Предлагаем вниманию читателей главу из романа сербского писателя Векислава Яничиевича «Дьявольский сон» («Ђавољи сан», Векислав Јанићијевић). Роман описывает жизнь двух семей с Косова и Метохии – сербской и албанской – на протяжении ста лет. От Балканских войн 1912-13 годов – до нашего времени.
Тридцать с лишним лет назад Векислав участвовал в создании Общества Сербско-Российской дружбы и как директор школы в Белграде, сохранившей русский язык, получил благодарность от личного посланника президента В.В.Путина, господина Шойгу, посетившего школу в 2005 году.
Стоянова Слава
Дом Стояна Йовановича был построен ещё в начале девятнадцатого века. Это был один из самых красивых сербских домов того времени, с фасадом, выкрашенным в белый цвет, второй этаж традиционно выступал и как бы нависал над тротуаром. Окна на ночь закрывались на глухие ставни. Забор надёжно укрывал от посторонних глаз всё происходящее во дворе. В сам двор можно было попасть либо через большие двустворчатые каретные ворота, либо через калитку.
Широкая, вымощенная камнем дорожка вела от каретных ворот к крытому черепицей зданию, разделённому на три части. В первой была конюшня с несколькими стойлами, во втором – конные экипажи, а также инструменты, бочки и разные другие вещи, в третьем находилась коптильня, где вялили мясо.
Обычно двор был разделён на три части. Помимо описанного выше чистого двора, и сада с огородом, был ещё хлев. Но в хозяйстве Стояна – как настоящего горожанина – скотины не держали, более того, конюшней занимались двое старичков, живших тут же, в небольшом домике в глубине двора. Семья была богатой, коль уж держали прислугу, но это не значит, что Цвета сидела сложа руки.
Уж какой был сад! Жена Стояна, Цвета, копошилась в саду всё время, свободное от непрерывного наведения блеска в доме. Стоян любил пить кофе под старой шелковицей рядом с колодцем, в тени винограда.
Хозяйский дом построен был из кирпича на каменном фундаменте. Ступени вели сразу в главную комнату с камином, который называли по-турецки – “оджаклия”. Отдельная деревянная лестница поднималась в комнаты верхнего этажа. Одна из них была с выходом на веранду с чудесным видом на сад. В доме имелся и подвал с отдельным помещением, служившим складом.
Цвете не нравилось, когда кто-то посторонний хозяйничал в её доме, потому она сама готовила, стирала и, как уже проговаривалось, содержала дом в идеальном порядке. Всё сияло, даже деревянную лестницу, ведущую наверх, она почти каждую неделю тщательно натирала щеткой.
После замужества их единственной дочери Ванки её комната оставалась нетронутой, как будто хозяева с минуты на минуту ждали возвращения молодой женщины. Комната лучилась девичьей чистотой – мягкие коврики, вышитое постельное бельё, белоснежные подушки на кровати с резным изголовьем. Рядом с окном - кованое трюмо с миской для умывания и кувшином. Вся комната пахла айвой, желто-зелёные плоды которой лежали на деревянном шкафу и были словно ещё один штрих в общей картине.
Рядом с Ванкиной комнатой располагалась комната для гостей. Оттоманка, которую называли тоже на турецкий манер – миндерлук, стояла в отдельной части комнаты, окружённая с трёх сторон окнами, прикрытыми тяжелыми портьерами, придававшими этому пространству необыкновенную теплоту и уют.
На стене, напротив стола, висели вышитые рушники. На полках, расположенных у боковой стены, были расставлены рюмки для ракийи и вина, тарелки, лежало декоративное мыло и снова немного айвы. На восточной стороне комнаты, в специально сделанном углублении, находилась икона. Рядом – перламутровый крест, графинчик с крещенской водой и чётки.
