Неукротимый Мономах

К 85-летию В.Ю. Троицкого

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Русская школа  Русская цивилизация 
0
1417
Время на чтение 26 минут

Недавнее восьмидесятипятилетие Всеволода Юрьевича Троицкого — эпохальное событие в жизни Русской Науки о Русском Языке и о классической Русской Литературе, в жизни отечественной православно-патриотической общественности. Оно состоялось в полной мере, даже если юбилей не отмечали посвященными солидной дате торжественными заседаниями научного сообщества, конференциями, симпозиумами, выставками, общественными собраниями, презентацией специально изданного юбилейного сборника из статей коллег и самого юбиляра (традиционная в практика чествования больших ученых). Нынешнее безвременье таково, что в России не принято чествовать истинных своих героев и подлинно великих современников, а условия карантина только усугубили ситуацию, поэтому даже не было юбилейного вечера православных патриотов, посвященного знаменательной дате в творческой судьбе нашего великого ученого.

Лишь на официальном сайте Института мировой литературы РАН было опубликовано поздравление юбиляру от имени дирекции академического учреждения, его отдела русской классической литературы и коллег, да на «Русской Народной Линии» вышел замечательный очерк Ирины Ушаковой «Учитель, профессор, человек чести. Всеволоду Юрьевичу Троицкому – 85!» . И все же юбилей В.Ю.Троицкого — великая годовщина в духовной, незримой плотскими очами жизни Русского Народа, значительный этап в народной судьбе!

В моем личном сознании ретроспективный полувековой взор на деятельность Всеволода Юрьевича, считая с той юношеской поры, когда я благодаря моей Маме начал знакомиться с творчеством В.Ю. Троицкого, давно уже порождает библейский образ новозаветного патриарха — Русского Израиля (Быт. 32: 24–32) — Мономаха-Единоборца с Ангелом Божиих попущений на наше многострадальное Отечество.

Ещё Святой Праведный Иоанн Кронштадтский свидетельствовал, что Господь наш Иисус Христос кует Россию, Русский Народ бедами и напастями, полагая, что настоящие русские люди не станут пасовать пред такими Всевышними попущениями, но будут яростно сопротивляться искушениям и отстаивать Правду Христову о себе и Отчизне.

Святой Благоверный Князь Всеволод. Псков, икона XVI столетия

Полагаю, что Небесным Покровителем Всеволода Юрьевича Троицкого является Святой Благоверный Князь Новгородский и Псковский Всеволод-Гавриил Мстиславич (ок. 1095 — 11 Февраля 1138; память 10 Декабря, 24 Февраля, 5 Мая, в Соборах Новгородских и Псковских Святых) — старший внук Святого Благоверного Великого Князя и Царя Владимира-Василия Всеволодовича Мономаха, правнук Благоверного Великого Князя Всеволода-Андрея Ярославича, праправнук Святого Благоверного Великого Князя Ярослава-Георгия Мудрого и Ромейского Императора Константина IX Мономаха.

Есть менее известный Святой — Благоверный Князь Новгородский Всеволод-Димитрий Юрьевич, Мученик Владимирский (1212— 7 Февраля 1238), убиенный при взятии Батыем Владимира-на-Клязьме. Он местно почитается в Соборе Владимирских Мучеников за Христа. Незадолго до смерти Князь Всеволод-Димитрий был пострижен в монахи Священномучеником Митрофаном, Епископом Владимирским и Суздальским, также умученным татарами 7 Февраля. Однако имя Святого Князя-Мученика до сих пор не заносилось в общецерковные Святцы, потому, вероятнее всего, В.Ю. Троицкий был крещен в честь именно Псковского Чудотворца, хотя Владимирский Князь-Мученик и является полным тёзкой ученого.

Помимо Великого Князя Всеволода Ярославича, Святых Князей Всеволода Мстиславича Псковского и Всеволода Юрьевича, Мученика Владимирского, славянское аристократическое имя Всеволода-Всевладетеля в XII–XIV столетиях носили не менее одиннадцати Князей-Рюриковичей, среди которых самый знаменитый Великий Князь Владимирский Всеволод-Дмитрий Юрьевич Большое Гнездо.

