах, каким я был научен ещё в семинарии и с детства. В Омско-Тюменской епархии уже тогда не было чрезмерного сокращения богослужений, пренебрежения к народу. Но мы постарались исправить и те недостатки, которые имелись. Крещение совершаем с полным погружением и после обучения основам веры. Ввели принцип бесплатного совершения таинств и треб. Ведь в Евангелии сказано: "Даром получили - даром давайте". Расширили благотворительную деятельность, которая запрещалась для Церкви в советское время. Создали общежитие для бездомных. Для тех, кто живёт при храме, существует принцип личного участия в труде, в восстановлении храма и благоустройстве. Народ сильно разуверился: ведь красивые слова умеют говорить многие. А когда видят человека в действии, тогда легче и поверить в проповедь Евангелия.

- Владыко, вы были известны как стойкий противник соединения с Московской Патриархией. Что же повлияло на смену убеждений?

- Сказать, что я был противником - не совсем верно. Ещё во время первых поездок за рубеж меня спрашивали: возможен ли диалог между Зарубежной Церковью и Московской Патриархией? Я отвечал: если вы не уверены в своей правоте, то не вступайте в диалог. Если же уверены - обязаны вступить. Ведь целью нашего перехода в РПЦЗ было не разделение, а желание, чтобы и в Церкви на российской земле восторжествовала истина.

В 1994 году меня рукоположили в сан епископа. И уже тогда я увидел, что механизм дисциплинарного контроля российских приходов РПЦЗ не был хорошо продуман. Широко известен печальный факт возведения в сан епископа Валентина (Русанцова) в Суздале - человека порочного, позорящего Церковь. В первый год моего епископства мне приходилось не столько рукополагать, сколько запрещать в священнослужении. И я стал постепенно убеждаться в том, что ни в коем случае нельзя бороться с недостатками в церковной среде разделением. Они неизбежно умножаются. Что же это за борьба за чистоту православия, когда становишься виновником нестроений?

Немало усилий было потрачено и на борьбу с давлением на зарубежных иерархов со стороны околоцерковных кругов, которые требовали объявить "безблагодатной" Московскую Патриархию. Постоянно приходилось опровергать нелепые мифы о "зверином лице МП", которые создавали священнослужители-"перебежчики", бежавшие от наказания в Зарубежную Церковь. В 2000 году Московский Патриархат сделал эпохальный шаг, который приблизил объединение - прославление Царской семьи и новомучеников российских. Далее, в "Основах социальной концепции РПЦ" зафиксирована переоценка взаимоотношений власти и церкви, того, что мы называем "сергианством". Изменилось отношение к экуменической деятельности. К состоявшемуся в том же году Архиерейскому Собору РПЦЗ я сделал аналитический доклад по документам Московского Собора и, подчеркивая положительные перемены, предложил создание двусторонней комиссии.

В октябре 2001 года состоялся Архиерейский собор РПЦЗ, который принял отставку её главы митрополита Виталия. Новым первоиерархом стал архиепископ Лавр. Он был настроен к Москве более лояльно. Патриарх Алексий II также неоднократно призывал к преодолению церковного разделения, считая, что нет оснований находиться в изоляции друг от друга. Наконец, в мае 2006 года IV Всезарубежный Собор в городе Сан-Франциско принял резолюцию, призывающую "уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви, между её частями в отечестве и за рубежом". И мы, исполняя церковный долг послушания и полагаясь на Господню волю, начали путь к реальному объединению.

- Что же даёт для российских верующих объединение поместной Русской Православной Церкви?

- В оценке событий для верующих людей превыше всего евангельские принципы. Церковь выполнила завет Христа о необходимости единства среди верующих: "Да будут они едины, как Мы с Тобой, Отче". Так молился Христос накануне Своих страданий и распятия на кресте. Один из учителей Церкви, желая сделать более наглядным этот евангельский принцип, начертил круг с радиусами. И с математической простотой объяснил, что чем ближе точки на радиусах к центру круга, тем неизбежно ближе расстояния между ними. Стало быть, чем ближе верующие друг ко другу, тем они ближе к центру своей веры - к Богу. Так что вся Русская Православная Церковь благодаря достигнутому единству стала ближе к Богу. Этот факт трудно переоценить.

- Владыко, из сообщений центральных СМИ ясно, что зарубежные приходы РПЦЗ сохраняют самостоятельность в административных и хозяйственных вопросах. То есть структура Зарубежной Церкви в общем остаётся прежней. А какова же дальнейшая судьба российских приходов РПЦЗ?

