Давайте не терять рассудок - он еще здорово пригодится

Беседа с настоятелем Успенского храма в крепости Ивангорода о некоторых причинах трудностей христианской миссии в наше время

Миссионерская деятельность 
0
1626
Время на чтение 8 минут

 

 

Круговорот греха в природе

- Отец Довмонт, по Вашему мнению, что сейчас пытается заслонить тот свет Христов, который мы, христиане, призваны нести в мир? Вроде бы внешних преград для исполнения заповеди "Идите научите все народы" нет - тут и хорошие отношения с государством, и технические достижения, и т.д. Но - актуальны ли сейчас слова Христа: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас" (Мф. 23:15)? Что это значит, как это понять? Если Евангелие вечно, то эти слова, получается, относятся не только к иудейским миссионерам 2000 лет назад? А как же миссия? Таким образом, как понять вот это противоречие - с одной стороны, "Идите научите все народы", а с другой - "Вдвое хуже себя"? Какой должна быть настоящая христианская миссия?

- Миссия Церкви - «просто-напросто» жить по Евангелию. Об этом говорят все святоотеческие традиции, из века в век. Когда мы говорим, что семя евангельской проповеди когда-то пало на культурную почву греко-римского мира, это не значит, что по прошествии двух тысяч лет суть жизни Церкви изменилась. Менялись источники гонений и искушений, но суть церковной жизни не менялась. Это жизнь церковной общины по учению Христа и единение с Ним через Чашу Евхаристии. Первых три века гонение было внешним, со стороны языческого государства. Когда византийские императоры провозгласили христианство имперской религией, сами став христианами, тогда искушения и гонения стали внутренними.

- Получается, прямо как сейчас в России после коммунистических гонений.

- Получается так. Как и тогда, нынешние искушения и гонения - это ереси, расколы, соблазны внутри самой Церкви, которые стали более заметны, когда христиан перестали гнать открыто.

 

Православный - только в храме?

- Простите, отец Довмонт, но у меня складывается впечатление, что зачастую сами христиане здорово умеют гнать друг друга, за неимением внешнего врага.

- У вас - впечатление, а у меня - наблюдения. Чем ближе жизнь нас, христиан, была к Евангелию, тем более глубокой и духовно мощной становилась жизнь Церкви. И наоборот, когда следование учению Христа приносилось в жертву выгодам политическим, финансовым и государственным, это влекло, в результате, к катастрофам как в духовной жизни отдельного человека и целых народов, так и в политической жизни государств и стран. Для примера можно вспомнить историю гибели одной из самых мощных христианских держав - Византийскую империю. Сейчас этот пример благодаря прекрасному фильму «Византийский урок» нам нужно постоянно держать перед глазами, мне кажется.

- Но миссия-то, батюшка, христианская-то миссия - она же должна идти! «Идите, научите все народы...»!

- Тут вопрос в духовном состоянии тех, кто призван научить. То есть нас, самих православных христиан. Вернемся в прошлое: если говорить о миссии, то такими уж ревностными последователями Христа были жители тех империй - Римской, Византийской, Российской? Не случайно есть такой термин как двоеверие. Днём я христианин, а ночью язычник. Или можно сказать, в храме я христианин, а вне храма моя жизнь мало чем отличается от жизни людей, далёких от христианства - разве к нашему дню это не относится? Именно с этим и боролся Господь Иисус Христос. Он называет это состояние "лицемерием". Он не хотел, чтобы Его учение превратилось просто в очередной культ, набор ритуалов, призванных обеспечить человека счастьем здесь и сейчас, на земле. Христос говорит: "Царство Моё не от мира сего (Ин.18:36)". Но фарисеям (они точно знают, сколько и какую свечку поставить к такой-то иконе, к какому истинно духоносному старцу нужно съездить и какой акафист прочитать) такое царство было не нужно. Они Ему открыто и говорили: "Кто это может слушать (Ин. 6:60)?" Особенно когда Он начал открывать тайну Своих Страданий и Жертвы, это же вообще нонсенс: нам нужен послушный Бог, Который выполняет наши просьбы в записочках, а тут - какие-то жертвы, «возлюби ближнего как самого себя», причем без гарантии успеха в земной жизни.

 

Чего жаждет Бог? И чего жажду я?

- То есть, если мне не гарантируется, что за построенный мной, любимым, храм или пожертвованный от моей чистой и бескорыстной души колокол я не стану зампредседателя законодательного собрания такой-то области - что проку мне в такой, извините, религии?

