Актуальные для дня сегодняшнего идеи С.А. Рачинского относительно меры должного в школьном образовании

Семейно-ориентированное образование  Русская школа 
0
1156
Время на чтение 10 минут
Фото: см. Примечание*

Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) родился и умер в один день – 2 мая по ст.ст. (15 мая по новому ст.). В 2023 году исполняется 190 лет со дня его рождения.

Создатель образцовой народной церковно-приходской школы в 1870–90-х годах в Смоленской губернии, благотворитель и меценат, надворный советник, член-корреспондент Академии наук по отделению русской словесности.

В 15 лет стал студентом Московского университета, в 1859 году первым возглавил кафедру физиологии растений. Защитил докторскую диссертацию и стал ординарным профессором Московского Императорского университета. В 1866 году ушел в отставку и в 1872 году навсегда вернулся в родовое имение Татево и до конца своих дней не оставлял забот и попечений об устройстве школ для крестьянских детей [1].

Трудами С.А. Рачинского и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева были открыты тысячи церковно-приходских школ по всей Российской империи [3].

В статьях и письмах Сергея Александровича и его соратников мы открываем для себя мир русской мысли последней трети XIX века – педагогической, философской, религиозной и знакомимся с практическими трудами на ниве сельской школы, которые вышли далеко за ее пределы, благодаря смиренным и неустанным трудам этого учёного – одного из лучших представителей своего века [4].

Как писал Н.М. Горбов в предисловии к сборнику его работ, «С.А. Рачинский – педагог-практик и всё своё внимание сосредоточивает на непосредственной учительской деятельности», и его печатные работы «вполне понятны только если смотреть на них таким образом, – как на плод действительно пережитых автором чувств и впечатлений» [5, с. i]. В своих работах о настоящем и будущем школьной педагогики С.А. Рачинский писал: «Пусть вспомнит также читатель, что с ним говорит не случайный посетитель, подкупленный весёлым и бодрым видом школы, а учитель, проводящий в ней всю свою жизнь» [5, с. 23–24].

И с высоты сегодняшнего дня безусловно ценным является созданная С.А. Рачинским (на основе его собственного богатого личного профессионального опыта) доктринальная основа проектирования школы высокого порядка качества – школы образцовой не только для тех времён, что, собственно, очевидно и бесспорно, но и для нашего времени. В основу это доктрины положены нравственные императивы просвещения народа и народности школьного дела, ориентации образовательных программ на целостное развитие ребёнка и на высококачественное его образование.

По словам Н.М. Горбова, «главное для него – дух, содержание школы. Учитель должен быть умел, но ещё больше должен он быть одушевлён своею деятельностью» [5, с. v]. К этим важнейшим аспектам мы ещё вернёмся ниже…

Но и инструменты были для него важны. Уровень подготовки, подчеркнём, в сельском школе, по методикам С.А. Рачинского, был весьма высок. И картина художника Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского» 1895 года [6] показывает, как во время урока арифметики дети вычисляют в уме. На доске дробь:

А школа – сельская! И мальчики – 9–11 лет. И счёт – устный, на скорость.

Ниже – ещё одна простейшая задачка из арсенала С.А. Рачинского для трёхклассной сельской школы, которую каждый из нас, конечно же, легко решит (вопрос – за сколько времени):

Я разделил между своими детьми 10 руб., и каждому досталось по полтиннику, четвертаку (25 коп.), двугривенному (20 коп.), пятиалтынному (15 коп.), гривеннику и пятачку. Сколько у меня детей? [7, с. 15]

По И.И. Баврину, устный счёт чрезвычайно важен для образования детей, ибо «развивает у детей инициативу, сообразительность, изобретательность, внимание, память, мышление, прививает любовь и интерес к математике», именно поэтому, пишет И.И. Баврин, «Рачинский весьма интересен как педагог-практик, поднявший в своей школе – сельской школе – преподавание арифметики на очень высокую ступень, особенно это относится к устному счёту и решению задач. Рачинский показал, до каких больших высот можно поднять преподавание арифметики в заурядной сельской школе, как много могут усвоить наши дети, если только во главе школы стоит учитель, любящий их и знающий своё дело» [8, с. 4,8].

Впрочем, сам С.А. Рачинский считал навык устного счёта всего лишь одним из линейки важных навыков, кои призвана сформировать у ребёнка школа, он писал: «Что касается до пользы, которую приносят ученикам упражнения в умственном счёте, то ее не следует преувеличивать. Способность к нему – способность весьма специальная и от других независимая, нередко сильно развитая в детях ума самого ограниченного. Тем не менее, способность эта полезна, и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики. В особенности можно сказать последнее относительно навыка мысленно обращаться с прямоугольными поверхностями и объёмами, доступными созерцанию детей и без систематической геометрической подготовки» [7, с. 4].

В свете это цитаты, мягко говоря, возникает изумление относительно того, что ж тогда там вообще и на каком уровне преподавалось в школе С.А. Рачинского, и, образно говоря, сожаление, что ты сам не учился в подобной школе.

