Часть 1
Предлагается короткий цикл публикаций о перспективах и сложностях укоренения Православия в индийском народе. В четырех запланированных статьях автор хотел бы высказаться как о существующих, так и о потенциальных внутренних проблемах миссии на индийской земле, а также предложить несколько конструктивных идей для улучшения её организации. В первой части мини-цикла на основе цитат известных людей показывается актуальность и необходимость миссионерской работы в Индии. Вторая часть будет посвещена святым, в земле индийской просиявшим и для просвещения народа индийского потрудившимся. В третьей части планируется собрать материал о современном положении Православия в Индии, а в четвертой обсудить сложности и неочевидные опасности при ведении миссии.
В апреле 2020 года братья иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские), комментируя начавшуюся пандемию, утешали паству следующими словами: «Как говорил святой Серафим Саровский, много испытаний предлежит русской земле, но за Православие Господь помилует её... Будем верить русским и другим православным подвижникам, которые предсказывали большое будущее России, которой еще предстоит восстановление; и возрождение Православия еще только начинается... Мы еще на стадии возрождения, медленной и плавной части кривой возрождения Православия, которая должна пойти вверх — Благодатью Божией и нашими маленькими усилиями... Будем помнить пророчество преподобного Серафима Саровского, который скромно говорил о том, что “мню, что восьмая тысяча лет пройдёт”. “Мню”, то есть, смиренно говорит, “думаю”, “полагаю”,.. что пройдет восьмая тысяча лет от создания мира, от сотворения. Напомню, что недавно минуло только семь с половиной тысяч лет».
Братья иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) (источник: youtube-канал «Проповеди в Казанском храме Вырицы»). Иеромонах Кирилл — ректор Николо-Угрешской семинарии и духовних индийского священника Климента Нехамаийя. Мефодий — священник Казанского храма поселка Вырица, Ленинградская область.
И еще тремя месяцами ранее, на январскую память Серафима Саровского, брат Мефодий сказал: «Восемь тысяч лет от Адама, думаю, пройдёт, говорит святой Серафим. Восемь тысяч лет от Адама — это еще четыреста пятьдесят лет; не меньше, а больше. Все апокалиптические страхи вдруг куда-то развеиваются, если это так. А, может быть, он лучше нас знал... все апокалиптические явления в современном мире, цивилизации? Однако он же нашёл необходимым это сказать».
Преподобный Серафим Саровский. Художник П.В. Рыженко (1970–2014).
С той или иной степенью уверенности допуская для себя непреложность представленных здесь удивительных слов всемирного светильника преподобного Серафима Саровского, естественно помыслить, что замыслом Божиим предстоит обустроиться еще многому в земной жизни Церкви, многие племена и народы ввести в церковную ограду. Предназначенное к тому время еще имеется, и мы наблюдаем новое возрождение миссионерской деятельности Русской Церкви в наши дни.
В частности, в связи с особыми успехами за последнее десятилетие обратила на себя внимание Азия. Три года назад был создан Патриарший Экзархат Юго-Восточной Азии, объединивший молодые приходы Таиланда, Камбоджи, Филиппин и некоторых других государств. Неожиданное и оттого приятное продвижение миссии состоялось на первом году пандемии в Папуа-Новой Гвинее и Восточном Тиморе. Немало заготовлено к миссионерскому рывку в материковом Китае: при московском храме святителя Николы в Голутвине действует Подворье Китайской Православной Церкви, где еженедельно служится Литургия на китайском языке, осуществляется перевод литературы, даются научно-просветительские лекции, а внутри китайского мира, в Гонконге и на Тайване, настоятельствуют священники Дионисий Поздняев и Кирилл Шкарбуль. Достаточно небольшого проявления политической смелости китайским руководством к приглашению спасительного Православия на его землю, чтобы оно наконец-то распрямило плечи и открыто исповедовалось коренными китайцами. Между тем, история русского Православия в Китае, выдавленного в XX веке в подполье, насчитывает столетия. Тенденции таковы, что, по некоторым прогнозам аналитиков, в XXI веке Китай может стать крупнейшим христианским государством. Потому обработать просторную китайскую ниву — насущная необходимость Православной Церкви в грядущие десятилетия, дабы обрести там остров истинной веры и обширное наследие христианских душ. Ведь, начиная еще с посещения, как гласит предание, китайских земель Апостолом Фомой, православные много потрудились и приложили усилий, чтобы растолкать грузный корабль истинной Православной Китайской Церкви, а потому, несомненно, будут удостоены принять на борт множество новых пассажиров из китайского мира, Pax Sinica. Корабль же этот скоро должен, набрав обороты, быстро поплыть по волнам житейского моря человечества! Но пока что в Китае насчитывается 60 миллионов протестантов и 10 миллионов католиков, а православных только лишь около 20 тысяч душ.
