«Старик держит мальчика как будто над всей землей. Такое каменное и такое мягкое тело мертвого мальчика. Глаза старика черной бездною свидетельствуют, что здесь произошло – в Хатыни. И спрашивают у всего мира: так что же здесь было, неужели это правда, люди, то, что с нами было, что с нами делали».
(Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник
«Я из огненной деревни»)
22 марта исполняется 78 лет со дня карательной акции в деревне Хатынь. В этот день в 1943 году жителей деревни согнали в сарай, который затем облили бензином и подожгли, в результате чего погибло 149 человек (из них 75 детей), выжило буквально несколько. Данное событие стало объединяющим символом беспрецедентной жестокости и бесчеловечности, которую проявляли сторонники гитлеровской Германии на оккупационных территориях СССР, особенно БССР, где в результате карательных операций было уничтожено более 5 тыс. деревень. Однако прошедшее время показало, что далеко не все детали Хатынской трагедии прояснены. И недавно были открыты новые факты.
В чем причина трагедии?
Согласно официальным источникам, причиной Хатынской трагедии стало нелепое обвинение фашистами мирных жителей деревни в сотрудничестве с партизанами и подпольщиками, которые в это время прятались в белорусских лесах. И это действительно так. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны мирные жители всегда активно сотрудничали с партизанами, для которых домом был лес, а деревни служили источником пропитания и ночлега. Более того, сама суть партизанских соединений подразумевала под собой объединение и консолидация мирных жителей для совместной борьбы с общим врагом – фашистскими оккупантами.
Главной же целью Гитлера было полное уничтожение всего русского народа, о чем нам известно из «Генерального плана ”Ост”». Согласно этому плану, территория СССР должна была стать колонией Западной Пруссии и Вартеланд, куда из Германии по замыслу фюрера должны были переселиться около 5 млн немцев. Для этого необходимо было уничтожить более 30 млн советских людей, включая 560 тыс. евреев и 3,4 млн поляков. Вот почему в замысел Гитлера входило в том числе и уничтожение мирного населения на оккупированных территориях.
Событие, которое предшествовало Хатынской трагедии, стало убийство 22 марта 1943 года партизанами немецкого Олимпийского чемпиона Ханса Отто Вёлке, который во время Великой Отечественной войны был командиром полицейского отрада. Гитлеровцы были настолько этим потрясены и взбешены, что решили отомстить, для чего в этот же день отправились на поиски партизан, которые, по их мнению, прятались в деревне Хатынь.
Кто является подлинным виновником и исполнителем Хатынской трагедии?
До недавнего времени в советской исторической науке Хатынская трагедия преподносилась как карательная акция, устроенная исключительно немецкими оккупантами в годы войны. Эта идея прослеживалась во всех советских как художественных, так и публицистических изданиях, а также именно в таком ключе преподносили историю о сожжении мирных жителей в деревне Хатынь учителя в советской школе. Это является правдой, но лишь частично.
Немцы действительно участвовали в Хатынской акции. Они в первую очередь ею руководили. Однако основными участниками событий стали полицаи и солдаты сформированного в Киеве 118-го карательного батальона Шуцманшафта под командованием бывшего старшего лейтенанта Красной Армии Григория Васюры.
Батальон состоял преимущественно из русских, белорусов и украинцев, которые добровольно перешли на сторону вермахта, т.е. националистов и власовцев, воевавших против своего же народа. Именно они проявляли ту бесчеловечную жестокость, о которой сообщает белорусский писатель, участник партизанского движения Алесь Адамович в «Хатынской повести»: «Молоденький офицер побежал к амбару, немцы, лежавшие за пулеметом, изготовились, шеренга карателей отступила от стен амбара. Взметнулось от соломы по стене – как крикнуло! – пламя. Оно ударило по глазам, как тогда на «острове». Но я все смотрел, как из окошек выбрасывают детей, и они падают прямо в горящую солому». Полицаев и власовцев писатель здесь упоминает. Однако все же в его повести они не являются главными действующими исполнителями сожжения Хатыни.