Это было место, где каждое воскресенье и по праздникам затепливали лампаду. В правом углу комнаты стоял большой расписной сундук, а рядом, как украшение гостевой комнаты и доказательство достатка, – большой сейф, который отец Стояна купил давным-давно у одного цинцара[i] из Белграда.
Стоян завёл коня на двор и, увидев своего слугу Йордана, поприветствовал его:
- Бог в помощь, Йордан.
- Да поможет вам Бог, газда[ii], - ответил Йордан и принял узду.
Цвета выбежала из дома навстречу мужу с кувшином в руке и полотенцем. Стоян освежился холодной колодезной водой и вошёл в дом. Рассказал жене, про то, что черногорское войско стоит у входа в Печ, и что в любой момент ожидается занятие ими города. Также поведал ей, что мусульманские дучаны[iii] в основном закрыты, а на чаршии пусто.
- Охо-хо… Как же Ванка с внуками сможет к нам добраться? - запричитала Цвета.
- Не бойся, жена. Столько всего дочь пережила, разберётся, - ответил Стоян.
Правда, он тоже немного волновался, ведь слышал, что арнауты взяли в руки оружие и заняли оборону на холме Чабрат, чтобы встретить сербскую и черногорскую армию.
Стоян вошёл в спальню, чтобы как следует подготовиться к приходу гостей.
Одевался во всё праздничное. Его чакширы[iv] были выглажены безупречно. Подпоясывался двумя кушаками, причём верхний – из приятного на ощупь хлопка со светлым орнаментом, контрастно выделявшимся на фоне штанов, перенятых от турок. В отличие от албанцев, носивших чакширы из белого сукна, сербы предпочитали чёрный или тёмно-синий цвет. Жилет-елек был подбит ватой. На ногах – пёстрые шерстяные носки-чарапы, обут в чёрные ципелы, (то есть в городские туфли, а не в сельские опанки). На голове – феска с кисточкой тёмного цвета. Особым украшением был синий кафтан, с подкладкой из чёрной волчьей шкуры.
Цвета вошла в комнату.
Да… Уж какими бы щеголями ни выглядели наши красавцы, способные переплюнуть по части наряда янычарских воевод-чорбаджий[v], но до роскоши женского убранства их одежде всё равно было далеко. Несмотря на свои пятьдесят лет, Цвета всё ещё оставалась чрезвычайно красивой женщиной. Шаровары на ней были немного короче турецких, с шелковым поясом. Поверх шёлковой же рубашки она надела коротенький, примерно до половины спины, жилет, застёгнутый на две пуговицы, так что грудь казалась больше. Поверх жилета была накидка-минтана, придававшая изящества городскому костюму.
На шее висели две нитки дукатов, в ушах – филигранно выполненные золотые серьги. На всех пальцах, кроме большого, Цвета надела кольца. Волосы собраны в безупречный пучок. На голове – украшенная вышивкой феска, к которой была пришита диадема-тепелук из серебра и золота. И всё это покрыто шелковым покрывалом подвязанным под подбородок.
- Знаешь ли, я счастлив, что взял в жены самую красивую женщину Метохии, - поцеловал её Стоян.
- Мне поставить кофе?
- Можно. Попью в гостевой.
Он уже начинал волноваться, что Ванка не приедет, потому что уже все сроки прошли.
Кто-то постучал в ворота.
- Войдите! – крикнул Стоян.
- Пришёл мужчина, принёс записку от Ванки. Он родом из Джаковицы. Говорит, что всё в порядке, - рассказала Цвета, вернувшись.
- Помоги Боже и счастливая Слава хозяину! - подошёл гость.
- Бог в помощь, что скажешь?
- Да вот, приехал по делам из Джаковицы. Едва проскочил. Беки собрали под Чабратом большое войско, будет жарко. Но что поделаешь, нужно было ехать. Ванка послала меня сообщить, что она не сможет приехать. Опасно ехать сюда. Да ещё с детьми.
- Пусть остаётся! Лишь бы она была жива и здорова! А как внуки?