Не менее обнадёживающей, но и не менее сложной представляется задача просвещения другого азиатского гиганта — Индии, являющейся вторым по населению и седьмым по площади государством в мире. Именно ей и будет посвящен наш рассказ в ближайших публикациях. Постараемся привести достаточно много цитат, ссылок на источники и гиперссылок. Из-за этого повествование для кого-то покажется затянутым, однако проделать эту работу и опубликовать своего рода обобщающий материал представляется нам необходимым и полезным.
Примечательно, что Индия — одна из немногих стран, упоминавшихся в Библии, причем не единожды, и в той или иной форме просуществовавших до наших дней. В древности «Индской страной» называлась вся территория к востоку от реки Инд. Обширные плодородные земли по берегам Индийского океана оказались благоприятной средой для умножения рода человеческого. Как по своей численности, так и по вкладу в мировую культуру индийская нация по праву может считаться великой.
Что же представляет собою современный индийский мир, Pax Indica, как сфера актуального и вероятного экономического, политического, культурного влияния Индии? В действительности, есть немало стран, в которых этнические индийцы, народ «Деси», исторически играют важную или существенную роль. Из бывшей Британской Индии вышли современные Пакистан, собственно Индия, Бангладеш и Мьянма (о последней мало вспоминают, хотя до 1937 года Бирма больше ста лет находилась в составе Британской Индии). Непал и Бутан — ещё два государства, приходящие на память. Остров Шри-Ланка, в прошлом Цейлон, хотя формально и не входил в Британскую Индию, но является полноценной частью индийского мира. В Индонезии (чьё название означает буквально «Островная Индия») островок Бали является средоточием индуизма, так как его исповедуют 83% жителей, а это свыше трёх миллионов человек. Далее Маврикий — небольшое островное государство, более половины населения которого составляют потомки индийцев. Расположено оно недалеко от Мадагаскара и географически относится к Южной Африке. Вообще, с африканскими странами по побережью Индийского океана у Индии имеются очень тесные экономические и исторические связи (см. например, Усов В.А. Африканцы в Индии: очерк историко-культурного синтеза // Вестник культурологии, №4, 2020). Многие африканские студенты предпочитают учиться в Индии из-за территориальной доступности и климатического сходства. В тех или иных субэтносах местами то тут, то там по берегам и на просторах Индийского океана осталась генетическая связь со старинными индийскими переселенцами, как, в частности, на исламских Мальдивах и католических Сейшелах. Индийская диаспора составляет десять процентов от населения Сингапура, делая его, таким образом, мостиком между индийским и китайским миром. На сегодняшний день более миллиона индийцев-нерезидентов живут и трудятся в Кувейте, ЮАР, Саудовской Аравии, ОАЭ, Малайзии. Само собой разумеется, классические мигрантские страны США и Канада имеют значительную долю выходцев из Индии, а в Новой Зеландии пять процентов населения составляют лица индийского происхождения. Около двух миллионов индийцев-нерезидентов живут в Великобритании. При этом в Лондоне проживает полмиллиона. “Филиалами” Индии в Южной Америке являются Суринам и Гайана — страны на берегу Атлантического океана. В Суринаме треть населения имеет индийское происхождение, в связи с чем 22% населения исповедует индуизм. В соседней Гайане доля индийского населения ещё больше — 43%. В Карибском бассейне государство Тринидад и Тобаго почти на 40% населено потомками индийцев — индотринидадцами. При этом чуть менее 20% населения Тринидада являются индуистами. “Филиалом” Индии среди стран Океании может считаться Фиджи. Несмотря на то, что Дели и Фиджи разделяет, грубо говоря, 12 тысяч километров воды, это островное государство без малого на 40% населено фиджи-индийцами, и почти треть населения исповедует индуизм. Таким образом, при компактном проживании большинства на исторических территориях, индийский народ, тем не менее, грандиозно распространён и рассеян и, вместе с тем, существенно сроден другим южным народам.
