Истинные истоки
Следует все же вернутся к той загадке, что осознал Гитлер, в полной мере прочувствовав, что «нам вместе не жить». Объяснение этой несовместимости, и истинных истоков этого животного чувства ненависти к России, равно как и духовных основ того смертельного противостояния русского народа и «гнилой фашистской нечисти»[1], сокрыто в нескончаемой мировой онтологической борьбе сил добра и зла. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6,12).
Это разделение на воинов света и тьмы, произвел пришедший в мир Спаситель: «Ибо все вы – сыны света и сыны дня, и – не сыны ночи, ни тьмы» (1Фес. 5,5).
Чудотворная Казанская икона, что ныне пребывает в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Над ликом Богородицы Венчик, подаренный митрополитом Илией (Карамом) в 1947 году.
Об этой особой роли России в истории человечества говорил, как раз, митрополит Илья (Карам) в ходе своего послевоенного визита в нашу страну.
Сумев, наконец, приехать в СССР в ноябре 1947 года митрополит объяснил корреспонденту ТАСС главную цель совершенной им поездки: «Я должен был возложить священную корону на Казанскую икону Божией Матери, находящуюся в Ленинграде. И наконец, я выполнил эту миссию…»[2]. Этот «Венчик митрополита Илии» и ныне можно увидеть на Чудотворной Казанской Иконе Божьей Матери в Казанском соборе г. Санкт-Петербурга.
После богослужения в Патриаршем Богоявленском соборе г. Москвы Владыка сказал важные слова: «Я много знал о великом русском народе и его Церкви и теперь лично убедился, что Русская Православная Церковь является величайшей Церковью Православия. Господь Бог благословляет русский народ так же, как когда-то благословил Авраама. Русский народ является как бы народом Святой Земли, и землю Русскую можно сравнить со святой Палестинскою землею»[3].
В этих словах дышит пророческий дух. Именно мессианское предназначение России многое объясняет из того жестокого и трагического, что приходится переживать нам в своей истории. Но в этом и проявляется Богоизбранность народа, как о том предупреждали мудрецы древности: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч. 3,12).
Эти мысли абсурдны для мира, живущего вне веры, но в России всегда присутствовала «неотмирность», некая ее «инаковость».
«Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной»[4].
Собственно, это всегда чувствовали наши «зарубежные друзья», в лучшем случае называя этот феномен «загадкой русской душой». И как мы не пытались, порой доказать, что мы такие же, и начать жить по законам того мира, ничего хорошего из этого не выходило.
Душа народа. Худ. Нестеров М.В., 1914 год.
С того момента, как наши предки определились со смыслом жизни, избрав себе Православную веру и путь со Христом, мы стали «не от мира сего». И с этим ничего нельзя поделать, ибо так определил Господь: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15,20).
У Господа нет случайностей. Именно потому, когда в 1945 году в преддверии встречи советских войск с англо-американцами на территории Германии, решался вопрос какие наносить опознавательные знаки, то на наших танках решили ставить белый крест, а союзников обозначили пятиконечной звездой[5].
По сути, этим предизбранием мы обречены держать линию обороны на стороне сил света, добра и справедливости. И более того, Господь призывает нас к большему – нести свет в этот мир: «Вы – свет мира… Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12,36). Эта наша роль в мире весьма трудна, потому, «что весь мир лежит во зле» и силы тьмы нас ненавидят. Об этом, делая Свой выбор, предупреждал нас Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16,33).
Не будет ошибкой признать, что и нынешнее болезненное и порой явно иррациональное неприятие России Западом, черпается из тех же мрачных глубин, разворошенных лидерами Третьего рейха.
Ведь, казалось бы, рухнул ненавидимый коммунистический режим, и над Европой больше не нависает Советский союз, грозя победой «мировой революции», но ничего не меняется в этом мире. Нам приходится с сожалением признать, что антагонизм этот имеет алогичную, но неизменную природу.
Здесь следует привести мнение ученого, исследование которого по гитлеризму признано наиболее авторитетным в мире: «Гитлер был результатом долгого и не ограничившегося пределами лишь одной страны, вырождения. Это явление, – итог как немецкого, но равным образом и европейского развития, и всеобщего фиаско. Конечно, это суждение не преуменьшает ответственности немецкого народа, однако делит её на всех»[6]. «Фашизм – это наиболее тяжелый кризис либерального общества, так как он приходит к власти на основе последнего, а затем наиболее радикальным образом отрицает его»[7].