- Всё хорошо. Вот Ванка прислала арбузное варенье. Велела передать тебе. А маме прислала сорочку, которую сама вышила.
Вошла Цвета с подносом, и Стоян показал ей подарки от Ванки.
Она тут же раскисла, и, поднеся рубашку к губам, пустила слезу.
- Распустила нюни! Испортишь труд дочери! – сердито одёрнул Стоян.
Цвета взяла себя в руки и тихо вышла из комнаты. Когда гость ушел, Стоян почувствовал облегчение. Как бы он ни хотел увидеть свою дочь и внуков, но её приезда он опасался гораздо сильнее.
Ночь накануне Славы называется в Метохии «Встречей Славы». В гостиной было шумно. Собрались соседи и друзья, выпившие за беседой немного ракийи. Затем внесли стол, который Стоян предварительно окадил ладаном и гости были приглашены рассесться вокруг него.
Затем хозяин попросил самого старшего гостя, Свето, преломить с ним славский калач-погачу – и разделить его с остальными. После чего блюдо унесли, священник взял большой бокал вина, повернулся к иконе, перекрестился и изрёк:
- Помоги, Боже! Выпьем эту чашу во славу Божию! Да поможет Бог и слава Ему! Слава держала и дом, и семью, и друзей всех! Да поможет вам Бог и умножит! В этом году так, а в следующем – эдак. Сильнее! Аминь.
С молитвой «Господи, помилуй», отпив немного, передавали чашу по старшинству. Наконец, самый старший из гостей, Свето, взял слово:
- Будь здоров, Стоян, выпьем за твоё здоровье и за всё хорошее! Дай Бог здоровья и жизни, а также семью, дом и друзей!
Отпил немного, и, поскольку Стоян долил ему, продолжил, обратившись к собравшимся:
- Собрали урожай добрых плодов, здраво ели – и преуспели!
Пригубил снова, затем повернулся к Стояну и вновь поздравил его…
Было что выпить, было – чем закусить. Главное – доброе настроение, которое приглушило общую тревожность и страх от немира, который вот-вот охватит их город. Вино расковало людей, так что песни и смех звучали до поздней ночи.
На следующий день - в день празднования Крестной Славы, по старинным обычаям Стоян приветствовал своих родственников. Теперь он – слуга: он предлагает еду и напитки, поддерживает беседу и делает всё, чтобы атмосфера в доме была приятной и непринуждённой. В отличие от дня Встречи Крестной Славы, сам день Крестной Славы гораздо серьёзнее и торжественнее – именно за счёт более строгого соблюдения праздничных ритуалов.
Прибыли гости: дядя Стояна с женой, несколько тёток с семьями и дальние, но дорогие родственники, с кучей гомонящей детворы. Все разодеты в лучшие одежды, стремясь показать, что они, дескать, вовсе не «деревенщина», но «люди культурные». Впрочем, были настолько милы и непосредственны, что всё это вовсе не походило на ярмарку тщеславия.
Особое место среди гостей занимал кум хозяина, священник Григорий Джокович из Ибарского Колашина. Его Стоян встретил у дверей дома, и сначала поцеловал ему руку, а только потом повел к гостям.
Они вместе окончили Призренскую богословско-педагогическую школу. Это кумовство ещё сильнее укрепилось в годы ученичества, проведённые в той же школе. Григорий, как лучший ученик, остался преподавать в этой школе, поэтому Стоян очень часто навещал его, когда ездил по делам в Призрен.
Отец Григорий, как и в предыдущие годы, руководил духовной частью семейного торжества: отметил молитвой зажжение большущей славской свечи, которая будет теплиться целые сутки, и разрезал славский калач. Затем окадил комнату и всех присутствующих в ней, и, наконец:
- Аминь. Дай, Боже!
Гости осенили себя крестным знамением, мужчины уселись на низких табуретках вокруг большого стола, ожидая, пока хозяин нальет ракийю, чтобы поддержать обязательные здравицы. Женщины удалились в другую комнату, специально для них приготовленную, чтобы по обычаю отдельно отпраздновать Славу.
