«…И это самая главная наша неудача сегодня»

Беседа с настоятелем Успенского храма в Ивангородской крепости

0
1325
Время на чтение 10 минут

 

Отец Довмонт (Беляев) рассуждает о причинах и поводах стремления ослабить, а то и разрушить авторитет Церкви в России. Почему есть желание представить, будто Православие и культура, образование несовместимы? Как христианам противостоять настойчивым попыткам отождествить Православие с отсталостью, серостью, загнать его в этнографическое гетто? Можно ли эти попытки назвать продолжающейся войной мiра против Церкви? - Об этом наш разговор сегодня.

- Отец Довмонт, сейчас приходится слышать и читать много критики в адрес Русской Православной Церкви. Много претензий типа: «Почему Церковь не выступает против войны, или против коррупции, воровства чиновников? И вообще - почему в мире столько несправедливости? Где ваш Бог?» Вопросов много, есть наивные, есть глупые, а есть и серьезные, задающиеся с уважением. Раз вопросы задают, значит, Церковь пользуется авторитетом в обществе. Но вот достаточный ли это авторитет или, простите, остаточный? Какое место в жизни современного человека занимает Христианство и Церковь?

- Начну издалека. Я стал православным христианином на излёте советской эпохи, в 1987 году. В то время я был студентом художественного училища, обычным семнадцатилетним советским парнем. В те времена молодёжи в Церкви было немного. Но что же меня, советского парня так привлекло, что я принял решение принять крещение и стать христианином? А привлекла меня встреча. Попав в храм, я встретил совсем другую Россию. О которой я даже не подозревал. Конечно, я читал книги, увлекался историей. Но те персонажи, о которых я читал, жили когда-то давно, в прошлой жизни, о которой можно узнать разве что в музее. И вот чудо: я увидел в храме людей, которые жили совсем не так, как обычные советские люди. Они ничего никому не доказывали, но имели твёрдые убеждения, ради которых готовы были пойти в тюрьму и даже умереть. Это был своего рода островок старой, исконной православной России. И встреча с Россией меня поразила и изменила на всю жизнь. Конечно, жизнь Церкви в советское время свободной не назовёшь.

В те времена церковью управляли даже не епископы, а совет по делам религий при совете министров СССР и их представители, областные уполномоченные. Без регистрации у уполномоченного по делам религий не мог служить ни один священнослужитель. И не было страшнее наказания, чем лишение этой регистрации. А поводом к лишению могла послужить любая мелочь. В Калининском художественном училище мне посчастливилось познакомиться с сыном священника Костей Малининым. Сейчас это игумен Корнилий, служит в Твери. Его папа, ныне покойный, протоиерей Анатолий Малинин был настоятелем храма апостола Филиппа в Великом Новгороде. Тогда это был единственный действующий храм в городе. Храм старинный и очень небольшой. Но тогда у него был статус кафедрального собора. Так как из-за малого количества действующих храмов в области две области - Ленинградская и Новгородская - были объединены в одну епархию. И титул правящего архиерея был Ленинградский и Новгородский. В то время им был митрополит Алексий (Ридигер), будущий патриарх. Отец Анатолий был настоящий русский многодетный батюшка, родом из-под Порхова Псковской области. Я с ним познакомился благодаря Косте на зимних каникулах. Вот так мне удалось увидеть жизнь христиан изнутри. Тогда я и узнал про уполномоченных. Что, оказывается, настоятель должен был каждый квартал отправлять уполномоченному отчёт. А также свои проповеди в письменном виде, которые говорил за это время. Но больше всего меня поразило, что даже собственных детей священник не мог привлечь для участия в праздничном богослужении для помощи в алтаре или пении на клиросе. На Рождество 1980 года на свой страх и риск отец Анатолий всё-таки привёл в алтарь двух своих сыновей, а дочь-школьницу поставил петь на клирос. Результат не заставил себя долго ждать: Уже 8 января, на второй день Рождества, батюшку вызвали в областной совет по делам религий, где уполномоченный Фомин устроил священнику настоящий «разнос», главный мотив обвинения преподносился как «пропаганда религии среди несовершеннолетних». Настоятелю пригрозили лишением регистрации. Вот такое «поздравление» устроила советская власть заслуженному протоиерею.

