Может ли еще Индия стать православною?

Продолжение разговора. Часть 4.1

0
704
Время на чтение 28 минут

Год назад был начат цикл статей о перспективах Индии для православной миссии. В первой части были собраны мнения святых и известных церковных деятелей по этому вопросу, далее во второй части была собрана информация о святых, причастных делу просвещения Индии тем или иным образом, а третья часть фактически представляла собою синодик сохранившихся имён деятелей и друзей миссии, преимущественно за два последних столетия. Четвёртую часть решено отвести для формулировки и обсуждения проблем Индии, встающих на пути укоренения православной веры в её народе. Предполагается опубликовать эту часть несколькими статьями. Публикации автора нацелены на то, чтобы в какой-то степени упростить работу будущим потенциальным исследователям указанных тем.

См. часть 1, часть 2, часть 3.

Господи! Просвети заблудших, обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею Благодатию! Нас же в Православии и истинной вере соблюди, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

«Молитвы миссионера», собранные свт. Николаем Сербским.

Обращение индийцев к Православию не лишено эсхатологического оттенка, поскольку обычно, когда говорят, что Евангелие пока не проповедано всему миру, обязательно упоминают Индию. Таким образом, она является своего рода маркером, возможно даже той самой смоковницей, чьи ветви, размякнув и пустив листья, напомнят миру, что уже «близ есть, при дверех» (Мк. 13:29). Тем не менее, профессор А.И. Осипов, чьи слова приводились в первой части, очень осторожно высказался о проповеди Евангелия в Азии в контексте признаков конца света: «Оно будет проповедовано всюду, где оно может быть принято... Евангелие будет проповедовано всюду на земном шаре, но всюду не в географическом смысле, а в психологическом, духовном смысле. Всюду, где есть люди, способные его принять. Так что смотреть на формальный факт того, что в Китае практически нет христианства, в Индии очень мало и вообще в юго-восточной Азии — это совсем не тот показатель, на который можно уже окончательно ссылаться и говорить: “Вот в Индии ещё сколько предстоит! Китай, Индия — да три миллиарда почти. Почти полчеловечества”. Нет. Здесь надо очень, по-моему, осторожно».

Задолго до профессора А.И. Осипова русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский; 1894–1959), проживший в Индии почти двадцать лет, на склоне своих дней писал чуть более оптимистично, но всё же сдержанно: «До сих пор не приходилось слышать, чтобы где-либо возникло добровольное массовое движение в христианство, и верится, что еще не было в Индии настоящих миссионеров не со своими земными средствами, а со всемогущим Божиим благословением и помощью. Верится, что это сможет сделать только святое православие, — и тут же отец Андроник прибавляет, — если только Индия достойна его» («Восемнадцать лет в Индии», гл. 3 «Куунен Кросс»).

Таким образом, точно так же, как и при разговоре о будущем России (см. РНЛ от 12 апреля 2022), приходится иметь в виду, что позитивные чаяния, выраженные когда-то святителями Николаем Сербским и Николаем Японским, митрополитом Вениамином (Федченковым) и архиепископом Никоном (Рождественским) о перспективах Индии для Православия, не безусловны. Как к русскому, так и к индийскому народу приложимы грозные слова Господни, записанные через пророка Иеремию: «А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18:9-10).

Нынешние индийцы как, по большому счету, некрещенный народ несут, однако, меньше ответственности по сравнению с народами, укоренёнными в православной традиции, с богатой на события церковной историей. Пусть даже нынешнее поколение индийцев не способно принять Благую Весть вполне, но, быть может, уже следующее за ним окажется способным это сделать? С проповедью надо торопиться, потому что сейчас идёт грандиозная, скрытая от глаз борьба за индийский народ: молодежь хотят обольстить лестью богатства, ввергнуть в разврат и отвратить от всего духовного. Идёт адовая работа по замене традиционных ценностей нетрадиционными, которые не совместимы с жизнью духа. Из-за этого через пару поколений индийский народ рискует растерять свой прежний шарм и предстать пред лицом наших потомков уже в совершенно ином виде, нежели знаем и любим мы его теперь. Это реальная угроза Индии, которую, по-видимому, она сама пока не сознаёт. К тому же определённые силы стремятся отвернуть в целом индийское государство от православного Востока к протестантскому Западу.