Такое высокое церковно-историческое и героически-державное содержание благородного имени «Всеволод», несомненно, оказало сильнейшее духовное влияние на становление у Всеволода Троицкого с детства и юношества мужественного характера борца за правду о нашем Отечестве. Тому же способствовало и родовое наследие: родителями, родственниками и предками Всеволода Юрьевича были священники, офицеры, державные мужи, ученые, инженеры, врачи, вузовские преподаватели.

Да и само Родовое Имя по Отцу — Троицкий — указывает на неразрывную связь ученого с Пресвятой и Животворящей Троицей, с образом Троицы Преподобного Андрея Рублева.

Величие В.Ю. Троицкого как русского ученого требует отдельного описания, которое данный очерк мог бы превратить в монографию, что мне не по силам. Как внимательный читатель многих историко-литературных и литературоведческих трудов и Царского Времени, и советского периода могу лишь свидетельствовать, что величие научного подвига В.Ю. Троицкого выражается как в самобытном новаторстве исследователя в методологии, так и в его верности лучшим традициям отечественной науки о Русской Литературе: масштаб творческой личности ученого вполне соответствует величию масштаба тщательно изучаемого им предмета.

В науке В.Ю. Троицкий в первую очередь известен как глубочайший знаток творчества Николая Семёновича Лескова (4 Февраля 1831 — 21 Февраля 1895), изучение которого началось ещё в самом начале 1960-х годов на путях подготовки диссертационной работы на степень кандидата филологически наук «Реализм Лескова»[1]. Из многих сотен научных публикаций и, увы, не очень многих книг В.Ю. Троицкого более шестидесяти работ посвящено Н.С. Лескову.

Таких исследовательских публикаций было бы значительно больше, но по причинам напряженной общественно-политической борьбы 1990–2021 годов за русскую идентичность, за преподавание в школе «Основ православной культуры» и само выживание российского образования В.Ю. Троицкий пожертвовал многими возможностями ещё полнее проявить себя как историка литературы и литературоведа[2].

Не хочу принижать значение других специалистов-исследователей творчества Н.С. Лескова или известных литературоведов, которые посвятили Н.С. Лескову свои отдельные произведения в 1982–2021 годах, начиная с книг Л.А. Аннинского «Лесковское ожерелье» (1982) и А.А. Горелова «Лесков и народная культура» (1988). За названный период по теме вышло несколько интересных работ и целый ряд статей других авторов. Но притом научные труды В.Ю. Троицкого 1964–2015 годов в современной России ставят его первым и главным знатоком лесковского наследия.

Выпускник 1958 года тогда ещё существовавшего историко-филологического факультета Московского государственного педагогического института имени Ленина (ныне МГПУ) В.Ю.Троицкий в годы учебы получил, помимо базового знания классической филологии, и качественное историческое образование. В.Ю. Троицкий как ученый историк Русской Литературы и литературовед методикой своих научных трудов ценен тем, что во всех своих исследованиях строго опирался на источники, как собственно исторические — летописные, житийные, актовые, так и литературные.

Например, такое предельно внимательное отношение к источникам произведений Н.С. Лескова выражено в статьях и докладах В.Ю. Троицкого «О художественном своеобразии легенд Н.С. Лескова, написанных по материалам Пролога» (1964), «Памятники древнерусской литературы в творчестве Н.С. Лескова» (два доклада по одной теме в 1968 году), «Сравнение использования источников древнерусской литературы в произведениях Н. Лескова и Вс. Гаршина» (1969), «Некоторые сюжеты и образы древней русской литературы в творчестве Н. Лескова» (1971), «Россия Лескова: русская идея и русский характер. К вопросу о методологии исследования» (2007) и других.

Научное творчество В.Ю. Троицкого, начиная с 1956 года, включает себя глубокие исследование произведений многих русских писателей XVIIIXIX столетий — М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, И.В. Крылова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, К.Н. Батюшкова, Ф.Н. Глинки, Н.А. Бестужева-Марлинского, А.О. Корниловича, Н.А. Полевого, А.П. Крюкова, И.Т. Калашникова, К.П. Масальского, Н.И. Греча, К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.И. Лажечникова, В.Г. Бенедиктова, Р.М. Зотова, Н.М. Коншина, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, Г.И. Успенского, А.В. Кольцова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, И. Никитина, М.А. Воронова, А.Н. Майкова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Д.В. Григоровича.

