Владислав Анатольевич Бахревский (р. 15 августа 1936 г.) – классик детской литературы. Автор десятков книг прозы для детей, в том числе «Агей», «Рождество Твое, Христе Господи», «Повести». (Голубые луга, Футбол, Кипрей-полыхань), «Вертолётчики», «Светка», «Мальчик с Весёлого», «Культяпые олени», «Хранительница меридиана», «Дорогое солнце», «Пулисангинское ущелье», «Хождение встречь солнцу», «Героическая азбука», «Золотой Спас», «С моего крылечка – речка», «И светом чудным озарены», «Василько и Василий», «Фонтан трех китов», «В стране шаха – владыки черных и белых полей», «Кто как любит маму», «Земляника», «Мальчик из поднебесья», «Бородинское поле». Сказки: «Дивные истории города Сударушкина», «Солдат Орешек», «Жемчужина окатная», «Мальчик Онно и Пичвучин», «Почему Луна улыбается», «Повелитель Пампы», «Глаза ночи», «Мишкины сказки», «Сказки о братцах-ежиках и других малышах», «Кто спасет воробушка».
Исторические книги В. Бахревского: «Свадьбы», «Тишайший», «Никон», «Аввакум, Страстотерпцы, Столп, Долгий путь к себе, Боярыня Морозова» «Царь Василий Шуйский», «Смута», «Царская карусель. Мундир и фрак Жуковского», «Царская карусель. Война с Кутузовым», «Долгий путь к Богу», «Искания на Святой горе», «Морозовская стачка», «Дюжина», «Шахир», «Детство Бояна», «Ярополк», «Скиф и грек», «От маковца до сторожи» (600-летие Саввы Сторожевского), «Клад атамана» (разбойник Кудеяр), «Всполошный колокол», «Преподобный Иосиф Волоцкий», «Святейший патриарх Тихон», «Страна тринадцатого месяца», «Семен Дежнев», «Гетман войска запорожского», «Борис Годунов», «Детство Патриарха», «Спасатели Амазонок». В том числе вышедшие в ЖЗЛовской серии «Виктор Васнецов», «Савва Мамонтов».
Владислав Бахревский – лауреат Пушкинской премии, «Заслуженный деятель искусств Республики Крым», лауреат литературной премии им. Александра Грина, премии В.П. Крапивина, номинант Патриаршей литературной премии в 2012 и в 2021 г.
В августе Владиславу Бахревскому исполняется 85 лет.
***
– Владислав Анатольевич, на Ваших книгах воспиталось как минимум три поколения детей. Что ещё совсем недавно значила книга для юного читателя?
– Писатель не знает, как читают его книги. Мой первый очерк «Красная шапочка ведёт дневник» был напечатан в журнале «Пионер» в 1959 г. Он о театре школьников при ДК Текстильщиков в нашем Орехово-Зуеве. В том же году, в очерке «Гай, улица Пионерская» я рассказал об оренбуржцах. Ребята всем классом отправились строить город Гай. Очерк напечатали, меня приняли в журнал сотрудником.
В 1960-м, в издательстве «Детская литература», в сборнике молодых писателей «Первое знакомство» напечатали мою повесть «Мальчик с Весёлого». В 1961-м её издали отдельной книгой. Тираж 115 тысяч. Мне было 23 года.
А когда исполнилось 50, я приехал в Можары, на Весёлый кордон, где пятилетним встретил войну. Оказалось, школьники ходят к моему Бездонному ключу, это я его так окрестил, а страницы из повести «Клад атамана», где рассказано о кладах разбойника Кудеяра, выдраны – ищут сокровища XVII века.
Уже в наши 2000-е годы я встретился с двумя читателями. Борис Бартфельд, поэт и романист, живущий в Калининграде, показал мне в каком-то городке человека.
– Он в детстве прочитал твою книгу «Хождение встречь солнцу», и пошёл учиться на историка.
Мы остановились, вышли познакомиться с директором местного исторического музея.