- Ну да. В религии до Христа, а лучше сказать - вне Христа - люди искали и ищут не страданий, а благоденствия в этом земном мире. Человек в язычестве хотел с помощью магии заставить богов служить себе. Но Христос принёс новое учение. Он заключил Новый Завет с человечеством в котором "Бог всё во всём (1Кор.15:28)". И согласно этому Завету, не меркантильная выгода житейского комфорта должна быть стимулом в духовной жизни христианина, а ответ любви на Его Божественную Любовь, явленную на голгофском Кресте.

- На Кресте Он так и сказал "Жажду". А чего Он мог жаждать? Только ли о воде здесь идет речь?

- Думаю, не только. Жажда человеческого понимания и ответной любви, прежде всего. А ещё искренней веры, доверия Богу. Не случайно Он до этого говорил, даже, наверное, громко и строго: "Что вы всё думаете, что вам пить, что есть или во что одеться... ищите прежде всего Царства Небесного и правды Его, ибо знает Отец ваш Небесный, что вы имеете нужду во всём этом".

- Сложно, если честно. Умом-то все понятно, а вот на практике... Доверить Богу все заботы, точнее, забыть все заботы ради Бога - это со всеми-то моими неустройствами, долгами, поисками работы и еды...

- Чтобы это понять по-настоящему, нужна живая вера, а не просто разговоры о вере. Понимаете, не треп о вере нужен, не перечисление и смакование церковных новостей, а живая вера. Нужно реально встретиться со Христом. Вот тогда у человека получится стать настоящим, а не записным миссионером. Ведь у всех святых отцов была эта встреча, после которой изменилась вся их жизнь. И не только их собственная, но и тех, кто с ними общался и продолжает общаться после их земной кончины. Вот это миссионеры. Но для этого нужно жаждать Правды. Стремиться к ней.

- Так где я эту правду найду-то?

- Не волнуйтесь: каждого Господь призывает. Как когда-то призвал апостолов, и они оставили сети, свои дома и пошли за Ним. Но не все откликались на Его призыв. Вспомним богатого юношу который отошёл от Него, или братьев, которые просили Его помочь разделить им наследство, которое осталось им от родителей - вот для чего им был нужен Бог. Так и сегодня каждый человек хоть раз в жизни оказывается перед выбором: или поверить, что Христос Иисус - истинный Бог и Спаситель, или встать на сторону тех, которые говорили: "Да, что вы Его слушаете? Знаем мы Его, сына плотника и Марии. Друг мытарям и грешникам, любит есть и пить вино" и прочие слухи из тогдашних СМИ. А потом там, на Голгофе, они же кричали: "Если Ты Сын Божий, сойди с Креста и уверуем в Тебя". И сейчас у каждого человека есть возможность выбора. Или человек оказался рядом с храмом, или в руки ему попало Евангелие (как произошло с митрополитом Антонием Сурожским, который в юности брезгливо относился к Церкви и христианству, но, прочитав Евангелие, ощутил настоящую встречу с Богом, и в результате не только изменилось его отношение к вере, но и вся жизнь, когда он стал православным монахом и священником).

 

Знакомые «кусочники»

- Но есть и другая реальность. Увы. Все чаще слышна пословица о том, что человек пришел в Церковь «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Многие недоумевают и унывают, если честно, сталкиваясь вот с такими кусочниками.

- Ничего тут нового нет, удивляться и унывать тут не надо. Это явление возникло с самого основания христианства. Вспомните печальный пример бывшего апостола Иуды Искариота, которому Господь доверил ящик, куда складывали пожертвования, и страсть сребролюбия пересилила сначала голос совести, а затем привела к утрате веры и предательству. Ничего нового ведь, правда? У Джонатана Свифта, кстати, англиканского священника и одновременно классика мировой литературы, есть печальное стихотворение на эту тему:

ИУДА

Епископ Иуда не в Бозе почил,

Но умер отверженным, как заслужил.

На тридцать монет он польстился - и вот

Двенадцать колен поделили расход, -

Но, совестью мучим, все роздал потом

(Нам скажут с амвона: спасибо на том),

И, Господом проклят, и миром людей,

Епархию бросив, влез в петлю злодей.

Тот век был на этот ничуть не похож, -

Предателя била смертельная дрожь,

Когда поцелуй был подлей, чем навет.

А нынче спокойно целуют Завет

Те, чьи прегрешенья безмерно тяжки, -

Но нет ни осины для них, ни пеньки

(Епископы эти настолько речисты,

Что та же пенька стала штукой батиста).

Тот, древний Иуда, не на небо взят,

А с грохотом рухнул - на землю - и в ад.

И нынешний выводок Искариотов

Повалится в митрах с крутых поворотов.

Любой новомодный Иуда, как давний,

С осины сорвется - и рухнет бесславней,

Чем первопреступник, в вонючую лужу -

С оскаленным зевом, с кишками наружу.