Изучение произведений Н.С. Лескова осуществляется историком литературы и литературоведом на основании глубокого знания всего контекста общерусского литературного контекста.

К тому же В.Ю. Троицкий прекрасно знает творчество Максима Горького (его изучению посвящены десятки работ), интересны наблюдения ученого над произведениями А.Л. Чижевского, А.Н. Толстого, А.С. Макаренко, С.А. Есенина…

Мне дорого, что литературовед Ирина Ушакова обращает особое внимание на такую особенность творческого метода В.Ю. Троицкого:

«В своих исследованиях В. Троицкий опирается на принцип историзма, необходимый для анализа любого произведения искусства, в особенности – литературы. В этом ракурсе книга “Н.С. Лесков. Начало пути. Истоки творчества”[3] – это пример глубокой литературоведческой исследовательской, работы, которая, увы, загнана сегодня на обочину общественных интересов. Это ещё и исторически важное исследование, важное в том отношении, что наше великое и трагическое прошлое, сформировавшее посредством традиции национальный характер, несомненно, таит в себе и великое историческое будущее»[4].

Системный исторический подход к изучению художественной литературы органично сочетается у В.Ю.Троицкого с виртуозным владением всем арсеналом средств стилистического анализа, постижением образного строя произведения, самобытных черт литературной ткани, авторского языка и речи персонажей.

Совсем не случайно первая специализированная монография ученого, посвященная творчеству Н.С. Лескова, носит обобщающее наименование «Лесков — художник»[5].

Для постижения особенностей изобразительного метода каждого самобытного писателя требуется не только литературоведческое мастерство, безупречный вкус и внутренний слух, тут необходимо наличие собственного художественного таланта и образного мышления. В каких-то наивысших уровнях познания наследия классиков Русской Литературы лучшие отечественные литературоведы обнаруживали прямую конгениальность с писателем, которого они изучали. И в моем понимании В.Ю. Троицкий совершено конгениален, точнее, со-духовен Н.С. Лескову.

Истинно русский ученый В.Ю.Троицкий, с 1967 года начиная сугубо академическую карьеру в Институте мировой литературы Академии наук СССР, наверняка не предполагал, что спустя всего четверть века в своей общественно-политической деятельности станет как идеологом-теоретиком, так и идеологом-практиком возрождения державного самосознания Русского Народа.

С 1992 года, сразу после развала СССР, в российских либеральных СМИ, а таковых тогда было всецело подавляющее большинство, стал протаскиваться замысел лишения юридического статуса этнической принадлежности наших сограждан. Под влиянием такого агитационно-пропагандистского напора графа «национальность» стала исчезать из ряда официальных анкет, а с Декабря 1992 года её уже не было в новом паспортном вкладыше гражданина Российской Федерации (решение правительства Е. Гайдара), ещё в Апреле того же года переименованной из РСФСР.

И хотя наши сограждане продолжали жить с паспортами уже несуществующего Советского Союза, с 1994 года (уже после расстрела Верховного Совета РФ) негласным распоряжением по МВД России паспортным столам было позволено во вновь выдаваемых паспортах старого образца не указывать национальность в соответствующей графе. Хотя по действующему тогда закону о данном паспорте графа была обязательной к заполнению. И наконец, в постановлении Правительства РФ (премьер-министр Виктор Черномырдин) от 8 Июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» графа «национальность» исчезла уже совершенно официально.

Главная цель такой продуманной, многолетней стратегической диверсии с катастрофическими последствиями заключалась в том, чтобы лишить правовой основы само существование державообразующего Русского Народа — Народа безусловно подавляющего большинства в Российской Федерации. При верховной политике активного потакания росту регионального сепаратистского национализма в Татарстане, на Северном Кавказе, в Башкирии, Якутии, в других «национальных» республиках РФ, внутренним (и внешним) врагам России был необходим юридический нигилизм в вопросе правового статуса этнической принадлежности наших сограждан и особенно русских…

С громадным трехголовым жирным монстром высокопоставленных либеральных госчиновников, знаменитых либеральных деятелей культуры и науки, либеральных многоглаголевых СМИ и вступил в единоборство по национальному вопросу В.Ю. Троицкий — с чудищем, что «обло, озорно, огромно, с тризевной и — Лаей»…

