От редакции РНЛ. Книга «Тайна Великой войны» митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана (Баданина) была издана издательством Мурманской епархии в 2020 году.
В аннотации к книге говорится: «В представленной книге автор предлагает рассмотреть историю Второй мировой войны с позиции человека верующего. То есть, с ясным пониманием того, что за всеми историческими событиями, лежащими на поверхности, стоит Промысел Божий, и во всем происходящем на нашей планете раскрывается действие Его Неумолимой воли.
В явлении такого масштаба, каким в первой половине XX века стала Вторая мировая война, наиболее ярко и зримо проявилось это Божье Провидение. В этом не имеющим аналогов противостоянии сил света и тьмы ясно прослеживается Божественный план спасения человека и осуществление заранее предопределенных судеб мировой истории».
Мы публиковали в минувшем году резонансную книгу митрополита Митрофана (Баданина) о допотопной истории человечества «До и после. Апология Книги Еноха» (подробнее см. здесь).
Книга «Тайна Великой войны», публикуемая нами с любезного согласия Его Высокопреосвященства, является не менее резонансной, поскольку она даёт возможность взглянуть на историю главного события ХХ века глазами верующего сердца.
***
ТАЙНА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ
Нет в истории России ничего более трагического и величественного, чем Великая Отечественная война. При этом наше отношение к ней, память о ней являет нам необычный феномен – стойкое ощущение того, что в этом грандиозном событии скрыто много больше, чем то, что все мы знаем с детства, и что лежит на поверхности исторической канвы тех лет.
При этом важно отметить, что чем дальше мы от тех лет, тем ярче наше переживание о всем произошедшем в те страшные годы. Воистину, «большое видится на расстоянии».
Нам сейчас может показаться невероятным, но после войны никаких Дней Победы не праздновалось. И, вообще, было устойчивое желание всячески нивелировать память о пережитом, и заглушив воспоминания, не только обезличить подвиг, но и вообще принизить масштаб пережитой трагедии. О «подвиге известных и безымянных героев в послевоенные годы в силу разных причин говорили незаслуженно и несправедливо мало или вовсе молчали»[1].
Выходным днем 9 мая был лишь в самом начале, в 1946-47 годах. Затем праздник отменили, придумав людям компенсацию – объявили выходным 1 января, празднование «Нового года». Но народ отказывался забывать свою Победу и продолжал отмечать этот день, но уже не официально. Никаких парадов, естественно, не проводилось.
Перемена отношения к этому дню произошла лишь к двадцатой годовщине Победы по инициативе Л.И. Брежнева. В 1965 году впервые с того исторического парада по случаю окончанию войны, состоялся парад Победы и 9 мая стал нерабочим днем. И дальше этот процесс раскрытия глубины духовного смысла, происходившего в те годы, все больше нарастал, достигнув наконец в наши дни значения чрезвычайной важности, и став уникальным событием, ярко явившим нашу национальную самоидентичность.
День Победы. Ленинград, Невский проспект. Идут ветераны. 1975 год.
День Победы в г. Калининграде. Идут ветераны. 1975 год.
Почему именно так развивался этот процесс? Думается, что наблюдавшееся циничное сопротивление раскрытию глубинного значения того небывалого противостояния, как раз свидетельствует о непознанной еще величине пережитого события. Показательно, что это сопротивление раскрытию тайных смыслов отступало по мере того, как выветривалась или ослабевала идеология оголтелого богоборчества. Душа народа высвобождалась из этого пленения, раскрывая для себя подлинные ценности и глубину духовного значения, равные по величине масштабу небывалого горя пережитого нами тогда.
Ныне мы всё больше убеждаемся, что имеем дело с явлением уникальным, несущем в себе очень высокий духовный императив. С событием, явившим в своей сути великий Божий промысел о русском народе, и о его особой роли в мировой истории. И надо ясно заявить, что на сегодня мы не сможем быть уверенными в правильности оценок произошедшего, если не будем учитывать эту глубинную, сакральную сторону происходившего в 1941-1945 годах. Видимо вовсе не случайно только сейчас, в наше время, как никогда ранее, доходит до высших пределов осознание беспримерного масштаба произошедшей схватки между силами света и тьмы, воинами Божьего добра и инфернального зла.
