«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; и злой человек из злого сокровища выносит злое».
(Мтф. 12;35)
Время от времени на интернет-порталах публикуются статьи, в которых предпринимаются очередные попытки облить грязью советский проект, показать феномен советского сознания, как сугубо меркантильного явления. Мол, что вы хотите от этих «совков», им бы только колбасы побольше, да работать поменьше. Делается это с одной целью – отвлечь внимание молодежи от исторической правды, навязать ложь о советском образе жизни, дефиците всего и вся, всеобщем унынии, сопровождаемом завистливыми всхлипываниями о западной свободе. Цель подобной лживой пропаганды понятна, если в своем отечестве не было ничего достойного для сохранения, то надо искать достойное в других отечествах.
Не дай Бог, молодые люди начнут анализировать советское прошлое, да еще по документальным публикациям, сравнивать с нынешними демократическими достижениями и поймут, что неолиберальные сказки служат лишь ширмой для того, чтобы две трети общества опустить на грань бедности, а значительную часть бедных погрузить в нищету ради фантастической роскоши маленькой группы олигархов.
И у молодых появятся вопросы, ну например, почему при советской системе нищих вообще не было, а бедные были намного благополучнее нынешних бедных? Почему на минимальную советскую зарплату и среднюю пенсию люди могли скромно жить, а на демократические не могут? И таких «почему?» будет много, а вот вразумительных ответов не будет.
Несомненно, в советском проекте было много проблем, но если говорить о главном, то советский проект был создан на основе нравственного закона русской православной традиции – каждый имеет право на достойную человека жизнь и государство обязано создать условия для реализации этого права. При условии, что власть принадлежит народу реально, а не формально – строчкой в конституции. Этот закон опирался на главный евангельский закон – любви к Богу и ближнему.
Большинство советских людей жили с опорой на нравственные приоритеты, когда личная выгода уходила на второй, а то и на третий планы. Нет, советские люди не были бессребрениками, но советское сознание, как особый социокультурный феномен включало в себя духовные приоритеты, на которых формировались мировоззрение и поведение людей, оно стало новой формой русского цивилизационного сознания применительно к советской эпохе.
Известный историк культуры Вадим Валерьянович Кожинов приводит такой пример характеристики советского сознания: «Мне хочется привести рассуждение о русском народе в советское время, принадлежащее ярому антикоммунисту, совершенно нетерпимому, категорически несогласному - Михаилу Назарову. Это человек, который двадцать с лишним лет пробыл в эмиграции, причем в эмиграцию он просто бежал из России, работал на радиостанции «Свобода», естественно, вел ярую антикоммунистическую пропаганду и от этого не собирается отказываться. Тем не менее, в одной из своих работ, вошедших в его книгу «Историософия Смутного времени» он написал следующее о том, что господствовало с 1917 по 1992 год в стране: «Необходимо увидеть в национал-большевизме - патриотизм, в покорности угнетению - терпеливость и жертвенность, в ханжестве - целомудрие и нравственный консерватизм, в коллективизме - соборность и даже в просоциалистических симпатиях стремление к справедливости и антибуржуазность, как отказ от преобладания материалистических целей в жизни» (1). Несмотря на свой ярый антикоммунизм, Михаил Назаров был вынужден признать, что советское сознание основано на историческом русском мировоззрении, краеугольным камнем которого являются евангельские идеалы.
Советский человек, в отличие от нынешнего неолиберального человека обладал богатым духовным миром, творческим мышлением, в нем было место братолюбию, милосердию, справедливости, трудолюбию и другим духовным идеалам, которые формировались и поддерживались как производные русских культурных традиций. В советском обществе поддерживался высокий уровень социальной справедливости, что давало каждому гарантированное право на жизнь. В нынешнем неолиберальном обществе такой гарантии у простых людей нет. В советское время умереть от голода, холода, недостатка своевременной медицинской помощи или лекарств было невозможно, сегодня это обычные явления.