«…Тотъ преужасный — Песъ Керверъ, / Чудище обло, озорно, огромно, с тризѣвной и — Лаей, / Изъ челюстей что — своихъ кровь — блюетъ ядовиту и смольну, / Коя могла бъ заразить Живущихъ всѣхъ земнородныхъ». Тредьяковский В.К. Тилемахида. Книга XVIII. Стихи 513-516. // Сочинения Тредьяковского. В 3 т. Т. 2. Отд. II. СПб.: Издание А.Смирдина, 1849. С. 576. Пес Цербер. Акварель Уильяма Блейка к «Божественной комедии». 1826

Конечно, активными противниками удаления графы «национальность» из паспорта, паспортной учетной анкеты МВД или Минюста, из свидетельства о рождении были многие православные патриоты-общественники. Но в своем подавляющем большинстве они после Июля 1997 года просто выражали публично своё возмущение случившимся.

Уникальность общественно-политической позиции В.Ю. Троицкого в данном вопросе заключалась в том, что он последовательно разъяснял соратникам юридические последствия такого антигосударственного демарша либералов. Как высокий научный авторитет в отечественной филологии, признанный таковым в международном сообществе филологов-славистов, он раскрывал все социально-культурные аспекты жизни Русского Языка и Русского Народа в свете тысячелетней традиции нашей национальной государственности и культуры, чётко объяснял значение правового статуса национальности гражданина и прямо говорил, к какой катастрофе уже сейчас и потом ведет ликвидация такого статуса.

Притом в условиях постоянно действующей травли либеральной жандармерией любых проявлений русского национального самосознания в российской науке В.Ю. Троицкий сохранял принципиальность в данном вопросе на протяжении десятилетий. Он, несомненно, жертвовал своей ученой репутацией в кругу осторожных и даже сочувствующих коллег, жертвовал своим положением в научной сфере, наконец, своей собственно академической карьерой выдающегося ученого-русиста.

Ядовитая смоляная отрава либералов исподволь проникала в церковную и православно-патриотическую среду, вызывала уже и там критичное отношение к Всеволоду Юрьевичу. Мне памятны многие выступления В.Ю. Троицкого по «паспортной» проблеме в 1990-х, 2000-х и 2010-х годах в наших аудиториях, когда заявления ученого формально получали поддержку, его тезисы включались в общие резолюции православно-патриотических форумов. Но вместе с тем, наблюдая психологические состояния тех аудиторий, видел, что на безкомпромиссного борца за русскую идентификацию в правовом поле уже с «нулевых» смотрели как на Дон Кихота и переставали верить в то, что такие его выступления когда-либо в современной России перейдут в практическую плоскость государственной политики.

Тем более в 2010 году Конституционный Суд России постановил, что отсутствие графы «национальность» в паспортах граждан страны не противоречит действующей с Декабря 1993 года конституции РФ. Ещё бы противоречило?! Кровавой осенью девяносто третьего при кураторстве американцев такая конституция и сочинялась либералами.

Однако и вода камень точит, а пламенные слова русского ученого совсем не были напрасны.

В Декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Там на основании части I статьи 26 Конституции РФ, где было закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность, предусматривалось возвращение графы о национальности в паспорта соотечественников, которая могла бы заполняться по желанию их владельцев. Прямого продолжения данная законодательная инициатива не имела, не нашла поддержки депутатов других думских фракций.

В 2014 году на фоне Русской Весны депутаты Госдумы России фракции КПРФ вновь в перечень своих будущих законодательных инициатив включили предложение о внесении в паспорт гражданина сразу нескольких новых граф, в частности и графы «национальность», но тогда дело не дошло даже до законопроекта. Вероятно, демагогический программный «интернационализм» нынешних коммунистов всё же вынудил отказаться от данной инициативы.

В 2015 году член Совета Федерации от Сахалинской области в 2012–2016 годах, «единоросс» Ж.Я. Иванова внесла в Госдуму проект закона, позволяющий гражданам России указывать в паспорте свою национальность. В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина.

Впрочем, очень скоро на Жанну Иванову завели уголовное дело по неуплате налогов. Уже в Январе 2016 года она исчезла с политической арены страны (её сенаторские полномочия должны были действовать до Июля 2016 года). А её законопроект лег под сукно, хотя через год — в Январе 2017 года Генеральная прокуратура РФ отказалась утверждать обвинительное заключение по делу Ж.Я. Ивановой за недостаточностью доказательной базы.