Нет сомнений, что Индия и её народ из разряда самых упоминаемых. Практически у любого крупного русского писателя в прошлом хотя бы раз да найдётся упоминание: Л.Н. Толстой — «Письмо к индусу», В.Ф. Одоевский — «О четырех глухих», В.А. Жуковский «Сон могольца», К.Н. Батюшков — также «Сон могольца», A.A. Фет — «Саконтала». Прототипом ростовщика в повести Н.В. Гоголя «Портрет», как считается, мог быть петербургский индус Моджерама Мотомалов; писатель А.П. Чехов совершил путешествие на Цейлон, откуда привёз с собой в Москву мангуста и пальмового кота; первая пьеса Эдварда Радзинского называется «Мечта моя... Индия». Весьма неожиданное наблюдение! Однако если вспомнить, то, действительно, мы обнаружим, что практически каждый писатель что-то да сказал об индийцах или упомянул Индию так, что это сохранилось зафиксированным в письменных источниках. Проверить с помощью интернета “по верхам” теперь не сложно. И как принято говорить в наукометрике, импакт, то есть цитируемость, налицо. Таким образом, по степени влияния индийская цивилизация никак не уступает, хотя бы сказать, китайской.
К чему такой долгий разговор о культурно-исторической влиятельности Индии? Только для того, чтобы убедить читателя в наличии у народа индийского некоего великого предназначения, прозреваемого через то, как Промысел Божий бережёт Индию на протяжении человеческой истории, и предназначению её ещё только надлежит исполниться вполне. Подавляющее большинство современных индийцев исповедуют индуизм — политеистическую религию, преисполненную неясностей и противоречий. Сейчас почти невероятно, чтобы этот народ, тысячелетиями косневший в ложных учениях, обратился бы к православному христианству. Однако, если можно так выразиться, для индийского народа традиционны духовные поиски в громадных масштабах, людских и исторических: с Ашоки на тысячу лет Индия стала буддистской; в позднее средневековье она была мусульманской; в конце 15-го века из индуизма выделился сикхистский раскол, так что в Новое время небольшое самостоятельное государство сикхов просуществовало на севере Индии полторы сотни лет. Нынешний ренессанс индуизма с уходом британцев в 1947 году, очевидно, не пресекает глубинной потребности индийской души в истине, и поиски её она продолжает. А потому может Индия стать и христианской, причём во многом — именно православно христианской.
Существует небольшой, но интереснейший корпус текстов, представленный не единичными мыслителями, о том, что Православию предстоит особым образом освятить индийскую землю. Именно ради них и ради того, чтобы собрать и процитировать их мнения в одном месте, и затевался сегодняшний материал.