Начались здравицы. Первым говорил Стоян, затем кум Григорий, а потом уже все остальные по старшинству. Когда всё, делавшее застолье праздником красоты братолюбия, было высказано, завязался разговор на злобу дня. Беседа не могла скрыть тайной тревоги, занимавшей всех.
- Слышали, что делается в Чабрате? - начал разговор отец Григорий.
- Дождались и мы освобождения от векового рабства. Было тяжко, но ведь сдюжили! Сердце из груди выскакивает: как помыслю о том, что доживу до того, как из Матери Сербии вернётся наш солдат и принесёт нам свободу! - сказал дядя Тиса.
- Что и говорить, счастье в груди не помещается. Как подумаешь о том: как теперь изменится всё в нашей жизни… Но... Но мы не должны забывать об осторожности. Не будет всё гладко. В Пече, как я слышал, бек уже договорился с черногорцами о мирной передаче города. А вот с Джаковицей так не будет. Столько крови прольётся. Смотрите на арнаутов на Чабрате, – аккуратно высказался Стоян.
- Да что тут говорить! Сколько уже можно всего бояться! Пора уже нам напомнить, что это – наша земля! Будет солнце и на нашей стороне! – торжественно подытожил отец Григорий. – Вот за это и выпьем!
- Живели! Живели! - раздались со всех сторон традиционные слова краткого тоста поддержки.
Сотрапезники, воодушевленные новостями, ожили. Разлились радостные крики и смех. Возможно, эта многовековая надежда и действительно, наконец, исполнится.
И вновь до самой поздней ночи – шутки, песни, смех.
* * *
На следующее утро настал настоящий осенний день - туманный и холодный. Стоян приготовился ехать в село, чтобы узнать не случилось ли чего с семьей Идриза. Оделся тепло. Неохотно сунул пистолет за пояс. Накинул на себя капот и перекинул через плечо отцовское ружьё.
Не любил он оружия и редко носил его, но на этот раз взял. Уже на выезде из города остановился у колонны черногорских солдат, чтобы поприветствовать их.
- Боже, помоги добрым людям!
- Да поможет вам Бог, - ответили они.
Один из унтеров подошел к нему.
- Куда путь держишь? - спросил старшина.
- Да вот, в соседнее село, - сказал Стоян и слез с коня.
- Это ты поступаешь не умно. Мы сейчас прошли там. Арнауты стреляли, и мы, ей-богу, ответили. Послушай меня, вернись. Да! А ты, вообще, кто?
- Я сын Петра Йовановича, уроженца Печа, купца, и мне нужно поехать в село, чтобы посмотреть, что происходит с моим побратимом. Он скрывался от турок, спасая своего кума-серба. Сейчас у него дома остались только дети и жена. Побратим, нужно выручать.
- Да я ж сказал тебе: это не умно. Где ты теперь собираешься спасать арнаутина?
- Не говори так, это – мой побратим.
- Ладно, иди куда хочешь! Вижу, ты сошёл с ума. Жить надоело, - ответил старшина и развернулся.
Стоян попрощался, вскочил на коня и в задумчивости двинулся дальше. Албанское село горело. Что там делалось, было не разобрать. Видимо, черногорское войско просто сметало всё на своём пути везде, где бы ни встречалось вооруженное сопротивление.
При въезде в село увидел дом своего побратима. С горки, на которой он находился, было видно, что во дворе что-то происходит. Погнал коня рысью, желая добраться туда как можно скорее. Спешился у самых широко распахнутых ворот. Вошёл во двор. Вдруг раздался выстрел.
Бросившись на землю, краем глаза увидел солдата, стрелявшего в него.
- Не стреляйте! – крикнул Стоян.
- Встать! Руки вверх!
Встал, поднял руки с ружьём вверх.