Утверждая это, надо отдавать себе отчет, что подобное вторжение в эту закрытую область, предполагающее извлечение на свет извечных невидимых персонажей богоборческого противостояния, и раскрытие тайных механизмов, движущих мировую историю, далеко не безопасно.
Потому видится вполне закономерным, что именно сейчас, вольно или невольно, как вполне осознано, так и вовсе не сознавая своей неблаговидной роли, но очень многие активно подключаются к процессу бессовестной дискредитации имеющихся сведений и фактов из этой сакральной области знаний. Либо же просто требуют прекратить уже вспоминать про те годы, скорбеть о тех страданиях, и о тех потерях…
Это вовсе неудивительно, ибо те невидимые силы, стоявшие на стороне жестокого агрессора, никуда не исчезли, и теперь будут продолжать оказывать упорное сопротивление решению этой важной задачи, к которой мы сейчас приступаем. Таков закон извечного противостояния, «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3.20).
Зверь из бездны
В 1940 году один из политических деятелей национал-социализма, входивший в ближний круг Гитлера – Герман Раушнинг[2], покинул Германию, ужаснувшись тому, что ему открылось в ходе доверительных бесед с фюрером. Оказавшись в Лондоне, он издал книгу, в которой, в частности, прозвучало очень важное предупреждение: «Если Гитлер победит изменятся не только государственные границы. Исчезнет все, что до сих пор считалось смыслом жизни и ценностями человечества. Это не европейская война из-за политических проблем. Это «Зверь из бездны» вырвался наружу»[3].
Остров Патмос. Иоанн Богослов пишет Апокалипсис. Худ. Павел Рыженко, 2007 г.
Но как такое стало возможным? Что дало право автору книги оперировать образами из Откровения Иоанна Богослова? И почему вскоре уже вся Европа заговорила строками Апокалипсиса: «кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?… Ибо дана ему была власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Отк. 13,7).
Причина произошедшего опасного сдвига политической ситуации в Европе первой половины XX века крылась в нарушении глобального равновесия, как следствие нейтрализации сил добра и света. Апостол, предвидя времена прихода этого «зверя», накануне завершения истории, объясняет, что будет обуславливать это событие, и что «не допускает открыться ему в свое время». Другими словами, что сдерживает срабатывание этого механизма, или как говорил сам Гитлер – «шарнира времени»?
Мы хорошо знаем, что в Свое время «для сего и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3,8). Господь наш выполнил эту важнейшую задачу, в результате чего «князь мира сего [был] осужден» (Ин. 16,11). Но шло время, и силы тьмы, связанные Христом две тысячи лет назад, усилиями предававшего Христа человечества, вновь обретали власть. Апостол, хорошо понимая, что этот процесс, – «тайна беззакония», неизбежно будет со временем нарастать, увлекая человечество к событиям апокалипсическим, писал: «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник… которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес. 2,9).
Последний, кто нес бремя «Удерживающего теперь» был предан своим народом и казнен «беззаконниками» вместе с семьей в 1918 году, в подвале Ипатьевского дома.
Подвал Ипатьевского дома, 17 июля 1918 года.
Некогда Святая Русь встала на путь предательства. Эта избранница Христа и удел Божьей Матери совершила невиданное – объявила войну Богу. «Удерживать» стало больше некому, и силы тьмы пробудились.
Чаша гнева Господня не замедлила пролиться на нашу землю и испили ее все от мала до велика. Однако и опуская на Россию Свой бич, Господь остается нашим Отцом, Который «не до конца гневается, и не вовек негодует» (Пс. 102,9). Поэтому оценивая сегодня пройденный нашей страной путь следует согласиться с тем, что «непрекращающиеся страдания России в XX веке свидетельствуют о том, что Бог продолжает сохранять шанс на ее возрождение – иначе история закончилась бы в 1917 году»[4].
Французская катастрофа
Однако, вернемся во времена еще более далекие, и вспомним истоки наших бед. История войны человечества с Богом началась не в 1917 году. Равным образом и Великая Отечественная война случалась у нас не только в 1941-м.