Деградация духа
Начало этой европейской деградации положила пост-наполеоновская эпоха с ее торжеством либерализма. Тогда некогда прочные, самостоятельные, консервативные страны, с крепкими традициями и моральными устоями стали разлагаться изнутри тлетворным духом либерализма. «Почвой для возникновения фашизма, явилась сложившаяся в Европе после 1815 года либеральная система, интегрировавшая в себя либеральные и консервативные элементы, с ее плюрализмом, парламентаризмом и всяческими компромиссами»[8]. «Это было диагнозом, свидетельствовавшим о болезни либерального западного общества, которое основало свой политический строй на принципах Просвещения и Великой французской революции»[9].
Фашизм возник в результате кризиса либеральной системы. Он явил собой защитную реакцию этой системы на радикальные вызовы большевизма с его нависающей угрозой мировой пролетарской революции. Кстати, Гитлер очень верно называл идею классовой борьбы «религией людей с комплексом неполноценности».
«Первоначально фашизм должен был защищать либеральное общество от большевистской угрозы, правда, используя при этом чуждые либерализму методы. Но очень скоро явил свое истинное лицо и обратился против своего «родителя»»[10].
Таким образом столь тяжело доставшаяся нам победа над фашизмом продлила жизнь либерального Запада. Однако на благодарную память Европы рассчитывать абсолютно бесполезно. Еще Пушкин писал об этом: «Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна»[11].
Тем более сейчас, в наше время, когда процесс деградации идеи либерализма обрел необратимый характер и традиционные понятия чести, правды и справедливости окончательно уходят в прошлое вместе с европейской христианской цивилизацией. «Либерализм становится проблемным, когда он вырождается в либертаризм теряя в результате способность справляться с кризисами»[12].
Суть этого явления, – есть крайняя степень либерализма, с омерзительной попыткой придать греху статус закона. Происходит возведение безнравственности в норму с навязыванием здоровому большинству взглядов духовно больного меньшинства. «Никто и ничто не может извне ограничивать осуществление свободной воли индивида – ни требования общепринятой нравственности и морали, ни каноны религии, ни законы государства. Только сам индивид решает, как ему себя вести»[13].
Нет сомнений, что эта болезнь разрушает и обессиливает Европейские народы. Они словно позабыли, что над ними уже простиралась рука Господня «чтобы дать им испить чашу вина ярости гнева Его» (Откр. 16,19). Мы спасли их тогда, продлив жизнь либеральной Европе. Жестокое пламя той войны, казалось бы, должно было очистить, оздоровить европейский мир. Однако, как показало время, «не в коня корм».
Надо признать, что сэр У. Черчилль, безусловно мудрый человек, верно предупреждал своих современников в годы войны: «Это только начало. Первый глоток горькой чаши, испить из которой нам придется сполна, если только неимоверным усилием воли нам не удастся восстановить нравственное здоровье и боевой дух британского народа, чтобы вновь возродиться и встать на защиту своей свободы, как в старые добрые времена»[14].
Сопротивление
Наша страна воспринимает эти тенденции и перемены на европейском духовном пространстве, как угрозу своим национальным интересам. Недаром на эту тему вполне определенно высказался Секретарь Совбеза России Н.П. Патрушев: «Вся прежняя конструкция традиционных западных ценностей подверглась столь глубоким изменениям, что набор ее нынешних «универсальных» норм фактически не имеет ничего общего с прежней, более привычной для нас системой ценностей европейской цивилизации».
«Речь идет уже не о подмене одних ценностей другими, – с тревогой отмечает в своей статье Патрушев, – сегодня следует говорить уже о возникновении новой идеологической системы, которая направлена в конечном счете на уничтожение любых традиционных религиозных и духовно-нравственных ценностей как базовой основы культурного и политического суверенитета стран и народов»[15].
Примечательно, что исходя именно из тех же посылов Сталин весьма критически относился к Петру Первому. На встрече с режиссером С. Эйзенштейном он уничижительно называл императора «Петрухой», категорически не принимая петровского поклонения Западу. Сталин указывал, что русский царь оказался «не национален – ибо широко открыл дверь иностранцам». И, что нам необходимо поскорее отгородиться от «тлетворного влияния» Запада, потому никакие аналоги петровского «открытого окна» в Европу стране не нужны. В тоже время он указывал Эйзенштейну, при съемке фильма «Иван Грозный» на необходимость отразить мудрость этого царя, заключавшуюся в недопущении иностранцев в Россию и ограждении государства от заграничного влияния»[16].
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым». Худ. Н.В. Неврев, 1903 год.
Кстати, выдающийся английский историк и философ А. Тойнби, автор знаменитой цивилизационной теории, справедливо считал, что победивший в России большевизм вооруженный известной теорией коммунизма, явился закономерным «контрударом, отбивающим назад то, что Запад навязал России в XVIII веке, попустительством Петра Первого»[17].