Как мы говорили в первой части, в масштабах столетий религиозная традиция Индии характеризуется непостоянством: она знает не только индуизм, но и буддистский период, и мусульманский. Нынешний ренессанс индуизма также не вечен. Непостоянством отличается и тамошняя православная традиция, претерпевшая несколько волн, начиная с первой, самой продолжительной, от двадцатилетней проповеди Апостола Фомы. Позже было еще несколько исторических моментов, которые, если ещё представится возможность, упомянем в одной из следующих публикаций, когда православная миссия могла пустить и даже пускала корни, но по различным причинам её дальнейшее саморазвитие не последовало. Индийский народ вполне может угадать себя в притче о сеятеле, где о нём говорится по преимуществу как о каменистом месте «где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло» (Мк. 4:5). Конечно, каждый в отдельности человек одномоментно содержит в разной пропорции все четыре типа почвы из притчи: придорожную, каменистую, тернистую и добрую, — но какой-либо из них по-разному преимуществует в разные периоды жизни. Так и в отдельно взятом народе преимуществует тот или иной удел земли в разные его исторические периоды. С несомненностью Святая Русь оказалась доброй землёю, принёсшей сторичный плод. Теперь же более столетия она недугует то злыми птицами, расхитившими семя спасительного слова, то, как ныне, густым лесом суеты терниев житейских, лести кредитного богатства и соблазнов мира, из-за которых более душ погибает, чем во времена открытого богоборчества, как и предупреждал преподобный Серафим Вырицкий.

Индия две тысячи лет назад не без трудностей приняла проповедь Апостола Фомы, преимущественно же после его мученической кончины. С его приходом Православие на индийской земле просуществовало несколько столетий в неповреждённом виде, так что даже в 325 году на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Персии и Великой Индии Иоанн, а блаженный Иероним в письме из Вифлеема в 378 году написал: «От Индии до Британии все народы ликуют о смерти и воскресении Христа».

Но в дальнейшем христианское присутствие в самой Индии то почти исчезало, увядая под испепеляющим солнцем исторических катаклизмов, то вновь прорастало, росло и ширилось, чтобы потом, исполнив, по-видимому, определённый Божий замысел, снова умалиться. Иеромонах Феодор (в миру Ангелос Стэнуэй), исследователь этого вопроса, назвал характерную особенность индийской миссии «вечными углями»: «неуклонно тлеющими,.. но так и не достигшими своего полного потенциала; Божья воля к их полному осуществлению, по-видимому, отложена до тех пор, пока Он не сочтет это подходящим» [1]. Впрочем, представление как о тлеющих углях кажется чересчур оптимистичным: всё-таки в некоторые периоды Индия была лишена православной миссии, и тогда там присутствовали лишь представители еретических взглядов. Глобально, конечно, во многих местах земного шара угли действительно тлели, горели и светили, но в самой Индии, приходится честно сказать, были залиты водой. Святой Николай Сербский сравнивал грядущую Христову Индию с голубкой, чьи крылья пока залиты смолой, и не может она полететь ни вверх, ни вперёд.

Однако в глубине души хочется верить, что как израильский богатырь Самсон при кончине своей погубил больше филистимлян, чем при жизни (Суд. 16:30), так и, с противоположным знаком, при кончине мира спасётся душ больше, чем за всю историю. Если такой помысел верен, то откуда обрящутся они? Некоторые православные отцы прошлого века, как мы уже поняли, устремляли свой духовный взор в Азию, на Китай и Индию. Скромно полагаем, что их народы в будущем смогут принести немалый вклад в остаток верных христиан, пусть даже и на короткий срок.

Сегодняшние индийцы подобны тем праздным рабочим, что стояли на торжище до одиннадцатого часа и ждали, кто бы нанял их на работу. Те боги, которым они служили прежде, оказались ложными и за труд не отплатили. Обманутый индиец, усталый от маеты, не понимает, что дальше: продолжать ли отстраненное созерцание мира, но своими человеческими силами так и не постичь его суть вполне, или, подобно сегодняшним китайцам, пойти по пути материального насыщения и вслед за Западом окружить себя царством ненужных вещей. Чувствуя некоторое утомление от первого пути и порочность второго, разумный индиец оказался в замешательстве, но продолжает движение по инерции. Однако индийская совесть и душа, как бы ни противился тому помрачённый разум, нуждается в живой воде Христовой Благой Вести.

В глобальном смысле Индии надлежит скоро стать всемирным торжищем, если угодно, биржей, где купуются души человеческие, и которую враг спасения всячески стремится подмять под себя. Происходит конкуренция на этой бирже. Но если хотя бы один индиец умер православным в результате той или иной миссионерской волны, значит работа была проделана не зря. А труд Апостолов Фомы и Варфоломея и последующих за ними святых сохраняет свой путеводный смысл: память о прошлых деяниях вдохновляет сегодняшних друзей миссии. Особо долгие миссионерские волны, инициированные ими и длившиеся долее средней жизни человека, несомненно успели привести к пополнению Небес душами индийских христиан (оговоримся, конечно, что не сами святые, а Бог свершал дела через своих святых). Хотя мы видим, что исторически миссия возникала в Индии то тут, то там, и впоследствии исчезала, но, опять же скажем, если хотя бы кто-то скончал свою жизнь в Православии, значит работа была проделана не зря, что бы ни говорили те, кто судит по внешнему количеству.