В те годы ни о каких воскресных школах не могло быть и речи. Литературы в храмах не было. Только свечи и крестильные крестики алюминиевые. Библию было достать невозможно. Большой удачей было получить на руки для чтения от священника или других прихожан духовную литературу дореволюционного издания. Так поступал и о. Анатолий. Мне он тоже давал книги из своей библиотеки, хотя тогда это было небезопасно. Библиотека батюшки произвела на меня огромное впечатление. Советский миф о безграмотной дореволюционной России развеялся в одну минуту. Чего только стоило полистать многотомный словарь Брокгауза и Ефрона. Диссертация священника Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины», труды Бердяева, творения святителя Игнатия Брянчанинова, толковая Библия Лопухина. Для советского студента увидеть такое собрание религиозных книг было равносильно попасть в иное пространственное измерение. Но вот наступили 90-е. Рухнул Советский Союз. Ушёл в прошлое институт уполномоченных. После празднования в 1988 году на государственном уровне тысячелетия Крещения Руси люди впервые увидели, что все эти годы, оказывается, в России существовала Православная Церковь. В храмы устремились потоки людей, желающих принять крещение. Казалось, впереди огромные перспективы для духовного возрождения народа. И авторитет у Церкви был огромный, это бесспорно.

- Но одновременно появились и новые проблемы, а то и беды, согласитесь.

- Да. Опыт, когда закрывали монастыри, духовные школы, храмы, у Церкви был. А вот опыта открывать храмы и новые монастыри Церковь на тот момент не имела. И к тому же отбирали храмы в прекрасном состоянии, а возвращали (и сейчас возвращают), как правило, руины. Что только с нашими многострадальными храмами в советский период не делали:  овощные хранилища, клубы, авторемонтные мастерские, скотобойни и крематории, городские туалеты. Несказанно повезло тем храмам, в которых устроили музеи. И вот теперь всё это возвращали Церкви в безвременное пользование. Но по охранным договорам, вся ответственность за сохранность и ремонт памятников культурного наследия возлагалась на церковную общину. При этом приход получил статус юридического лица. В СССР у приходов такого статуса не было.

В результате всех этих перемен вновь переданные храмы превратились в строительные площадки, а священники - в прорабов. Появились церковные приюты, православные гимназии. Стали возрождаться монастыри. Но наряду с этим зелёный свет был дан также и всевозможным западным и восточным проповедникам и сектантам – такой духовный бульон кипел тогда. По телевидению начинают транслировать всевозможные западные культурные суррогаты (бесконечные сериалы и телешоу). Да, советские люди были лишены многого. Но у людей оставалось стремление к Высшей Правде и Истине. Люди искали смысла жизни. Искали ответы на жизненно важные вопросы. И поначалу казалось, что и новые лидеры государства заинтересованы в этом. Учителя по своей местной инициативе стали приглашать священников на беседы со школьниками. Но это время продлилось недолго. Далеко не все хотели в России православного возрождения. Далеко не все хотели этого и на Западе. Стали возникать всевозможные фонды, которые стали за деньги Запада «курировать» наше образование и культуру.

- Для этих цивилизованных «кураторов» российского (российского ли?) образования Церковь является конкурентом.

- Совершенно верно. Во главу угла был поставлен лозунг воспитать потребителя и общество потребления. Им вопросы о смысле жизни больше ни к чему. Надо с болью признать, что во многом они преуспели. В конце 80-х и в начале 90-х к священнику на улице или в поезде подходили люди с вопросами на жизненно важные темы. Как-то в поезде мы с попутчиком проговорили всю ночь о вере. Но годы идут. Тот антикультурный суррогат, которым вот уже третье десятилетие пичкают наш народ, воспитал новое поколение жителей России.

- Но вот русские ли эти люди? Христиане они?

