Время подвижников

К пятилетию кончины поэта Анатолия Парпары (1940–2020)

0
72
Время на чтение 10 минут

От РНЛ. 7 ноября — пять лет памяти поэта, драматурга, создателя и издателя «Исторической газеты» Анатолия Парпары (1940 — 2020). Публикуем статью его памяти и подборку стихов.

***

Староваганьковский переулок Москвы. Дом Пашкова — рукописный отдел РГБ, где письма учителя моих прадедов С. А. Рачинского (1833 — 1902) к К. П. Победоносцеву, О. А. Новиковой, Б. Н. Чичерину…

А к ограде дома Пашкова примыкает храм Николы в Старом Ваганькове. Старинная церковь начала XVII века, которая обновлялась в XIX-ом, где служил священник военного ведомства Леонид Чичагов, в 1928–1933 гг. он — митрополит Ленинградский, ныне — священномученик Серафим (Чичагов). В этом храме на службах бывали Николай Васильевич Гоголь и Михаил Николаевич Погодин... Следующие полвека в церковных стенах держали книжный склад самой большой библиотеки Советского Союза.

Помню этот храм в 1998 году, он был уже украшен иконами какого-то очень русского ряда: святые князья древнерусские, воины Михаил Тверской, Роман Рязанский; мозаичная икона последнего русского царя Николая Александровича, созданная ещё до его канонизации в России. Позже там появилась икона праведного воина Феодора Ушакова с мощевиком.

Несколько икон часто мироточили, я впервые тогда увидела, как из центра большой, стоящей на полу иконы святого воина Георгия Победоносца набухает капля миро и тихонько оплывает.

В правом приделе храма — деревянная ростовая фигура преподобного Нила Столобенского, святого покровителя наших тверских и смоленских земель. К нему на остров Селигер дважды ходил походами Рачинский с учениками татевской школы. Угодник Божий сидит в чёрном суконном облачении схимника, а рядом с ним небольшая икона тверской княгини Анны Кашинской и старинная, в полный рост, икона преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя С. А. Рачинского.

Именно сюда, в Староваганьковский, 17, что чуть поодаль от храма, в дом за чёрной кованой оградой в редакцию «Исторической газеты» к Анатолию Анатольевичу Парпаре в 1997 году меня привёл руководитель литературной студии Александр Сергеевич Щеколдин. Я принесла ему тетрадку, в которой школьным почерком были написаны стихи, а дальше — всё, что я на тот момент знала о Рачинском от своих предков, которые были его учениками. Редактор внимательно посмотрел рукопись и сказал: «Вот так и должны мы этих людей приводить за руку в нашу жизнь, чтобы они нам здесь помогали…» Внимательно посмотрел на меня и добавил: «Будем работать».

Вскоре мы будем заходить в этот храм с Анатолием Анатольевичем, когда не будет служб, подолгу вслушиваться в его тишину, ощущая запечатлённое здесь время прошлых эпох, собранное, как в капле воды. А спустя некоторое время мы поедем в Троице-Сергиеву лавру, и я увижу, как Анатолий Анатольевич горячо молится Преподобному Сергию, игумену земли Русской. Уезжая, мы зашли в церковную лавку, и он купил мне икону Преподобного в золочёном окладе и красном деревянном киоте на подставке. В залог — на жизненный путь.

Нет уже на этом свете Анатолия Парпары, нет редакции газеты за чугунной оградой в Староваганьковском переулке, как нет и Сергея Рачинского со всем его окружением, кипевшим жизнью и волей к преображению России. Но всё это незримо, как град Китеж, присутствует в моей жизни, в нашей жизни.

Чтите наставников своих, как сказал апостол Павел.
 

+ + +


Анатолий Парпара родился 15 июля 1940 года на Филях в Москве, там же закончил школу. И вот он — рабочий московского завода им. Хруничева (ныне АО Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева), матрос на Балтийском флоте, затем студент-заочник факультета журналистики МГУ и метростроевец, начинающий поэт, а вскоре — руководитель литературного объединения им. Алексея Недогонова. В 1988-м закончил годичные Высшие офицерские курсы «Выстрел» и всю жизнь с гордостью носил звание капитан-лейтенанта запаса и старенькую тельняшку, видневшуюся в вороте рубахи.

