Елфимов А.Г. «Ермаково поле. Сибирской славы корни вековые». Книга-альбом. Ред.-сост. Ягодинцева Н.А. Художник Валериус В.Е. Тобольск. Издательский отдел ТРОБФ «Возрождение Тобольска». 2020 г., 304 стр. с ил.
Производство книги – процесс творческий, а сама книга на протяжении веков считалась областью священного знания и создавалась как драгоценное произведение искусства. Понимание книги как сокровища существовало до тех пор, пока не понадобились большие тиражи, не появилась необходимость приобщения народных масс к культуре, должной раскрепостить человека. А уж когда Библия была отменена и заменена на пропагандистскую революционную литературу, когда власти посчитали, что для просвещения достаточно газет, листовок да бутафорских идолов монументальной пропаганды, казалось, искусство вообще и искусство книгоиздания в частности кануло в Лету. Потом наступили другие времена, внедрялись другие прожекты, которые можно охарактеризовать словами А.Блока: «Пытаясь обогатить мир, цивилизация его загромождает... Творческий труд сменяется безрадостной работой, открытия уступают первое место изобретениям... Таков недуг нашей эпохи, и симптомы его так же очевидны для человека мыслящего, как физическое ощущение приближения грозы»[1]. Научно-техническая революция, раболепство человечества перед материальными благами покусились на высокие идеалы искусства. Традиционная культура, как многим показалось и кажется поныне, стала тормозом прогресса, сделалась помехой новизне и современности. Обратную связь этой зависимости доказывают те наши современники, кто понимает, что первозданный мир, в котором мы живем, «хорош весьма». Что его реалистическое отражение в различных художественных формах остается условием сбережения сокровищницы человеческой души и предметом реалистического современного искусства.
Книга, как и традиция, которая, по мнению Павла Флоренского, не может быть непрерывной, тоже претерпевает на протяжении веков изменения формы и содержания. Великий философ-математик-богослов, считавший прерывность свойством целостности, а непрерывность «одной из бесчисленного множества модификаций прерывности»[2], в 1922 г. отмечал стремительность революционного сдвига в человеческой мысли, трагически отразившегося на культуре. Этот сдвиг произошел по накоплению ряда предшествующих трансформаций в духе человека, связан с секуляризацией сознания, с искажением представлений о мире. Будучи и ныне свидетелями в современном обществе ряда насильно внедряемых изменений, мы, однако, видим, немало примеров возвращения и укоренения национальных духовных ценностей, возрождения чувства красоты, проявляющейся в традиционных художественных формах. А книга, кто бы что ни предвещал, остается главным помощником в познании действительности и провозвестником концепции целостного мира. Как говорил академик А.М. Панченко, «не столько человек владеет книгой, сколько книга владеет человеком, “врачует” его… Книга, подобно иконе, – духовный авторитет, духовный руководитель»[3], это хранилище вечных истин. Таким «хранилищем» можно назвать книгу-альбом А.Г.Елфимова «Ермаково поле. Сибирской славы корни вековые». Метафорически о значении издания и его содержании можно сказать словами Ивана Бунина
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Действительно, эта книга – и письмена, и речь. Она говорит с читателем-зрителем, являясь художественным альбомом, историческим, искусствоведческим, природоведческим исследованием, сборником статей ведущих современных специалистов. Будучи сама по форме произведением высокого полиграфического искусства, она, созданная известным современным художником-дизайнером В.Е.Валериусом, может быть сравнима с лучшими образцами книжного искусства христианской Руси или итальянского Возрождения. Старинный вид придается массивностью, «умной» весомостью книги. Твердый цвета старой бронзы переплет с красочным красно-золотым тиснением, толстая глянцевая бумага, ясный, убедительный, удобный для чтения шрифт – способствуют ощущению подлинности и традиции. Выделенные цветом буквицы абзацев незримо связывают в мелодичное целое содержание, мерцающими огоньками освещают читателю путь осознания замысла создателей книги. Они напоминают раскрашенные киноварью заглавные буквы старинных книг. Этими алыми буквицами, выделяющими как целое мысль каждого абзаца, кажется, создается временная матрица, дискретное поле традиции, которую так понимал Павел Флоренский: «Непрерывно текущее однородное время не способно дать ритм. Последний предполагает пульсацию, сгущение, и разряжение, замедление и ускорение, шаги и остановки <…>. Это – раздробленная материя произведения».[4] Через квантовость, через восприятие единичного элемента П.Флоренский выходил на закономерности духовного и культурного единства. Квантовость образов, историческая дискретность, многоразличие тем – являются теми средствами, с помощью которых достигается воплощение идеи книги «Ермаково поле», как художественного и смыслового произведения. Высоким творением можно назвать это впечатляющее издание, к созданию которого имеют отношение писатели, художники, архитекторы, скульпторы, ботаники и другие специалисты-профессионалы.