- Это вопрос. Говорят, они по-русски. Вернее, на смеси русского языка, мата и сленга. В СССР такой матерщины не было. Сейчас матом ругаются даже дети.  Но вот что интересно: так же говорят и жители некогда бывших союзных республик, а ныне «независимых государств». В основном те, кто родился в 90-е годы и воспитывался на тех же самых западных суррогатах. Это поколение ничего практически не знает о своих исторических корнях и культурных традициях. Царит культ денег и комфорта - вот «боги» нашего времени.  Церковь со своей проповедью о жизни во Христе и историческом наследии, имеющим свои корни в Евангелии, опять оказалась вне жизни обычного человека. И это самая главная неудача современной Церкви.

- Чем эта неудача опасна, на ваш взгляд?

- Если в общеобразовательные школы не придут священники, ещё одно поколение будет потеряно для возрождения русской культуры и нации. Но силы, которые сейчас борются за души наших юных соотечественников, прилагают все усилия, чтобы этого не допустить. Начиная с революции 1917 г. создаётся антицерковь. Слугами её являются целый сонм так называемых деятелей «культуры, эстрады, кинематографа». Представляю, что скажут либерально настроенные граждане после таких слов. Но вспомните выставки Марата Гельмана, спектакли Богомолова, Виктюка, телевизионные саги о вампирах и оборотнях, а также так называемые «фильмы для взрослых», «Дом-2». Вспоминаются слова Ивана Бунина из его произведения «Окаянные дни»:

«Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том, и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, – и дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев».

- Такое впечатление, что до нынешних «столяров» Пугачеву далековато. Правда, оно возникает после прочтения «Капитанской дочки», а не исторических документов. Спасибо, кстати, православной культуре Пушкина, которая призывает даже в злодеях видеть евангельские зерна.

- «Не собирают с репейника смоквы» (Мф.7:16) говорит нам Евангелие. Господь знает, как отделить доброе семя от плевел. Мы живём во времена войн и военных слухов, описанных в Евангелии. Многие деятели «культуры и образования» сбросили свои маски. Многие покинули пределы России. Дай Бог, чтобы Россия встала на путь возрождения настоящей русской культуры. А эта культура строится вокруг Литургии, вокруг храма. Русские государи начинали свой день с Литургии, с молитвенного обращения ко Христу. Именно эти правители с Божьим благословением создали великую Российскую империю. И пока наши государственные торжества и конференции не станут вновь начинаться с Литургии, искренней молитвы, ни о каком возрождении России не может быть речи. Противостояние России и Запада -  прежде всего духовное противостояние. На Россию возложена миссия спасти христианскую цивилизацию как таковую. Либералы любят говорить о многих национальностях, живущих на территории Российской Федерации. Но это лицемерие. В многонациональной Российской империи было множество религий и конфессий, но это никак не мешало империи благоденствовать и развиваться. Потому что каждый её житель давал присягу на верность русскому государю на священных книгах и святынях своей религии или конфессии. Духовное возрождение России не может внести раздор и сегодня. Скорее, раздор и разделения в обществе вносят пропагандисты суррогатов западных «ценностей» и русофобии.

- А хватит ли сил, отец Довмонт, у Православной Церкви и нашего, надеюсь, всё еще христианского народа противостоять этим «ценностям»? Если за несколько десятилетий относительной свободы она так и не смогла «достучаться» до школ? Если до сих пор многие «деятели культуры» считают ниже своего достоинства видеть христианские корни русской культуры, пошло представляя ее набором из языческих, часто выдуманных, суеверий и неудачными заимствованиями, крошками со стола своих западных рабовладельцев?

- Всё зависит от нас самих. Приведу такой пример. Я служу в храмах Ивангородской крепости, что на берегу Наровы, на самой границе с Эстонией. Не так давно упоминавшиеся нами «деятели культуры» задумали провести в крепости фестиваль джазовой музыки. Казалось бы, идея неплохая. Но вот дату проведения этого мероприятия они назначили на …Страстную Пятницу. Когда я обратился к ним с просьбой перенести эту радостную встречу хотя бы на пару дней позже, на любой из дней следующей, Светлой, седмицы, я в очередной раз услышал об отсталости, косности и бескультурье всяких там попов, об отделенности Церкви и государства и вообще – «вон, в Эстонии («в Европе»! Имейте в виду: Эстония – носитель великих ценностей европейской цивилизации!) свой фестиваль уже провели». Когда я сказал, что Страстная Пятница даже в такой культурной стране, как Эстония, является хоть и выходным днем, но никак не праздничным, вызвал новую волну праведного негодования.

