Имя Всеволода Юрьевича Троицкого (р. 1936 г.) неразрывно связано с русской филологической школой. Он – литературовед, публицист, теоретик школьного образования. С 1967 (!) года – главный научный сотрудник Института мировой литературы.
Три десятка лет профессор Троицкий выступает со статьями и книгами о современном школьном образовании (а тема образования касается всех!), убедительно показывая, как его разрушали и каково его нынешнее состояние. Главное же – как его восстанавливать.
Всеволод Троицкий – специалист по русской литературе XIX века, доктор филологических наук, автор книг о Н.С. Лескове, автор книг и статей, связанных с историей русского литературного романтизма и о русских писателях XIX века. К примеру – руководитель и ответственный редактор научных трудов «Жуковский и литература конца ХУШ – Х1Х вв.». М. Наука. 1988; «Лесков и русская литература». М. Наука. 1988; «Отечественная война 1812 года и русская литература Х1Х века». М. ИМЛИ, 1998.
Профессор Троицкий – автор 500 научных работ, в том числе монографий «Лесков – художник», 1974; «Книга поколений» (о творчестве И.С. Тургенева), 1979; «Художественные открытия русской романтической прозы 20-х – 30-х годов Х1Х в.». 1986; «Пути русской школы», 1994.
Также автор книг о восприятии и преподавании литературы: «Словесность в школе», 2000; «Духовность слова» 2001; «Судьбы русской школы. Проблемы наследия русской словесности», 2010; «Слово и культура», 2010; «Слово и образование», 2013; «Н.С. Лесков. Начало пути. Истоки творчества», 2015; «Защита русской школы. Российское образование перед судом истории», 2015; «Словесность в школе», 2015 (второе издание).
Коренной москвич, Всеволод Троицкий родился в семье инженера-путейца Юрия Георгиевича Троицкого (1899 –1978). Об истории своей семьи он рассказывал:
«Мой дед (по отцу) – надворный советник Георгий Сергеевич Троицкий, перед революцией служил в одном из московских учреждений. Обладая необыкновенным басом (“октава”), он пел на клиросе храма Тихвинской Божьей матери, что в бывшем селе Алексеевском, где и похоронен рядом с храмом. Бабушка (его жена) – Александра Михайловна Троицкая (урожденная Золотарёва), мать 12-ти детей (включая умерших во младенчестве) была удостоена ордена «Материнская слава». Дочь священника. Набожная и самоотверженная, она всю жизнь занималась хозяйством и делами своей семьи.
Моя мать – Татьяна Всеволодовна Бошняк (1909 – 2006), преподаватель английского языка (окончила 2-ой МГУ и всю жизнь преподавала), родилась в семье инженера-механика Всеволода Ивановича Бошняка. Его же отец, полковник Лубенского гусарского полка Иван Иванович Бошняк, “человек высокой честности, аккуратный, распорядительный и строгий”, о котором в Истории полка сказано: “…Иван Иванович Бошняк поистине может называться отцом полка; он держал полк в своих руках, сильный старыми гусарскими традициями”, был участником многих боевых кампаний и имел среди наград Георгиевский крест, орден Св. Анны и ряд других, в том числе медаль за участие в боях на Шипке в 1877 г.
Моя бабушка (по матери) Вера Осиповна (Иосифовна) Бошняк (урождённая Пригоровская) была дочерью священника Иосифа Ивановича Пригоровского (умер в лагере в 1939 г.). Вера Осиповна окончила Высшие женские курсы (отделение естественных наук) и преподавала биологию и основы дарвинизма в средней школе. Знаток своего дела, она пользовалась уважением и любовью учеников. Была награждена Орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина».
Бабушка Вера Осиповна очень любила внука и много сделала для его образования. Большую роль в воспитании будущего учёного оказали его тётушки (сёстры отца) – Александра Георгиевна, Мария Георгиевна и Варвара Георгиевна Троицкие (последняя – своим участием в спасении его во время болезни).
Не раз Всеволод Юрьевич рассказывал мне один эпизод из жизни своей тётушки Анны Георгиевны Троицкой. Она – военврач – вывезла последний поезд по Дороге жизни из Ленинграда. Состав двигался на юг. Было много раненых солдат. Из-за отсутствия антисептиков приходилось накладывать жгуты. Здоровые мужчины падали в обморок от усталости, стягивая раненым жгуты. Врачи поезда сделали все нужные операции. Ни одного погибшего. Хирург Троицкая рассказывала, что когда прибыли в тыловой госпиталь, она, как начальник эшелона, отправились докладывать командующему. А маршал тут же остановил её: «Отставить! Ты не понимаешь, что ты сделала! Восемь составов перед тобой пришли – половина мёртвых! А у тебя все живы»… Вот, что такое – люди чести! Поэтому и хочется говорить о них, помнить об их опыте… Военврачом была и другая тётушка Троицкого, которая со своим медсанбатом дошла до Берлина…
После окончания историко-филологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ) В.Ю. Троицкий с 1958 по 1964 гг., до защиты кандидатской, преподавал в Московском суворовском училище. Это время расцвета русского (советского) образования. Поэтому и не может свидетель и участник подъёма русской школы и науки этого победного времени равнодушно смотреть на то, что уже тридцать лет происходит с российским образованием на обломках советской империи.