Надо ли беспокоиться, что нынешняя волна интереса индийских христиан к Православию может закончиться? Конечно, необходимо об этом беспокоиться и стараться, чтобы волна продержалась дольше жизни среднего человека, чтобы наверняка кто-то сохранился в Церкви, не отпав. Вместе с тем, утешать себя памятованием, что и Рим отпал в католицизм, но с неоценимой пользой прошла первая тысяча лет Римской Церкви.

До сих пор только про один индийский народ можно сказать, что он принял Православие. Вернее, не совсем индийский, но имеющий индийское происхождение, и это цыгане. Русские, румынские и чуть менее болгарские цыгане — в общей сложности миллион человек — по преимуществу являются православными. Полтора тысячелетия назад, выйдя из долины реки Инд, они двинулись на северо-запад, чтобы в итоге обрести Православие. Даже автор данного материала имеет по материнской линии прапрабабушкой обрусевшую цыганку с исчезнувшей деревни Медянка Муромского уезда. Потому деревня и называлась «Медянка» — за медный цвет кожи своих жителей. В дополнение к довольно малочисленному (но заметному) цыганскому народу, сейчас есть лишь несколько священников индийского происхождения, несущих службу за пределами Индии [1]. Это довольно скромное количество по сравнению с соседствующими Африкой и Юго-Восточной Азией.

Почему же рука делателей так мало касалась побелевших индийских нив и так редко снимала спелые снопы с полей этих бронзовых человеков? Удивительным Промыслом в Индию из России до сих пор не ходят поезда, нет ни одной прямой автотрассы, а постоянное авиасообщение ограничивается двумя столицами государств, не считая сезонных чартеров на Гоа. Промысел, очевидно, для какой-то пользы не даёт контактам быть более широкими. Самая простая догадка возникает при взгляде на крупные европейские города, такие как Лондон или Франкфурт: крепкие связи привели к образованию анклавов индусов внутри мультикультурной Европы, и не все бы обрадовались подобному соседству. В то же время, некоторые наши сограждане активнее бы ездили в Индию «просвещаться» индуизмом (помнится, сектовед А.Л. Дворкин в своих «Афонских рассказах» описывал, как подобным образом югославы были падкими на диковинку перед гражданской войной).

Исторические причины слабых связей иеромонах Феодор (Стэнуэй) усматривает в том, что Российская Империя не вмешивалась в дела Британской империи. Западные историографы называют соответствующий период XIX века довольно чуждым нам термином «Большая игра», хотя понятно, что серьёзные намерения имперской России не были игрой, в отличие от интересов империалистской Британии. Очевидно, что в каком-то смысле также промыслительно не состоялся индийский поход Павла I на тогдашние колониальные владения британцев, поскольку с началом похода не известно, как могла бы повернуться история, и было бы в ней место благу большему, чем потенциальному урону.

Внезапное коронавирусное ограничение международной мобильности в XXI веке, а затем ощутимо начавшийся распад глобального мира на панрегионы с неопределённой позицией Индии, продолжать ли ей многовекторную внешнюю политику или выстраивать собственный панрегион — это, безусловно, элементы высшего Промысла, по какой-то причине отсрочивающего благоприятные условия для просвещения Индии. Потому есть возможность и немного времени ещё раз обернуться на минувшее и осмыслить те препятствия, которые прежде стояли на пути распространения Православия в Индии и какие опасности подстерегают только-только формирующиеся там молодые общины православных.

Таким образом, как бы замершая в ожидании международная обстановка на южном направлении диктует нам изменить предполагавшийся первоначальный порядок тем беседы, требуя скорее обозначить самую актуальную, а именно, проблемы при христианизации Индии, поскольку если проблема обозначена, то её можно в какой-то степени решить, обойти или хотя бы начать обдумывание поисков решения. В первой части, напомним, мы собрали мнения известных людей о перспективах Индии для православной миссии, во второй части постарались перечислить святых, потрудившихся для этого дела, а третью часть отвели под синодик для поминания трудников и друзей миссии, чьи имена сохранила история. Сейчас перейдём к описанию проблем, опираясь на материалы, оставленные предшествующими исследователями. Мы увидим, что среди прочих есть проблемы, которые требуют решения заранее при организации миссии, а есть такие, которые требуют решения на местах. Далеко не всё решается с помощью денег, хотя и они, как мы увидим, крайне нужны для миссии.