Возвращаясь к вашему вопросу об авторитете Церкви, скажу, что авторитет этот есть, но именно поэтому очень часто он воспринимается как главная помеха на пути к очередному «светлому будущему». Таким образом, как и раньше, в большевистские времена, Церковь подлежит уничтожению – желательно физическому, но можно и в медийном пространстве, культурном, образовательном.

Поэтому главный вопрос - какую сторону изберёт наш народ? С самого начала проповеди Евангелия начался Высший Суд. Человеку предлагается сделать свой выбор. Этот суд над своей совестью дана возможность сделать самому человеку. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:19-21). Трудно людям перебороть свою гордыню и признать свои грехи и недостатки. Но другого способа встать на путь исправления и духовного возрождения нет. Покаяние необходимо. Покаяние — перемена ума, перемена мысли, переосмысление. Таким образом, нужно изменить свой ум, своё отношение к жизни. Нужно набраться смелости и назвать вещи своими именами. Такие термины как «гендерный выбор» и «ориентация» нужно просто назвать развратом. И так далее, по «скучным и отсталым» Десяти заповедям. Другого способа победить тьму нет. То же самое и по поводу войн и военных слухов. Вспоминаются слова святителя Николая Сербского (Велимировича): «Грехи народных вождей приводят к войне и к военным поражениям. За грехи и беззакония богоборческих народных правителей и сам народ страдает, и государство гибнет, и самостоятельность и свобода сего народа утрачивается»... Если бы люди обладали здравым и незамутненным рассудком, то заметили бы на опыте многих народов, что человек господствует только над причинами войн, но никак не над их исходом. Если люди накопят причины конфликта, то Бог попускает войну и определяет ее финал.
Отсутствие Божией правды у одной из воюющих сторон неминуемо влечёт за собой и отказ в Божией помощи этой стороне при военных действиях и, следовательно, приводит ее к поражению, невзирая на многочисленность и высокую оснащенность ее армии» («Библия и война»).

И так во всяком деле. На Руси говорят: «Без Бога не до порога, а с Богом и за море можно». Самый большой обман нашего времени — это внушение людям, что Бог им не нужен. А Церковь просто историко-культурный экспонат, где можно ознакомиться с памятниками религиозной традиции и письменности эпохи средневековья. Но это обман. Нельзя построить «рай», благоденствие на земле, нарушая заповеди Божии. Не получится: уже пытались неоднократно – всё время получается Вавилонская башня. А в результате проливаются реки крови, что мы и наблюдали весь XX век, наблюдаем и сегодня. В начале времён ангелы под предводительством архангела Люцифера восстали против Бога и отвергли Божественную благодать и правду, сразу же началась деградация, и они стали демонами. То же происходит и с человеком, когда он отвергает свет Христовой веры: он погружается во тьму. От такой тьмы да избавит всех нас – в России и в остальном мире - Христос.

С игуменом Довмонтом (Беляевым) беседовал Петр Давыдов

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Довмонт (Беляев)
Власти Ивангорода разрушают святыни
Православные христиане на этот раз смогли предотвратить уничтожение поклонного креста и часовни, санкционированное местной администрацией
27.05.2020
Такая вот «забота о благоустройстве»
Власти Ивангорода намерены убрать крест и разрушить часовню на месте снесённого храма и могилы сщмч. Димитрия
18.05.2020
Сеньки и шапки
О пользе правильной пастырской строгости
21.08.2019
Давайте не терять рассудок - он еще здорово пригодится
Беседа с настоятелем Успенского храма в крепости Ивангорода о некоторых причинах трудностей христианской миссии в наше время
14.08.2019
Все статьи Игумен Довмонт (Беляев)
Петр Давыдов
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
«Зачем пркрывать свой позор чужими грехами?»
Иерей Владислав Терентьев о «разреженной» вере и восстановлении человеческой души
06.03.2024
Иерей Владислав Терентьев: «Воспитайте сначала священника, а потом храм стройте»
Беседа с настоятелем Воскресенского храма в приграничной Кяхте
29.02.2024
Все статьи Петр Давыдов
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04