«Одного “хаймерса” достаточно, чтобы понять, что главное, а что преходящее»

Новости Донбасса 
0
92
Время на чтение 10 минут

Источник: Православие.ру

Иеромонах Иннокентий (Гондарь), благочинный мужского Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, рассуждает о духовных плодах войны, спасительном умении отказаться от ненужных удобств, опасности духовного пьянства и доверии Богу во временах и сроках.

Сейчас, после того как фронт ушел на десятки километров на запад, жизнь Свято-Успенского монастыря, устроенного трудами старца Зосимы (Сокура), постепенно меняется: вместо разрывов и сирен слышен звон «болгарок», стук молотков, скрежет лопат и прочих инструментов. С осторожностью идет уборка территории обители, начали приезжать паломники. Изменения, слава Богу, есть. Что не изменилось, и тоже слава Богу, так это постоянная молитва: как она звучала до войны и во время двух с половиной лет боев, так звучит и сейчас. Но молитва, по словам благочинного, стала другой: более осознанной, наверное. С полным убеждением, что дни лукавы суть и каждая минута может либо приблизить нас ко Христу, либо отдалить от Него.

Мужской Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырьМужской Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь

– Отец Иннокентий, Христос воскресе! Поздравляю с возобновлением мирной жизни обители.

 

– Воистину воскресе Христос! Благодарю. Очень надеемся, что жизнь монастыря будет мирной, а не «мiрной», то есть что жить мы будет в мире Христовом, а не в миру и не по мирским законам. Отсюда следует, может быть, парадокс, но это важно: у войны есть свои плюсы. Деньги, комфорт, всё то, к чему мы относимся зачастую с религиозным поклонением, считая их по определению неотъемлемой частью жизни, не стоят того, что мы им столь самозабвенно приписываем, – вот главный урок, который преподала нам война. Очень часто они превращаются в идолов, требующих себе поклонения вместо Бога. Сейчас стали приезжать после довольно долгого перерыва люди в монастырь: с одной стороны, это хорошо, с другой же, мы переживаем, чтобы открытость мiру не обернулась праздностью и суетой. На войне, как мы заметили, праздности меньше – там некогда лениться и празднословить. А поклонение комфорту превращается в какое-то богоборчество, заставляя забывать о Боге. Это своеобразная религия, и результаты поклонения ее богу мы видим по тому, что осталось от когда-то христианского Запада.

– Если перевести «комфорт», то получим просто-напросто «удобство». Что плохого в удобстве?

– Ничего плохого в разумном удобстве нет, но если оно занимает главное место в сердце и голове человека, то начинаются очень неприятные изменения – как для самого человека, безоглядно отдавшегося таким «ценностям», так и для окружающих его людей. А если поклонение удобству приобретает религиозный характер, то начинает болеть весь народ, вся страна, цивилизация. Откровенные излишества, к которым как к вредным глупостям отнесется даже ребенок, становятся потребностями, причем потребностями насущными, требующими исполнений своих прихотей с категоричностью заповедей – вот где беда. И война эти претензии стирает.

Иеромонах Иннокентий (Гондарь)Иеромонах Иннокентий (Гондарь)

– В чем разница, на ваш взгляд, между монастырской рачительностью и разрушающим душу и тело комфортом?

– В расстановке приоритетов, я думаю. Что главное в монастыре, да и вообще в жизни христианина? Молитва, правильно? Всё остальное вторично. Вспомним блаженного Августина: «Если Бог на главном месте, то всё остальное будет на своем», «Люби Бога и делай что хочешь». Война нам и показала, что в этом мире нет ничего постоянного, кроме нашего отношения к Богу и своему спасению. Всё кажущееся нашим ослепшим душам таким важным – преходяще. Причем преходит оно очень быстро: достаточно одного снаряда или пули, дрона или «хаймерса». И это доходчиво: ты понимаешь, что без «всего этого», что раньше составляло чуть ли не смысл твоей жизни, ты можешь и должен вообще-то жить. Мишура слетает, остается самое важное, и вот тут-то ты и думаешь, а насколько то, что осталось, соответствует критериям входа в Царство Христа. Нельзя сказать, что размышления эти радостные.

