«Он был универсальным человеком…»

Вспоминая А.С. Хомякова

Александр Сергеевич Пушкин  Консервативная классика 
0
812
Время на чтение 11 минут

 

Благодарна за публикацию о А.С. Хомякове Игумена Евфимия (Моисеева) и Монаха Лазаря (Афанасьева). Мои заметки выросли из неудавшегося комментария: подвел объем.

***

Вспоминая программу Литературной гостиной Одесского Дома ученых, посвященную 205-летию А.С. Хомякова (24 мая 2009 г.), обзор литературных источников в моем вступлении, где были использованы данные многих авторов, прежде всего хочу, должна подчеркнуть: Алексей Степанович Хомяков – основной идеолог славянофильства! Что – думаю – актуально.

* * *

Известно: «Западники» (Белинский, Герцен, Грановский и др.) желали преобразований России по образцу передовых европейских стран: уничтожения крепостного права, самодержавия, требовали свободы личности, слова, просвещения для всех сословий и т.д. Им хотелось поторопить историю, ускорить общественное развитие. «Славянофилы», не отрицая многого из программы «западников», но безгранично любя свою родину, зная Запад, видевшие там многие пороки и изьяны, стояли за свой, особый путь. Не могли принять обуржуазивание жизни, обездушивание человека, превращение цельного общества в сумму эгоистических, жестоких, меркантильных личностей. Мечтали о единстве всего народа, гармоничном сочетании интересов всех и каждого, основанном на православной вере, на началах любви, добра, братства, равенства. Уверены: основа – общественное, общинное, совестливое начало; свободная, независимая церковь; ненасилие, соединяющий разум, цельность, единство; следование истине и обычаям отцов.

В идеализации общины власти усмотрели пропаганду фурьеризма, озлились на критику реформ Петра I и др. «Московский сборник» – альманах славянофилов – запрещен (1852, 1853), авторы (Хомяков прежде всего) отданы под надзор полиции. Последовали и преследования церковные. Но славянофилы не ожесточились, не восстали, продолжали доказывать, что Россия, православие – страна и вероисповедание будущего человечества. Они лишены национального высокомерия, напротив, чрезвычайно требовательны и к себе, и к своей стране: «Избранничество налагает великую ответственность». Общество на высокой ступени общественного развития, имевшее изъяны, по Хомякову, оказывается хуже, отвратительнее примитивного, но гармонически цельного. Сформулировал закон, по которому «высшее начало, искаженное, становится ниже низшего, выражающегося в цельности и строгой последовательности». Тем большие строгости и пуризм отличали жизнь и деятельность славянофилов, чем больше они верили в величие России: им так хотелось видеть это величие в незапятнанной чистоте!

* * *

А.С. Хомяков – социолог, теолог, публицист; философ, создавший оригинальную систему; историк мировой цивилизации, России, автор многотомных «Заметок о всемирной истории»; экономист, разрабатывавший планы уничтожения крепостничества; практик-помещик, усовершенствовавший сельскохозяйственное производство, винокурение и сахароварение; изобретатель новой паровой машины, получившей патент в Англии; изобретатель дальнобойного ружья, хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны; врач-гомеопат и врач, использовавший средства народной медицины для успешной борьбы с холерой; хороший художник, портретист и иконописец; полиглот-лингвист; известный в свое время поэт и драматург. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук.

О нем: «Остов русского мировоззрения», «подвиг народного самопознания», «у него был золотой ум» (В.В. Розанов); В.А. Жуковский: «Добродушный, приятный собеседник, он мне всегда был по нутру; теперь я впился в него, как паук голодный в муху»; Т.Г. Шевченко переписывал в свой дневник стихи Хомякова (в частности, «Кающаяся Россия», назвав его «глубоко грустным»). Л.Н. Толстой: «Он был очень приятный человек. Я очень уважал его деятельность и его славянофильские взгляды и как поэта»; Н.А. Бердяев: «…то был самый сильный, самый многосторонний, самый активный, диалектически наиболее вооруженный человек школы. У Хомякова можно найти и славянское богословие, и славянскую философию, и славянскую историю, и славянскую филологию, славянскую публицистику и славянскую поэзию»; И.В. Киреевский – о. Макарию: «Мне кажется, сам Господь избрал его быть поборником нашей православной веры. Во всю свою жизнь он был ей предан душою, телом и делом, всегда исполнял ее предписания и во всю свою жизнь беспрестанно защищал ее против неверующих и иноверцев. Статьи его так умны, учены, глубокомысленны и проникнуты сердечным убеждением, что вряд ли в Европе найдется писатель ему подобный». Он же – о стихах Хомякова: «Тайна веков слышна и Провидение видимо».