Первая публикация Анатолия Парпары вышла в августе 1957-го в многотиражной газете «Всё для Родины» завода им. М. В. Хруничева, затем его стихи были опубликованы во флотских изданиях «На вахте» (Таллин), «Страж Балтики» (Калининград), в газетах «Молодёжь Эстонии», «Советская Эстония». Какой размах географии, какие просторы открыты парню из семьи рабочих! И какая огромная, цельная страна!

Пронзительное увлечение литературой, любовь к слову вело и выстраивало судьбу этого человека. Редакторам журналов было интересно разговаривать с Анатолием Парпарой, он знал особенности творчества мало известных поэтов, мог оценить и сравнить, и думал, думал, имел всегда только свою личную, непоколебимую точку зрения. С 1970-х годов стихи и статьи Парпары, в том числе о творчестве Михаила Пришвина, по которому он защитил диплом на журфаке МГУ, выходят в журналах «Москва», «Огонёк», «Октябрь», «Молодая гвардия», «Смена». В 1972 году — первая поэтическая книга «Ладомирка». А определила его творческий путь во многом Валерия Дмитриевна Пришвина, с которой он был дружен до конца её дней. Она была связующей нитью двух веков, двух таких разных эпох, нескольких поколений. Почитайте дневники Михаила Пришвина, подготовленные Валерией Дмитриевной, в них духовное осмысление происходящего со страной, и дано оно через природу, через человеческие характеры. Это жизнеутверждающая литература, так необходимая сегодняшней молодёжи. Анатолию Парпаре просто повезло, что ещё в 1960-е годы он прикоснулся к этому кладезю русской философии. А к кому из писателей сегодня может прийти молодой человек и кто ему поможет утвердиться на таком непростом, но необходимом литературном пути, выстроить этот путь и всё в нём мерить «мерою Христа»?..

С 1975-го по 1990-й Парпара — заведующий отделом поэзии журнала «Москва», и уже на изломе эпохи — в 1990-е — создатель, издатель и редактор «Исторической газеты», руководитель Фонда им. М.Ю. Лермонтова, который провёл десятки бесплатных литературных вечеров, поддерживая и объединяя писательское сообщество, сберегая культурное пространство русской классики. Ведь создатели Фонда — ближайшие друзья Анатолия Парпары — поэт Владимир Соколов и художник Фёдор Константинов — мощнейшие мастера искусства.

«Очень важно было тогда, 15 лет назад, — говорил Анатолий Анатольевич в нашей с ним беседе 2010 года, — когда среди горя и разора многие отчаялись, потеряли веру в достоинство народное, на примере героев прошлого показать, что есть среди нас и нынешние герои. Портреты исторических подвижников на первых полосах газеты заинтересовывали читателя, увлекали прочесть их жизнеописание и деяния…». Я убеждена, что в те два десятилетия постсоветской России «Историческая газета», собравшая вокруг себя столько достойных людей, а главное — молодёжь, выполнила свою миссию, заложила фундамент в строительство здания сегодняшней и будущей России…

Когда в 2008 году у Анатолия Парпары не было больше возможности издавать «Историческую газету», он, заботясь не только о моей семье, но и о духовном и творческом пути, посоветовал: «Помогай Андрею Печерскому и «Руси Державной»».

Как удивительно было то время конца 1990-х! Андрей Николаевич Печерский и Анатолий Анатольевич Парпара среди соратников выдающегося скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова стояли у истоков создания Международного фонда славянской письменности и культуры. Какие яркие, духоподъёмные исторические и литературные вечера проводил в здании Славянского фонда в Черниговском переулке сначала Парпара, а после Нина Васильевна Карташова!

Отмечу ещё, что Анатолий Анатольевич помог воссозданию Российского исторического общества, отдав на это начинание половину Государственной премии им. А. М. Горького, полученной за свои исторические драмы в 1989 году. Вторую часть госпремии передал для восстановления Храма Христа Спасителя.