– Мне очень сложно представить те обстоятельства, в которых обитель провела почти три года, те лишения, которые терпели братия и сестры…

– Мы не были лишены вообще всего. Пищей оставшиеся братия и сестры были в меру обеспечены: спаси Господь наших благодетелей и военных, которые помогали монастырю в меру сил. Минимум был, по крайней мере. Мы не голодали так, как древние отцы-подвижники. Даже иногда баня была – так что до Фиваиды нам далековато. Одно из самых неприятных переживаний – это почти полное отсутствие света, постоянная жизнь в темноте, в подвале, даже когда на улице день. Но на улицу ты из подвала собора не выйдешь: обстрелы, и вероятность того, что ты вернешься, невелика. Выходить, конечно, иногда приходилось, но далеко не всем и на короткое время. Фактор смертельной опасности – очень важная вещь. На фоне смерти, близость которой ощущается кожей, обонянием, слухом, человек меняет свое отношение ко многим вещам. Упомянутые нами приоритеты расставляются правильно, а покаяние, мне кажется, становится глубже, искреннее. Ты начинаешь ценить каждую минуту своей жизни, относиться к этой минуте не праздно – вот, мне кажется, признак правильной православной аскезы. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7: 39), – ты сердцем читаешь эти слова, и звучат они не отстраненно-благочестиво, а вот они – за дверью соборного подвала. Мы все о смерти не думаем, отпихиваем от себя эту мысль, и сейчас, в тылу, тоже. А когда она прилетает, смерть, и ты видишь, как погибают люди, твои братья и сестры, всё становится настоящим, серьезным.

 

У нас здесь, в храме, крови хватало: раненых много было, перевязывали их, ухаживали. Погибали братья и сестры, много военных погибло. Смерть становится реальностью, и ты не можешь от нее отмахнуться – это главная духовная составляющая войны. Когда человека приговаривают к смертной казни, то казнят уже другого человека, потому что поменялась реальность, осужденный поменял свое мировоззрение, и дай Бог, если ко спасению души. И мы все здесь, на войне, как приговоренные к смерти, потому что ты воочию видишь реальность перехода в другой мир в любой момент. И гораздо более пристальное внимание уделяешь своему незавидному духовному состоянию, чтобы этот переход был достойным. У нас было хоть какое-то укрытие – нам было легче. Так просто не достанешь, разве что «хаймерсом» – пять штук их разрушили один из корпусов. Но, повторяю, какая-то возможность хоть где-то спрятаться у нас была. А у остальных даже такой возможности не было – сколько погибших еще лежит в своих домах или в полях… Так что урок от Господа запоминающийся. Надеюсь, мы его усвоили: изнеженные претензии насчет недостаточного уровня комфорта в нашей жизни невысоко ценятся в высших сферах. Ты искренне рад тому, что ты живой, от всего сердца рад. У тебя есть еще возможность покаяться, поблагодарить Бога, помочь ближнему – ох, как хорошо ты начинаешь понимать благоразумного разбойника!

Православная аскеза – это трезвение. И, знаете, поскольку мы за 20 лет не только не отрезвились, а, может быть, и опьянели, то мы и получили такой урок.

– Простите: «мы» – это кто?

– Монахи. Свято-Успенский монастырь был очень известным (сейчас это называют «популярным») на Украине, жили мы очень неплохо в материальном смысле, и дух подвижничества потихоньку уходил. Да, всё очень красиво, внешне «благодатно», но мы не обращали должного внимания на внутреннее устроение самих себя, как просил и даже требовал батюшка Зосима. Мы, конечно, не батюшки Зосимы, но хоть как-то подражать ему в духовной жизни должны. Если мы этого не делаем, не идем по его пути ко Христу, то рано или поздно пресловутые удобства и комфорт нас съедят изнутри. Это духовный закон.

– И касается он далеко не только монахов.

– Разумеется.

– Говоря о том, что в войне есть духовная польза, вы вряд ли желаете пережить ее другим людям?

– Конечно, не желаю! Не приведи Бог.

– Чего же вы желаете тем людям, которые живут в миру?

– Внутренних плодов войны без войны.

– А это возможно?