Вспомним 1812 год – первая попытка явления «зверя из бездны». И она так же, была прямым результатом безбожных деяний «Великой» Французской революции. Этой, по сути, страшной катастрофы, ввергнувшей весьма достойную страну Европы в хаос греха и святотатства, и в конечном итоге, неисцелимо духовно повредившей французский народ.
Дабы не осквернять слух и не травмировать воображение, мы не будем цитировать здесь подробности жутких свидетельств очевидцев о том, какие ужасы и мерзости творил обезумевший революционный народ под руководством французских коммунаров. Хотя нам это, как не печально признавать, вовсе не в диковинку, если вспомнить, что творилось у нас в стране в революционном угаре «красного террора».
Революционер Ж.-Б. Каррье лично руководит казнью 13 тысяч человек. Картина «Утопление в Нанте в 1793 году». Художник Д. Обер, 1882 год.
Приведем лишь одно свидетельство о ситуации в то время во Франции, из того, что можно произнести: «В связи с большим количеством трупов Комитет общественной безопасности дал разрешение на использование замка Мюедон в Париже для открытия завода по обработке человеческой кожи. Кожа мужчин оказалась прочнее и эластичнее шкур животных, из неё шили перчатки, лосины, портмоне и ботинки». «Один из предводителей Великой французской революции, Филипп Эгалите, носил штаны из человеческой кожи и был обладателем экземпляра первой конституции Франции, переплетенной в тот же материал». Теперь, после событий XX века нам известно, что это «ноу-хау» найдет своих «благодарных продолжателей» и будет использовано в аналогичных производствах фашистских концлагерей.
Мы же, коснемся лишь аспектов первого опыта прямого богоборчества, охватившего Францию в конце XVIII века, – эту некогда благочестивую страну, и государство с древними христианскими традициями. С той поры эта «республика» стала символом революции, атеизма, вольных нравов и богоборчества.
Резня в Бисетре и Шатле, 3 сентября 1792 года. Гравюра, Музей Лувр, Париж.
Мы выше писали, что Христос придя на землю положил конец господству князя тьмы, «отняв силы у начальств и властей [высшие чины падших ангелов – м. М.], властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2,15). Казалось бы, свершилось величайшее событие – «свет пришел в мир», но, увы, пишет апостол «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3,19).
Развратившие народ своим авторитетом «ученых», французские энциклопедисты[5] явили яркий пример «просвещенного» богоборчества. Эти «умники» «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1,22). Именно они сыграли провоцирующую роль в идейной подготовке последующих катастрофических событий.
Это брожение в умах пробудило тоску падшего человечества по временам языческой свободы грешить, желание освободиться от высоких требований христианской морали и нравственности.
Все это бурно излилось богоборчеством Французской революции в конце XVIII века со всенародным призывом к возвращению культа «князя тьмы», под именем «Верховного Существа».
Для начала Конвентом 25 октября (!) 1793 года был введен новый «революционный календарь», отменявший установленные Богом семь дней в неделе. Кроме того, упразднялся Воскресный день, а «дни календаря посвящались не памяти святых подвижников, а овощам, животным и сельскохозяйственным орудиям»[6].
Праздник «Разума» в соборе Парижской Богоматери 10 ноября 1793 года. Картина Шарля Луи Мюллера. 1878 г.
Далее, Парижской коммуной было принято постановление: «все существующие в Париже церкви или храмы всех религий немедленно закрываются, всякий, кто потребует их открытия будет арестован как подозрительный»[7]. 7 ноября (!) было принято решение о проведении в Соборе Парижской Богоматери специального празднества посвященному культу Богини Разума. Этот «Разум», хотя скорее отсутствие такового, должна была символизировать некая оперная актриса, наряженная в весьма откровенные одежды.
Сама церемония напоминала римские языческие «Сатурналии». Господствующей идеей празднования было осмеяние христианства. Духовенство изображалось в самом смехотворном или отталкивающем виде, например, в клоунских колпаках и вооруженное кинжалами. По сценарию действа происходило смешение католической литургии с самыми циничными выходками, где вместо молитв звучали кощунства с грязным сквернословием. Участники расхаживали в церковных облачениях, которыми также накрывали собак, козлов, свиней и ослов.
