itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Вокруг темы нагнетается нездоровая атмосфера разделений»

По словам епископа Саввы (Тутунова), нужно обсуждать тему «екатеринбургских останков», а в итоге довериться архипастырям и принять их решение

Екатеринбургские останки 
0
2878
Время на чтение 3 минуты
Фото: foma.ru

«Многих волнует вопрос: чьи останки, найденные в 1991 году под Екатеринбургом, почивают в Петропавловской крепости? Чьи останки были найдены в 2007 году? Являются ли они останками последней Царской семьи? Для чад Русской Православной Церкви это особенно важно, поскольку речь идёт о святых страстотерпцах», - пишет в своем телеграм-канале Cogito ergo sum епископ Савва (Тутунов), зампред Управделами РПЦ.
 
Он отмечает, что в последние дни появилось много информации о результатах экспертиз, проведенных Следственным комитетом России в рамках расследования уголовного дела об убийстве последнего Императора, его семьи и близких:

•  выводы церковной комиссии по изучению результатов исследования останков; 

•  историческое исследование на основании материалов Следственного комитета в трех томах; 

•  фильм Первого канала

Архиерей также отметил, что каждый может их изучить самостоятельно.
 
«К сожалению, - отмечает епископ, - обсуждение темы приобретает подчас нездоровый характер». 
 
«Решение, признать ли останки, обнаруженные под Екатеринбургом в 1991 и 2007 гг., святыми мощами Царственных страстотерпцев, принадлежит Архиерейскому Собору, которому предстоит собраться, если обстоятельства времени это позволят, в мае этого года», - отметил владыка. 
  
Со своей стороны в качестве личного мнения он отметил следующее: «Крайне печально, что вокруг темы нагнетается нездоровая атмосфера разделений. Потому что никакое честное (а не обусловленное какими-то личными интересами) мнение по этому поводу не имеет значения для вечного Спасения. Тем более оно не должно влиять на единство священноначалия, духовенства и мирян».
 
Также епископ пишет, что придание частным высказываниям «если признают останки, Россия погибнет» (к слову, недавно он слышал и обратную версию: «с признанием останков святыми мощами начнется возрождение России») абсолютного сотериологического значения — это путь в раскол, наподобие бывшего схиигумена Сергия (Романова). «Такое утверждение, в общем-то, является кощунственным пониманием великого Промысла Божия о России», - добавил владыка.
 
«Тем более печально, когда для нагнетания настроений используются фейковые цитаты или искажение позиции наших предшественников (например, Святейшего Патриарха Алексия II, который не высказывался категорично о принадлежности останков, но говорил о необходимости дальнейшего изучения)», - продолжил он.
 
«Почему от останков, почивающих в Петропавловской крепости, нет чудес, если это действительно мощи святых?» - вопрошает епископ. Далее он приводит цитату из отца Александра Шаргунова: нет любви — нет веры. «Нам говорят, что никакие научные исследования, а только благодать Божия и чудеса, совершаемые ею, могут убедить в подлинности святыни. Это в известном смысле действительно так. Но мы знаем, что Господь не мог совершить в своем отечестве никакого чуда из-за неверия живущих в нём (Мф. 6, 5-6). Точно так же, если заранее с предубеждением настроиться против свидетельств учёных, невзирая ни на какие их аргументы, то будет тот же результат».
 
«Помимо прочего хорошо известно, что далеко не от всех мощей совершаются чудеса — по крайней мере, чудеса, получающие огласку. Посмертное чудотворение — это один из критериев канонизации подвижника благочестия, а вовсе не обретения его мощей, если известно, где они находятся. Спаситель, чтобы удостоверить учеников в Своём Воскресении ест "печеной рыбы и сотового меда", а Фоме даёт вложит пальцы в Свои язвы. То есть, понимая, насколько удивительно для апостолов благовестие Воскресения, убеждает их, если употреблять современный язык, эмпирически. Полагаю, что считать результаты научных (эмпирических) исследований чем-то второстепенным, по меньшей мере, неправильно», - пишет архиерей. 
 
«В целом же ситуация напоминает последние месяцы перед Архиерейским Собором 2000 года. Тогда в самой жёсткой форме (намного более жёсткой чем сейчас) было противостояние: за / против канонизации Царской Семьи. Отнюдь нельзя было говорить о том, что в Церкви по этому поводу имелось единодушие, которое позволяло бы сказать: да, опираясь на это единодушие, принимается решение. В 2000 году архиереи взяли на себя ответственность (хотя были и голосовавшие против, и даже один не подписавший соборное решение). Соборное решение было принято, Церковь с любовью отнеслась к нему (и противники тоже) и стала жить дальше», - отмечает епископ Савва.
 
«Собственно, - пишет он, - стоит вспомнить, что именно Собор архиереев и есть та древняя церковная институция, которая выносит церковное суждение в рамках местной Церкви (для тех, кто слабо знаком с историей Церкви: древние Поместные Соборы, в том числе те, каноны которых действуют до сих пор в Православной Церкви — это именно Соборы местных архиереев). Ибо несмотря на все рациональные рассуждения в итоге на Соборе, через людей, воздействуя на людей, действует Дух Святой».
 