С 4 Июля 2020 года юридический статус Русского Народа был довольно осторожно зафиксирован в числе многочисленных поправок в действующую Конституцию РФ. В первом пункте 68 статьи появилось такое дополнение: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Впрочем, сам термин «Русский Народ» как понятие юридическое в Основном законе страны не используется.

Однако на основании в том числе данной поправки депутат Госдумы «единоросс» В.В. Милонов в том же месяце 23 числа обратился к главе Минюста Константину Чуйченко с предложением вернуть в паспорт отметку о национальности:

«Прошу вас рассмотреть идею о возвращении указания национальности гражданина в паспорте. Данную информацию возможно вносить в документ без изменения его внешнего или внутреннего облика: информацию о национальности можно указывать в графе “Особые отметки”, как это делается в некоторых случаях при указывании группы крови или отметок воинской повинности». Депутат подчеркивал, что внесение информации о национальности должно быть добровольным.

Наконец, ровно через год — 25 Июля 2021 года, уже после завершения заседаний Государственной Думы РФ седьмого созыва, первый зампред думского комитета по делам национальностей «единоросс» из Татарстана И.И. Гильмутдинов в беседе на радиостанции «Говорит Москва» высказался, что «ряд малочисленных коренных народов хотели бы иметь национальность в паспорте», а графа «национальность» в официальных документах необходима в первую очередь для представителей «малых народов», хотя о реформе собственно российского паспорта и тем более о графе «национальность» для русских он ничего не говорил.

Сам В.Ю. Троцкий влияние своей общественно-политической миссии по паспортному вопросу на практических политиков, законодателей рассматривает довольно скептически. Они как бы «не слышат» сути его требований. В каком-то смысле он уже разуверился, что в ближайшие годы удастся вернуть юридический статус русской самоидентификации.

Но я глубоко убежден, что многолетние единоличные усилия великого русского ученого в данном направлении принесут свой положительный плод, хотя бы для того ещё потребовались годы. Позитивный вектор можно ждать уже от депутатов Госдумы нового — восьмого созыва. Проникновение стратегической идеи В.Ю. Троицкого в практическую политику уже произошло! И обновленная Конституция РФ — тому первое свидетельство. Идея В.Ю. Троицкого уже стала орудием в конкурентной политической борьбе. И даже если конкретные политики на данной теме пока только «пиарятся», рано или поздно она напрямую перейдет из законотворческой сферы в реальное законодательное решение.

Адский Цербер либерализма, хотя и жив, но уже смертельно поражен нашим Единоборцем. Главное, что В.Ю. Троицкий практически единолично выстроил идеологическую стратегию борьбы с юридическим «интернационализмом» и национальным нигилизмом, вооружил ею уже многие тысячи активных патриотов-соотечественников разных рангов и социальных положений во всех иерархических слоях российского общества. Потому уникальный научный и гражданский подвиг В.Ю. Троицкого — юридического отстаивания русской идентичности — уже навсегда занесен в духовные скрижали судеб Русского Народа.

Ещё больше героических усилий за минувшие десятилетия В.Ю. Троицкий проявил в борьбе с либеральным отребьем в сфере отечественного дошкольного, школьного и высшего образования, борьбе с агентами влияния Запада в данной сфере, организовавшими всё ещё длящуюся катастрофу в отечественном просвещении молодежи. Являясь глубоким знатоком современных проблем преподавания Русского Языка, Литературы, Истории, Основ православной культуры, Философии, В.Ю. Троицкий также пошел по пути создания современной практической идеологии в данном стратегическом направлении.

Пока воинственные либералы в той сфере внешне продолжают одерживать победы, захватывая своим тлетворным, губительным влиянием даже те области образования, которые выстояли в годы ельцинских «реформ». Складывается впечатление, что при всех неоднократных положительных декларациях с вершины верховной гражданской власти о сбережении и возрождении высоких российских традиций, о возрождении патриотизма, в реальных властных кабинетах министерств и департаментов, в руководстве городских образовательных структур, в руководстве большинства школ и вузов господствуют, первенствуют и принимают реальные решения люди, которые протаскивают практические программы разрушения всего живого в образовательном процессе, насаждают мертвечину.