«Грандиозные празднества 1793 – 1794 гг. сначала в честь Разума, а затем в честь некоего «Верховного Существа» имели необычайный успех»[8]. Вот так, незаметно, антицерковные торжества в честь падшего человеческого «Разума», переросли в почитание и самого инициатора этого падения, древнего змия-искусителя. Абстрактное прославление «Разума», всеобщее веселие и глумление над христианством закономерно оформилось в конкретное религиозное почитание «Верховного Существа», противоположное почитанию Истинного Бога. Вскоре Национальный конвент принял декларацию, согласно которой: «Французский народ признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей»[9].
Фонтан-статуя «Природа», воздвигнутый на развалинах Бастилии, 10 апреля 1793 г. Офорт. Худ. Шарль Моне, 1794 г.
Один из элементов этого культа в подробностях описан очевидцами тех событий: «Среди развалин Бастилии возвышается колоссальная статуя «Природы» с надписью на ее основании: «Все мы дети ее». Из сосков ее грудей, которые она сжимает руками, льются в бассейн две струи воды. После речи во славу «Природы» президент Конвента подставляет чашу и совершает их нее возлияния вокруг и, затем выпив воду, передает чашу по очереди комиссарам, каждый из которых пьет воду под пушечный выстрел. Это акт братства и единения. Шествия открывают народные общества, над рядами которых реют знамена с изображением «всевидящего ока» [невольно вспоминается «Око Саурона» – м. М.], взор которого пронизывает густое облако»[10].
В конечном итоге это глумление над Христовой церковью, и предательство веры отцов не осталось без благосклонного внимания сил тьмы. К власти пришел диктатор и завоеватель мирового господства Наполеон I Бонапарт. То есть объявился «беззаконник… которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес. 2,9).
Наполеон I Бонапарт. Худ. Поль Деларош.
Об этом человеке написано много, в том числе и о его необъяснимых талантах. У Бонапарта была удивительная способность гипнотизировать массы, вселяя в них ничем непоколебимое доверие к себе, почти всегда доходившее до самоотрешения, даже до потери инстинкта самосохранения. Все им задуманное удавалось. К моменту похода на Россию, империя Наполеона уже включала в себя Север Италии, часть Австрии, Бельгию, Голландию, Швейцарию, Египет и Сирию, Испанию, Пруссию, область Иллирию на Балканах. Все получалось, и император был абсолютно уверен в успехе своего очередного предприятия – похода на Восток.
Но случилось для него совершенно неожиданное. Результат самого кровопролитного сражения в истории Наполеоновских войн – Бородинской битвы впервые за все походы Наполеона совершенно не соответствовал его ожиданиям. Героическая стойкость русских войск в бою, и практическое отсутствие пленных, ввели его в состояние растерянности.
По свидетельству очевидцев, «Наполеон был в подавленном и тревожном расположении духа, и много раз повторял, что он не может понять, каким образом редуты и позиции, которые были захвачены с такой отвагой и которые мы так упорно затем защищали, дали нам лишь небольшое число пленных. Он много раз спрашивал у офицеров, прибывших с донесениями, где пленные, которых должны были взять. Он посылал даже в соответствующие пункты удостовериться, не были ли взяты, где ещё пленные. Эти успехи без пленных, без трофеев абсолютно не удовлетворяли его, вызывая недоумение…»[11]
Бегство Наполеона из России. Худ. Нортен Адольф, 1851 г.
О том, что еще оказалось для него большой неожиданностью, вспоминал позже лечащий врач Наполеона Б. О’Мира, сопровождавший его в заточение. «Самым главным, что вызвало удивление и безмерное восхищение Наполеона, была всеобщая самоотверженность русского народа. Наполеон тогда, сравнивая русское население с жителями Европы, подчеркивал, что последние оставались равнодушными, просто наблюдая, как шествует его армия по покоренным землям, а русские сразу же переходили ко всенародной борьбе»[12].