ИСТОРИЧЕСКИЙ БАГАЖ ИНОСЛАВНЫХ МИССИЙ

В одном только католическом архидиоцезе Дели зарегистрировано десять деканатов, охватывающих в общей сложности 68 приходов и порядка 70 тысяч верующих. Потому невозможно отрицать несомненный факт сравнительно широкого присутствия католического апостолата в современной Индии вместе с протестантами, включая англикан (кстати, зачастую, индийское англиканство не то же самое, что и английское, а только имеющее одно с ним название). Но как инославное присутствие использовать во благо? Вопрос сложный и ответ на него далеко не однозначен, даже если не брать во внимание выстраивание отношений ещё с одними христианами — ориенталистами, т.е. древневосточными ортодоксальными церквями. По большому счёту, разбираться надо индивидуально с каждым микросообществом на районном уровне: один инославный приход будет настроен дружественно к соседству с православным приходом, другой — прохладен или вовсе враждебен. Предсказать сложно и нужно реагировать, исходя из практики. Впрочем, потенциальный негативизм со стороны инославных сегодня это гораздо меньшая проблема, чем экстремизм радикальных индуистов.

Сегодняшние католики, безусловно, вежливы, нередко с интересом относятся к православному человеку, особенно белому, но при своей относительной многочисленности в Индии чувствуют себя самодостаточными, не считая необходимым объединять силы для добрых дел с пока что несколькими сотнями или даже тысячами православных. В лучшем случае, какой-то совместный проект доброделания с православными они станут рассматривать как их собственную помощь православным, чтобы те побарахтались в песочнице, организованной католиками по их правилам. Не может способствовать совместному доброделанию и экуменический блуд с канонически преступными совместными богослужениями, потому что, как говорил св. Василий Великий, «блуд — это не брак и не начало брака» и может привести лишь к беззаконной унии, как уже бывало в мировой истории. Использовать храмы инославных, которые с православной точки зрения не освящены должным образом — тоже скользкий момент. Можно ли, только ради внешней красоты и удобства, собираться в таком месте и молиться там искренне? Не возникнет ли ощущения некого душевного двоения, постоянно отвлекающго от службы, ощущения своего рода заигрывания с инославной духовностью? Гораздо надёжнее снимать спортзал или иное просторное помещение, зато религиозно нейтральное. Или устраивать службы под открытым небом или шатром, как практикуется православными в Чандрапуре — одном из самых жарких городов Индии. Утешительной тут служит мысль, что, хотя в жару и тяжко, зато нет места мыслям, правильно или не правильно использовать для молитвы храм чужой конфессии.

Иерей Кирилл Малевич, опираясь на разговор с иереем Виталием Зубковым, состоявшийся в 2008 году, в своей апробационной семинарской работе 2011 года с большим оптимизмом упоминал, что помимо известного православного прихода на территории Российского Посольства в Дели, имеется «в подчинении храм Девы Марии в престижном делийском районе Кайлаш. Этот храм католикосом Маланкарской церкви Василием Мар Фомой Матфеем II был подарен Русской Православной Церкви. И, пожалуй, через этот храм у РПЦ открываются наиболее широкие перспективы миссии для пастырского попечения как о своих соотечественниках, так и о “всех языках”, которых нужно “шедше научить, крестя их”. Этот храм не является закрытой или особо охраняемой зоной, и войти в него может человек любой национальности, любой религиозной принадлежности, любого кастового сословия — “всяк язык”. Более того, согласно тем же договоренностям предстоятелей церквей, любой храм Маланкарской церкви может беспрепятственно использоваться Русской Церковью в миссионерских и богослужебных целях. А в тех городах Индии, где нет маланкарских храмов, но есть храмы Армянской церкви, которые используют и сами маланкарцы, также предоставляют и эти храмы для нужд Русской Церкви» [2]. Однако, как видно спустя пятнадцать лет, эти договорённости не сыграли заметной роли, поскольку русские священники продолжают служить преимущественно на территории российских учреждений, а священник Климент, выходец из коренных индийцев, иногда использует для служб храмы других конфессий, используя личные дружеские договоренности с их настоятелями. Таким образом, даже наличие возможности использовать чужие храмы не придаёт импульса православной миссии.