Министр С.С. Уваров, представляя государю стихи «Киев», писал: «Известный поэт наш Хомяков, который, как кажется, мог бы один идти по стопам Пушкина…» Николай зачеркнул сравнение с Пушкиным, о стихах написал: «Недурно».

Вспомним эти стихи:

КИЕВ

Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром,
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.

Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!

Сладко песни раздалися,
В небе тих вечерний звон,
«Вы откуда собралися,
Богомольцы, на поклон?"

– «Я оттуда, где струится
Тихий Дон – краса степей».
– «Я оттуда, где клубится
Беспредельный Енисей!»

– «Край мой – теплый брег Евксина!»
– «Край мой – брег тех дальних стран,
Где одна сплошная льдина
Оковала океан».

– «Дик и страшен верх Алтая,
Вечен блеск его снегов,
Там страна моя родная!»
– «Мне отчизна – старый Псков».

– «Я от Ладоги холодной».
– «Я синих волн Невы».
– «Я от Камы многоводной».
– «Я от матушки Москвы».

Слава, Днепр, седые волны!
Слава, Киев, чудный град!
Мрак пещер твоих безмолвный
Краше царственных палат.

Знаем мы, в века былые,
В древню ночь и мрак глубок,
Над тобой блеснул России
Солнце вечного восток.

И теперь из стран далеких,
Из неведомых степей,
От полночных рек глубоких –
Полк молящихся детей –

Мы вокруг своей святыни
Все с любовью собраны...
Братцы, где ж сыны Волыни?
Галич, где твои сыны?

Горе, горе! их спалили
Польши дикие костры;
Их сманили, их пленили
Польши шумные пиры.

Меч и лесть, обман и пламя
Их похитили у нас;
Их ведет чужое знамя,
Ими правит чуждый глас.

Пробудися, Киев, снова!
Падших чад своих зови!
Сладок глас отца родного,
Зов моленья и любви.

И отторженные дети,
Лишь услышат твой призыв,
Разорвав коварства сети,
Знамя чуждое забыв,

Снова, как во время оно,
Успокоиться придут
На твое святое лоно,
В твой родительский приют.

И вокруг знамен отчизны
Потекут они толпой,
К жизни духа, к духу жизни,
Возрожденные тобой!

Ноябрь 1839

* * *

Современники отмечали присущие А.С. Хомякову культ рыцарства, рыцарской этики, силу и мужественность в сочетании с благородством и милосердием. Он утверждал гармонию национального единства, не принимал радикальной декабристской идеологии (споры с Рылеевым, Одоевским и др.) Не либерал, но противник замены единодержавия тиранством вооруженного меньшинства. Для него религиозная этика – верховное мерило.

Он – аскет, романтик, ему близок романтический пафос свободы в понятии воли. Воли-независимости в тесной связи с волей-действием. Значение моральной ответственности личности за свободный выбор жизненного пути, поступков, слов.

Прекрасный оратор, полемист, любитель словесных, умственных и физических состязаний – охота, конные скачки, фехтование, стрельба в цель, игра в шахматы, на бильярде; остроумен (любитель парадоксов), «веселый характер»: «Он любил жизнь и все богом созданное», «всякую чистую человеческую радость и веселье».

Подчеркнув цельное мировоззрение, нерушимую веру А.С. Хомякова, не могу не заметить его конфликтов с церковью: официальных служителей Хомяков считал схоластами, они называли его богословские занятия «суемудрием» и последовательно препятствовали публикации трудов Хомякова на религиозные темы.

«Дневной» Хомяков – веселый, энергичный, поддерживающий, воодушевляющий; «ночной» – бесконечно, остро страдающий от трещин в душе и в идеале. Преследования, полицейский надзор, вплоть до почти решенной высылки из Москвы (за стихи «России»); непрерывные столкновения с бюрократами, ретроградами, злобными недоброжелателями (после 1855-го интенсивно борется за справедливое для крестьян проведение реформы в Тульской губернии, основывает славянофильский журнал «Русская беседа», восстанавливает в Москве «Общество любителей российской словесности», долго и безуспешно добивается права безцензурного издания «Трудов» Общества).

Вспомним «крамольные» стихи:

РОССИИ

Тебя призвал на брань святую,
Тебя господь наш полюбил,
Тебе дал силу роковую,
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых, безумных, буйных сил.

Вставай, страна моя родная,
За братьев! Бог тебя зовёт
Чрез волны гневного Дуная,
Туда, где, землю огибая,
Шумят струи Эгейских вод.

Но помни: быть орудьем бога
Земным созданьям тяжело.
Своих рабов он судит строго,
А на тебя, увы! как много
Грехов ужасных налегло!

В судах черна неправдой чёрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мёртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!