Менталитет русского народа традиционно не приемлет эти западные тенденции, с отвращением относясь к либертаризму, как к продукту вырождения европейского общества. На это наше сопротивление, Запад, в свою очередь отвечает нам дремучей русофобией. Похоже, что скоро это останется единственной исторической традицией сбереженной Европой.
Интересно отметить то, какой упрек европейцам прозвучал в последнем интервью Гитлера: «За годы этой войны я вынужден был пересмотреть свое расовое мировоззрение. И вот что я Вам скажу, никто здесь, в Европе, не знает Россию и никогда ее не знал»[18].
Возникает стойкое ощущение, что европейцы боятся именно этого «узнавания», и отгораживаются от России всяческими «страшилками». Уместно здесь привести исторически сложившееся ключевое условие для дальнейшего существования Европейского либерализма. Эта верная мысль прозвучала в переписке русских писателей еще в конце XIX века, и осталась предельно актуальной в наше время: «Нельзя быть либеральным человеком в Европе, не будучи врагом России. Либерализм и благорасположение к славянам – понятия несовместимые. Россия, хоть распинайся за цивилизацию и всеобщий мир, – она ничего другого не получит в ответ, кроме «merde» (фр. – дерьмо)»[19].
Увы, но в духовном пространстве российского общества исторически сформировалась и своя «пятая колонна» приверженцев европейского либертаризма, что в свою очередь, неизбежно вводит этот специфический слой нашего общества в русофобское состояние.
На этот счет можно вновь обратиться к примерам раннего обнаружения этой духовной беды российской интеллигенции, прозвучавших в размышлениях уважаемого русского поэта XIX века: «Явление, приобретающее всё более патологический характер – это русофобия некоторых русских людей – кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы и т. д., и т. п. И что именно потому они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизованности, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею в виду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться»[20].
Собственно, на этом и были сосредоточены наши усилия при написании данного исследования – разобраться в «природе этих инстинктов», как, впрочем, и многих иных глубинных и трагических воздействиях сил тьмы на души людей.
Наследие Победы
Это отношения к нашей стране со стороны Запада, ничто не в состоянии поколебать. Ни подвиг русского солдата, ни беспримерная по масштабу жертва, принесенная нашим народом для достижения освобождения Европы. Ничто не в силах устранить онтологическое неприятие России, вплоть до нетерпимости вообще, самого факта нашего существования. Также и наши союзники не страдали угрызениями совести, сразу позабыв про Директиву Гитлера №32 «О подготовке к периоду после осуществления плана «Барбаросса»», согласно которой после победы над Красной армией вся мощь рейха должна быть брошена против США.
Закончилась страшная война, но в ее огне не произошло очищения совести, и ничего не изменилось в глубинном антагонизме Запада и России. «Американцам не так страшен коммунизм, как сама Россия. Они сейчас еще считаются с тем, что в данное время она самая могучая держава, которая стоит у них на пути. При этом, будь на месте Сталина сегодня Николай II, положение нисколько не изменилось бы. Антикоммунизм это только ширма для объяснения причин ненависти. Им, прежде всего, нужно уничтожить Россию, как таковую, и тогда они смогут считать себя господами мира»[21]. То есть по аналогии с известным принципом преемственности монархической власти, следует воскликнуть: «Гитлер умер, да здравствует Гитлер!»
Приведенные выше слова из тех первых послевоенных лет, идеально подходят для нашего времени, как, впрочем, и для всей истории России. Нынешнее желание США быть «господами мира», потому что «они лучшие» и «America First», заставляет вновь обратиться к мнению выдающегося психоаналитика Карла Густава Юнга сказанные им сразу после разгрома Германии: «Теперь, когда «ангел истории» покинул немцев, демоны будут искать новую жертву. И это будет нетрудно… Всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет их добычей»[22].
Жаль, что так коротка память «союзников». А ведь еще в 1867 году великий американский писатель Марк Твен написал российскому императору Александру II благодарственное письмо, содержащее строки, которые сейчас и произносить-то неловко: «Америка так многим обязана России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную помощь в годины ее испытаний. С упованием молим Бога, чтобы эта дружба продолжалась и на будущие времена. Ни на минуту не сомневаемся, что благодарность к России и её Государю живёт и всегда будет жить в сердцах американцев. Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе…»[23].
«Верность этой дружбе» нарушена столь основательно и принципиально, что вряд ли предполагает положительные изменения в ближайшей перспективе. Однако, на всякий такой случай, мы твердо помним уроки Великой Победы и главную мысль, унаследованную нами еще с глубокой древности: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».
«Я, как Глава российского государства хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если там не будет России?»