Это отношение к войне русского человека показывает принципиальное различие в менталитетах народов России и Европы. В «цивилизованных странах» Запада воюет армия, а народ покорно принимает результаты сражений. В России воюет страна все, что в ней находится. Всё ее население «от мала до велика», жертвует всем, что имеет, в том числе и жизнью для победы над врагом.
Это удивление западного агрессора, о «не цивилизованном» ведении войны с еще большим масштабом повторится в 1941 году. И потому строки величайшей песни тех лет, «Священная война» в полной мере отражают дух всей долгой и обширной истории борьбы нашего народа с многочисленными врагами, посягавшими на русскую землю:
«Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идёт война народная,
Священная война!»
Мы помним, как довольно скоро Наполеон потерпел поражение и бежал из России не только потеряв армию численностью порядка 400 тысяч человек, но в конечном счете лишившись всего, что имел.
В дальнейшем наша армия триумфально дошла до столицы Франции. О том, как воспринимался Наполеон русским народом свидетельствует историк XIX века: «Победоносные русские войска вернулись из Парижа, этого еще недавнего логовища «апокалипсического зверя», как называли в то время в России Наполеона, с знаменами, покрытыми неувядаемою славой, имея во главе венценосного вождя, боготворимого войском и народом»[13].
Но, увы, в духовном плане все было не столь благополучно. Высший свет Российской Империи был уже глубоко поврежден духом Французской революции и безбожного «просвещения». Отступление от идеалов Святой Руси, ясно проявилось в полном переходе «высшего света» на общение на французском языке. Атеизм Вольтера и Дидро, и преклонение перед «гением» Наполеона стали существенной частью духовного мира высших сословий России.
Агрессия Наполеона принесла горе и смерть сотням тысяч соотечественников, была сожжена Москва, осквернены национальные святыни… Но вспомним, что стоит на рабочем столе у Евгения Онегина, этого «типичного представителя российского дворянства» двадцатых годов XIX века:
«И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом».
Православная аскетика хорошо знакома с этим явлением. Оно называется «прелесть бесовская». Это прельщение души очевидным злом. И более того, преклонение пред явным врагом, которое может овладеть, как отдельным человеком, так и целыми народами.
Тот самый, Онегинский «столбик с куклою чугунной…»
Эту силу прельщения всегда хорошо чувствовал в себе Наполеон. О том, кем он считал себя сам, ясно говорят его кощунственные слова: «Моё имя будет жить столько же, сколько имя Бога».
(Продолжение следует)
[1] Путин. В.В., Президент РФ. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим // Российская газета - Федеральный выпуск № 133 (8187), 19 июня 2020.
[2] Герман Адольф Рейнгольд Раушнинг (+1982) – Президент сената свободного города Данцига.
[3] Раушнинг, Герман. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., «Миф», 1993. С. 7.
[4] Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. М., «Русская идея», 2004. С. 930.
[5] Атеистически настроенная группа «просветителей», авторов-составителей универсальной «Энциклопедии» 1751-1780 гг. – Ж. Бюффон, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Л. де Жокур, Э. Кондильяк, Г. Рейналь, Ж. Ж. Руссо, А. Тюрго и др.
[6] Французская буржуазная революция 1789 – 1794 гг. Под ред. акад. Волгина В.П. и акад. Тарле Е.В. М.-Л., 1941. С. 686.
[7] Французская буржуазная революция…» С. 687.
[8] Французская буржуазная революция…» С. 688.
[9] Олар А. Культ Разума и культ Верховного Существа во время французской революции. // Пер. Е. С. Коц и А.Н. Карасика. М., «Сеятель», 1925.
[10] Французская буржуазная революция…» С. 687.
[11] Коленкур А. Мемуары. Поход Наполеона в Россию. Таллин, М., «Скиф Алекс». С. 26.
[12] О’Мира Э.Б. Голос с острова Святой Елены. М., «Захаров», 2006.
[13] Гейнце Н.Э. Аракчеев. Исторический роман XIX столетия в 2-х томах и шести частях. СПб., 1895. С. 212.