По правде говоря, дела у современных католиков и протестантов в количественном смысле хоть и идут неплохо, но могло быть гораздо лучше в стране с полуторамиллиардным населением. Святой Николай Сербский в начале 1940-х усматривал большую проблему в том, что католические и протестантские миссионеры, в конечном итоге, затруднили распространение православия в Индии, оттолкнув, так или иначе, индусов от христианства в целом: «Протестантские и католические народы, народы большие и сильные, пробовали сеять семя Христово в Индии. Сеют его уже три сотни лет, но напрасно. Не произрастает. Душа индийская не принимает его. Ведь она ощущает, что это сеяние означает больше пропаганду, чем апостольство. Дается не для того, чтобы дать, а чтобы больше взять. Помогают не для того, чтобы помочь, а чтобы схватить и завладеть. Пропагандисты, а не апостолы сеяли до сих пор. Политики, а не братья предлагали и давали до сих пор. Искренняя Индия это почувствовала и отвергла. Всякое семя у нее растет, только не христианство. Не страшно ли это? Двум мировым империям, папской и Британской, не удалось до сих пор сделать даже столько, сколько сделал апостол Фома со своими бедными последователями. Но бедные – вот в чем решение загадки. От бедняка Индия примет Христа Мессию. Не от богача. И ни за что – от империалиста...» («Индийские письма», письмо 20). И отец Андроник (Елпидинский) впоследствии также описывал в своих мемуарах административно-силовые попытки вовлечения индийцев в католицизм («Восемнадцать лет в Индии», гл. 3, «Католичество»). Отец Андроник отмечал: «Как уже замечено другими, христианство не завоевало себе до сих пор надлежащего места в Индии. Католики земными средствами увеличивают свою церковь и земными же средствами удерживают у себя людей» [там же, гл. «Куунен Кросс»].

Трудно вообразить, чтобы Промысел Божий не для пользы попустил инославию распространиться в стране махрового многобожия. Но для чего? Нам-то приходится сейчас действовать в той ситуации, которая есть. Современные индийские законы, худо-бедно как-то терпящие или хотя бы учитывающие англиканский, протестантский и католический фактор, плохо подходят для ведения православной миссии, и приходится, считаясь с ними, аккуратно находить пробелы и поле для допустимой деятельности. Но хотя бы так! И слава Богу за всё! Иногда, до некоторой степени, эти самые законы могут быть в чём-то даже удобными и полезными, когда нужно прикрыть небольшую православную миссию громадами инославного присутствия, спрятать её от радикалов в бюрократических катакомбах.

Не хорошо говорить «живая изгородь» по отношению к католикам и протестантам, принимающим на себя натиск индуистов, и лучше сказать «запирающий слой», пользуясь аналогией из физики полупроводников, когда на границе разных носителей заряда возникает область с барьером, преодоление которой требует от заряженных частиц высокой энергии. Все инославные предшественники были словно тот гусь в несущемся по небу клине, который своей мясистой грудью и мощными крылами рассекает воздух, чтобы следующие за ним могли лететь легче и благоприятнее. Сами того не зная, они как бы разминали плотную почву индийского сердца, чтобы та уже удобнее приняла Православие в будущем. Так говорят мне, если позволите, помыслы при попытке осмыслить то, что сейчас инославных представлено в Индии гораздо больше. Логично предположить, что комфортнее всего православным было бы селиться вблизи мест концентрации христианских меньшинств. При разговоре с индийским католиком можно почувствовать, насколько легче и приятнее движется беседа, чем с индуистом. В некоторый момент осознаёшь смысл слов из Писания о том, что мечи будут перекованы на орала (Мих. 4:3) — так христианство меняет человека. Он уже не дикий мустанг, поминутно сплёвывающий красную бетелевую жвачку. В православной стране, как Россия, разговор с католиком, напротив, приносил бы в сердце смущение, но в Индии религиозный фон настолько дик, что увидеть любого христианина в принципе уже приятно.

Обратим внимание на последние приведённые слова святителя Николая — он полагает, что Индия легче примет Православие от бедной миссии. Не от насыщенной ресурсами, финансами, влияниями и техническими средствами, а от бедной. Говоря о проблеме, он предлагает возможный путь её решения. Постараемся не забыть об этом своеобразном благословении святителя Николая в другой части нашей работы. Оно же вполне работает, кстати, и в обратном направлении: на том, на кого направлена миссия. Греческий архимандрит Афанасий Антидис (1917–1990), начиная новую православную миссию в 1980 году вопреки всякой мирской логике «выбрал для миссионерской работы бедные районы Западной Бенгалии, потому что, по его словам, “почва была плодородной и незапятнанной еретическими учениями”. Там отец Афанасий начал свою миссионерскую деятельность, несмотря на очень тяжелые, неблагоприятные и даже враждебные условия, в которых он находился» [3].

Дружба с инославными и инославное окружение, скажем наконец, помогает, в основном, только чтобы сохранить существующее, когда оно мало, слабо и нуждается в ограждении. Сношения с инославными запутывают катехизируемых и просто любопытствующих, а потому уже больше вредят расширению миссии, чем помогают. Дружба дружбой, а табачок врозь, как говорит русская поговорка. К тому же православным нужно всё равно думать о том, как в случае чего обходиться своими силами. При всём желании использовать руки католиков для своих целей, однажды выплывать придётся своими руками. Антихристовы гонения в конце мира, очевидно, не обойдут стороной Индию или её будущий эквивалент. Так что на современном этапе нужно динамически управлять балансом дружбы с инославными с одной стороны и открытости к миссии среди остальных групп населения с другой стороны.

В заключение пункта придётся упомянуть и про несусветную дичь (иначе не скажешь), с которой сталкиваются миссионеры на практике. Сергей Соловьёв в своей бакалаврской работе рассказал о таких вопиющих случаях: «Различные протестантские пасторы, “испортили вкус” к христианству многих жителей Азии. Нередко пасторы собирают массовые крещения, завлекая подарками, и делают фотографии для своей организации с целью получить дальнейшее финансирование. Крещенные расходятся, потом попадают к другому пастору, и история может повторяться много раз. Верующие “дрейфуют“ от общины к общине, от церкви к церкви» [4, с. 61]. Исследователь Православия в Индии иеромонах Феодор (Стэнуэй) сообщает аналогичное: «К сожалению, одной из основных проблем миссионерской деятельности в Индии является наличие многочисленных бродячих, раскольнических и независимых групп, заявляющих о ложных полномочиях, таких как рукоположения и квалификации, а также людей [среди местных — Д.Г.], которые просто пытаются обмануть жителей Запада, чтобы заработать деньги. Об этих явлениях в большей или меньшей степени сообщали все миссионеры РПЦЗ в Индии. История христианства в Индии, особенно в Керале, наполнена расколами и последующими тяжбами, что испытали и отец Андроник [Елпидинский], и отец Нафанаил [Львов]» [5]. Греческая монахиня Нектария Парадизи в Западной Бенгалии тоже признаётся: «К нам обращается также немало бедных и неимущих людей, рассчитывающих принять православие лишь для того, чтобы получить экономическую и социальную выгоду. Мы должны с особой осторожностью раскрыть и понять намерения каждого обращающегося, чтобы выявить причину смены религии: по любви к истинному Богу или из корыстных соображений» [6].

Она же говорит: «История Католической Церкви в Индии начинается с XVI века. За более чем четыре столетия католикам удалось очень хорошо здесь обосноваться: у них много епископов, священнослужителей, храмов и монастырей, а католическое духовенство в Индии уже в основном состоит из коренного населения. Православная же Церковь начала деятельность в Индии только двадцать лет назад [имеется в виду миссия в Западной Бенгалии с 1980 года — Д.Г.]. Православных в Индии очень мало, но я думаю, что Бог смотрит не на количество. Мы всего лишь маленький ручеек, несколько следующих за Господом овечек...» [6].

 

ЭКСТРЕМИЗМ

Опасность представляют экстремисты из местных индиустов. Отчасти гонения с их стороны происходят как реакция на ошибки миссионерской активности католиков и протестантов в прошлом, но по большому счёту происходят из-за самого факта существования христианства. В частности, в начале 2022 года в штате Карнатака снесли статую Христа, простоявшую 18 лет при католической общине, причём в присутствии 400 полицейских. Известны случаи, когда боевики вынуждают христиан насильно возвращаться в индуизм. Иначе как религиозным изнасилованием это не назовёшь.

Друг индийской миссии Сергей Соловьев пишет, что «сегодня Индия, как и ряд других авторитарных режимов, переживает усиление национально-патриотической идеологии, т.н. “шафранизацию”, влекущую к внутренним протестам и столкновению индуистов с христианами и мусульманами» [4, с. 17–18; 7]. «В стране устойчивая тенденция к дарованию индуизму привилегированного положения в обществе. Усиление идеологии хиндутвы (“индусскости”) приводит к ущемлению религиозных меньшинств, особенно мусульман и христиан, а также открытым нападениям на церкви и мечети. По результатам исследования международной организации “Open Doors” на 2019 год Индия занимает 10 место в рейтинге 50 стран, где христиане подвергаются самым жестоким преследованиям» [4, стр. 16–17].