Святой Николай Сербский (1880–1956) писал: «Великая и славная роль ожидает Индию в будущности, причем недалекой. Не забыл Бог свою Индию, но у Него есть определенные сроки, когда Он выводит отдельные народы, будто скрытые за кулисами, на великую сцену мировой драмы, и все это идет по Его Божественному порядку... Будущая Христова Индия представляется моему духовному взору голубицей, крылья которой залиты смолой, и не может она полететь ни вверх, ни вперед. Когда Христос ее омоет и очистит, и Своею Кровию напоит, и на руки Свои возьмет, тогда она полетит, к радости своей и к радости святых небес и всех Божиих народов» («Индийские письма», около 1941 года).
Святитель Николай Сербский (1880–1956). Художник: Татьяна Юшманова.
И ещё святитель Николай от лица персонажей своей книги «Индийские письма» указывал на некоторую важную особенность укоренения Православия в индийском народе: «В Индии имеется религиозный настрой, как нигде в мире. Непреодолимая тяга к высшему, нематериальному миру. Индийская душа, как и индийская земля, буйствует всяческими произрастениями. Разносортная и бурная растительность заполонила души наших братьев в Индии и смутила. Индия в отчаянии. Она тысячи лет была главным носителем и проповедником отчаяния, отчаянного пессимизма. В Индии есть алчба и жажда истинного Бога, Который всесилен и Который любит людей. Есть решимость пойти на смерть, чтобы обрести истину. Есть неслыханная аскеза, самоистязание до самоубийства, в сущности – ради ничего. Ради лучшей реинкарнации по Веданте или ради нирваны по Будде. И то и другое – это отчаяние без просвета и без радости. Но почва исключительно плодоносна и полна жизни и ждет истинного семени... В самом деле, индийский народ более постнический, чем многие другие народы. Но не так, как православные народы, ведь цели поста здесь, как мы прежде сказали, совсем различные. И именно из-за своего постничества Индия предопределена Господом Богом к тому, чтобы легче принять Христово учение и полнее и искренне изменить свою жизнь» («Индийские письма»).
Святитель Николай Японский (1836–1912) признавался: «Непрестанно занимает мысль о том, что при Святейшем Синоде должен быть миссионерский комитет... В Китае, Индии, Корее, здесь – моря и океаны язычества, все лежит во мраке и сени смертной...» (запись из дневника от 12 июня 1896 года).
Святитель Николай Японский (1836–1912), источник: Яндекс.
Архиепископ Никон (Рождественский, 1851–1919): «Так утешал меня святитель Японский. Нарисованная им художественным словом картина грядущих судеб рода человеческого давала надежду видеть в будущем еще отрадное: дело Христово еще не завершено на земле; еще немало народов ждут своей очереди, когда придет к ним Царствие Божие и благодать Божия заложит в них свою закваску. А чтобы закваска возымела свое действие, нужно время; если она сделала свое дело среди народов, уже покончивших свое историческое призвание, то в нас это призвание еще не исполнено, а такие великие народы, как Китай и Индия, еще ждут своего, Богом предназначенного дела в Царстве Божием, где нет разницы между иудеем и эллином, между европейцем и азиатом» («Святитель Николай Японский о кончине мира и грядущих судьбах России», 1914).
Архиепископ Никон (Рождественский, 1851–1919), источник: Яндекс.
Вскоре после революции Митрополит Вениамин (Федченков, 1880–1961) подбадривал своего знакомого: «Греция кончилась после Рима; а сама кончалась при расцвете Третьего Рима... Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов... Почем знать? Ну, может быть, кончается Россия (не думаю сего), а, умирая, родит восток христианский?!. Прошу молитв. Многогр. Епископ Вениамин» (письмо из балканского города Билеча священнику Александру в Париж, 1925 год).
Митрополит Вениамин (Федченков, 1880–1961), источник: Яндекс.
И в двух других своих письмах Митрополит Вениамин говорит тому же адресату: «У меня, убогого, сложилось следующее мнение: может быть, мы переживаем предпоследний этап мировой истории (Филадельфийской, Откр.3:7–12); а может быть – и нет; ибо могут обратиться еще японцы, китайцы, индусы...»; «даже если допустить, что [Россия] сама кончается, что для нее пришел «конец мировой истории», как было подобное с Грецией, то никто не может отрицать, что на развалинах ее загорятся новые христианские страны Азии, как мы, славяне, загорелись при потухавшей уже культуре Греции» (1925).
