Уроки французского от отца Довмонта

Александр Сергеевич Пушкин 
0
920
Время на чтение 7 минут

Как ни странно, сейчас, после нескольких десятилетий освобождения, казалось бы, от «научного» и прочих видов атеизма, снова слышны громкие, а то и возмущенные мнения в стиле "Церковь учит, что все - грешники с рождения, что нам (вам, церковникам) нужно жить в постоянной печали, ходить с поникшей головой всё время, считать себя хуже всех и – подчиняться, подчиняться, подчиняться. И вообще наука доказала, что Бога нет!» и т.д. и т.п. О мнимой «новизне» таких мнений, об их природе, истории мы беседуем с игуменом Довмонтом (Беляевым), настоятелем Успенского храма в Ивангороде.

- Возвращение этих мнений, отец Довмонт, на Ваш взгляд, о чем свидетельствует? О нашей ли, христиан, вине, что миссия Церкви, о которой так долго говорят, оказалась неудачной? Если так, то в чем причины этой неудачи? Или же здесь нужно говорить о неспособности человека слушать и слышать, казалось бы, простые истины христианского учения?

- Если вспомнить историю революций и переворотов в Европе и России, то, как правило, их предваряло активное насаждение антихристианских идей в сознании людей. В эти периоды истории быть атеистом и иметь «свободные» взгляды считается особым модным шиком. Глумиться над религией и церковью становится обычным делом почти во всех слоях общества. Вспоминается четверостишие, приписываемое А. С. Пушкину: «Мы Добрых граждан позабавим И у позорного столпа Кишкой последнего попа последнего царя удавим». (Акад. II, 488). На самом деле эти слова ещё Жан-Франсуа́ де Лага́рп, приписывал философу Дени Дидро. Хотя в произведениях последнего их тоже нет. Скорее всего это четверостишие было просто модным. Так или иначе, но звучало оно от рынка до академических салонов. Что хорошо характеризует настроения в обществе, равно как и его отношение к Христианству накануне Французской революции. Во многом этим настроениям способствовала деятельность философов эпохи просвещения, так называемых, «энциклопедистов». Вольтера, Дидро и многих других. Особенно боготворили Вольтера (в прошлом выпускника иезуитской коллегии). О нём говорили, что он задал тон своему времени, заставил читать себя и в лакейских, и в гостиных.

- Из той же прискорбной серии. И грустно, и смешно, честное слово: особенно от молодых людей, считающих себя образованными, слышны крики "Наука доказала, что Бога нет!" Вот как понять, что советские штампы, над которыми смеялись даже советские люди, возвращаются? И не только возвращаются, но еще и воспринимаются как авторитетные, кстати, чуть ли не аксиомой.

- И опять об истории. Один из профессоров Парижской академии наук рассказал, покатываясь со смеху, как его парикмахер, напудривая ему букли, преважно заметил: «Видите ли, месье, хоть я всего лишь жалкий лекарь-недоучка, я – атеист не хуже иных прочих». Именно такие «недоучки» наводнили Россию во второй половине XVIII века принеся с собой и в наши края идеи новомодного атеизма. Именно в дурном воспитании молодёжи новомодными «гувернёрами» видел причину падения нравов русский просветитель и книгоиздатель Николай Иванович Новиков. В издаваемом им журнале «Трутень», в частности, он писал: «На сих днях в здешний порт (говорит известие из Кронштадта) прибыл из Бордо корабль: на нём, кроме самых модных товаров, привезены 24 француза, сказывающие о себе, что они все бароны, шевалье, маркизы и графы»; на самом деле эти французы – ремесленники. «Многие из них в превеликой жили ссоре с парижскою полицию, и для того она по ненависти своей к ним сделала им приветствие, которое им не полюбилось», «хотя было и очень искренно», т.е. она хотела посадить их в Бастилию: «и ради того приехали они сюда и намерены вступить в должности учителей и гофмейстеров молодых благородных людей. Они скоро отсюда пойдут в Петербург. Любезные сограждане, спешите нанимать сих чужестранцев для воспитания ваших детей! Поручайте немедленно будущую подпору государства сим побродягам и думайте, что вы исполните долг родительский, когда наняли в учители французов, не узнав прежде ни звания их, ни поведения». «В старину думали, что для украшения разума науками надлежит целый жить век, то есть посвятить себя наукам… из чего сделали пословицу: Век живи век учися. Но молодые наши дворяне, увидя ясно невежество предков своих, из сего заблуждения вышли и из старого правила создали новое: Неделю учися и век живи. Явилась новая наука, называемая украсить голову по-французски. О приведении в совершенство сея науки Франция несколько лет прилагает попечение. И хотя в Париже заведена академия волосоподвивательной науки, изданы в народ печатные о том книги, но, однако ж, и по сие время так же, как и философия, в совершенство не пришла; из чего следует, что быть совершенным волосоподвивателем так же трудно, как и философом; да и науки сии одинакие: одна украшает голову снаружи, а другая внутри; а что ныне к первой больше прилепляются, тому причиною мода».
Вот такие учителя наставляли нашу молодёжь в конце XVIII века. Не случайно тот же Пушкин в своём Онегине скажет: «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть». Образ доморощенного вольнодумца хорошо выведен Н.В. Гоголем в Ревизоре. Это судья Ляпкин – Тяпкин. «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой до догадки, и потому каждому слову своему даёт вес… (который) если начнёт говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются».

