Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) родился и умер в один день – 2 мая по ст.ст. (15 мая по новому ст.). В 2023 году исполняется 190 лет со дня его рождения.
Создатель образцовой народной церковно-приходской школы в 1870–90-х годах в Смоленской губернии, благотворитель и меценат, надворный советник, член-корреспондент Академии наук по отделению русской словесности.
В 15 лет стал студентом Московского университета, в 1859 году первым возглавил кафедру физиологии растений. Защитил докторскую диссертацию и стал ординарным профессором Московского Императорского университета. В 1866 году ушел в отставку и в 1872 году навсегда вернулся в родовое имение Татево и до конца своих дней не оставлял забот и попечений об устройстве школ для крестьянских детей [1].
Трудами С.А. Рачинского и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева были открыты тысячи церковно-приходских школ по всей Российской империи [3].
В статьях и письмах Сергея Александровича и его соратников мы открываем для себя мир русской мысли последней трети XIX века – педагогической, философской, религиозной и знакомимся с практическими трудами на ниве сельской школы, которые вышли далеко за ее пределы, благодаря смиренным и неустанным трудам этого учёного – одного из лучших представителей своего века [4].
Как писал Н.М. Горбов в предисловии к сборнику его работ, «С.А. Рачинский – педагог-практик и всё своё внимание сосредоточивает на непосредственной учительской деятельности», и его печатные работы «вполне понятны только если смотреть на них таким образом, – как на плод действительно пережитых автором чувств и впечатлений» [5, с. i]. В своих работах о настоящем и будущем школьной педагогики С.А. Рачинский писал: «Пусть вспомнит также читатель, что с ним говорит не случайный посетитель, подкупленный весёлым и бодрым видом школы, а учитель, проводящий в ней всю свою жизнь» [5, с. 23–24].
И с высоты сегодняшнего дня безусловно ценным является созданная С.А. Рачинским (на основе его собственного богатого личного профессионального опыта) доктринальная основа проектирования школы высокого порядка качества – школы образцовой не только для тех времён, что, собственно, очевидно и бесспорно, но и для нашего времени. В основу это доктрины положены нравственные императивы просвещения народа и народности школьного дела, ориентации образовательных программ на целостное развитие ребёнка и на высококачественное его образование.
По словам Н.М. Горбова, «главное для него – дух, содержание школы. Учитель должен быть умел, но ещё больше должен он быть одушевлён своею деятельностью» [5, с. v]. К этим важнейшим аспектам мы ещё вернёмся ниже…
Но и инструменты были для него важны. Уровень подготовки, подчеркнём, в сельском школе, по методикам С.А. Рачинского, был весьма высок. И картина художника Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского» 1895 года [6] показывает, как во время урока арифметики дети вычисляют в уме. На доске дробь:
А школа – сельская! И мальчики – 9–11 лет. И счёт – устный, на скорость.
Ниже – ещё одна простейшая задачка из арсенала С.А. Рачинского для трёхклассной сельской школы, которую каждый из нас, конечно же, легко решит (вопрос – за сколько времени):
Я разделил между своими детьми 10 руб., и каждому досталось по полтиннику, четвертаку (25 коп.), двугривенному (20 коп.), пятиалтынному (15 коп.), гривеннику и пятачку. Сколько у меня детей? [7, с. 15]
По И.И. Баврину, устный счёт чрезвычайно важен для образования детей, ибо «развивает у детей инициативу, сообразительность, изобретательность, внимание, память, мышление, прививает любовь и интерес к математике», именно поэтому, пишет И.И. Баврин, «Рачинский весьма интересен как педагог-практик, поднявший в своей школе – сельской школе – преподавание арифметики на очень высокую ступень, особенно это относится к устному счёту и решению задач. Рачинский показал, до каких больших высот можно поднять преподавание арифметики в заурядной сельской школе, как много могут усвоить наши дети, если только во главе школы стоит учитель, любящий их и знающий своё дело» [8, с. 4,8].
Впрочем, сам С.А. Рачинский считал навык устного счёта всего лишь одним из линейки важных навыков, кои призвана сформировать у ребёнка школа, он писал: «Что касается до пользы, которую приносят ученикам упражнения в умственном счёте, то ее не следует преувеличивать. Способность к нему – способность весьма специальная и от других независимая, нередко сильно развитая в детях ума самого ограниченного. Тем не менее, способность эта полезна, и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики. В особенности можно сказать последнее относительно навыка мысленно обращаться с прямоугольными поверхностями и объёмами, доступными созерцанию детей и без систематической геометрической подготовки» [7, с. 4].
В свете это цитаты, мягко говоря, возникает изумление относительно того, что ж тогда там вообще и на каком уровне преподавалось в школе С.А. Рачинского, и, образно говоря, сожаление, что ты сам не учился в подобной школе.
Неслучайно 2 мая 1899 года Император Николай II наградил С.А. Рачинского Высочайшим рескриптом: «Школы, Вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему Вы достойно служите, побуждает Меня изъявить Вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к Вам благосклонный Николай» (цит. по: [9]).
«У Сергея Александровича был необыкновенный талант, – пишет И.И. Баврин. – Он мог заниматься в окружении ребят самыми серьезными делами, не обращая внимания на их беспрерывную возню и галдеж. Казалось, они ему помогали творить и думать… Находясь в школе неотлучно, Сергей Александрович изучал каждого ученика: его способности, характер, темперамент и наклонности. С особым вниманием относился он к молодым дарованиям и всякое проявление таланта замечал и ставил такого ученика в условия, при которых эти дарования могли бы развиваться» [8, с. 8–9]. Сплав этого таланта с величайшим профессионализмом университетского профессора, педагога от Бога и с нравственными устремлениями С.А. Рачинского дали совершенно образцовый результат, ибо, как искренне считал он, «все мы – смиренные делатели на великой ниве Божией, единственной ниве, на которой возможно работать нам рядом...» [5, с. 217].
Нравственное воспитание занимало значительную долю внимания С.А. Рачинского, который стремился предупредить погружение, скатывание в будущем детей в «нравственную дряблость» [5, с. 168] (великолепный по своей точности термин, надо признать).
С.А. Рачинский отстаивал, доктринально и проектировочно выстраивал русскую школу, отстаивая её исторически-обусловленную и должную быть в будущем уникальность, стремясь «убедить читателя в коренном своеобразии русской сельской школы. Задачи её труднее, шире, чем задачи какой-либо сельской школы в мире. Чтобы стать на высоту этих задач, ей предстоит выработать себе особый тип учебный и нравственный, которому нет образца в школах западно-европейских», а также стремясь «разъяснить по мере моих сил, каким образом отражаются эти коренные отличия русской сельской школы на всех сторонах её учебного и нравственного дела, – на её жизни, внешней и внутренней» [5, с. 9]. Он высказывал искреннюю веру в её будущность [5, с. 68].
В этой части С.А. Рачинский был горячим сторонником толкового сопряжения церковного воспитания и школьного образования; он писал: «неисчерпаемые богатства нашего богослужебного круга, – этого сокровища поэзии, нравственного и догматического поучения, наряду со Священным Писанием и житиями святых, – дают постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде нашего грамотного крестьянина, поддерживают в нём способность к тому серьёзному чтению, которое одно полезно и желательно. Вот почему, между прочим, лишь те школы, которые устроены при церквах, плодят у нас истинных грамотеев» [5, с. 7].
Мысли С.А. Рачинского о русском идеале, о русскости, о природе русского человека звучат совершенно современно и актуально нынешним временам поисков русской и общероссийской национальной идеологии, позволяя многое понять и опять же связывая это со школой в сотрудничестве с Церковью: «Та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу; которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничною простотой и скромностью в совершении всякого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведёт к ненасытному исканию часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечёт за собою преувеличенное сознание своего бессилия, и, в связи с ним, отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами, необъяснимые, глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливаешь возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, – вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребёнке. Велика и страшна задача русской школы ввиду этих могучих и опасных задатков, ввиду этих сил, этих слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешённой от Церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой церкви, в самом широком смысле этого слова, может она приступить к её разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, и духовных и светских…» [5, с. 19–20].
Труды С.А. Рачинского не могут не восхищать, они удивительно современны, актуальны для дня сегодняшнего. Слог его статей и писем воспитывает педагогическую культуру. Они необходимы современному педагогу. Весьма полезны и пастырям, а потому изучаются в духовных школах (например, в Николо-Угрешской духовной семинарии).
Невозможно обойти вниманием масштабную и многоплановую биографо-историографическую, источниковедческую собирательскую деятельность С.А. Рачинского, так же внёсшую ценнейший вклад в отечественные культуру и образование. Одно из его собственных предисловий к опубликованным собраниям таких трудов говорит само за себя:
«Во всяком деревенском доме, издавна и постоянно обитаемом людьми, не чуждыми интересам умственным и художественным, накопляется множество разнообразных памятников ближайшей и более отдалённой старины – писем, семейных записей, автографов, рисунков, портретов, летучих стихотворений и прозаических отрывков, почему-либо в своё время не попавших в печать. Все это для посторонних мало имеет цены, но бережно хранится на память об умерших членах семьи, в удовлетворение законного любопытства грядущих её поколений. Нередко однако среди этого, лишь для одной семьи драгоценного хлама встречаются вещи, и для посторонних драгоценные: письма людей замечательных, отрывки в стихах и прозе, принадлежащие перу писателей, пользующихся заслуженною известностью. Издателю предлагаемого “Сборника” вздумалось поделиться с публикою некоторыми из таких реликвий, хранящихся в старом доме села Татева, принадлежащего его сестре, Варваре Александровне Рачинской, в надежде, что пример его не останется без подражателей. К загробным голосам людей давно умерших он присоединил живые голоса некоторых друзей старого дворянского гнезда, связанных с ним общими преданиями, литературными и местными» [10, с. vii–viii].
Та ценнейшая часть отечественных традиций школьного дела, что была сформирована и заложена в позапрошлом веке Сергеем Александровичем Рачинским, должна сохраняться в государственной системе образования, непременно должна изучаться в педагогических вузах.
Об авторах:
Соловьев Алексей Юрьевич – старший преподаватель Николо-Угрешской Духовной семинарии, член Союза писателей России, заместитель председателя Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры.
Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, профессор.
Источники
[1]. Минаков С., Ушакова И. «Тут не болтовня, а дело и истинное чувство». Памяти педагога Сергея Рачинского // .
2. Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Объединённый мемориально-художественный музей-заповедник “Усадьба Мураново” имени Ф.И. Тютчева и народных художественных промыслов “Усадьба Лукутиных”». Номер по КП (ГИК):МТютч КП ОФ-3814. .
3. Ушакова И.В. Школа – это наставничество и подвижничество // .
4. Рачинский С.А. Народная педагогика / Сост. и предисл. И. Ушакова / Отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Русская цивилизация, 2019. – 624 с.
5. Сельская школа: Сборникъ статей С.А. Рачинскаго / Съ предисловiемъ Н.М. Горбова. – М.: Типографiя М.Г. Волчанинова, 1891. – xxii; 217 с.
6. https://sun9-16.userapi.com/impg/8S5v7OeWpTrUgFqSb8pukr6Q5gJZq7CgJmBA_g/I-364o4wD4w.jpg?size=770x1080&quality=96&sign=c7ea5e595a84b99927f6790d54ba8787&type=album
7. Рачинскiй С.А. 1001 задача для умственнаго счета: Пособiе для учителей сельскихъ школъ. – С.-Петербургъ: Синодальная типографiя, 1899. – 88 с.
8. Баврин И.И. Сельский учитель С.А. Рачинский и его задачи для умственного счета. – М.: Физматлит, 2003. – 112 с.
9. Борис Галенин. Воссоздатель Русской народной школы. С.А. Рачинский. Ч. 3 // .
10. Татевскій сборникъ С.А. Рачинскаго. Съ приложеніемъ портрета А.С. Хомякова. – С.-Петербургъ: Типографія М. Стасюлевича, 1899. – viii; 278 с.
* - Примечание. Реплика цитаты картины Богданова-Бельского Николая Петровича «Портрет Рачинского Сергея Александровича», 1903 г. [2]