Создатели уникальной книги об уникальном рукотворном явлении – о парке «Ермаково поле», конечно, о своей задаче в категориях П.Флоренского не задумывались. Но по христианскому настрою их душ, по кровному наследованию русской культурной традиции, по чаянию укрепления самосознания народа современной России, ими было достигнуто единство не только разных видов творчества, но и разных духовных сред, единение пространств и времен. Можно сказать, эта книга обладает гармонизующей силой, хотя она – о такой привычной для любого человека, известной с детства форме организации природы, как парк-сад.
Но сад этот непростой, не случайный, он родился от своего имени, как мир от Слова. Имя «Ермаково поле» стало первопричиной, воплощенной идеей, о чем так говорит его создатель, руководитель общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов, автор идеи книги, зрительного ряда и базисной ее статьи: «Кстати о названии парка… Оно возникло даже не в связи с самим парком: мысль о том, что такое поле русской славы – Ермаково – непременно должно быть в Сибири, не покидала меня многие годы. Куликово поле, Бородинское поле, Прохоровское поле, где сложил голову родной брат моего отца… Священные земли, ратные поля России, державшейся с твердостью монолита под натиском внешних угроз, утверждая силу и величие русского духа. Вечные, неколебимые знаки русской победы над силой вражды и злобы»[5]. Более четверти века назад А.Елфимов поставил перед собой задачу увековечения сибирской, суть российской, истории посредством создания мемориального парка как образа зримой памяти.
Сегодня, когда полем битвы стала история, когда фальсификации даже недавних исторических событий, связанных с победами России, являются новой формой интервенции западных стран, Ермаково поле, действительно, стало полем битвы за историческую правду, за души соотечественников, за правдивое представление исторической и современной России. А главным нашим оружием в этой невидимой битве – оказалось благочестие, подразумевающее такие человеческие качества, как жертвенность, милосердие, благотворительность, бескорыстие, деятельное стремление к полноте жизни и др.
Благочестие – забытое, характеризующее человеческую общность на основе базисных христианских качеств души понятие обозначает культурно-психологический тип современного защитника Родины, участника жестокого духовно-нравственного противостояния. Эти качества отражаются в образе парка-сада: они необходимы и в процессе его создания, и в труде осмысления. Сад вообще имеет библейскую первооснову и понимается как «сад души», как библейский «ветроград». Он также символизирует пространство исконной русской жизни, ее гармонию и красоту, и даже политические установления, что наиболее ярко проявилось в эпоху Просвещения и во время государственных преобразований русских царей. Высочайшее повеление способствовало пересадке «сада души» на реальную почву, воля венценосцев благоприятствовала взращиванию реального сад-парка, обладающего многими важными качествами, от утилитарных, общечеловеческих, до символичных, связанных с имперским величием государства.