Солдаты подошли, сжимая винтовки наперевес. Один из них взял у Стояна ружьё, а другой вытащил у него из-за пояса пистолет.
- Ты кто такой и откуда? - спросил солдат.
- Я Стоян Йованович, купец из Печа.
- Чего ж не кричал, что ты наш?! - перебил его солдат. - Дай, обниму тебя.
Повесил винтовку на ветку и обнял Стояна. Затем повернулся к другому своему товарищу:
– А ты, Мило, чего ждёшь? Поприветствуй человека, верни ему пушку!
Мило – здоровяк под два метра ростом, бородатый и чумазый. Деликатно обнял Стояна и вернул ему ружьё, а свою винтовку поставил, прислонив к дереву.
Стоян забрал оружие и, осмелев, спросил:
- Что делаете тут, зачем дома палите?
- Нам приказали сжечь все дома в сёлах, из которых по нам стреляли. Есть у нас несколько убитых. Арбанасы из этого села открыли по нам огонь. Вот, убили наших братьев. Организовали отпор. Напали на нас у самого въезда в село, была большая драка. Многие из наших погибли. Но, ей-Богу, и мы им тоже дали! А они бежали в горы. Бежали! Оставили своих баб да детей дома. Нам приказано всё спалить. Но мы сначала смотрим есть ли кто в доме. Не хотим, чтоб пострадали невинные. Нам это тоже не надо. Но приказ есть приказ.
- Этот дом поджигать нельзя! – запротестовал Стоян. - Это дом честного человека. Да, арбанаса. Но который прятался от турок, потому что спас своего сербского кума. И чтоб спасти серба, убил нескольких турок.
- Был приказ поджечь все дома в этом селе, и мы его выполнили. Ну да, может и не все арбанасы этого села стреляли в нас. Кто разберёт? Вот и палим все дома подряд, - повторил солдат.
И тут начались роковые нелепости.
Третий солдат, обыскивавший дом, услышал голоса со двора. Выглянул из двери и увидел чужака с ружьём, стоявшего к нему спиной. А черногорские солдаты стояли безоружные прямо напротив него.
Третий солдат решил, что это, видимо, арбанас. И он, скорее всего, застал черногорцев врасплох и намерен взять их в плен.
«Должно быть, это один из их вожаков, который посмел напасть на нас. Но он забыл про меня!», - подумал он. И кровь ударила в голову.
Он мигом выскочил из дома, вскинул винтовку и выстрелил почти в упор.
Стоян ощутил, как внезапная сила с такой мощью врезала ему в левое плечо, будто оторвали руку. Он повалился на землю, но упав, рефлекторно выстрелил в ту сторону, откуда в него стреляли. И успел увидеть, как появившийся на пороге дома солдат схватился за грудь и повалился с крылечка. Один солдат бросился к раненому другу, а другой, двухметровый, схватил винтовку и направил её на Стояна, приказав бросить оружие. Стоян уронил пистолет и схватился за рану.
Сквозь шум и звон, заполнивший сознание Стояна, было слышно, как солдат подбадривает своего раненого товарища.
- Держись, Драго, твой друг Велько рядом.
Послышалось бульканье, а затем стон. Затем - крик солдата, который только что понял, что потерял товарища. Драго умер у него на руках. Потрясённый, совершенно вне себя, видя, как смерть забрала человека, которого он, очевидно, очень любил, он снял висевшую винтовку и, направив ствол прямо Стояну в голову, завопил:
- Ты, мать-твою, предатель! Из-за тебя погиб один из самых лучших наших людей!
Он уже был готов пристрелить лежавшего на земле Стояна, но внезапно сзади него появился Идриз. Он сбил Велько с ног, ударив прикладом по голове, и направил винтовку в Мило. Прогремел:
- Бросай оружие! Быстро! Стреляю!
Мило всё ещё держал винтовку направленной в сторону Стояна. Идриз снова крикнул, ещё яростнее и решительнее:
- Бросай сейчас! Или стреляю!