Неслучайно 2 мая 1899 года Император Николай II наградил С.А. Рачинского Высочайшим рескриптом: «Школы, Вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему Вы достойно служите, побуждает Меня изъявить Вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к Вам благосклонный Николай» (цит. по: [9]).

«У Сергея Александровича был необыкновенный талант, – пишет И.И. Баврин. – Он мог заниматься в окружении ребят самыми серьезными делами, не обращая внимания на их беспрерывную возню и галдеж. Казалось, они ему помогали творить и думать… Находясь в школе неотлучно, Сергей Александрович изучал каждого ученика: его способности, характер, темперамент и наклонности. С особым вниманием относился он к молодым дарованиям и всякое проявление таланта замечал и ставил такого ученика в условия, при которых эти дарования могли бы развиваться» [8, с. 8–9]. Сплав этого таланта с величайшим профессионализмом университетского профессора, педагога от Бога и с нравственными устремлениями С.А. Рачинского дали совершенно образцовый результат, ибо, как искренне считал он, «все мы – смиренные делатели на великой ниве Божией, единственной ниве, на которой возможно работать нам рядом...» [5, с. 217].

Нравственное воспитание занимало значительную долю внимания С.А. Рачинского, который стремился предупредить погружение, скатывание в будущем детей в «нравственную дряблость» [5, с. 168] (великолепный по своей точности термин, надо признать).

С.А. Рачинский отстаивал, доктринально и проектировочно выстраивал русскую школу, отстаивая её исторически-обусловленную и должную быть в будущем уникальность, стремясь «убедить читателя в коренном своеобразии русской сельской школы. Задачи её труднее, шире, чем задачи какой-либо сельской школы в мире. Чтобы стать на высоту этих задач, ей предстоит выработать себе особый тип учебный и нравственный, которому нет образца в школах западно-европейских», а также стремясь «разъяснить по мере моих сил, каким образом отражаются эти коренные отличия русской сельской школы на всех сторонах её учебного и нравственного дела, – на её жизни, внешней и внутренней» [5, с. 9]. Он высказывал искреннюю веру в её будущность [5, с. 68].

В этой части С.А. Рачинский был горячим сторонником толкового сопряжения церковного воспитания и школьного образования; он писал: «неисчерпаемые богатства нашего богослужебного круга, – этого сокровища поэзии, нравственного и догматического поучения, наряду со Священным Писанием и житиями святых, – дают постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде нашего грамотного крестьянина, поддерживают в нём способность к тому серьёзному чтению, которое одно полезно и желательно. Вот почему, между прочим, лишь те школы, которые устроены при церквах, плодят у нас истинных грамотеев» [5, с. 7].

Мысли С.А. Рачинского о русском идеале, о русскости, о природе русского человека звучат совершенно современно и актуально нынешним временам поисков русской и общероссийской национальной идеологии, позволяя многое понять и опять же связывая это со школой в сотрудничестве с Церковью: «Та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу; которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничною простотой и скромностью в совершении всякого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведёт к ненасытному исканию часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечёт за собою преувеличенное сознание своего бессилия, и, в связи с ним, отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами, необъяснимые, глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливаешь возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, – вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребёнке. Велика и страшна задача русской школы ввиду этих могучих и опасных задатков, ввиду этих сил, этих слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешённой от Церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой церкви, в самом широком смысле этого слова, может она приступить к её разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, и духовных и светских…» [5, с. 19–20].

Труды С.А. Рачинского не могут не восхищать, они удивительно современны, актуальны для дня сегодняшнего. Слог его статей и писем воспитывает педагогическую культуру. Они необходимы современному педагогу. Весьма полезны и пастырям, а потому изучаются в духовных школах (например, в Николо-Угрешской духовной семинарии).

Невозможно обойти вниманием масштабную и многоплановую биографо-историографическую, источниковедческую собирательскую деятельность С.А. Рачинского, так же внёсшую ценнейший вклад в отечественные культуру и образование. Одно из его собственных предисловий к опубликованным собраниям таких трудов говорит само за себя:

«Во всяком деревенском доме, издавна и постоянно обитаемом людьми, не чуждыми интересам умственным и художественным, накопляется множество разнообразных памятников ближайшей и более отдалённой старины – писем, семейных записей, автографов, рисунков, портретов, летучих стихотворений и прозаических отрывков, почему-либо в своё время не попавших в печать. Все это для посторонних мало имеет цены, но бережно хранится на память об умерших членах семьи, в удовлетворение законного любопытства грядущих её поколений. Нередко однако среди этого, лишь для одной семьи драгоценного хлама встречаются вещи, и для посторонних драгоценные: письма людей замечательных, отрывки в стихах и прозе, принадлежащие перу писателей, пользующихся заслуженною известностью. Издателю предлагаемого “Сборника” вздумалось поделиться с публикою некоторыми из таких реликвий, хранящихся в старом доме села Татева, принадлежащего его сестре, Варваре Александровне Рачинской, в надежде, что пример его не останется без подражателей. К загробным голосам людей давно умерших он присоединил живые голоса некоторых друзей старого дворянского гнезда, связанных с ним общими преданиями, литературными и местными» [10, с. vii–viii].