Двадцатый век показал, что конец не наступил. Однако христианское пробужбение Азии, действительно, с постепенностью началось, хотя и только сравнительно недавно. Наш современник старец схиархимандрит Илий (Ноздрин; р. 1932) в записке от 25 августа 2015 года написал: «Православная Миссия, как во многих местах мира подобна миссии Святых апостолов. Благодаря чему и мы исповедуем христианскую Православную веру. В Индии есть Православие; естественного не много, а больше другие конфессии христианские. Не простое дело послужить, подобно апостолам посвятить себя проповеди, особенно как в Индии. Нужна ревность, желание, но это душеспасительное дело. Я одобряю это как подвиг, но как Воля Божия и какие возможности. С любовью схиарх. Илий, 25-08-2015».
Схиархимандрит Илий (Ноздрин), источник: Яндекс.
В XX веке и в начале XXI века немало священников и добровольцев откликнулось на миссионерский призыв Христа: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9:37). И, конечно, в одной из частей материала о Православии в Индии постараемся упомянуть хотя бы некоторых из них, исходя из нашей осведомлённости и возможностей.
Тем не менее, профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов (р. 1938), обсуждая в 2010-м году признаки конца света, очень осторожно высказался о проповеди Евангелия и христианства в Юго-Восточной Азии, в частности в Индии и Китае: «Проповедано будет Евангелие Царствия по всей Вселенной. Скажу, этот признак [конца света], конечно, не исполнился. Можно сказать, что Китай практически не знает христианства. Ничего там не проповедовано: отдельные точечки — они ни о чём не говорят. Несколько лучше, может быть, но всё равно говорить о проповеди христианства невозможно и в Индии. Слишком ничтожен там процент христиан. И вообще в этой юго-восточной Азии христианство пока не только не приветствуется, а часто притесняется. Многие из них приговариваются по совершенно ничтожным мотивам даже к смертной казни. Они изгоняются. Их храмы — если были — разрушаются. В общем, пока что этот огромнейший регион земного шара фактически не знает Евангелия. Вот этот признак, если его принимать вот так буквально, свидетельствует пока о том, что время не пришло. Если понимать прямо. Очень возможно, что его нужно понимать и как-то иначе. По всей Вселенной не в том смысле, что Евангелие всюду обязательно должны люди услышать. Нет. Можно понимать совсем в другом смысле. И я считаю, это необходимо нам знать. Оно будет проповедовано всюду, где оно может быть принято. Где оно может быть принято. История, по крайней мере, говорит о том, что для некоторых народов Евангелие звучит совершенно неестественно, “противоестественно”. Оно не принимается, люди не способны, буквально, его приниять. Я полагаю, что это тот признак, который надо именно в этом смысле понимать, что Евангелие будет проповедовано всюду на земном шаре, но всюду не в географическом смысле, а в психологическом, духовном смысле. Всюду, где есть люди, способные его принять. Так что смотреть на формальный факт того, что в Китае практически нет христианства, в Индии очень мало и вообще в юго-восточной Азии — это совсем не тот показатель, на который можно уже окончательно ссылаться и говорить: “Вот в Индии ещё сколько предстоит! Китай, Индия — да три миллиарда почти. Почти полчеловечества”. Нет. Здесь надо очень, по-моему, осторожно» (Сообщество «Православие в Индии» от 23 марта 2020).
Профессор А.И. Осипов и Индия. На заднем плане — протесты индусов против сектоведа А.Л. Дворкина (2017). Коллаж автора.