Подлинные же виновники трагедии – националисты, причем не только украинские. В состав 118-го батальона входили в том числе и этнические белорусы – коллаборационисты, выступающие под бело-красно-белыми флагами. Так, например, в этом батальоне находился белорусский коллаборационист, бывший боец Красной Армии Василий Мелешко, попавший в немецкий плен в первый же день войны и перешедший на сторону Германии. В 1974 году Мелешко был разоблачен, осужден в присутствии выживших жителей Хатыни и полицаев 118-го батальона, а затем приговорен к расстрелу. В 1986 году трибуналом Белорусского военного округа к смертной казни был приговорен Васюра. Знаменитый пулеметчик Владимир Катрюк – бандеровец, расстреливавший людей, выбегающих из горящего Хатынского сарая, до последнего времени проживал в Канаде. Канадское правительство под давлением современных украинских националистов так его не выдало для совершения правосудия. В 2015 году он скончался в возрасте 93 лет.
Сегодня организации, подобные 118 карательному батальону, входят в список экстремистских, запрещенных как на территории Беларуси, так и России. Более того, введение ст. 354.1 в УК РФ ("Реабилитация нацизма") и поправки о запрете реабилитации нацизма в «Законе о противодействии экстремизму» Республики Беларусь предполагает определенную ответственность за распространение символов и образов нацизма. И можем смело предположить, что в связи с попытками реабилитации нацисткой символики и героизации нацистских преступников в некоторых постсоветских странах (Латвия, Украина и другие) в настоящее время как белорусское, так и российское законодательство в этой сфере будет только ужесточаться.
Как нам сегодня относиться к трагедии в деревне Хатынь?
На наш взгляд, советская историческая наука, которая шла в ногу с коммунистической идеологией, стремилась скрыть подлинную правду Хатынской трагедии, поскольку страна не хотела клеймить свой имидж, мировое влияние и репутацию, которую она получила благодаря победе во Второй Мировой войне. Кроме того, государственные деятели вроде Петра Машерова, стоявшие у истоков белорусского партизанского движения, не хотели, чтобы в этой трагедии обвиняли партизан, поэтому правду о виновниках трагедии скрыли.
Однако сегодня, когда постсоветские страны после распада СССР переживают кризис, вызванный не только социально-экономическими потрясениями, но и ценностно-информационными вызовами, одним из которых становится утрата государственной идеологии, а человеком – жизненных ориентиров, национализм предлагается в качестве альтернативы, поэтому у нас должно быть сформировано правильное отношение к событиям в Хатыни, чтобы впредь подобной трагедии не допустить.
С точки зрения христианской антропологии причиной человеческой злобы чаще всего является обида и зависть. Об этом мы знаем еще из библейского ветхозаветного повествования на примере Каина, который убил своего брата Авеля из зависти и обиды за то, что Бог принял жертву Авеля, а Каина – нет. Алесь Адамович в «Хатынской повести» пишет, что именно обида стала подлинной причиной этих карательных операций: «Это мы с Флерой вблизи, в упор разглядели, запомнили в тот день, в те дни: у палачей, у убийц всегда на лицах, в глазах обида. Обида на тех, кого уже убили, убивают, должны убить… Особенно обиженные физиономии были у немцев, которые шли после обоза, на поводках у них овчарки, бредут не по дороге, а по обочине, по траве, рукой подать до Флериных кустиков». Обида человека может довести до такой злобы, что он весь мир возненавидит. Вот почему в христианстве обиду считают формой проявления греха гордости.
В церковном календаре 22 марта приходится на день памяти 40 Севастийских мучеников, который всегда проходит в период Великого поста. Совпадение этих дат, на мой взгляд, неслучайно. История казни этих воинов-христиан на замёрзшем озере в Севастии (территория современной Турции) связана с гонениями на христиан при римском императоре Лицинии, который заставлял воинов признавать жертвы, приносимые языческим богам. Когда 40 воинов-христиан отказались это сделать, их раздели донага, заставляя мерзнуть в студеный мороз на льду. При этом, чтобы соблазнить отказаться от своих религиозных убеждений, растопили баню. И нужно сказать, что один воин этому соблазну поддался и отказался от совершения этого подвига. Но нашелся другой человек, который, видя ратный подвиг воинов, уверовал во Христа и присоединялся к остальным 39 воинам, которые стали мучениками за веру. Так вот и история Хатынской трагедии имеет в себе христианской подтекст, поскольку мы знаем, что невинно убитые люди попадают в Царство Небесное, а те, кто эту кровь проливают, будут наказаны. Так выбор, который делает человек в решающий момент, выявляет как подлинных предателей, так и подлинных служителей Истины. Нам же вспоминая трагедию в Хатыни необходимо помнить, что только претерпевший до конца спасется (Мф.24:13).