Всеволод Юрьевич всегда пытается определить, какие первостепенные задачи нужно решить, чтобы вернуться к нормальному образованию: «Истинное школьное образование призвано заложить основы полноценной личности, то есть человека, утвердившегося в родном слове, мыслящего, духовно и нравственно устойчивого, исторически верно ориентированного, эстетически воспитанного, патриотически убеждённого, физически здорового, развитого и устремлённого к созиданию и творчеству.
Именно такое образование обеспечивает окончившему школу возможность свободно жить, развиваться, найти своё созидающее место в жизни, обрести счастье и реализовать свои человеческие права».
Невежество, чужемыслие или предательство значительной части руководящих педагогических кадров Троицкий считает самой большой бедой современной России. «Современное убогое состояние образования – не "ошибка", – пишет учёный в своей статье «Отступать некуда», – но следствие преступлений государственного уровня, связанных с заведомо порочными, разрушительными установками, заложенными в "перестроечных" документах, оторванных от интересов государства, от живого и богатого наследия отечественного просвещения. Всё это даёт основания утверждать: сегодня открыты пути духовному геноциду народа России».
Вспоминая о том, как начиналось активное разрушение нашего образования, В.Ю. Троицкий, в частности, пишет: «Министр образования В.М. Филиппов закрыл активно работавший в РФ (включая республики!) министерский Институт русского языка, осуществлявший огромную плодотворную деятельность по распространению, совершенствованию его изучения и защите в России и за её пределами».
Всеволод Юрьевич также убеждён, что «антинаучное сокращение программ по литературе имело свои очевидные задачи. Одной из первых задач – была максимальная их денационализация». В своих докладах и выступлениях Троицкий приводит свидетельство академика РАО Ю.Г. Круглова, который писал, что цель школьной реформы – «вытеснить из литературного образования основополагающую для школы классическую русскую литературу». О том же, напоминает В.Ю. Троицкий, свидетельствовал и чл.корр. РАН Н.Н. Скатов: «Русская школа напрямую связана с задачей спасения нации... Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его и будущего».
Ведь уже несколько поколений молодых людей обкрадены не только материально (молодые семьи лишены возможности иметь недорогое жильё; талантливая молодёжь не может получать хорошее образование – количество бюджетных мест крайне ограничено, ЕГЭ затрудняет поступление в вузы творчески мыслящих школьников). Ещё опаснее то, что юное поколение фактически лишено своего национального культурного наследия, по праву ему принадлежащего. Начинается это духовное обкрадывание детей с сокращения количества уроков русского языка и литературы в школе. Поэтому мы сталкиваемся с абитуриентами, приходящими в гуманитарный вуз, не прочитав «Войну и мир» и «Тихий Дон», со студентами, которые не могут ответить, что изображено на картинах Нестерова и Васнецова, т.е., подростки не видят русского пейзажа… Уже не одно поколение, не укоренённое в исторической почве и родной культуре, открыто любым ветрам, не защищено от чужебесия, а значит, морально ослаблено.
Более десятилетия назад не были услышаны опасения, высказанные В.Ю. Троицким и его соратниками. А учёный предупреждал (цитирую из книги В.Ю. Троицкого «Защита русской школы». М., 2015): «В русской школе по последнему базовому учебному плану московских образованцев на русскую словесность в старших классах отведено – 204 часа, а на иностранный язык – 408. Это в чистом виде языковая оккупация!» (из выступления 2007 г.). «Освоение литературы невозможно без неравнодушного, самостоятельного прочтения произведения, без вдумчивого вживания в произведение <…> Сегодня мы становимся свидетелями величайшей и небезобидной профанации в образовании». «Тесты – это проверка дрессированности на знание, а вовсе не умения владеть им».
С возмущением Троицкий пишет о недопустимо низком уровне преподавания русского языка: «В языке запечатлено отношение к миру, коренная идеология жизни. Язык в значительной мере определяет и характер культуры как в широком, так и в насущном смысле. Как средоточие природного и социального опыта поколений, как генофонд мысли нации – он не только достояние русской и мировой культуры, но источник духовной сопричастности исторического развития для всех граждан нашего великого Отечества».
Сегодня, казалось бы, вернули сочинение как обязательную форму итогового экзамена, но это увы, «не работает», потому что по характеру, по содержанию и объёму сочинение это (не надо обманываться) – совсем не то, что мы писали ещё четверть века назад.
Нам нужно, чтобы в образование пришёл честный руководитель, каким был нарком просвещения В.П. Потёмкин. Это при нём, в военные годы, была создана Академия педагогических наук, важнейшей задачей которой Потёмкин считал устроение школы «на лучших традициях национальной русской педагогики» (газета «Правда», 24.08.1944 г.).
Нам – родителям, учителям, преподавателям, журналистам педагогических изданий – сегодня, как воздух, нужны самые простые ориентиры, как воспитывать детей. И в этом нам помогает опытный учитель и преподаватель.