– Ваша книга определила мою судьбу, – сказал он мне.
Мы стояли на обочине дороги. Вдруг историк нагнулся, и поднял из промоины заржавленный шарик.
– Пуля XVIII века.
До сих пор жалею, что не выпросил такой находки.
Три года тому назад познакомился с Иваном Владимировичем Капитоновым – директором института, готовящего руководителей. Автор книг, живёт в Саранске, на родине моего дедушки. Любимой книгой юности у Капитонова был мой роман «Сполошный колокол»…
… Ирина Каретникова, дочь моего друга, однажды сказала мне:
– Ваши «Свадьбы» я читала сорок раз, нет, – 60! – и махнула рукой. – Больше! Когда мне плохо, я всегда читаю «Свадьбы».
Недавно бывший читатель моей сказки «Златоборье» – она печаталась в «Пионерской правде», – издал газетный вариант сказочной эпопеи.
Были и суровые отзывы о моих книгах. Писатель Людмила Басова, живущая ныне неподалеку от Боголюбова, пережила трагедию изгнания русских из Душанбе. Она сурово укорила меня:
– Я воспитывала детей на твоих книгах. Они добрые, светлые, а жизнь – очумелая мерзость.
Очумелой русской жизни в моих романах предостаточно. Россия XVII века, царствия Иванов Грозных, а у нас они оба Грозные: не только Иван IV, но и дед его Иван III, революция, фашистская оккупация, жизнь тыла во время войны. Но и то правда: в моих книгах главные герои – любовь и свет.
– Насколько важна традиция и в литературе, и в воспитании?
– Когда печатали «Агея», я видел в «Пионерской правде» груду мешков с письмами. Влюбленные девочки требовали от автора адрес Агея. И мальчикам этот адрес был нужен –хотели дружить.
О моих книгах писали редко, я не получал наград и премий, но школьники читали мои сказки, повести, статьи, стихи. Публикации только в «Пионерской правде», их за полторы сотни, и в «Мурзилке» – 200 публикаций – это 2 млрд. тиража.
В наши дни, когда государство ликвидировало профессию писатель, – это в России-то! – само существование в литературе – остро значимая позиция.
Большинство моих книг работают на сохранение в детских душах, сердцах, умах любви к Богу, к семье, к России. Воспитывают чувство сопричастности жизни родного народа.
– Какое своё произведение Вы считаете самым актуальным для сегодняшнего дня?
– Убеждён, мои «Голубые луга» и «Мальчик с Весёлого» нужно прочитать в детстве. И обязательно «Героическую азбуку».
«Азбука» была напечатана в «Мурзилке», и вызвала гнев «Шпигеля»: Бахревский проповедует войну. Созданная в конце 60-х «Азбука» издана, когда губернатор Московской области, генерал Громов возмутился: дети ничего не знают о Великой Отечественной войне. «Героическую азбуку» – энциклопедию войны для детей – издали тиражом в 70 тыс., и раздали первоклассникам. Потом было ещё издание: 5 тыс.
О сказке «Златоборье» тоже говорят: книга должна быть в каждом доме. Фольклор, русская природа, сказка и жизнь. Половина книги издана тиражом 3 тыс. Полный вариант – 2 тыс. Редактор, читавший «Златоборье» школьником в «Пионерской правде», напечатал газетный вариант, 4 тыс. «Пионерская правда» имела 13 млн.
Кто хотел бы стать своим в мире культуры, советую прочитать «Виктора Васнецова» и «Савву Мамонтова». Перечислять свои книги, чрезвычайно актуальные в наши дни, когда государство насаждает безграмотность, учителя русского языка пишут с ошибками, когда люди с высшим образованием лишены исторической памяти – бессмысленно.
– Расскажите о Вашей книге, для которой не находится издателя.