Беда заключается в том, что, если прежде благонамеренные школьные учителя и вузовские преподаватели в своей практической деятельности могли отстаивать традиционные ценности и методы личными сопротивлением такой мертвечине, при естественной смене поколений в школьные классы пришли и встали за вузовские кафедры люди, которые сами были взращены, воспитаны и обучены по западным методикам в девяностые и «нулевые» годы. Представители во многом ущербного поколения ЕГЭ уже сами стали учителями и преподавателями. Но…

Наша страна период образовательного нигилизма и катастрофического развала традиций уже переживала в 1918—1930-х годах. В тот почти 20-летний период были взращены новые кадры «красной профессуры» и школьных учителей из городских и сельских пролетариев новой революционной генерации. Однако кардинальное изменение политического курса руководства страны привело к тому, что случайные и малограмотные люди стали отсеиваться или переучиваться, а сообразительные охотно принялись приспосабливаться к новым требованиям «партии и правительства». Уже к 1941 году картина в сфере образования была принципиально иной — с обязательным патриотическим воспитанием и в значительно степени с возвратом к программам и методикам обучения по образцам дореволюционной России.

Конечно, развал отечественных педагогики и образования, начатый ещё в «перестройку» при Горбачеве, длится уже более тридцати лет, а потому, когда неизбежно начнется процесс возрождения в данной сфере государственной жизни, он может быть более длительным и даже мучительным именно из-за нехватки молодых патриотически настроенных кадров в системе управления образованием, просвещением и непосредственно в учебном процессе.

Однако, оглядываясь на тысячелетнее прошлое Руси-России, мы видим, что наша Отчизна после кратких или затяжных периодов упадка по Божией Милости и с Его Помощью всегда переживала этапы благодатных мобилизационных рывков. Причем всякий раз после поры упадков Россия почти всегда восходила на более высокий уровень своего державного могущества, своего экономического, культурного и даже духовного развития, в основных чертах неизменно сохраняя свою цивилизационную самобытность.

Поэтому при всем нынешнем упадке отечественного образования, во многом мы надеемся на возрождение хотя бы потому, что при наиболее активном участии Всеволода Юрьевича Троицкого уже разработана стратегическая идеология такого возрождения: им четко сформулированы векторы и целеуказания в преодолении образовательной разрухи, и главный упор им делается на духовно-нравственный и национальный фактор[6]. Идеология В.Ю. Троицкого понятна, доступна, она проста и надежна, как автомат Калашникова. Под простотой часто подразумевают «примитив», но тут говорю о настоящей и очень трудоемкой в достижении простоте, о которой Преподобный Амвросий Оптинский говаривал: «Где просто, там Ангелов до ста!»

Такой многолетний духовный труд великого русского ученого В.Ю. Троицкого знаменательно был отмечен церковным орденами Преподобного Сергия Радонежского, Святого Благоверного Князя Даниила Московского, Преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Увы, нынешние светские власти, а точнее, чиновники, распоряжающиеся статусными поощрениями, не нашли в себе совести, чтобы по справедливости отметить жизненные и научные подвиги Всеволода Юрьевича государственными наградами. Для них В.Ю. Троицкий крайне «неудобен» именно гласным и острым выражением своих принципиальных государственных позиций.

Стратегия пути грядущего государственного и общественного Преображения России как идеология народного возрождения во многом прописана самим В.Ю. Троицким. Потому я убежден, что его научный и гражданский подвиг обязательно будет по-настоящему отражен и на государственном уровне. Придет время, и уже о творчестве самого В.Ю. Троицкого представители молодого поколения будут писать научно-популярные книги и научные монографии. Его установки и наработки широко войдут в учебные программы наших школ и вузов, в учебники и учебные пособия.

И если Господь в путях всенародного покаяния в России ещё надолго повременит со Своим Вторым Пришествием и Страшным Судом, то многоценные и масштабные труды В.Ю. Троицкого будут ещё долгие десятилетия или даже столетия служить благу и процветанию нашей Отчизны.

Хочу пожелать нашему юбиляру Божией милости в укреплении его здравия, в новых творческих свершения и успехах. Многая и благая лета Вам, Дорогой Всеволод Юрьевич!