Та ценнейшая часть отечественных традиций школьного дела, что была сформирована и заложена в позапрошлом веке Сергеем Александровичем Рачинским, должна сохраняться в государственной системе образования, непременно должна изучаться в педагогических вузах.

Об авторах:

Соловьев Алексей Юрьевич – старший преподаватель Николо-Угрешской Духовной семинарии, член Союза писателей России, заместитель председателя Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры.

Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, профессор.

Источники

[1]. Минаков С., Ушакова И. «Тут не болтовня, а дело и истинное чувство». Памяти педагога Сергея Рачинского // .

2. Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Объединённый мемориально-художественный музей-заповедник “Усадьба Мураново” имени Ф.И. Тютчева и народных художественных промыслов “Усадьба Лукутиных”». Номер по КП (ГИК):МТютч КП ОФ-3814. .

3. Ушакова И.В. Школа – это наставничество и подвижничество // .

4. Рачинский С.А. Народная педагогика / Сост. и предисл. И. Ушакова / Отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Русская цивилизация, 2019. – 624 с.

5. Сельская школа: Сборникъ статей С.А. Рачинскаго / Съ предисловiемъ Н.М. Горбова. – М.: Типографiя М.Г. Волчанинова, 1891. – xxii; 217 с.

6. https://sun9-16.userapi.com/impg/8S5v7OeWpTrUgFqSb8pukr6Q5gJZq7CgJmBA_g/I-364o4wD4w.jpg?size=770x1080&quality=96&sign=c7ea5e595a84b99927f6790d54ba8787&type=album

7. Рачинскiй С.А. 1001 задача для умственнаго счета: Пособiе для учителей сельскихъ школъ. – С.-Петербургъ: Синодальная типографiя, 1899. – 88 с.

8. Баврин И.И. Сельский учитель С.А. Рачинский и его задачи для умственного счета. – М.: Физматлит, 2003. – 112 с.

9. Борис Галенин. Воссоздатель Русской народной школы. С.А. Рачинский. Ч. 3 // .

10. Татевскій сборникъ С.А. Рачинскаго. Съ приложеніемъ портрета А.С. Хомякова. – С.-Петербургъ: Типографія М. Стасюлевича, 1899. – viii; 278 с.

* - Примечание. Реплика цитаты картины Богданова-Бельского Николая Петровича «Портрет Рачинского Сергея Александровича», 1903 г. [2]

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Понкин
Заключение по содержанию и направленности фильма «Артём и Ева»
«18+». Публикуется для служебных профессиональных целей
29.02.2024
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
«Эта информационно-просветительская деятельность не является православной и миссионерской…»
Заключение по содержанию и направленности информационной деятельности священника Павла Островского среди детей и молодёжи
24.04.2023
Все статьи Игорь Понкин
Алексей Соловьев
Куда ведут ступени
О новом и старом креативе диакона Ильи Кокина. Часть 2
22.01.2024
Куда ведут ступени…
О новом и старом креативе диакона Ильи Кокина. Часть 1
22.01.2024
«Такого вы ещё не видели»
Все эти господа должны уйти в отставку
20.05.2022
Победа над смыслами
Артишоки либерального богословия
24.11.2021
Крайне аморальная и педагогически неадекватная книга
Отзыв на учебник диакона Ильи Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты» (М.: «Никея», 2019)
16.10.2021
Все статьи Алексей Соловьев
Семейно-ориентированное образование
Борода расти не хочет
Если бы мужчины не гнались за непонятными шаблонами, не распадались бы их семьи
03.05.2024
Главное – семья, дети!
Повседневные вехи Калязина
01.03.2024
Аннотация к Демографическому кризису в России
Доклад 11-классника по проблеме демографии
31.01.2024
Общество стало всерьёз обсуждать тему абортов
Об итогах 2023 года, тяжёлой демографической ситуации и прогнозах на будущее
22.12.2023
Все статьи темы
Русская школа
«Для нас важны Родина, история, вера»
Человек, уехавший из России, всегда будет переживать внутреннюю трагедию
18.05.2024
Срыв учебного процесса
Сумерки Просвещения аномально сгустились
18.05.2024
Стратег Великой Победы
О «генерале Победы» Алексее Иннокентьевиче Антонове
08.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 12:38
В Киеве уничтожен архитектурный шедевр – святыня Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.05.2024 07:12
Иначе мы вымрем
Новый комментарий от Михаил Соловьев
18.05.2024 06:04
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.05.2024 05:48
Антицерковная геополитика Кураева и его хозяев
Новый комментарий от учитель
18.05.2024 05:03
Борода расти не хочет
Новый комментарий от Михаил Соловьев
18.05.2024 04:56
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.05.2024 04:40