– Точно не знаю, сколько лет писал небольшую по объёму повесть «Карьер на Облаке». В основе Крым, уничтожение процветающей жизни Крыма во время господства Украины. Воссоздание самой земли руками лётчика-пенсионера и бродяжки Женьки. Политики в повести нет, нет Украины, Крыма, России. Есть место, где стояла деревня Облако.
Слово в этой повести для меня драгоценно. Большинство проблем Крыма – содержание повести. Романтика, изумительная красота древней земли…
Подал на конкурс Сергея Михалкова. Писатель, знающий литературное закулисье, чиновников, стоящих над союзами писателей, предупредил меня:
– Напрасно отдаёшь повесть на этот конкурс. Глава жюри Сергей Шаргунов. Он даёт премии своим.
Может быть, я и впрямь написал неудачную повесть. Событий в ней густо, и событий необыкновенных. «Карьер на Облаке» не вошёл даже в длинный список.
Обратился к АП. Торопцеву: работает в Литинституте, специалист по детской литературе – просил сказать о повести правду. Обещал, однако, времени у занятого человека не нашлось для моих сочинений.
Ирина Борисовна Котунова – главный редактор моего родного издательства «Детская литература», заявила: «У нас трудное положение. Ваших книг печатать не будем».
Издательство Патриархии, напечатавшее девять моих книг, новых рукописей не принимает. Финансовые трудности. Тем более, что руководитель детской редакции, епископ, считает себя более приемлемым автором для религиозного издательства.
Вот и выходит, так называемому классику детской литературы, Владиславу Бахревскому, печатать свои книги негде.
– Какие проблемы сегодня есть у детской литературы, у детской книги?
– Проблема одна: полууничтожена, искалечена детская литература. Искалеченными выходят сказки Андерсена, Перро, братьев Гримм, русские народные. Не нужными становятся книги по истории. У детей утрачена историческая память. Наши наследники – прежде всего языка – не владеют истинным русским языком. Им недоступна образность и сама музыка русской речи.
Детские журналы и газеты уничтожены или влачат жалкое существование. Умолкло детское радио. Убийцей души, мысли, способности любить, иметь литературных друзей и наставников стал интернет и гаджеты. Ответ за всё это должно держать перед народом правительство: депутаты Госдумы, сенаторы. Разговоров критических множество, но истребление в народе интеллекта неуклонно продолжается.
– Кто и какие книги сейчас пишет для детей?
– Добрые, нужные, замечательные книги создаются и в наши дни. Кое-что даже печатают. Но тиражи в 100 штук, в 500, в 1000 – издевательство над детьми, над народом, над Россией.
Из писателей, преданных русской литературе, назову москвича-помора Павла Григорьевича Кренёва, иркутянина Владимира Соловьёва, поэтессу из Калининграда Валентину Борисовну Соловьеву, Владу Абаимову из Оренбурга, Светлану Сырневу из Кирова, Ольгу Воробьёву из Петушков, живущую в Мюнхене Белу Иордан, оренбуржцев: недавно ушедшего из жизни Геннадия Федоровича Хомутова, Михаила Кильдяшова, Ивана Ерпылева.
– Что должно произойти сегодня, завтра, чтобы снова наступило время, когда нравственную атмосферу, образцы поведения будет задавать писатель?
– Выход один: искать и добиваться единения с президентом, Владимиром Владимировичем Путиным. Очищать жизнь, образование, мозги и душу от паутины лжеинформаторов, уничтоживших в народе тягу к творчеству, окунувших святую Россию в помойную яму потребительства.
То, что мною сделано, начато и не завершено – Бог даст, исполню. Напечатаю ли? Цензура рынка и невидимых хозяев нашей страны превосходит в своих запретах советскую в тысячу раз.
«Мурзилка» докатилась до 15 тыс. тиража, это с шести-то миллионов. Тираж книг издательства «Детская литература» – 1 тысяча.
У детей ни единой русской игрушки, ни единой русской сказки в книгах, в мультиках, в гаджетах…
– Трудно не согласиться с Вами. Но мы пересилим и это подлое время.
Беседовала Ирина УШАКОВА