В последней статье из нынешней мини-серии публикаций о Православии в Индии мы вернёмся к тому факту, почему невозможно пройти мимо слов профессора А.И. Осипова и почему же до сих пор так затруднительна православная миссия в Индии. Но для того, чтобы это стало возможным, прежде мы постараемся описать картину прошлого и настоящего Православия в индийском народе, рассмотрим карту распространности Православия по индийской земле и совершим туда мысленное паломничество.
Габышев Дмитрий Николаевич, к.ф.-м.н., научный сотрудник, эссеист, г. Тюмень
7. Ответ на 6, Александр Т:
Посмотрите последние выступления протоиерея Андрея Ткачева по украинской теме. Их несколько на ютубе, одно опубликовано недавно и на РНЛ. Очень хороший анализ ситуации именно с духовной точки зрения.
///////////////////////////////
Александр Т:
Насчет американцев - вы сами знаете, что это страна протестантская. Следовательно - и духовность у них соответствующая. А то, что они по воскресеньям в большинстве своем посещают богослужения - что в этом плохого? Может быть поэтому Господь и терпит их до сих пор, не смотря на все их злодеяния и беззакония.
//////////////////////////
Вопросы в практическом приложении очень ПОЛЕЗНЫЕ, но… представляется, разумнее будет последовать примеру протоиерея Андрея Ткачева (из опубликованного РНЛ «намедни» «разговора» (ютуб) этого, безусловно, талантливого проповедника) и НЕ ПОГРУЖАТЬСЯ в глубину их раскрытия и «нюансы»?
Ситуация настолько «многослойна», что…
6. Ответ на 5, Александр Волков:
«Ну уж нет. Лайт-курс нам не грозит. Наши "партнеры" об этом позаботятся.»
////////////////////////
не встретилось ни одного (!) высказанного с позиции духовной взгляда?
Посмотрите последние выступления протоиерея Андрея Ткачева по украинской теме. Их несколько на ютубе, одно опубликовано недавно и на РНЛ. Очень хороший анализ ситуации именно с духовной точки зрения.
Насчет американцев - вы сами знаете, что это страна протестантская. Следовательно - и духовность у них соответствующая. А то, что они по воскресеньям в большинстве своем посещают богослужения - что в этом плохого? Может быть поэтому Господь и терпит их до сих пор, не смотря на все их злодеяния и беззакония.
5. Ответ на 4, Александр Т:
«Ну уж нет. Лайт-курс нам не грозит. Наши "партнеры" об этом позаботятся.»
////////////////////////
Так в «партнерах» и не сокрыты ли ловушка-соблазн? Тривиально-наглядный довод – да та же СВО? Да, в определенном (!) смысле испытание для страны, но… посмотрите, в каком понятийно-языковом «горизонте» немалым числом священнослужителей анализируется ситуация – «сомкнем теснее ряды»!? И ни одного (!) - «подчеркиваем» - не встретилось ни одного (!) высказанного с позиции духовной взгляда? Представляется, это очень хорошо прочувствовал генерал КГБ, аналитик Н. Леонов в память которого РНЛ посвятила несколько публикаций… Так вот, в одном из комментариев участников форума были приведены слова о МОЛЧАНИИ со стороны РПЦ… Но разве высшее священноначалие молчит? Да проповедь за проповедью - наставление за наставлением исходят от них в публичное пространство – посмотрите на том РНЛ? Генерал был неправ? Нет! Запрос-посыл его ПРАВИЛЕН - раскрывайте СУТЬ, а не упражняйтесь в… ?
Александр Т:
«А индийцы - очень религиозный народ.»
//////////////////////////
Наверное. И мусульмане, и… американцы - как едва ли не с восхищением заметил однажды в отношении последних «некто» из священноначалия РПЦ - мол, надо же – до 70% народонаселения по выходным посещает богослужения в храмах?
Куда там, дескать, до них русским?
А ему бы взять да рассказать слушателям с позиции именно ДУХОВНОЙ, отчего это «боголюбивые» США хищными щупальцами «расползлись» по планете, «рыкая яко лев» и что за этим стоит?