Солдат, ошалевший от внезапности произошедшего, наконец, пришёл в себя и бросил винтовку.
В этот момент из дома выбежала дочь Идриза Рукия. Просиял от радости, увидев её, но было не до восторгов.
Идриз велел ей принести верёвку. Угрожая оружием повелел черногорцу прислониться к дереву, руки оттянуть назад, где их скрутила верёвкой его дочь, девушка жилистая. Затем к другому дереву привязали второго солдата, едва пришедшего в чувство.
Стоян попытался встать, но не удалось. Голова кружилась от потери крови. Когда Идриз приблизился, Стоян по-братски приобнял его. И только сейчас Идриз заметил, что друг ранен.
В солдатской сумке, валявшейся у входа в дом, Идриз быстро нашёл бинт и порошок для обработки ран. Рукия тут же принесла кувшин с водой и передала отцу. Тот промыл открытую рану, присыпал порошком и перевязал. От Рукии Идриз узнал, что остальным членам семьи удалось спастись, а с ней остался четырехлетний племянник Агрон, спрятавшийся где-то в доме.
Идриз попытался дозваться, но никто не отвечал. Затем ребёнка стала звать Рукия. Наконец, она нашла Агрона, спрятавшегося под лестницей у входа в подвал. Маленький Агрон не переставал дрожать, глаза его были широко раскрыты, и он безотрывно смотрел на дядю, не в силах произнести ни слова. Дядя обнял его и стал утешать, но бесполезно. Крошечное тело лихорадочно тряслось от перенесённого страха. Рукия взяла ребёнка на руки и отнесла в дом.
Идриз знал, что им нужно уйти как можно скорее, пока не появились солдаты. Стояна уже начало лихорадить. Подобрав винтовки черногорцев, Идриз, взяв с собой Стояна и детей, отправился в горы.
Стоян едва держался в седле. Было уже темно, когда они подъехали к горной хижине, где Идриз когда-то прятался от турок. Раненому становилось всё хуже, поэтому Идриз немедленно разжёг огонь, положил Стояна на шерстяной ковер рядом с костром и укутал одеялами. Лихорадка сотрясала онемевшее тело больного. Он потерял много крови, и нужно было как можно скорее удалить пулю из мышцы и перевязать рану. Хотя было уже темно, Идриз отправился на поиски нужной травы. Вскоре вернулся, прихватив также и охапку веток.
- Стоян, ты как? Нужно вытащить куршум, - Идриз назвал пулю турецким словом.
Раненый был бледен, его трясло, но сознание не покидало.
Рукия приготовила горячую воду и чистые бинты. Идриз для облегчения боли положил в кипяток несколько трав и немного позже дал выпить Стояну.
- И вот, зажми эту кору между зубами и держись. Сейчас я пулю достану.
Идриз взял нож, предварительно накалив его на огне, несколькими движениями пальцев левой руки сумел нащупать свинец…
Взмокший Стоян застонал, и кровь потекла по его руке. Не успел Идриз вынуть пулю, как раненый потерял сознание. Когда он очнулся, то лежал у костра, укрытый овчинами.
- Ну, Стоян, заставил ты меня поволноваться, - начал Идриз. - Но сейчас всё хорошо. Давай, выпей этот чай и отдохни. Завтра будет получше, лихорадка пройдет. А пуля – вот она.
- Идриз, что будем делать? - прошептал Стоян.
- Шшш... давай отдохни, поговорим об этом завтра.
На следующий день Стояну стало значительно лучше. Лихорадка прошла, и он смог встать. Рукия испекла хлеб, принесла сыра и молока. Но завтракали они в гробовой тишине.
Всего лишь сутки назад он покидал свой богатый дом, а вышло так, что он навсегда распрощался с той обыденностью, которая везла его по жизни, словно рессорная коляска, украшенная подушками и коврами. Теперь ничего этого больше нет. И никогда больше не будет.