Всем молвим Иудам: вам место в геенне!

Ни пользы, ни проку в неправом именье!

(Перевод В. Топорова)

 

Да, не все в Церковь приходили изначально в поисках спасения. Особенно с того момента, когда христианами стали сами императоры и правительствующий синклит. Мало того, со времени императора Феодосия Великого все государственные должности могли занимать только люди православного христианского исповедания. Проще говоря, "хочешь устроить свою жизнь и сделать карьеру, становись христианином". В результате Церковь вышла из катакомб в светлые, сияющие мозаиками и золотом храмы. Но людьми Церкви стали, наряду с прошедшими гонения подвижниками, всё те же аристократы, потомки патрициев и сенаторов, а также знатные матроны. С этого времени дух мира сего стал очень мощно проникать в церковную жизнь. И очень скоро жизнь в больших городах, при дворе императора, а затем и при дворах епископов, превратившихся кое-где из отцов для чад Церкви в «князей церкви», стала мало чем отличаться от дохристианских времён. Как протест против этого явления возникло монашество.

- То есть, люди тосковали по тому свету, которым они жили, находясь в условиях, скажем мягко, не комфортных.

- Христиане вспоминали ту святую общинную жизнь, которую они вели, скрываясь в пустынях во времена языческих гонений. Только теперь люди побежали в пустыни не из страха смерти тела, а из страха смерти души под воздействием роскоши городской жизни и суеты мирской. Монашеские обеты - это по сути дела обновление крещальных обетов. Вставая на путь покаяния и молитвы, монах отрекается от своего прошлого. Поэтому ему меняют при постриге имя.

 

От себя не убежишь - беги к Богу

- Так нам теперь всем в монастыри бежать, что ли?

- Да просто стараться быть христианами! Не обольщайтесь насчет монастырей, это слишком легко было бы. Если почитать святоотеческую литературу, святителя Игнатия (Брянчанинова), например, то видно, что дух обмирщения пришёл впоследствии и в монастыри. По той простой и печальной причине, что невозможно человеку заградиться стенами от самого себя.

- Точно. Я однажды в отпуске пытался стенами загородиться - беда прямо. Никакой миссии, страх один. Или два.

- Господь в Писании говорит: "Сын дай Мне твоё сердце (Притч.23:26)". То есть, "ответь Мне на Мою Божественную любовь". А если человек не имеет в сердце Бога, не ведет диалога с Ним, то в сердце поселяется его "я" и этому "я" он начинает поклоняться как богу. А бог этот - гордыня. И в таком состоянии так называемый "миссионер" может обратить только к себе самому, а не к Богу, Которого нет в его сердце. Как предупреждал Спаситель: "Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Мф.6:23). В результате вместо света веры обращённый получает тьму страстей. Именно это имеет в виду Христос, обличая миссионерство иудеев и фарисеев когда говорит: "Вы обходите всю землю, чтобы найти хотя одного, а когда находите, делаете его вдвое хуже вас". Отсюда и проблема младостарчества в Церкви. Даже не проблема - беда. Ведь истинный старец направляет людей ко Христу, а лже-духовник старается привязать человека к себе и поработить своей воле, а не воле Господа.

- А какой выход вы видите для избавления от этой беды?

- Одной из главных добродетелей христианина, по слову святых отцов, является рассуждение. Давайте не терять рассудок. Он очень пригодится как нам самим, так и тем, с кем мы говорим о Христе.

С игуменом Довмонтом (Беляевым) беседовал Петр Давыдов

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Довмонт (Беляев)
«…И это самая главная наша неудача сегодня»
Беседа с настоятелем Успенского храма в Ивангородской крепости
04.10.2022
Власти Ивангорода разрушают святыни
Православные христиане на этот раз смогли предотвратить уничтожение поклонного креста и часовни, санкционированное местной администрацией
27.05.2020
Такая вот «забота о благоустройстве»
Власти Ивангорода намерены убрать крест и разрушить часовню на месте снесённого храма и могилы сщмч. Димитрия
18.05.2020
Сеньки и шапки
О пользе правильной пастырской строгости
21.08.2019
Все статьи Игумен Довмонт (Беляев)
Миссионерская деятельность
Велика тайна избрания
Отчего один родится святым, а другой — негодяем?
25.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Игорь Бондарев
29.11.2024 21:16
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.11.2024 18:51
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.11.2024 18:17
«Надо менять концепцию экономики»
Новый комментарий от АБС
29.11.2024 17:09
К 90-летию фильма «Чапаев»
Новый комментарий от Русский Иван
29.11.2024 15:23