О, недостойная избранья,
Ты избрана! Скорей омой
Себя водою покаянья,
Да гром двойного наказанья
Не грянет над твоей главой!

С душой коленопреклоненной,
С главой, лежащею в пыли,
Молись молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели!

И встань потом, верна призванью,
И бросься в пыл кровавых сеч!
Борись за братьев крепкой бранью,
Держи стяг божий крепкой дланью,
Рази мечом – то божий меч!

23 марта 1854

* * *

А.С. Хомякову дан и пророческий дар, предчувствие новых мировых катаклизмов. Но и – неистребимый оптимизм! Он исповедует концепцию исторической закономерности, не всегда соответствующей личным идеалам. А желание ускорить исторический ход, естественная страстная жажда перемен могут обернуться государственной катастрофой!

Ох, как же неоднократно мы это испытали в нашем прекрасном и горьком XX веке!..

Хочу вспомнить и стихи А. Хомякова, благословляющего Русь на «бранный пир». История назвала его «Крымской войной» (1853 – 1856), или «Восточной войной», или «Русской войной»: войну между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой.

Повторюсь: А. Хомяков, кроме всего прочего, – «изобретатель дальнобойного ружья, хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны»…

РАСКАЯВШЕЙСЯ РОССИИ

Не в пьянстве похвальбы безумной,
Не в пьянстве гордости слепой,
Не в буйстве смеха, песни шумной,
Не с звоном чаши круговой;
Но в силу трезвенной смиренья
И обновленной чистоты
На дело грозного служенья
В кровавый бой предстанешь ты.

О Русь моя! как муж разумный,
Сурово совесть допросив,
С душою светлой, многодумной,
Идёт на божеский призыв,
Так, исцелив болезнь порока
Сознаньем, скорбью и стыдом,
Пред миром станешь ты высоко,
В сияньи новом и святом!

Иди! тебя зовут народы!
И, совершив свой бранный пир,
Дай мысли жизнь, дай жизни мир!
Иди! светла твоя дорога:
В душе любовь, в деснице гром,
Грозна, прекрасна, – ангел бога
С огнесверкающим челом!

3 апреля 1854

…Через 100 лет Крым будет подарен новоявленной Украине...

И сегодня, увы, – актуальны строки хомяковской «Оды» (1830):

…Потомства пламенным проклятьем
Да будет предан тот, чей глас
Против славян славянским братьям
Мечи вручил в преступный час!
Да будут прокляты сраженья,
Одноплеменников раздор
И перешедший в поколенья
Вражды бессмысленный позор
;
Да будут прокляты преданья,
Веков исчезнувший обман,
И повесть мщенья и страданья,
Вина неисцелимых ран!

О, как бы дожить до времени, когда:

И взор поэта вдохновенный
Уж видит новый век чудес...
Он видит: гордо над вселенной,
До свода синего небес,
Орлы славянские взлетают
Широким дерзостным крылом,

Но мощную главу склоняют
Пред старшим северным орлом.
Их тверд союз, горят перуны,
И будущих баянов струны
Поют согласье и покой!..

Ну а пока – нам в помощь и эти строки Алексея Степановича Хомякова 1859 года:

* * *

Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.

Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;

Если скорби земные
Жалом в душу впились, –
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,

Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской.

6 октября 2021, Одесса.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Борисовна Владимирова
«И вы не забудьте о нас...»
К 30-летию кончины Роберта Рождественского
04.09.2024
«В тебе есть капелька солнца…»
Исполнилось 100 лет со дня рождения В.А.Солоухина
15.06.2024
«А.С. Пушкину граждане Одессы»
К 225-летию поэта. Часть 2
07.06.2024
«А.С. Пушкину граждане Одессы»
К 225-летию поэта. Часть 1
05.06.2024
«За порогом бурлит весна…»
К 100-летию Юлии Друниной
12.05.2024
Все статьи Людмила Борисовна Владимирова
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти святителя Иннокентия Иркутского
Сегодня мы также вспоминаем русского государственного деятеля Д.В.Дашкова и математика П.Н.Чебышева
09.12.2024
Человек чести
Слово в день памяти святителя Филарета Московского
02.12.2024
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Все статьи темы
Консервативная классика
Незнакомая знакомая русская литература 11.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Евгений Онегин»
13.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 10.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Евгений Онегин»
11.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература.
«А.С. Пушкин: в поисках Истины. Лекция 9. «Евгений Онегин»
10.12.2024
Безбожные школы России
В свете русской классики
05.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
15.12.2024 11:27
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.12.2024 11:24
Еще раз о любви
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2024 11:24
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.12.2024 11:12
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2024 10:59
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
15.12.2024 10:19
Сказка о конце света
Новый комментарий от Ленчик
15.12.2024 09:04