Вот так можно вмиг потерять всё. Из хозяина лавки, вокруг которого водят хороводы, превратиться в жалкого изгоя, само существование которого зависит от милости такого же изгнанника, да ещё и албанца.
Нет, не изгнанника. Побратима.
И не сам ли он в глубине души мечтал о том, чтобы на смену рутине пришла настоящая жизнь? Жизнь отшельника, ушедшего от всей этой маеты и позолоты…
Наконец, Идриз нарушил молчание.
- Как только восстановишь силы, сядешь на коня и вернёшься в свой дом.
- Какой дом? Я убил человека. Всё. Как я покажусь среди людей?
- Держи голову выше, Стоян. Думаешь, мне легче. Я вообще не знаю что с моей семьей? Остался только Агрон, Рукия и я.
- Нет мне, Идриз, дороги домой.
Соберись, Стоян. Сейчас я поеду в город, чтобы узнать, не было ли слышно чего-нибудь, так что, если всё безопасно, вернёшься завтра.
Но Стоян будто не слышал его, продолжая:
- Никогда не брал в руки пушку, а вот взял – и убил человека.
- Ладно, выпей ещё этого чаю укрепляющего, там видно будет – что и как.
- Хорошо, Идриз, зайди к Исмету и всё ему расскажи. Он будет расспрашивать.
Когда Стоян проснулся, увидел Идриза, который только вернулся из города, и теперь пил чай у огня. Выглядел обеспокоенным
- Скажи, Идриз, что там?
- Был у Исмета и всё ему передал. Он отправился к Беголи и узнал, что тот, кого ты убил, был племянником одного командира. Те солдаты всё рассказали.
- Я же говорил тебе, Идриз, что пути назад для меня нет, – Стоян со стоном схватился за голову. - Был уважаемым газдой. Мечтал стать отшельником. А стал гайдуком. Как будто какое-то марево. Морок. Вмиг изменилось всё. Как так могло случиться?
- Не надо, Стоян, нам надо быстро собираться. Пока сюда не нагрянули солдаты. Мы уйдём дальше в горы. Они туда не пойдут. Да им и не до того... Есть там хижина моего друга. Там и остановимся. Давай, поторопись!
Когда два побратима доковыляли до заброшенной в горах хибары, Стоян, наконец, понял, что по своей воле он никогда бы не отказался от богатства и уважения, и всего того, что будто бы составляет традиционные ценности, но, как оказалось, было лишь каким-то миражом. Нет, пожалуй, даже и не миражом, но декорацией. Теперь, потеряв всё, он стал свободен. И ему стало не страшно умирать.
Страшило другое: успеет ли он сделать в своей жизни нечто, ради чего он и пришёл в этот мир.
Перевод - П.В.Тихомиров
[i] цинцар - восточно-романская этническая группа Балкан
[ii] газда – хозяин в широком смысле слова: и как господин, и как тот, кто принимает гостей
[iii] дучан – лавка, нередко совмещённая с небольшой мастерской ремесленника; над входом в дучан – широкий навес; дучаны распологаются в ряд, образую торговые ряды, чаршии
[iv] чакширы – штаны сверху весьма свободные – как шаровары, а ниже колен – очень узкие.
[v] чорбаджия - буквально «подавальщик супа», почётный титул командира янычар, чей внешний вид, как известно, был весьма и весьма цветист
[vi] Крестная Слава – центральный для традиционной сербской семьи праздник в году; день памяти того свтого, в который некогда крестился далёкий предок по мужской линии, ставший первым христианином в роду. Фундамент этногенеза. Потомки православных цинцары и влахи, принявших традицию Крестной Славы, становятся сербами. И наоборот, сербы, прекратившие славить Крестную Славу даже тайно (как поступали некоторые принывшие ислам криптохристиане), постепенно растворялись либо в хорватском, либо в боснийском, либо в албанском национальном корпусе.