Феномен советского сознания – это исторический прецедент воспитания поколений в духе стремления к жизни по совести, для которых направленность на духовное совершенство преобладала над желанием личного благополучия. Для неолиберального общества, в котором эгоизм, стяжательство и сластолюбие правят бал советское сознание – это мощный инструмент защиты от манипуляций. Такое сознание легко отличает правду от лжи, добро от зла, любовь от проституции и содомии.
Свет всегда будет мешать тьме объять мир, правда всегда будет противостоять лжи и пока сохраняются духовно-нравственные идеалы в общественном сознании, человека невозможно превратить в умное животное. А идеология неолиберализма – это руководство по превращению большей части общества в стадо умных животных, особо безнравственные из которых получат должности помощников пастухов (2).
Советский проект держался до тех пор, пока в большей части властной элиты и общества преобладали духовно устремленные и нравственно чистые люди, для которых личное благосостояние было вторичной ценностью по отношению к общественной справедливости. С раннего детства у советских людей воспитывали веру в социальную справедливость. И это воспитание надо признать было организовано на достаточно высоком уровне (3).
В основу воспитания закладывалось христианское понимание смыслов жизни, которые в тогдашней атеистической доктрине определялись следующими принципами – товарищество, коллективизм, трудолюбие, патриотизм, непрерывное самообразование, приобщение к культурным традициям. Об этом весьма убедительно говорит хотя бы такой пример.
В советское время издательство Ленинградского университета в течение двух десятилетий выпускало в свет цикл работ профессора этого университета Р.Г. Скрынникова. Это сугубо научные, академические труды, предназначенные, в сущности, для специалистов. В 1966 году тиражом всего лишь 1000 экземпляров вышла работа «Начало опричнины» и довольно долго лежала на магазинных полках; в 1975 году книга Р.Г. Скрынникова «Россия после опричнины» была издана уже тиражом 5500 экземпляров и разошлась быстрее (1).
А в 1985 году труд с гораздо более скучным названием «Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века» вышел в свет тиражом 45 000 экземпляров, который был мгновенно расхватан. Тиражи изданных в научно-популярной серии книг того же Р.Г. Скрынникова «Иван Грозный» и «Борис Годунов» были около миллиона, но приобрести эти книги было не легче, чем модные детективы (1).
По уровню жизни СССР проигрывал западным странам, но по качеству жизни условия были примерно равные. Вот как это описывает известный философ и социолог Зиновьев А.А.: «Когда я приехал из СССР в США в командировку, меня спросили, сколько я, советский профессор, получаю? Я сказал - 500 рублей. Надо мной стали смеяться: столько у них получал тогда простой солдат в армии. А потом, когда сопоставили все, оказалось, что и генерал их столько не имеет, сколько я. Потому что у меня отличная квартира всего за 25 рублей в месяц, бесплатный отдых в домах отдыха и санаториях, бесплатная поликлиника, куда меня силком заставляли ходить на диспансеризацию. Поди, объясни им все это, когда 40 процентов американцев живет в нищете» (3).
Однако, начиная с 60-х годов, в советском общественном сознании постепенно устанавливается приоритет материальным благам. Но те, кто навязывал обществу материальные приоритеты не могли не знать, что согласно законам духовной жизни стремление к духовному совершенствованию в общественном сознании, должно преобладать над стремлением к материальным благам, иначе начинается нравственная деградация. Она и набирала обороты, особенно в верхушке руководства страной и к концу 80-х годов извратила общественное сознание. Люди поверили лживой перестроечной пропаганде, что разрушение нравственных норм и передача крупных предприятий в частную собственность совместимо с социальной справедливостью. И это стало главной причиной последующей социально-экономической трагедии.