- Вступлюсь за Францию, за belle France. Имею право: у меня крестные родители оттуда. Не вся же она была поражена безбожием – было и сопротивление. Вспомним ту же Вандею.

- Разумеется, было сопротивление. Я бы сказал, боролись две Франции: та самая belle France, верная Богу и подлинному разуму, воздвигнувшая знаменитые соборы и монастыри, родина святых Женевьевы Парижской, Германа Оксерского, Иринея Лионского и тысяч других, и обезображенная гильотинами, завистью и злобой. Думаю, можно сказать, боролись святые и тамошние смердяковы с верховенскими и шариковыми – правда, знакомо?

- Так уж и смердяковы и Co.? При всём отвращении к кошмару XVIII века, всё-таки как-то обидно за французов. Вроде как просвещенные.

- Ох, перестаньте! Чем – «просвещенные»? Уж точно не светом Христовым, а каким-то багровым пламенем ада. А отсутствие света Евангелия в сердце человека рано или поздно делает его голову и душу идентичной упомянутым нами печальным персонажам независимо от национальности. Та, ненастоящая Франция накануне революции грезила наступлением эры «разума». Церковь была объявлена вне закона. На алтарях совершались кощунства, храмы и монастыри закрывались. Но при этом строились храмы новой религии. Религии «разума». Вот только рядом с новыми святилищами «разума», сразу появилась гильотина. И головы тех самых острословов и богохульников, так дерзко хуливших всё святое в аристократических салонах и клубах, полетели в простые ивовые корзины под торжествующие крики ликующей черни.

Но вы правы, защищая «старую прекрасную Францию»: для многих время революционного террора стало временем покаяния и обращения к вере во Христа. Именно в застенках революционного трибунала обратился к Богу уже упоминаемый нами Жан-Франсуа де Лагарп, писатель, драматург и журналист, литературный критик, член Французской академии. Именно он любил повторять во время дружеских застолий то самое мерзкое четверостишие. Именно его считали отъявленным безбожником. Но когда наступила та самая долгожданная «свобода», бывший атеист стал христианином. Гильотина и смерть невинных христиан стали лучшей миссионерской проповедью того времени, которая подняла христианское восстание против безбожной власти в знаменитой Вандее. Многие из тех, кто совсем недавно был одержим идеями революции, теперь шли в атаку с девизом «За Бога и короля». Да, в такие времена люди делают свой выбор. Кто-то выбирает Христа, что может означать даже мученическую смерть, а кто-то выбирает благоденствие в этом мире в обмен на спасение бессмертной души. Как поступил бывший епископ Отёнский, Шарль Морис де Талейран-Перигор. Оставивший священный сан и ставший министром иностранных дел при трёх режимах, начиная с Директории и кончая правительством Луи-Филиппа.

Но урок Французской революции так и остался невыученным ни в Европе, ни в России. С горечью нужно признать: смердяковы, верховенские с их «я всю Россию ненавижу-с», позорным лизоблюдством, хамством, жесткостью, ужасной безграмотностью и нежеланием, а то и неспособностью хоть с какой-то долей объективности смотреть по сторонам, не возводя «великий запад» в ранг религии, видя в нем безгрешного учителя, никуда не делись. За ними приходят и шариковы.

Урок остался невыученным: об этом свидетельствует трагическая история XX века. Однако эпоха мрачных гонений на Церковь и Христову веру в нашей стране стала торжеством исповедничества и жертвенного подвига во имя Христово, о чём свидетельствует сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это и была миссия Церкви в тот период – кровью свидетельствовать о Христе.

- Хорошо, а сейчас в чем Вы видите миссию Церкви? Поможет ли здесь ирония, раскрывающая откровенную глупость этих безумных утверждений, не блещущих новизной?

- Знаете, лучше всего, на мой взгляд, поможет жизнь нас, людей, называющих себя православными христианами, в полном соответствии с Евангелием. Это убеждение тоже не ново, конечно, но всегда блещет, всегда светит: человек станет настоящим последователем Христа тогда, когда увидит Его в нас. Не увидит – стыд нам и позор. И прежде чем осуждать других давайте всмотримся внимательно в собственное сердце – есть ли в нем место Богу.

С игуменом Довмонтом (Беляевым) беседовал Петр Давыдов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Довмонт (Беляев)
«…И это самая главная наша неудача сегодня»
Беседа с настоятелем Успенского храма в Ивангородской крепости
04.10.2022
Власти Ивангорода разрушают святыни
Православные христиане на этот раз смогли предотвратить уничтожение поклонного креста и часовни, санкционированное местной администрацией
27.05.2020
Такая вот «забота о благоустройстве»
Власти Ивангорода намерены убрать крест и разрушить часовню на месте снесённого храма и могилы сщмч. Димитрия
18.05.2020
Сеньки и шапки
О пользе правильной пастырской строгости
21.08.2019
Давайте не терять рассудок - он еще здорово пригодится
Беседа с настоятелем Успенского храма в крепости Ивангорода о некоторых причинах трудностей христианской миссии в наше время
14.08.2019
Все статьи Игумен Довмонт (Беляев)
Петр Давыдов
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
«Зачем пркрывать свой позор чужими грехами?»
Иерей Владислав Терентьев о «разреженной» вере и восстановлении человеческой души
06.03.2024
Иерей Владислав Терентьев: «Воспитайте сначала священника, а потом храм стройте»
Беседа с настоятелем Воскресенского храма в приграничной Кяхте
29.02.2024
Все статьи Петр Давыдов
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии