Напомним себе слова авторитетных святых мужей о возрождении православной Руси, собранные иеромонахом Серафимом (Роузом) и произнесённые им в заключение речи перед Съездом православной молодежи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года.
К предыдущему историософскому материалу, составленному в прошлом году, мною было обнаружено несколько важных дополнительных текстов, с которыми не был знаком раньше, но с которыми хотелось бы познакомить читателя, обеспокоенного грядущими судьбами России. Как уже раньше писал, в приближении к годовщине 1000-летия Крещения Руси в конце коммунистической эпохи духовные люди прозревали скорое окончание прежнего безбожного порядка. Так американский по происхождению, но русский по духу иеромонах Серафим (Роуз) в 1981 году говорил, что «страна, в которой началось владычество коммунизма, переживает в данный момент религиозное возрождение, препятствующее распространению атеизма в мир». В 1987 году киевский архимандрит Пимен (Соболев) (1917–2000) говорил: «70 лет Вавилонского плена для Церкви кончается, и мы увидим духовное возрождение: откроются храмы и монастыри». А уже в 1989 году дивеевская матушка Фрося (Лахтионова) сказала архимандриту Тихону (Шевкунову): «Семьдесят лет в плену пробыли! Понимаете вы, нет? Мы же в плену жили, у советской власти. Это же плен. А дальше не знаю, что будет. На кого пойдёт? Я слыхала от одного, но я не скажу кто: "Кончилось царство хамово!"».
Упомянутый выше иеромонах Серафим (Роуз) (1934–1982) хорошо известен нам такими трудами, как «Православие и религия будущего» и «Душа после смерти». В первом разбираются тупиковые учения и взгляды, получившие апокалиптически судьбоносное распространение в XX веке и очень дурно повлиявшие на религиозное чувство современного человека. Второй труд представляет собой в определенном смысле практическое руководство, хотя и подготавливающее читателя к непростым и даже страшным реальностям загробной жизни, но оставляющее совершенно положительные впечатления, потому как вооружает читателя и разбивает на корню ложные учения о посмертном опыте. Перу данного выдающегося духовного писателя принадлежит достаточно исчерпывающая антология авторитетных пророчеств о будущем России, которая была доложена им на Съезде православной молодежи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года. Именно этими пророчествами хотелось бы теперь поделиться.
Святые мужи России, рассказывает иеромонах Серафим, здравствовавшие в начале революции, сознавали, что по сути это явление апокалиптическое, и знали, что предстоит многолетнее испытание. Но они также предвидели, что будет конец и этому испытанию.
Старец Алексий Зосимовский (1846–1928), находясь в Чудовом монастыре при выборах Патриарха, слышал, как люди плакали, и кто-то громко воскликнул: «Пропала, значит, наша Россия, пропала Русь Святая!» И вдруг громким голосом он спрашивает: «Кто это тут говорит, пропала Россия, что погибла? Нет, нет, она не пропала, не погибла и не погибнет, не пропадет, но надо через великие испытания очиститься от греха русскому народу. Надо молиться, горячо каяться. Россия не пропадет, и не погибла она» («Православная Русь», 1970, №1, с.9).
Незадолго до начала революции старец Варнава из Гефсиманского скита (1831–1906) предсказал, что Россию ждут тяжелые испытания и что жестокое преследование постигнет Православную веру. Он говорил: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет» (частное письмо Н. Китер).
Схииеромонах Аристоклий (1838–1918) незадолго до своей смерти в августе 1918 года сказал: «Сейчас мы переживаем пред-Антихристово время. А Россия будет спасена. Много будет страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, и стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И тогда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией».
За 10 дней до своей кончины он сказал, что конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго («Православная Русь», 1969, №2, с. 3).
В 1920 году старец Нектарий Оптинский (1853–1928) говорил: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата, и в Оптиной будет еще 7 светильников, 7 столпов» (Концевич И.Л. Оптина Пустынь и ее время. Джорданвилль, 1973, с. 538).
Интересно отметить, что святой Иоанн Кронштадтский (1829–1909) также предсказал, что освобождение России придет с Востока (Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Белград, 1924, т. 2, с. 24).
В 1930 году архиепископ Феофан Полтавский (1873–1940) суммировал пророчества, полученные им от старцев, способных презирать будущее: «Вы меня спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних временах. Я не говорю об этом от себя, но то, что мне было открыто Старцами. Приход Антихриста приближается и уже очень близок. Время, разделяющее нас от его пришествия, можно измерить годами, самое большее-десятилетиями. Но перед его приходом Россия должна возродиться, хотя и на короткий срок. И Царь там будет, избранный Самим Господом. И будет он человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нем нам было открыто. И мы будем ждать исполнения этого откровения. Судя по многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь отменит его и изменит Свое обещанное. Согласно свидетельству слова Божия, и это тоже может случиться» («The Orthodox Word», 1969, 5, р. 184).
Итак, мы видим, продолжает Серафим (Роуз) свою мысль, что все пророчества этих Богом вдохновленных людей в начале нашего столетия говорят об ожидании восстановления Святой Руси и даже православного Царя незадолго до пришествия Антихриста и конца мира. Но это событие будет носить характер скорее необычно-чудесного, а не обыкновенного исторического события. И в то же время оно будет в какой-то мере зависеть и от самого русского народа, так как Бог здесь действует через свободную волю человека.