– Конечно, возможно: нам оставлено покаяние. Если человек усвоит от Господа мысль, что ему действительно необходимо спасение, что вечность – это реальность, и от тебя зависит, какой эта реальность будет, то возможностей для следования за Христом достаточно. Например, многие начали приезжать к нам – участвуют в богослужениях, помогают и обители, и солдатам, и друг другу. Речь не только о деньгах или продуктах: кто-то помогает в расчистке территории, кто-то занят на ремонтных работах, кто-то транспортом помогает – много всего. Иногда и простое доброе слово из сердца, искренняя улыбка – огромная помощь и светлая радость.

– Значит, не праздное любопытство приводит людей на Донбасс?

 

– В подавляющем большинстве – нет. Мне кажется, такие осознанные поездки приносят духовную пользу, духовный опыт. Человек видит, во что превращается мир, если из него изгоняют Бога: взгляни на развалины, на могилы, слушай истории выживших. Заодно подумай о подлинном значении «комфорта», о котором трещат из всех динамиков, телевизоров и компьютеров.

– В чем разница между дежурной улыбкой и улыбкой христианской? Почему многие монахи и монахини в Успенском монастыре улыбаются, несмотря на страшное время, которое они пережили?

– Думаю, разница в искренности. В искренней радости от осознания, что ты рядом со Христом. Вспоминаю отца Зосиму: он мог и не улыбаться, но, находясь рядом с ним, ты чувствовал радость, что ты – Христов. Спокойная, уверенная радость ощущения Царствия Небесного – может быть, так можно это назвать.

Схиархимандрит Зосима (Сокур)Схиархимандрит Зосима (Сокур)

– Сколько же сил потребуется, чтобы вот так обрадоваться!

– Сил и – времени. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21) – действительно, много потребуется сил для путешествия внутрь себя. Но и времени, и терпения. Мы-то хотим, чтобы всё прошло побыстрее, за два-три-четыре дня, а станешь ли ты за короткий срок способным к преображению сердца для принятия рая? Не уверен. Так что не наше дело указывать Богу времена и сроки – Ему виднее. Да, было дело, мы ожидали, что, когда придут русские войска, за пару дней нас освободят и пойдут дальше, но «два-четыре дня» превратились в почти три года с их крестными страданиями. Повторяю: Богу виднее.

Когда прошло два года нашего сидения под бомбами и минами, мы начали понимать значимость времени: чтобы произошли какие-то качественные изменения в душе человека, требуется определенный Богом срок. Мы эти изменения, может быть, не всегда и осознаем, но они происходят. Внутренний базис очень медленно меняется – хорошо это или плохо, но это так. Вот почему, кстати, преподобные годами, десятилетиями исполняли свои подвиги – вспомним преподобного Серафима с его молитвой на камне, Оптинских старцев и многих других: они употребляли данное им время по назначению, то есть для правильного устроения своей души. Десятки лет постоянства, неленостной жизни – всё как на войне: большие нагрузки, и не только физические, постоянные искушения, борьба со своим «ветхим человеком». Мы же хотим быстренько «порешать все вопросы», крайне желательно, чтобы с подобающими почестями и, разумеется, комфортом. Всё по Евангелию: смотрим и не видим, слушаем и не слышим, не разумеем (ср.: Мф. 13: 13). То, что не касается нашего жизненного опыта, мы просто не воспринимаем. Я сам читал (и сколько раз!) эти слова Евангелия, ужасался, а потом спокойно жил себе дальше. И вот, не без молитв старца Зосимы, я думаю, фронт не ушел, а стоял тут столько времени. То, что нас бомбили, это вторично, а вот то, что мы должны были научиться жить в этих условиях, терпеть, молиться, принять это от Бога как Его Промысл, – это важно. Где-то года через полтора обстрелов мы перестали ожидать конца войны – Господь создал такие условия, и от их длительности мы, совершенно, может быть, этого не желая, пришли к осознанному выводу, что должны в них жить и оставаться христианами. Или – становиться христианами. И когда это всё закончилось, я не скажу, что все были этому рады: мы были готовы жить так вечно. Потому что чувствовали, что живем по правде.

 

– «Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл. 3: 5).

– Господь же всё решил – наше дело подчиняться Ему. И не роптать.

– Сейчас, когда монастырь, если можно так сказать, приходит в себя после обстрелов, есть ли какая-то ненависть к той стороне?