Недавно она вновь была озвучена нынешним Верховным Главнокомандующим: «агрессор должен знать: возмездие неизбежно, и он все равно будет уничтожен. Мы как жертва агрессии, как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут. Потому что они даже раскаяться не успеют»[24]. И еще: «Если кем-то будет принято решение уничтожить Россию, то у нас возникает законное право ответить. Да, надо понимать, что для мира это будет глобальная катастрофа. Но я, как Глава российского государства хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если там не будет России?»[25]
Размышляя о том великом, что было пережито нами, мы ясно осознаем, что «человечество входит в критический период развития, и это видно невооруженным глазом. Нужно быть слепым, чтобы не видеть приближение грозных мгновений истории, о которых говорил в своем Откровении апостол и евангелист Иоанн Богослов»[26].
Если кто считает, что то смертельное противостояние сил света и сил тьмы, чему мы посвятили эту книгу, закончилось в 1945 году, то это опасное заблуждение. Этот крест Россия будет нести всегда, начиная от времен исторического выбора князя Владимира, и до скончания века, потому как, так повелел Господь: «если кто хочет идти за Мною… возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24).
В этом состоит окончательно сложившаяся на сегодня глобальная расстановка сил в мире. Такую историческую роль определил Господь России. В общем все по Евангелию: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1Ин. 5,19). И нам ничего не страшно, ибо мы не сомневаемся, что «есть жизнь вечная» (1Ин. 5,20), и «есть истинный Бог» – «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22,13).
Все в этом мире совершается по Его святой воле. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22,12).
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22,12).
[1] Из песни «Священная война».
[2] Гнутова С. Наперсная панагия Илии Карама, митрополита Гор Ливанских // Журнал Московской Патриархии. 2000. № 5. С. 75.
[3] Слова, зачитанные после богослужения в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве 16 ноября 1947 г. Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. С. 5.
[4] Тютчев Ф.И. «Эти бедные селенья...», 13 августа 1855 г.
[5] Из Директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 11073 от 20 апреля 1945 г.
[6] Фест, Иоахим К. Адольф Гитлер. В трех томах. Пермь, «Алетейя», Т. 1. 1993. С. 218.
[7] Рахшмир П.Ю. Гитлер Иоахима Феста. Предисловие к книге: Фест И.К. Гитлер: Биография: В 3-х тт. - Пермь, 1993. Т.1. С. 8.
[8] Эрнст Нольте. Фашизм в его эпохе. Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2001. С. 56.
[9] Фест, Иоахим К. Адольф Гитлер. В трех томах. Пермь, «Алетейя», Т. 1. 1993. С. 112.
[10] Эрнст Нольте. Фашизм в его эпохе… С. 57.
[11] Пушкин А.С. О ничтожестве литературы русской, 1834 // Полн. собр. соч. в 16 т. М., Т. XI. С. 268
[12] Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996. С. 265.
[13] Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика. Челябинск, 2004.
[14] Черчилль, Уинстон. Мюнхенское соглашение. Речь в палате общин 5 октября 1938 года. https://churchill.pw/mjunhenskoe-soglashenie.html
[15] Патрушев Н.П. Духовно-нравственные ценности общества как основа суверенитета государства // Российская газета. Федеральный выпуск № 132 (8186). 17.06.2020 г.
[16] Историческая наука в России в 30-е гг. 2010, реферат. https://knowledge.allbest.ru/history/
[17] См. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., «Рольф», 2001.
[18] Тросницкий, Вадим. Интервью А. Гитлера 29 апреля 1945 года. Из архивов МО РФ. https://proza.ru/2013/11/07/2094
[19] Из письма Павла Анненкова Ивану Тургеневу от 25.08.1876 года. Цит. по: Русофобия. Миф или горькая реальность? // «Литературная газета» № 15 (6066), апрель 2006.
[20] Из письма Ф. Тютчева от 26.09.1867 года. Цит. по: Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М., Изд. «Алгоритм», 2002. С. 11.
[21] Из информ. доклада о настроениях союзников протоиерея Аркадия Закидальского в Управление информации Советской военной администрации в Германии в 1948 г. Цит. по: Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. М. 1999. С. 179. См. АВП РФ. Ф. 7. Оп. 21. Пап. 7. Ед. хр. 86. Л. 25.
[22] Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла 25 мая 2020 года в храме Христа Спасителя.
[23] Из Приветственного адреса Императору Александру II, написанного Марком Твеном от лица американских путешественников, 26 августа 1867 года.
[24] Из выступления В.В. Путина на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи в октябре 2019 года.
[25] Из интервью В.В. Путина в документальном фильме С. Медведевой «Миропорядок 2018»
[26] Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя 20 ноября 2017 г.