«Потому можно и даже нужно обсуждать тему ныне. Спорить. Изучать. А в итоге довериться архипастырям и принять их решение», - подчеркнул епископ Савва.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Возня

которую устроили вокруг Имени Августейшей Семьи,говорит лишь об одном.Что Августейшая Семья с Преданными Слугами-самые Высокие святые наших дней.
Русский Иван / 10.02.2022 11:03

13. Ответ на 11, Яглова:

Никогда за всю историю Святой Соборной и Апостольной Церкви....... У верующих не возникает вопросов...

Умерьте пыл, уважаемая. Такие вопросы не решаются только доказательствами хоть следователей, хоть ваших любимых стоматологов.
И в любом случае они решаются в мирном духе, а не в духе уверенности в своей правоте и не в духе каких бы то ни было обвинений.
ОСт / 10.02.2022 10:36

12. Комментирую:

А кто подписал Заключение Церковной Комиссии, кроме, Митрополита Тихона (Шевкунова)?
Семь историков вынесли свое суждение о стоматологическом статусе екатеринбургских останков и сделали научное открытие, что кариес - это от стресса?
Яглова / 10.02.2022 09:46

11. Комментарий !

Никогда за всю историю Святой Соборной и Апостольной Церкви вопрос об установлении принадлежности останков тому или иному святому не выносился на Архиерейский Собор, тем более, по инициативе государственного следственного органа. Это не соответствует Традиции Церкви - Священному Преданию. У верующих не возникает вопросов снисходила ли на них благодать Божия от честных мощей, и следователи и эксперты для этого не нужны.
Яглова / 10.02.2022 09:39

10. Ответ на 1, Валерий:

Современные архипастыри, от нас грешников отличаются только одним - это своим рукоположением, Даром Хиротонии,

а это немало. На то Господь их и поставил. А несовременные архипастыри были безгрешны? Даже святые Отцы соборов были небезгрешны, один Бог без греха.

Сейчас на меня набросают, но скажу. Та женщина, на Крещение не имевшая возможности прийти в Храм и набравшая святой воды прямо из крана на кухне (т.к. в этот день освящается вод естество), она получила по вере своей святую воду. Так, если будем веру иметь, то Господь хоть из камней воздвигнет нам мощи, а если не будем веру иметь, то и подлинные мощи оскверним своим скептицизмом и недоверием.

ОСт / 09.02.2022 18:47

9. Комментирую:

Владыка Вы правы в том что надо учитывать научные исследования. Результаты целого ряда строго научных экспертиз судебного медика Юрия Григорьева 2018 и последующих годов и Константина Теплова , их Криминалистические эксперементы 2021 года , стоматологические экспертизы группы Г Пашиняна 1997-1998 года и историко-стоматологические экспертизы Л Болотина , А Оболенского , Э Агаджаняна и многие другие строго научные исследования опубликованы в реферируемых изданиях и на этом сайте доказали что Екатеринбургские останки не могут быть Царскими ! И как видим нынешним экспертам следствия ответить на это нечего . Ни одна из объявленных 40 экспертиз нового следствия нигде не опубликована . А анонимный трёхтомник следствия это сборник надёрганных цитат.
Яглова / 09.02.2022 00:54

8. Ответ на 7, Николай Волынский:

Странны, кстати, и ссылки на о. Александра (Шаргунова), впавшего в ересь Богоцезаризма.

Это на каком соборе о. Александра обвинили в ереси?
Человек / 07.02.2022 10:10

7. ересь

Странны, кстати, и ссылки на о. Александра (Шаргунова), впавшего в ересь Богоцезаризма.

6. чем грозит

Выводы церковной комиссии повторяют ошибки, искажения и прямые подлоги комиссии следственной. Клирики даже не удосужились посмотреть первоисточники, над которыми поиздевались следователи, вычеркивая из все , что противоречит официальной версии. Дело чревато большим скандалом. Если не расколом..

5. Ответ на 3, дядя Вова:

......Из нескольких городов пришли крестные ходы, однако их не впустили в храм с иконами "непрославленного" Царя..... Во время патриаршего крестного хода вокруг собора с мощами преподобного внезапно налетела грозовая буря, разметавшая хоругви и клобуки духовенства.


В том-то и дело, что вначале церковный народ не стал слушать архиереев, не желающих признавать Царя святым, а пришёл в храм с его иконами.
И уже потом Господь показал, на чьей стороне правда.
Но архиереи так и продолжают не прислушиваться к церковному народу. А зачем? Нам это не надо, чтобы наших владык настигали бури.
Человек / 06.02.2022 13:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Епископ Савва (Тутунов)
Все статьи Епископ Савва (Тутунов)
Екатеринбургские останки
Все статьи темы
Последние комментарии
День памяти святителя Иова - первого русского Патриарха
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.07.2022 23:16
Восстановление монархии в России Мечта или
Новый комментарий от Vladislav
04.07.2022 22:35
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Vladislav
04.07.2022 22:06
За что мы воюем?
Новый комментарий от С. Югов
04.07.2022 21:33
Как решить проблемы российского станкостроения?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.07.2022 20:21
Тайны разгрома конвоя «PQ-17»
Новый комментарий от учитель
04.07.2022 19:29
Почему госпожа Вуйнович ещё в России?
Новый комментарий от allan
04.07.2022 18:33