Примечательно, что русские сады имели европейскую славу. Так, например, шотландский медик Яков Виллие, приехавший в Санкт-Петербург в 1817 г. делать карьеру и оставивший по себе благую память в истории русской медицины, трудно приживался в русской столице. В своих письмах родителям он перечисляет достоинства новой родины, благодаря которым смог ее полюбить. И петербургские сады – одно из них. «На всех главных улицах посередине проходят бульвары или дорожки, обсаженные деревьями и кустами для удобства пешеходов, а в это время, когда деревья покрыты густой листвой, ты не представляешь, как это красиво... Также можно пойти в один из садов, разбитых вокруг дворцов, которых много в городе. Эти сады устроены в самой элегантной манере, и любой прилично одетый человек может свободно зайти туда»… «...Но если пышность и великолепие самого красивого в мире города, явное гостеприимство его жителей, доброта, внимание, которые они выказывают иностранцам, роскошная жизнь и всё такое подобное могут влиять на примирение меня с Россией, то этого вполне достаточно»[6]. Вот так сады влияли на мировоззрение.
Добрые качества души человеческой сегодня являются действенными ответами на вызовы нашего грешного века. Из «скверны запустения» родился дивный парк А.Елфимова «Ермаково поле», в 2016 г. занявший место на карте города. Тобольский общественный деятель, известный издатель, по основной профессии строитель, Аркадий Григорьевич Елфимов рассказывает в книге о том, что свалка, образовавшаяся во времена перестройки на месте бывшего Дома отдыха, на берегу величественного Иртыша, унижала его достоинство, как коренного сибиряка, любящего родной Тобольск – некогда сибирскую столицу Российской империи. И он решил облагородить это место, разбить здесь парк. Деятельное стремление к благим преобразованиям вылилось в напряженный труд, за более чем четверть века непрерывной работы было восстановлено не только природное пространство, но и большой исторической пласт русской действительности. О чудесном преображении Аркадий Елфимов рассказывает в статье-экскурсии по красивейшему, площадью в 27 гектаров историческому, музейному парку, ставшему яркой достопримечательностью Тобольска, местом историческим и географическим. Парку «Ермаково поле» в разных его особенностях посвящены все статьи книги.
Известный русский поэт Юрий Перминов создал поэтического звучания статью о промыслительной сущности «Ермакова поля». Профессор, кандидат культурологи Нина Ягодинцева рассказывает о такой уникальной особенности парка, как мемориальная именная липовая аллея. Липы высаживали писатели, ученые, художники, политические и общественные деятели, внесшие большой вклад в развитие России. Первая липа была посажена великим русским писателем Валентином Григорьевичем Распутиным. Липа – узнаваемая примета старинных русских усадеб, это прекрасное дерево – долгожитель, еще шелестят липы знаменитой аллеи Анны Керн в Пушкинских Горах, еще можно прикоснуться к липам в усадьбе Ганнибала в Суйде, где жили родители Пушкина. Аркадий Елфимов дает возможность будущим поколениям прикоснуться к деревьям, посаженным руками выдающихся своих современников и, как следствие, заинтересоваться их творчеством, их историческими достижениями.
Но, как известно, посадить дерево – это не самое трудное, главное – его выходить, вырастить. Для этого нужно огромное желание и ответственность. Дереву, как малому ребенку, необходимо внимание, любовь. Перед создателями парка встала и другая задача – сохранить исторические экспонаты. Гордостью специалистов стала спасенная их трудом и знаниями мемориальная аллея блокадников. Эта аллея пихт, посаженных в 1942 году детьми, эвакуированными в Тобольск из блокадного Ленинграда, представляла в последние годы печальное зрелище. Больные, неухоженные деревья были спасены учеными и стали зримым образом человеческого сострадания и милосердия.