Так же, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчество Ионы о ее гибели оказалось, таким образом, ложным, так и пророчества о восстановлении России могут оказаться ложными, если русские люди не раскаются...
Отец Димитрий Дудко (1922–2004) и другие не раз говорили, что невозможно, чтобы кровь бесчисленных русских мучеников напрасно лилась; она несомненно станет семенем последнего и яркого расцвета истинного Христианства. Однако очень легко просто мечтать о будущем этого мира и о том, что может случиться в России. Воскресение России зависит от усилий каждой отдельной души, оно не может произойти без участия православных людей — нашего общего покаяния и нашего подвига. Оно вовлекает в свою сферу не только людей в самой России, но и всех в рассеянии сущих и всех православных людей всего мира.
Епископ Иоанн Шанхайский (1896–1966) в своем докладе Архиерейскому Собору Зарубежья в 1938 г. говорил: «Но все будущее зависит от нас: если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может изъять свои обещания». (Подробнее см. текст иеромонаха Серафима «Будущее России и конец мира»).
Вернёмся в наши дни. Что касается упоминания некого грядущего или имеющегося православного Царя, то интересно отметить, что при посещении Афона в пасхальные дни 2016 года Президентом Владимиром Путиным, как говорят, ему на богослужении было отведено место, на котором предписывалось молиться только православным монархам. Таким образом, священнослужители Константинопольского Патриархата признали соответствующее достоинство Президента России, и случилось это задолго до того, как Патриарх Варфоломей ввел в соблазн четверть поместных Православных Церквей украинской авантюрой, которая — произойди она до того — могла бы бросить некоторую тень на авторитетность мнения афонских старцев о Президенте В. Путине.
Так, может, вот оно, счастье исполнившегося пророчества? Как у Ильи Обломова, «идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни». Не по-царебожнически «когда-то там впереди» великая Россия, и не «где-то там» ее земной царь, который все время «грядет». Уж точно не по-сергий-романовски, под властью уральского мятежного монаха, продвигавшего такое учение и считавшего себя толи продолжателем царского дома, толи аватарой последнего русского монарха. Если кто не узнаёт в нынешней России обещанного возрождения и расцвета, должен обратить внимание на особо выделенные выше слова, в которых упоминается о небезусловности пророчеств. По-видимому, сбываться они могут отчасти и в определенной мере, раз мы сейчас вместе как бы и видим их исполнение, но как бы одновременно и не видим. Мы, глядя, не узнаём момента, но, вглядываясь в настощее, внезапно обнаруживаем.
Киевский архимандрит Пимен (Соболев) в 1987 году, говоря: «70 лет Вавилонского плена для Церкви кончается...» — тут же добавил: «Но на нас, православных, великая ответственность: не впасть в расслабление. Ибо в духовной жизни нет остановки, лишь движение вперед или откат вниз».
В январе 2020 года, перед пандемией коронавируса, протоиерей Олег Стеняев, комментируя 32 главу Книги Бытия, обратил особое внимание на то место, где Иаков сомневается в себе, несмотря на обетование Бога позаботиться о нем (Быт. 32:9-12). «Будучи глубоко верующими, такие люди как Авраам, как Исаак, как Иаков, они всецело доверяли Богу, и они никогда не сомневались в Нем, но они сомневались в себе. И вот здесь Иаков говорит, я недостоин твоей милости — он сомневается в себе. Да, Бог ему сказал, что будет заботиться о нем, что вернет его в эту землю. Но в понимании таких людей все это не безусловно. Это зависит от того, как будет вести себя Иаков. И мы знаем, что есть пророчества, о том что, русская земля возродится, что у нас будет царь, что мы будем противостоять антихристу как народ божий, но все такие откровения — они не безусловны. Мы должны быть достойны тому, чтобы стать народом, который воспротивится власти Антихриста. Мы должны быть достойными того, чтобы Господь поставил бы над нами царя, который был бы по сердцу Его и чтобы теократическая монархия воцарилась здесь на земле. Поэтому все не безусловно. И Иаков сомневается в себе, так же как и Авраам сомневался в себе, и мы должны сомневаться. А может быть у нас уже нет никакого доброго будущего? Может быть, мы исчерпали, как бы, лимит божиих благословений, и своим нечестием мы разрушили свой собственный дом?»
После множества таких совершенно серьёзных призывов нас духовными отцами к ответственности, хотелось было поискать что-нибудь утешительное из шеститомника преподобного Паисия Святогорца, нашего современника. Однако сейчас его «Слова» не найти — в последние пару лет православные книги стали изыматься из открытого доступа в интернете. Постепенно заметил это ещё по некоторым книгам схиархимандрита Гавриила (Бунге) и схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая). Похоже, что такого рода подчеркнутая монетизация пришла к нам с Запада: там очень трудно найти нужную духовную книгу на английском языке в открытом доступе, только лишь за плату. Соответственно, читатель не может предварительно оценить для себя полезность той или книги без хорошего совета. Потому разумным сейчас было бы успевать покупать бумажные духовные книги впрок и сохранять у себя хорошие православные фильмы — пока они доступны и пока длится духовный расцвет России. А расцвет — он действительно идет. Пусть не в той абсолютной мере, которую хотелось бы нам, но все равно он дарован в большей мере, чем мы сами того заслуживаем.
Габышев Дмитрий Николаевич, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, эссеист, г. Тюмень
1. 1