– Не было никогда. Молюсь о том, чтобы они пришли в себя. Не желаю им войны, потому что знаю, что это такое. Но я молюсь о том, чтобы все мы правильно вели войну духовную, чтобы те страдания, которые мы испытываем, послужили нам для вразумления, примирения и приближения ко Христу. Бог ничего не делает просто так – во всем, что мы переживаем, есть смысл, заложенный Богом. Никакая война просто так не бывает, никакие скорби в нашей жизни не возникают попусту. Наше дело – не роптать, а понять, что всё это происходит для нашего вразумления, излечения от греха.

– Получается, мы сами авторы собственных страданий?

– Безусловно. А Бог – Врач. И роптать на Него очень неразумно.

– Надежда на наше излечение существует?

– Конечно! И отец Зосима эту надежду и веру разделял. Бог нас не оставит – лишь бы мы от Него не прятались.

С иеромонахом Иннокентием (Гондарем)
беседовал Петр Давыдов

 

P.S. Дорогие братья и сестры! Если у кого-то есть желание и возможность оказать посильную помощь обители схиархимандрита Зосимы, это можно сделать по следующим реквизитам:

1) ЮРИДИЧЕСКИЙ СЧЕТ:

  • Наименование (сокращенно): РО «СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ МУЖСКОЙ»
  • ИНН получателя: 9306005436
  • КПП: 772201001
  • Счет получателя N⁰ 40703810809300001614
  • БИК банка: 044525555
  • Название банка: Промсвязьбанк.
  • К/Счет N⁰ 30101810400000000555
  • Назначение платежа – «Пожертвование».

2) 4441 1110 3689 6268 – МОНОБАНК (Олег М.)

3) PayPal – othelgi@gmail.com

Монастырь третий год находится в тяжелых условиях на Донбассе.

За это время в обители от обстрелов погибли 7 человек (иеромонах, схимонахиня, инок, трудящиеся, беженцы). Примерно столько же раненых.

Службы в обители, по Божьей милости, продолжают совершаться ежедневно согласно уставу, который установил основатель монастыря, схиархимандрит Зосима (Сокур).

В обители несут свои послушания около 45-ти братий и сестер. Благочинный монастыря – иеромонах Иннокентий.

Остальные насельники и богадельня были вынуждены эвакуироваться из монастыря в 2022 году после обстрелов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Михайлович Давыдов
«Крест – не наказание, а путь к созиданию себя»
Художник из Косова о творчестве, мужестве и смысле страданий
17.04.2025
«Не перелюби себя – вредно…»
Беседа с волонтёром из Сибири, который отправился в Курск помогать пострадавшим
17.04.2025
Хотите Косово на своих когда-то русских просторах? – Будет
О демографической ситуации и мигрантах
15.04.2025
Как паломники возвращают надежду
Заметки из Косово и Метохии
15.04.2025
Дмитрий Павлов о портале «Крестный путь Патриарха Тихона»
2698 дней крестоношения в документах
08.04.2025
Все статьи Петр Михайлович Давыдов
Новости Донбасса
Будущее России в триединстве миссии, народа и духа
Стратегический фундаментал русского национального возрождения
29.05.2025
О врагах, дураках и «друзьях» русского народа
Что касается Украины – «заложницы сшибки двух мировых проектов», она не субъект, а объект мировой игры, она давно приговорена к разделу
22.05.2025
Как создавалась и расширялась Украина
Открытым остаётся вопрос о будущей западной границе России
22.05.2025
«С верой в Бога у страны будет успех, победа и процветание»
Россия спасется Православием, а не деньгами, не железом, не дипломатией
20.05.2025
Если бандеровщина не сдаётся, её добивают
Ни в каком виде Украина с бандеровской властью существовать не должна, держать у себя под боком взрывоопасную мину или бомбу, как показало время, очень опасно для существующей жизни на земле
20.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от Апографъ
30.05.2025 20:25
Только полная и безоговорочная Победа!
Новый комментарий от Человек
30.05.2025 18:01
Цивилизация лжи
Новый комментарий от С. Югов
30.05.2025 17:12
Истинный пастырь Христов
Новый комментарий от С. Югов
30.05.2025 16:57
Александр Вампилов и «холодная война»
Новый комментарий от Константин В.
30.05.2025 16:17
К чему вспомнили о незаконной ликвидации СССР?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.05.2025 16:14
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Тимофеев Александр
30.05.2025 16:13