Основное достоинство книги, состоящей наполовину из художественных фотографий, сделанных ее автором А.Г.Елфимовым, то, что она позволяет увидеть воочию и эту именную липовую аллею, и все архитектурные и природные красоты парка «Ермаково поле». И не просто восхититься ими, но узнать про то, что означают памятники и строения парка, какие деревья составляют гордость сада. Понятно, что парк, носящий имя великого русского героя Ермака, символично связан с его объединяющим века и народы подвигом, который состоял в присоединении сибирских земель к Русскому Царству, в укреплении России XVI века, а также века нынешнего и века грядущего. В книге рассказана история Ермакова похода и его последствий. Восхищает решение создать прообраз дружины Ермака в виде композиции из разных растений, в частности, дубов, краснолистового барбариса Тунберга и степных трав. 25 европейских дубов символизируют дружину, а самого Ермака – 26-й дуб, расположенный на вершине холма. Борясь с современной тенденцией умаления, а то и отрицания подвига Ермака, А.Г.Елфимов в своем парке поставил Поклонный крест «Казакам дружины Ермака от благодарной России». Памятник, приуроченный к 435-летию со дня гибели героя, вызывает негодования у, якобы «покоренного» коренного (чьих корней?) населения, всячески препятствовавшего этому проекту. Мировоззренческие противоречия в отношениях к подвигу Ермака очень трудная тема, которая подтверждает слова математика Николая Бугаева, отца Андрея Белого, цитируемые в книге: «Всякое доброе дело надо искупить своим страданием, иначе было бы слишком легко делать доброе дело».
Авторы и создатели парка не рискуют свое доброе дело делать без Божией помощи. По извечной русской традиции, для укрепления веры и для противостояния разрушительным силам в парке возведена в стиле Софии новгородской часовня во имя св. Дмитрия Солунского. Божией волей было явлено дружине Ермака знамя с изображением православного св. Дмитрия Солунского, под этим знаменем победоносно вошли казаки в столицу Искер. Имя святого сегодня носит часовня, поставленная в память подвига Ермака с дружиной. Божие соизволение сопровождает и жизнь «Ермакова поля», неисповедимыми путями попала в часовню частица мощей св. Дмитрия Солунского, которую передал в дар церкви знаменитый путешественник и священник Федор Конюхов. Промыслительно парк получил православную святыню, а Конюхов стал духовным наставником фонда «Возрождение Тобольска». Во так и сегодня Ермак собирает в свою дружину лучших русских людей, которые должны разными способами постоять за целостность территории и истории России.
Ермак дал нам землю, показал пример жертвенной любви. А что же мы? А мы должны, как минимум, не забывать наших героев, быть достойными их подвигов своим служением, одной из ипостасей которого является популяризация правдивой русской истории. Нужно громко, внятно, нестеснительно возглашать подвиги предков, чтоб услышали грядущие поколения. Это и делает Аркадий Елфимов. Архитектор Алексей Белоусов в своей статье подробно и живописно рассказывает о памятниках парка, созданных в виде скульптур, обелисков, строений. Они посвящены великому русскому ученому Дмитрию Менделееву, знаменитому художнику Василию Сурикову, выдающемуся русскому композитору Александру Алябьеву – сибирякам по рождению. Не забыт жертвенный подвиг последнего русского Царя Николая II и его Семьи, которая провела в Тобольске последние спокойные дни ссылки пред отправкой на свою Голгофу в Екатеринбург. Царская тема выражена архитектором через цепь образов – это фонтан, сообщающиеся пруды, мостик с короной Российской империи, стилизованная подпорная стена, передающая имперский петербургский дух. Это также романтические, в стиле пушкинского времени скамьи, беседки и др. архитектурные объекты.
А кто не может ставить церкви и памятники, тот свое доброе дело может укоренить в почве, посадить дерево или цветок. То есть помочь в создании необыкновенного сада, каковым является «Ермаково поле», ставшее новым ботаническим садом в Сибири. Кандидат биологических наук, профессор Николай Ильминских в своей статье подробно рассказывает об особенностях тобольской флоры, об уникальном ботаническом собрании сада «Ермаково поле», который насчитывает около двухсот видов древесных деревьев. В саду Елфимова на небольшом по площади участке земли произрастает 437 дикоросов, среди них несколько десятков абсолютно уникальных, нигде не произрастающих, как, например, лютик поле, ожика сибирская, тысячелистник холмовой и др. Как отмечено в статье, накопление живого коллекционного материала происходит в первую очередь благодаря усилиям сотрудников сада, а также поступлением из ряда ботанических садов Сибири.