Христианские общины Индии обращаются к властям страны с требованием защитить их от нападений, но воз и ныне там [8]. Дело в том, что всё это тесно переплетено с местным законодательством, играющим в основном в одни ворота. Например, иерей Кирилл Малевич рассказывает [2]: «29 декабря 2006 года в индийском штате Химачал-Прадеш был принят закон, налагающий запрет на миссионерскую деятельность. Штатом руководит партия “Индийский национальный конгресс”, обычно критично настроенная к такого рода законотворчеству. Этот закон одобрила и оппозиционная партия “Бхаратия Джаната”, что вызвало тревогу представителей религиозных меньшинств — христиан. “Согласно этому законопроекту, — говорит Кауль Сингх, министр юстиции штата, — если кто-то будет насильственно принужден сменить свою религиозную принадлежность, то после этого он сможет вернуться обратно в свою религию в течение месяца”. А принуждающие других сменить религию подлежат суровому наказанию. В 2006 году пять индийских штатов руководимые партией “Бхартия Джаната”, ввели или ужесточили аналогичные законы». Этот закон нацелен не на защиту христиан, как может поначалу показаться, а напротив, на их принуждение к возврату в индуизм, потому что в глазах властей именно христианские проповедники выглядят принуждающими к насильственной смене религии. Кирилл Малевич говорит, что, хотя «проповедовать индийцам тяжело, трудно и даже опасно, однако и широкие перспективы успешной миссии в Индии сохраняются» [9].

Индийское государство должно понимать, что Православие никоим образом не является угрозой национальной безопасности хотя бы потому, например, что почитание общеиндийских православных святых, напротив, поспособствует укреплению воедино индийской нации, разобщённой на уровне отдельных штатов. Православная Церковь — единственная в своём роде, которая имеет в виду возможность, пусть и в далёком-далёком будущем, родить самостоятельную Поместную Церковь, которая объединила бы разрозненные народы Индии, что было бы выгодно, в первую очередь, самому индийскому руководству. Ни католики, ни сирийцы не имеют такого мотива.

Достаточно вспомнить, что и святитель Николай Сербский, и русский миссионер Андроник (Елпидинский) высказывали мнение, что «в Индии должна быть не римская, не сирийская, не англиканская, а своя индийская Церковь» («Восемнадцать лет в Индии», гл. «Духовенство. 7. Митрополит Дионисий»). Или как епископ Виктор (Святин) во второй половине 1930-х годов надеялся на формирование Азиатской Православной Церкви, объединяющей Китайскую и Индийскую. Митрополит Нестор (Анисимов) предлагал устроить по крайней мере епархию, «в которую входила бы Индия, Цейлон и Малайский архипелаг [Индонезия и Филиппины]; на первое же время всего четыре прихода» (так же, гл. «Архиепископ Нестор»). Так что чем дольше руководство Индии тормозит этот процесс, тем больше теряет возможностей. Если только Индия достойна будет того.

Должна вестись планомерная работа по дерадикализации обстановки среди индуистов. Они просто не знают настоящего христианства! А поскольку трудно найтись такому христианину, который бы мгновенно вызвал уважение у индуистов и побуждение к диалогу, то прежде необходимо привести их в более покойное душевное состояние. Только в мирном состоянии радикалы смогут разглядеть Православие. Это с одной стороны.

С другой стороны, для замирения индусов с христианами надо, конечно, специально взращивать, воспитывать и поддерживать православных апологетов, которые бы искали и доносили позитивные факты нейтрального межрелигиозного восприятия друг друга, каким был, например, визит Индиры Ганди в Псково-Печерский монастырь в 1960е годы. В 1961 году Нью Дели принимал 3-ю Генеральную ассамблею Всемирного совета христианских церквей, и на несколько дней город превратился в столицу религиозной терпимости. Индийцы тогда с огромным интересом отнеслись к гостям со всего света, приводили к ним слонов, участвовали в торжественных процессиях. Знаменитый поэт Рабиндранат Тагор в 1926 году приезжал в православную Сербию, где познакомился со святителем Николаем Сербским [10]. Значит, у индийцев мог быть и был интерес к православным. Потому ради уважения к интересу собственных отцов, терпимыми к Православию должны быть и нынешние экстремисты, для которых и Рабиндранат Тагор, и Индира Ганди — уважаемые предки.

Более того, заметим, что в Белграде есть улица, названная в честь индийского национального и религиозного лидера Махатмы Ганди, а также памятник в честь него. Есть аналогичный памятник и в Болгарии. Таким образом, необходимо показать тем из радикалов, кто способен слушать и слышать, наличие со стороны православных доброжелательного стремления, по крайней мере, понять друг друга. При этом, отметим, святитель Николай Сербский, когда писал «Индийские письма», много внимания уделил вежливому тону, с которым он разбирает различия между христианством и индуизмом и показывает несовместимость второго с первым. До сих пор стиль, заложенный святителем Николей Сербским, остаётся эталонным для неконфликтного осуществления миссии в индуистском окружении.