- На мой взгляд, иерархи Московского Патриархата во главе с самим Патриархом Алексием II сделали всё, чтобы вхождение российских приходов РПЦЗ в состав Патриархата произошло безболезненно. Меня, как управляющего этими приходами (на что я был избран и поставлен Зарубежной Церковью 13 лет назад) Святейший Патриарх назначил своим викарием (помощником). Мой прежний титул был - Ишимский и Сибирский. Теперь я имею титул епископа Домодедовского, но остаюсь на время переходного периода управляющим теми же российскими приходами РПЦЗ. Предполагается, что в течение пяти лет все они смогут определиться и войти в состав епархий МП.

По титулу центр моего викариатства - подмосковный город Домодедово. Там большой новый собор. Правда, я его ещё не видел, но познакомился с настоятелем протоиереем Василием. При этом я остаюсь настоятелем Богоявленского собора в Ишиме, а в Домодедове буду служить несколько раз в году.

- Однако не все клирики и миряне российских приходов РПЦЗ согласились со столь "быстрым", на их взгляд, соединением...

- Надо помнить, что превыше личных амбиций - благо Церкви. Если лучше стало Церкви, то лучше должно быть и всем нам. Но путь к лучшему тернист и труден. "Многими скорбями подобает войти в Царство Божие", - говорит Священное Писание. К сожалению, есть и такие, которые противодействовали единению, упорствуют и сейчас в его неприятии. Мне жаль их. Они остались непричастны миру Христову.

Момент единения, как момент истины, показывает, что есть в сокровищнице нашего сердца. В ком есть любовь, не может не радоваться единству церковному. В ком нет любви, тот выносит ядовитую зависть. Мне страшно за них, мне очень, очень их жаль. Мимо них проходит вечная Пасха, суть которой: "Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем!" Многие участники торжества единения готовы были воскликнуть: "Христос воскресе!" И только личная скромность останавливала их в публичном выражении чувств.

Но кто не принял единения сейчас, может не отчаиваться - дверь не заперта, пусть приходит со смирением и будет с радостью принят во единую, святую, соборную и апостольскую Православную Церковь.

- А какие встречи, события в Москве особенно запомнились?

- Зарубежную Церковь представляла огромная, в 350 человек, делегация - со всех континентов. Среди них - очень много знакомых, как среди духовенства, так и среди мирян. Ведь приехали наиболее активные, а они были заметны и при моих поездках в зарубежные приходы. Волнения, переживания, радость - всё это я читал на лицах делегатов. Наши чувства были очень близки. Одни только и жили надеждой на скорое соединение, другие прошли трудный путь внутренней перенастройки, борьбы с желанием "чтобы было всё по-моему". Подписание акта всех объединило.

Программа нашего пребывания в Москве была очень насыщенной. После торжественной службы на Вознесение в храме Христа Спасителя и подписания акта совершались возглавляемые Патриархом совместные службы на Бутовском полигоне, где освятили новый храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских, и в древнем кремлёвском Успенском соборе. Я впервые в жизни имел возможность лично говорить со Святейшим Патриархом Алексием II, вместе служить. Впечатление хорошее. Нам предстоит ещё большая беседа, которую мне предложил Патриарх. Запомнилась встреча с митрополитом Климентом, управляющим делами МП. Разговор пошёл сразу как-то просто, будто вчера расстались. Хотя уже прошло 25 лет, как я закончил семинарию, где отец Климент был помощником инспектора. Много встретил старых знакомых - и преподавателей, и с кем довелось учиться. Эти встречи делали торжество единения ещё более трогательным и радостным.

Конечно, праздник единства поместной Русской Церкви был бы не возможен, если бы обе стороны - Москва и Зарубежье - не проявили смирения. В православии обязательно должно быть смирение. И вот так наглядно это показано высшим церковным руководством. Нельзя не быть благодарным и нашему Президенту, имевшему государственную мудрость и патриотическую прозорливость поставить участников церковного диалога на равный уровень. Это в значительной мере способствовало успеху единения.

Отныне все мы - члены единой семьи, чада единой Русской Православной Церкви. Теперь, в церковном единении, у нас появились очень благоприятные условия сделать многое для проповеди Евангелия, для добрых дел, для созидания. И это Божий дар, подарок небес.

Беседовал: Геннадий КРАМОР, г. Ишим.

http://www.russned.ru/stats/2294
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)
Все статьи Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 11:12
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16