Протоиерей Николай Балашов:
В соответствии с решениями кабинета министров Украины 2011 и 2003 годов
комплекс зданий Почаевской Лавры и нижняя часть Киево-Печерской Лавры
(это 75 объектов) переданы в пользование канонической Украинской
православной церкви сроком на 49 лет. Передача этих объектов
канонической Церкви закреплена документами различных ведомств, но
главными все-таки являются два постановления кабинета министров Украины.
Статус
объектов недвижимости в обеих Лаврах различается. Но это, в основном,
зависит от того, является ли то или иное здание памятником истории и
архитектуры.
Что касается прогнозов, то мы, с одной стороны, слышим заверения президента Украины, что при том переформатировании религиозного пространства Украины, которое осуществляет там Петр Порошенко (политическими, а не церковными методами), никакого насилия применяться не будет. Но вместе с тем мы слышим выступления других должностных лиц, которые отказывают Украинской православной церкви в праве называться церковью вообще и указывают, что ей не место на Украине. Это, конечно, не может не вызывать глубокую тревогу. Вместе с тем лидер украинских раскольников, так называемый патриарх Филарет Денисенко неоднократно заявлял о том, что после получения томоса от Константинопольского патриархата, который он так ожидает, обе Лавры - Киево-Печерская и Почаевская - должны будут перейти в состав новосозданной церкви. Надеясь ее возглавить, он недавним решением синода так называемого Киевского патриархата включил в свой полный титул упоминание о том, что он якобы является свещенноархимандритом Киево-Печерской и Почаевской лавр. Хотя в действительности всем хорошо известно, что ни один из крупных монастырей Украины не отошел в ведение раскольников. И когда в 90-х годах усилиями политиков и ряда элит, покинувших церковь, был произведен раскол православия на Украине, ни Киево-Печерская, ни Почаевская Лавра не последовали за раскольниками.
Надо отметить, что подавляющее большинство монашествующих на Украине принадлежит к канонической Украинской православной церкви. Их в 20 (!) раз больше, чем у двух разновидностей раскольников вместе взятых. Так что включение упоминания Киево-Печерской и Почаевской лавр в титул лжепатриарха - это еще одно дополнительное провозглашение намерения в будущем захватить эти древние обители.
А Святогороская лавра?
Протоиерей Николай Балашов: Святогорская лавра - меньший предмет публичных претензий и пререканий, потому что в регионе, где она расположена, позиции и деятельность так называемого Киевского патриархата крайне непопулярны. И совсем не пользуются поддержкой населения. Я думаю, что поэтому в речах лидера раскола отсутствуют и упоминания о Святогорской Лавре.
Но там недавно была американский посол...
Протоиерей Николай Балашов: Совершенно верно. Госпожа посол имела возможность ознакомиться с благотворительной деятельностью Святогорской Лавры и с ее служением нуждам перемещенных лиц, которые были вынуждены оставить места своего жительства из-за боевых действий, которые велись там вооруженными силами Украины.
Глава
так называемого Киевского патриархата Филарет предлагает отнять у
канонической православной церкви Украины право называться "Украинской" и
"православной". Он пообещал, что все украинские православные церкви
войдут в объединенную церковь под юрисдикцией Константинополя, а кто не
войдет, потеряет право называться "Украинской православной" церковью.
Законную, каноническую Украинскую православную церковь он хотел бы
назвать Российской православной церковью на Украине. Как вы относитесь к
таким претензиям?
Протоирей Николай Балашов: Я полагаю, что это мечтания господина Денисенко. Потому что происходящие сейчас в епархиях канонической Украинской православной церкви собрания духовенства подавляющим большинством голосов выражают свое желание, как и прежде находиться в составе канонической Украинской православной церкви. Поддерживают ее предстоятеля, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и избранный им курс и при этом не желают вступать в канонические отношения с представителями Константинопольского патриархата. Они также не желают идти под руководство "реабилитированных" Константинополем раскольников, но наоборот, желают и далее оставаться в составе Московского патриархата.
Заставить верующих людей насильственным образом переименовать свою религиозную организацию? Очевидно, что такие действия идут вразрез с основополагающими нормами, защищающими права человека. Странно, как такого рода намерения и заявления сочетаются с декларациями о якобы европейском выборе Украины, с которыми нередко выступают представители нынешнего украинского государственного руководства.
КстатиОтец Николай, многих тревожит вопрос: как должны вести себя верующие РПЦ, оказавшись на отдыхе или в паломничестве в Турции? Можно ли им входить в храмы Клонстантинопольского патриархата? Молиться? Поклоняться святыням? Понятно, что исповедоваться, причащаться и венчаться - нельзя. Но обрисуйте окончательную правильную модель поведения.
Протоиерей Николай Балашов: Люди, находясь в путешествиях с туристическими целями, посещают самые разные храмы и сооружения последователей различенных религий. Не вижу в этом отношении никакого препятствия и к тому, чтобы зайти в храм Константинопольского патриархата и поклониться общеправославным святыням. Мы же поклоняемся святыням и инославных храмах, например, в той же католической базилике в городе Бари и в других местах. Так что в этом отношении нет препятствий и для молитвы. Человек может молиться в любом месте, где он находится, апостол Павел учит нас молиться непрестанно. А что касается участия в Таинствах и богослужении - это другой вопрос. По нему принято решение Синода Русской православной церкви. И смею заверить, что Русская православная церковь несомненно сделает все необходимое, чтобы наши соотечественники, находящиеся в Турции, не оказались заброшенными и лишенными ее пастырской заботы.