Апологеты лживой пропаганды надеялись, что после крушения СССР советское сознание уйдет в прошлое, но советское сознание сохраняется до сих пор у значительной части общества и под влиянием главным образом, семейного воспитания продолжает стихийно формироваться у молодежи, которая никогда при советском строе не жила.
Советское сознание, есть особая форма русского цивилизационного сознания, в котором социальная справедливость, братолюбие, милосердие всегда приоритеты. Обращение к русским культурным традициям неизбежно приводит молодых людей к выбору – принимать или не принимать социальную справедливость как главный духовно-социальный идеал Русской цивилизации.
И молодой человек начинает понимать, что православные духовные идеалы русских культурных традиций в своей совокупности направляют усилия людей на построение общества социальной справедливости. Зачатки этого общества были сформированы при царской империи, основа создана в сталинскую эпоху и развита в брежневское время (4).
Умные люди не воспринимают потоки лжи отпетых антисоветчиков и русофобов, они обращаются к историческим документам советской эпохи и открывают для себя такие горизонты благополучия, о которых в нынешних условиях невозможно даже мечтать Люди бесплатно учились, лечились, получали квартиры, занимались спортом, организованным досугом, ездили на курорты за символические деньги. Особую роль в формировании этого благополучия играла советская школа.
Несмотря на официальный атеизм, советская школа в значительной степени воспроизводила историческую традицию русской школы – приоритет духовно-нравственного воспитания над обучением и развитием личности. Не зря в советское время говорили – главное, чтобы человек был хороший. Хороший в смысле – порядочный, отвечающий за свои слова и поступки.
Многие выпускники советской школы приобретали стремление к вершинам духа, которое выражалось в непрерывном самообразовании, достижении профессиональных и общественных вершин. Можно утверждать, что на протяжении всей школьной жизни у детей воспитывали духовно-культурное мировоззрение. Поэтому многие молодые люди не столько верили в силу земного благополучия, сколько определяли для себя духовные ориентиры жизни как главные, будучи при этом атеистами. Это достигалось ничем иным, как воспитанием у детей комплекса качеств, близких к смыслам евангельских заповедей.
Во-первых, критическое отношение к своим собственным достоинствам – осознание своих недостатков, ограниченности знаний. Во-вторых, стремление к достижению духовно-нравственной чистоты, высокого уровня образования и профессиональной компетенции. В-третьих, ограниченное потребление материальных благ, самоограничение материального стяжательства, направление активности на патриотизм и стяжание культурных ценностей. В-четвертых, спокойное отношение к любым видам развлечений, отдых – смена деятельности, а трудолюбие – основа благочестия и профессионального роста.
В-пятых, единство духовного и земного в мировоззрении, с доминированием духовно-нравственных норм в отношении к себе и другим людям. В-шестых, товарищество и коллективизм, как стиль отношений. В-седьмых, стремление к достижению личного авторитета, основанного на личной нравственной чистоте (1,3).
Советских детей с детства приучали к постепенному, шаг за шагом, преодолению своих страстей, а ведь это исполнение главного закона духовной жизни – будь верен в малом и дано тебе будет большое. Потому что большое есть полное смирение и любовь, они достигаются в земной жизни только святыми. Но можно, понуждая себя к духовному росту, ограничить влияние страстей на поступки и поведение и достичь высокого уровня благочестия. Примеры такой жизни советская молодежь черпала из народных сказок, русской литературы, театра, кино, живописи, музыки.
Советское сознание, как особая форма русского цивилизационного сознания, было направлено к достижению духовных вершин, что и обеспечивало укрепление социальной справедливости в обществе.
Валерий Бухвалов, Dr.paed.
При подготовке статьи использованы следующие источники:
1. Кожинов В.В. О русском национальном сознании
2. Зиновьев А.А. Запад: феномен западнизма http://istmat.info/node/29034
3. Александр Зиновьев: Русская трагедия
http://www.apmath.spbu.ru/cnsa/pdf/index16/zinoviev-tragedia.pdf