Необходимо, как мы уже предположили во второй части, каким-то образом рассказывать о подвигах православных аскетов (быть может, на открытых видео-лекциях?), что могло бы оказаться созвучным культурному коду коренного индийца. Мы понимаем, что самоизнурения индийских йогов отличаются целью от самоограничений и страданий Христа ради православных святых, однако теплится надежда, что сходство внешней формы помогло бы хоть как-то умирить и даже умилить некоторых индийских радикалов при наличии их ответного стремления к диалогу. Вот Марк Фраческий, известный также как Афинянин. Из своих 130 лет жизни 95 он провёл отшельником в пещере и к концу стяжал такую благодать, что мог просто случайным словом заставить гору переместиться с одного места на другое. Разве это не интересно набожным индийцам?

Хотелось бы, чтобы в рамках межгосударственной дружбы в Индии ставились памятники русским православным святым, которые потрудились в миру, потому что экстремисты не сразу поймут, что к чему, а когда поймут, то их можно будет легче убедить в необходимости сохранить тот или иной памятник, опираясь на международный фактор, или хотя бы приучить их таким путём к образу русского святого человека. Князь Александр Невский, адмирал Фёдор Ушаков, епископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий) и другие могли бы послужить для этой благодатной цели. И даже Павлу I, который хотел освободить Индию от английского владычества, можно поставить памятник (сейчас обсуждается вопрос канонизации императора). Исключительно положительно можно отнестись к тому, когда русские имена появляются на картах индийских городов. Так в 2022 году в городе Кожикоде на Малабарском берегу появилась улица в честь путешественника Афанасия Никитина. В ответ надо шире знакомить индийцев с уже имеющимися индийскими топонимами на картах православных стран. В Москве есть площадь Джавахарлала Неру, памятник в честь этого деятеля, а также памятник Рабиндранату Тагору и сразу два памятника Махатме Ганди. В Сербии есть город с любопытным названием Инджия. А святитель Николай Сербский вообще указывал на множество подчас неожиданных исторических связей и параллелей между Индией и маленькой православной Сербией.

 

Продолжение следует…

 

ИСТОЧНИКИ:

[1] Monk Theodore /Stanway/. Perpetual Embers, part 1 (2.12.2019), URL: https://orthochristian.com/125938.html

[2] Малевич Кирилл. Православие в Индии: проблемы и перспективы // Bogoslov.ru (11 января 2011),URL: https://bogoslov.ru/article/1355240

[3] Ο ιεραποστολος της ινδιας αρχιμανδριτης Π. Αθανασιος Ανθιδης (1917-1990) // FiloIeraPostolisumatras.wordpress.com, 12 Οκτωβρίου, 2010, URL: https://filoierapostolisumatras.wordpress.com/2010/10/12/ο-ιεραποστολοσ-τησ-ινδιασ-αρχιμανδρι

[4] Соловьев С.В. История православного прихода в честь Живоначальной Троицы в городе Чандрапур (Индия): бакалаврская работа: 48.03.01 Теология / Тольятти: Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского, 2020.

[5] Monk Theodore /Stanway/. Perpetual Embers, part 4 (23.12.2019), URL: https://orthochristian.com/126442.html

[6] Малевич Кирилл. Греческая православная миссия в Индии: беседа с монахиней Нектарией (Парадизи) // Bogoslov.ru, 11 апреля 2012, URL: https://bogoslov.ru/article/2533309

[7] См. также: https://wiki5.ru/wiki/Saffronisation

[8] «Христианские общины Индии обратились к властям страны с требованием защитить их от нападений» // Global Orthodox, 14.06.2022, URL: https://gorthodox.com/news-item/hristianskie-obshiny-indii-obratilis-k-vlastyam-strany-s-trebovaniem-zashitit-ih-ot-napadenij

[9] Малевич К. История православной миссии в Индии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель диакон Георгий Максимов. Защита состоялась 27 июня 2012 года. URL: https://old.mpda.ru/site_pub/1093508.html

[10] Nemanja Radulovic. Mahatma Gandi i srpska međuratna inteligencija // Indija i srpska knjievnost (Beograd, 2021).

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Габышев
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Человеки и скоты спасеши, Господи...»
Что будет с животными по всеобщем воскресении?
12.10.2023
Может ли ещё Индия стать православною?
Продолжение разговора. Часть 4.2.
29.06.2023
Признать мощи Царственных мучеников подлинными!
Тогда проблемы и нестыковки следствия рассеются
19.05.2023
Все статьи Дмитрий Габышев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52