О ландшафтных особенностях парка рассказывают биолог, ландшафтный дизайнер Марина Мурзина, кандидат биологических наук Анатолий Каракулов, дендролог Татьяна Киселёва, писатель Сергей Прокопьев. Все рассказы сопровождаются фотографиями архитектурных объектов и уникальных растений. Они выполнены А.Елфимовым на таком высоком художественном уровне, что кажется, ощущаешь шершавость коры березы, веяние цветущего чубушника, шелковистость знаменитых ирисов, которые составляют гордость ботанической коллекции.
В парке, как и в книге, очень много объектов, привлекающих внимание, информационное поле кажется перенасыщенным, так что приходит на ум математическая фрактальная модель Вселенной, помогающая из любого хаоса, кажущегося беспорядка выявить строгий прекрасный порядок, присущий, например, кроне дерева, из которой без трагического ущерба нельзя выломать ни одной веточки. Так же как ни одной элементарной частицы нельзя изъять из строгой геометрии крон символичных деревьев, тисненых на обложке книги, потому что все они и каждый их листик, жилочка и клеточка, подобны целому и это целое составляют. В этом смысле и само «Ермаково поле», ставшее парком-садом, и книга о нем являются символом мироздания и формой современной исторической летописи о Сибири, у которой есть даже свой реальный ангел-хранитель. Его называют Ангел Сибири. С откоса «Ермакова поля» он смотрит на Иртыш, в сибирские дали, прижав к сердцу цветы. Монумент выполнен скульптором В.Н. Шараповым. Фигура ангела необыкновенна, состоящая как будто из двух смысловых частей, земной и небесной, она композиционно целостна как символичное единство веков, как идея непрерывности истории. Нижняя, отяжеленная часть представляет плодородие сибирской земли, отсылает в древние века священных курганных каменных баб, верхняя часть легкая, обрамленная крыльями – устремлена ввысь.
Книга «Ермаково поле. Сибирской славы корни вековые» спорит с известной мудростью: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она дает гораздо более глубокое видение всего историко-паркового комплекса, нежели просто прогулка по аллеям; раскрывает такие смысловые подоплеки, которые не сразу откроются прохожему. В определении понятия «дара бессмертного» в русской культуре эта книга сразу заняла важное место, обладая непреходящим историческим содержанием. Она сильна тем мощным актуальным духом, о котором говорил русский философ Н.Н. Страхов, «духом, который искони живет в народе нашем и содержит в себе всю тайну роста, силы и развития нашей земли». Эта книга способствует пониманию тайны бытия, которую Ф.М.Достоевский видел «не в том, чтобы только жить, но и в том, для чего жить». Эта книга способствует повышению самосознания народа на основе исторического знания, углубляет понимание человеком творческого смысла духовной свободы и смысла жизни «во имя».
[1] Блок А.А. Последние дни императорской власти.
https://www.rulit.me/books/tom-6-poslednie-dni-imperatorskoj-vlasti-stati-read-268337-22.html С.22 (дата обращение 29.11.2020)
[2] Флоренский Павел, священник. Соч. в 4 т., Т.1, М., 1994 г. С.75
[3] Панченко А.М. Русская история и культура. СПб., 1999. С. 308
[4] Флоренский П.А.Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительном произведении.
http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm (дата обращения 29.11.2020.)
[5] Елфимов А.Г. Ермаково поле. Сибирской славы корни вековые. Книга-альбом. Ред.-сост. Ягодинцева Н.А. Тобольск. Издательский отдел ТРОБФ «Возрождение Тобольска». 2020г., С.38
[6] Ефимовская В.В. Смогу ли полюбить? Санкт-Петербург в письмах Якова Виллие 2-го.
https://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/noyabr/2016-11-08/smogu_li_polyubit