Леонид Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] О художественном своеобразии легенд Н.С. Лескова, написанных по материалам Пролога // Учёные записки МГПИ им. Ленина. М., 1964. С. 302–324; Стилизация // Слово и образ. Сборник. М., 1964. С. 164–194; Реализм Лескова: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1964. 22 с.; Своеобразие стиля Лескова // 8-я Межвузовская научно-методическая конференция «Сюжет и композиция в изучении и преподавании литературы». М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1965. С. 34-36; Стиль писателя в школьном изучении // Литература в школе. 1966. № 4. С. 84–86.

[2] Масштаб жертвы наглядно виден на его библиографической странице официального сайта ИМЛИ. После серий из пяти публикаций В.Ю. Троицкого о Н.С. Лескове в 1991 году следует перерыв вплоть до 1995 года, когда число публикаций по данной теме снова пять. В 1996 году выходит всего одна публикация, и снова перерыв до 1999 года, когда выходят ещё две публикации. В 2000-м — одна, в 2001-м — три. И снова с перерывами: в 2004 — одна, в 2007 — четыре, в 2012 — две. Еще через три года выходит книга ученого «Н.С.Лесков. Начало пути. Истоки творчества» (М.: ИМЛИ РАН, 2015).

[3] Троицкий В.Ю. Н.С. Лесков. Начало пути. Истоки творчества. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 270 с.

[5] Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М.: Наука. 1974. 214 с.

[6] Библиография книг В.Ю. Троицкого, его научных статей, выступлений на конференциях, общественно-политических публикаций в патриотических СМИ за период с 1977 по 2021 год, посвященных современным проблемам отечественного образования, защите достоинства Русской Литературы и Русского Языка, по моим расчетам, составляет более 340 позиций. Свой счет публикаций острой общественно-политической направленности я начал с критики ученым предисловия к книге рассказов Н.С. Лескова: Искажённый портрет // Молодая гвардия. 1977. № 2. С. 301–305. По поводу предисловия «О Лескове» и комментариев Ю.М. Нагибина в книге: Лесков Н.С. Рассказы / сост. Ю.М. Нагибин. М.: Советская Россия, 1976. С. 3–27. Но основная масса таких выступлений относится к 1990–2021 годам. Поначалу я хотел в данном примечании привести ту библиографию почти целиком, но поскольку она занимает более 15 страниц 12 кеглем и по объему почти дважды превышает мой собственный очерк о Всеволоде Юрьевиче, решил дать ссылки только на его фундаментальные книги, посвященные данным проблемам, где собраны также и многие отдельные выступления ученого в СМИ: Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. 96 с.; Словесность в школе. Книга для преподавателей русской филологии. М.: Владос, 2000. 431 с.; Духовность слова. Слово в филологическом образовании и воспитании. М.: ИТРК, 2001. 181 с.; Филологическое образование и культурные традиции. Минск, 2008. 74 с.; Судьбы русской школы. Проблемы наследия русской словесности. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 474 с.; Слово и культура. О слове, словесности, образовании, воспитании и культуре. Свято-Алексиевская пустынь, 2010. 440 с.; Слово и образование. О русской словесности, образовании и проблемах современной информационной среды. Свято-Алексиевская пустынь, 2013. 510 с.; Словесность в школе. Книга для преподавателей русской филологии. 2-е изд., испр. М., 2015. 431 с; Защита русской школы. Российское образование перед судом истории. М., 2015. 448 с. В этих книгах с исчерпывающей полнотой изложена не только жестокая и нелицеприятная критика существующего положения дел, но преподана и ясная идеологическая стратегия Русского Возрождения, духовно-образовательного Преображения нашего Отечества.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Болотин
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду
На этом фронте перемирия не будет
24.01.2024
«Я не знаю: кому и зачем это нужно?»
«Демарш», которого не было
09.01.2024
Историко-идеологическая конференция
«Государь и государство»
20.11.2023
Все статьи Леонид Болотин
Бывший СССР
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Русская школа
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Народное почитание – это и есть самое настоящее свидетельство о святости человека
Подведены итоги Всероссийской суворовской конференции: «Имя победы – Суворов»
15.04.2024
Поехали, Казань!
Мысли в День космонавтики
12.04.2024
Суворов в Новороссии
Доклад на 4-й Всероссийской конференции «Имя победы – Суворов»
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00