«Нормальное образование, – пишет В.Ю. Троицкий, – призвано заложить основы полноценной личности, то есть человека,
– утвердившегося в родном слове,
– мыслящего и умеющего грамотно рассуждать,
– духовно и нравственно устойчивого,
– патриотически убеждённого,
– эстетически воспитанного,
– физически здорового и
– устремлённого к созиданию и творчеству».
Не устаёт говорить профессор В.Ю. Троицкий также об экологической защите языка, о засилье жаргона и бранных слов среди школьников, о том, «как может влиять чёрное слово на судьбу того, кто бесстыдно его произносит или имеет несчастье его слышать»! Здесь Троицкий всегда приводит научное открытие академиком П.П. Гаряевым волнового генома слова и, в частности, – бесспорного доказательства того, насколько пагубно информационно-энергетическое воздействие нецензурных слов.
Развивая эту тему, Троицкий также обращается к трудам приснопамятного зав. экологической кафедрой Института биосферы РАН Ф.Я. Шипунова, доказавшего с помощью специальных радаров, что «произнесённое слово не исчезает, а запечатлевается в любой точке Вселенной и навсегда», что бранное слово влияет на генетический аппарат человека и что рано или поздно это приводит к разнообразным болезням.
«Состояние речи – это состояние мысли, состояние мысли – это состояние сознания, состояние сознания – это предпосылки поступков, поступки – это сущность поведения людей, поведение людей – это судьба народа», – говорит В.Ю. Троицкий.
Всеволод Юрьевич занимает открытую гражданскую позицию, берёт на себя право судить о происходящем не только в школьном образовании, но и в современном обществе, в культурном пространстве страны. В 2002 г. он выступал с научной критикой публикаций И.С. Кона по сексологии. В 2006 г. вместе с доктором юридических наук Игорем Понкиным и Андреем Вдовиченко участвовал в экспертизе статей С.С. Быкова, которые стали своеобразными доносами органам государственной власти и общественности на православных священнослужителей.
В 2010 г. совместно с И. Понкиным и доктором юридических наук, профессором РАГС М. Кузнецовым Троицкий выступил в поддержку обращения к президенту РАО Н.Д. Никандрову Общественного комитета по правам человека «о лишении Ю.А. Дмитриева звания члена-корреспондента Российской академии образования» за плагиат, публичную защиту педофилии и неэтичное поведение.
В 2012 г. участвовал в экспертизе по делу панк-группы PussyRiot. В 2014 г. участвовал в экспертизе документального фильма «Вся правда о Ванге», снятого РЕН ТВ. В 2017 г. – в экспертизе сценария и трейлеров фильма «Матильда» А.Е. Учителя. В обоих фильмах эксперты выявили факты унижения человеческого достоинства и оскорбление чувств верующих Русской Православной Церкви.
В.Ю. Троицкий – ветеран труда. Он удостоен ряда благодарственных и наградных грамот и дипломов. Назовём некоторые из них. В 1999 году ему присуждён Диплом Первой степени на Международном конкурсе «Классика русской литературы в современных изданиях для детей» за составление, вступительные статьи и комментарии к изданиям: Лесков Н.С Кадетский монастырь. Повести и рассказы. М. Дет. лит., 1999 и Тургенев И.С. Записки охотника. М. Дет. лит., 1997. В 2003 г. «во внимание к трудам по сохранению православных традиций в науке, культуре и образовании» Троицкий также награждён Орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского, Орденом Русской Православной Церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского «во внимание к трудам по сохранению православных традиций в науке, культуре, образовании». Лауреат Всероссийской премии «Бережение языка» имени А.С. Шишкова «за усердные труды по защите и бережению русского языка».
В 2011 г. указом Президента Российской Федерации В.Ю. Троицкому присуждено почётное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2012 году за участие в акциях поддержки русского языка (от КПРФ) награждён памятной медалью «300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову». В 2016 году награждён памятной медалью Союза писателей России «Память России». В 2018 году награждён орденом РПЦ «За труды». В 2019 году за подвижническую деятельность в области российского образования награждён нагрудным знаком Русского просветительского общества имени Императора Александра Третьего.
Всеволод Юрьевич Троицкий – участник ежегодных Международных Рождественских чтений и вузовских конференций (в том числе в Луганске) по вопросам изучения и защиты русского языка. А также – организатор и бессменный руководитель ежегодных Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа», проводимых уже три десятка лет в ИМЛИ РАН. Конференции посвящены проблемам научных основ гуманитарных наук и преподаванию словесности в школе. На XXXI-й конференции «Филология и школа», которая состоялась в дистанционном режиме на базе платформы Zoom в декабре 2020 г., Всеволод Юрьевич вновь отметил: «Происходящее со школой в России вполне соответствует понятию: разрушение “на научной основе”. Насущная задача филологов, опираясь на знания, по мере сил восстановить преподавание словесности согласно с основами науки. Это сегодня, так сказать, главная “новация”».
Слава Богу, что есть у нас ещё люди истинно образованные, богатые опытом, твёрдые в своих убеждениях и верные своему призванию!
Ирина Владимировна Ушакова, член Союза писателей России