PS
Кто спорит – как отмечалось ранее - всякое обращение к Богу есть несомненное благо для грешника, но… вот дальше… Дальше-то начинаются такие «нюансы», что… как говорится - может статься «мало не покажется» - причем от Бога? Разве не так?
4. Ответ на 3, Александр Волков:
Ну уж нет. Лайт-курс нам не грозит. Наши "партнеры" об этом позаботятся. А индийцы - очень религиозный народ. Автор в своей статье это хорошо показал.
3. Ответ на 2, Александр Т:
Почитайте историю Византийской империи - ведь это ужас, сплошные ереси, отступления, перевороты, предательства...»
/////////////////////////
Так то ж закономерно – «амплитуда-размах» «колебаний» от Неба до… «глубин» Ада? Достоевский-то только в византийской цивилизации мог появиться? У «нас» всегда был «открыт» Шанс взять НЕПОМЕРНУЮ для иных духовную ВЫСОТУ или… Скажем так, Россия - чрезвычайно рисковое место в планетарном «раскладе»: здесь - как там, у Владимира Высоцкого – или-или? У других (и у тех же индусов), «представляется» ситуация «попроще» - в талантливейшем фильме про Штирлица в одном из эпизодов (о ходе работ по т.н. «чудо-оружию») то характерно выражено: и явных провалов нет, но и… успехов не наблюдается? Почему? «Но есть однако же еще предположенье, что…»
Есть такой образ-параллель: рыбешки «верхоплавки»… В «аду» - но слое приповерхностном, а вот у византийцев «коли» сложилось «неудачно» - так на самое Дно? Дано-то много – ну и «спрос» «соответствующий» - всяк ли «потянет» - те же индусы, когда сами (в оригинале!) «кувыркаемся» и… похоже, «ложимся» (как ранее те же европы-америки) на лайт-курс и хуже того – местами ПРОФАНИРОВАНИЯ?
Но это только «присказка»…
2. Ответ на 1, Александр Волков:
Конечно отец Димитрий был прав, как и профессор Осипов А.И. У нас самих масса проблем. Но у кого и когда их не было? Почитайте историю Византийской империи - ведь это ужас, сплошные ереси, отступления, перевороты, предательства.
Вы правы - дело не в проповеди, а в проповедниках. Но нет никаких оснований полагать, что у нас не появятся новые миссионеры - как Герман Аляскинский, Николай Японский...
1. «Узнай, а есть предел – там, на краю Земли – и можно ли раздвинуть горизонты?» (Владимир Высоцкий)
Индия-то Индией, но вот ведь какая «закавыка» - незадолго до ухода в мир иной, известный, весьма авторитетный протоиерей Дмитрий Смирнов «выдал» вовсе небезосновательную мысль, что мол в РОССИИ Евангелие необходимо проповедывать ЗАНОВО!
Но если то в России – как быть без «взаимоувязки» в подходах с остальными? Не Дели же определять в Третий Рим? Ведь, как говорится «и козе должно быть понятно», что - скажем так - с «традиционной» проповедью ощутимого результата ныне вряд ли добиться, что практически повсеместно и наблюдается? Да что там проповедь – едва ли не большая часть публичных церковников-просвещенцев «освоило» и «лихо» «стрекочет» в горизонтах полит-социо-психологическом, а духовного-то – напрочь избегает? По сути, именно о духовной составляющей напомнил в недавней публикации на РНЛ протоиерей Александр Шаргунов, рассматривая некоторые вопросы нынешней СВО?
Ну и с каким «инструментом» «побредем» в Индию?
Но это только часть ПРОБЛЕМЫ – если не погружаться глубже и о чем мало кто из профессиональных «просвещенцев» вслух осмысленно заговаривает на публике… Упомянутый автором публикации уважаемый Алексей Ильич Осипов, насколько помнится, однажды осмелился высказаться на одной из встреч, но… практически «тут же» вопрос пришлось «свернуть»?