Но перед тем, как в 1996 году начать издание «Исторической газеты», Парпара перенёс несколько тяжелейших операций. Врач сказал ему, что проживёт в лучшем случае несколько месяцев… Когда в 1997 году я пришла в редакцию «Исторической газеты», Анатолий Анатольевич медленно ходил, не мог поднять пачку газет, а тиражи тогда были — 20–30 тысяч, и десятки книжных лавок по всей Москве, где ждали газету. Она и выходила, собственно, на эти, народные, деньги. Анатолий Анатольевич шутил: «Мы с тобой подвижники, потому что всё время куда-то движемся», и всерьёз говорил: «Я знаю, что это уже не моё время пошло, а Божье». И мы развозили тираж по Москве, в трамвае, в метро, потому что мир ещё жил без Интернета, и наша страна ещё была — самой читающей в мире. Больше этого уже не будет…

В раннем детстве Анатолий Парпара пережил ужасы фашистской оккупации в смоленской деревне, куда его, годовалого, увезла мать к своим родителям. Их деревню сожгли каратели за помощь генералу Белову, их расстреливали и ранили одной пулей с матерью, он, двухгодовалый, насколько дней лежал бездыханным от голода и грохота артналётов, его уже положили в гроб, связанный из досок от снарядов, но мать вырвала мальчишку из рук смерти… О пережитом — поэма Парпары «Незабываемое». Анатолий Анатольевич всегда жил с чувством готовности защищать Родину, с установкой — выжить, выстоять, спасти, помочь!.. Это самоощущение и наполнило жизнью и победной энергией строки его исторической трилогии: о времени Ивана III — «Противоборство»; о Смутном времени «Потрясение»; о крахе наполеоновской армии — «Поражение». Сегодня эти героические произведения актуальны как никогда, герои их, утверждающие жизнь, рождённые для подвига, служат нам примером. И отрадно, что фрагмент драмы Анатолия Парпары вот уже тридцать лет является частью спектакля «За Русь Святую», поставленном в Русском духовном театре «Глас».

Не странно ли, 1970-е и 1980-е годы, когда на наших улицах ещё размещены плакаты «Слава КПСС», Анатолий Парпара работает в архивах, изучает материалы XIV–XVII веков, а главное, отчётливо прописывает в своей драме, как Козьме Минину трижды во сне является преподобный Сергий Радонежский, то есть советский писатель выводит к своему читателю образ святого. И дилогия эта получает самую высокую литературную награду советского государства, и книга в 1991 году издаётся в «Советском писателе» 25-тысячным тиражом, отклики на эту дилогию как от известных писателей, так и от рабочих из самых дальних уголков Советского Союза, будут выходить в «Литературной газете» и других всесоюзных периодических изданиях. Это было время, когда страна перекликалась литературными произведениями, когда писатель был поистине «инженером человеческих душ» и «властителем дум». Как это вернуть в нашу жизнь?!..

Хочется и сегодня прикоснуться, присоединиться к этому мироощущению, к этим надеждам. Потому что мы снова стоим на опасном витке истории...

Ирина Ушакова

Впервые опубликовано в газете  «Русь Державная»

 

***

 

Анатолий ПАРПАРА (1940 - 2020)

СТИХИ

 

Правда о кривде

 

Россия! Родина! Тревожно…

Опять волна неправоты,

И отмолчаться невозможно,

И кривда затыкает рты.

 

Она вошла в такую силу,

Она взяла такую власть,

Что пересилила России

Защитоборческую часть.

 

Увы, как ведают скрижали

Нам правду горькую свою,

Мы кривду и на трон сажали,

И поклонялись, как царю.

 

И возникало нестроенье

Средь стройных ранее рядов…

Умов то было помраченье,

Иль тайный промысел врагов?

 

Но наступало протрезвленье

От страшных и похмельных дней,

И правды мудрой воцаренье

Среди разора и скорбей.

 

И тот, кто жаждал неминучей

Погибели стране моей,

Вдруг лицезрел её могучей,

И возмужалей, и светлей.

 

И чувство славное свободы

В душе – напевно и легко…

С такой историей народы

Не пропадают в тьме веков.

 

И мы, с бедой встречаясь ныне,

Не отведём сыновьих глаз,

И кривду наглую отринем

В который раз!

В который раз!

1989

 

***

Перевожу поэтов Палестины

И чувствую бессилие своё,

Чтоб воссоздать бейрутские картины:

Разруху, мор, на трупах вороньё…

 

Сажусь писать, но предо мной маячит,

Блокнот вполне реально заслоня,

Уставший плакать обожжённый мальчик,

Похожий детством горьким на меня.

 

Постой, малыш, не порывайся к маме!

Ей приказала голубая смерть

Бессмертными и чистыми глазами

В родное небо без конца смотреть.

 

Постой, малыш, не выходи к дороге!

Там, видишь, ноги в жёстких сапогах?

Они уже перешагнули многих.

И ты для них – ничтожество и прах.

 

Скорей назад! Скорей, мой черноглазый!

Летит снаряд. Взрывается… Ложись!

Не в жизни – так в стихотворении обязан

Спасти тебя.

Так мне спасали жизнь.

 

Перевожу поэтов Палестины.

Ни сердцем, ни умом не устаю,

Как будто детства горькие картины

Из пепла наяву воссоздаю.

1977

 

Некрасов в Париже. 1857 г.

«Я хочу умереть в России!»

Из воспоминаний А. Панаевой

 

Не знакомый ещё с ностальгией,

Что тревожусь,

Когда возник:

«Я хочу умереть в России!» –

Сквозь столетье дошедший крик.

 

Не бывавший ещё чужеземцем,

Почему, растерявшись на миг,

Откликаюсь открытым сердцем,

Как на матери тихий вскрик!

 

Различаю, что временем скрыть,

Понимаю: отчизна скорбит –

Два великих поэта убиты,

Третий, звука лишённый, молчит.

 

Медицинские силы в бессилье.

Все светила твердят в унисон,

Если будет он жить в России,

То на скорую смерть обречён.

 

Но, замученный злою болестью,

Приобретший бессонный покой,

Не халал примириться с вестью

Унизительною такой.

 

И съедаемый ностальгией

(Что ему медицинский сонм!)

– Я хочу умереть в России! –

Прокричал еле слышно он.

 

Отчего ж,

             как мальчишка пенью

Приручённого к дому дрозда,

так был рад я

                     его исцеленью

И продленью его труда?

 

Все заботы родимого края

На себя принимаю, как честь.

Через сердце своё пропускаю

Всё, что было в веках, что есть.

 

Пусть не станет бескровной фразой

Этот выдох души моей:

– Я с простором отеческим связан

Корневою системой всей.

 

И когда в чужедалье бескрылье

Вдруг настигнет, и я не взлечу,

– Я хочу умереть в России, –

По-некрасовски прошепчу.

1976

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Владимировна Ушакова
«Тема исторической памяти должна быть главной в воспитании детей»
Беседа с членом Бюро ВРНС, сопредседателем «Союза православных женщин»
19.11.2025
Герой нашего времени – правда
Новый фильм В.Тимощенко о войне на Донбассе
17.10.2025
«…Беречь Россию не устану»
15 апреля ушёл из жизни поэт Валентин Васильевич Сорокин (1936–2025)
16.04.2025
Но высокая светит звезда...
Стихи разных лет
05.12.2024
Все статьи Ирина Владимировна Ушакова
† Анатолий Анатольевич Парпара
Я рассказал только правду
Памяти поэта (15.07.1940 - 7.11.2020)
13.07.2025
Правда о кривде
Памяти поэта (1940 - 2020)
07.11.2022
Бегство
Рассказ
07.07.2022
Все они люди подвига
Беседа к 70-летию Великой Победы (2015 г.)
24.02.2022
Все статьи † Анатолий Анатольевич Парпара
Последние комментарии
Эскалация «Мирного плана» Трампа
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2025 20:10
А был ли мальчик?
Новый комментарий от С. Югов
27.11.2025 19:31
Какой мир на Украине нам нужен?
Новый комментарий от Джин
27.11.2025 18:20
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2025 18:10
Заветы Владимира Николаевича Осипова
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2025 15:49
Похабный мир
Новый комментарий от Алекс
27.11.2025 08:29
Величие и сила России неистребимы
Новый комментарий от prot
27.11.2025 08:01