Поле русской славы

Памяти писателя Валерия Замыслова (1937 – 2011)

12.11.2020 201

 

2 сентября 2011 года скончался крупнейший русский писатель-историк В. А. Замыслов, с которым меня связывали годы и десятилетия тесной творческой дружбы и глубокого взаимопонимания.

 

Ещё в 1981 году я познакомился с Валерием Александровичем на писательском историко-литературном форуме в Москве. С тех пор наша дружба, подкреплённая живым единомыслием во взглядах на русскую литературу, искусство, бытие в целом, всё более крепла.

В 1991 году я выпустил небольшую книгу о его ярком самобытном творчестве – "Истории малиновые звоны (Слово о Валерии Замыслове)". Несколько студентов-филологов Тверского университета написали и успешно защитили дипломные работы по его яркой, самобытной, пронизанной актуальнейшими вопросами современности публицистике. О романах и повестях писателя  громко заговорила литературная критика, читательская публика, пресса. Оценивали книги В. Замыслова отнюдь не однозначно, как не однозначно судят о нашей истории люди разных позиций и идейного настроя. Тем больше рос острейший интерес читателей к этому "провинциальному" писателю, разве что уступающий по своей популярности  знаменитому Валентину Пикулю.

Однажды я получил письмо из США от журналиста русского происхождения Валерия Герасимова. Тот меня одновременно ошеломил и насмешил своим вопросом: "Правда ли, что под именем Валерия Замыслова скрывается некий русский диссидент, тайно переехавший к нам в Америку, спасаясь от преследования КГБ? Уж больно популярен  за океаном Замыслов. В Нью-Йорке его книг не достать даже за большие деньги!.."

Пришлось отвечать Герасимову: мол, повышенный интерес американцев к русской литературе меня весьма радует. А того Валерия Замыслова – писателя, которого нарасхват читают в Нью-Йорке, я не знаю. Хорошо знаю "другого" Замыслова - русского писателя-патриота и, насколько мне ведомо, ехать в Америку вовсе не помышляющего. Ему и у нас хорошо, хотя и трудновато живётся…

…Валерий Замыслов всю жизнь провёл в глубинке – в старом маленьком городе с былинной историей – Ростове Великом Ярославской области. Древняя русская земля и на ней человек – главный объект художественного осмысления у писателя. Ей он посвятил свою раннюю повесть "Земной поклон" – о драматической судьбе современной нечерноземной деревне и первый крупный роман "Белая роща".

"Свой первый рассказ я опубликовал в "районке", – сообщал Валерий Александрович. – Кстати, районная газета стала моим вторым литературным наставником. Был корреспондентом, зав. сельхозотделом, зам. редактора, а затем и редактором газеты. Именно в "районке" постигались первые азы творчества, именно здесь начинаешь пристально вглядываться в жизнь, полную страстей, кипучих районных будней, не придуманных конфликтов, трудового героизма, зачастую незримого, не лежащего на поверхности, но каждодневного, упорного, освящённого руками хлебороба-сеятеля, - и одновременно человеческого падения, мерзости, т.е. обратной, негативной стороны бытия, от которой тоже пока никуда не деться… Тема же хлебороба и русского крестьянства привлекла меня с раннего юношества, "сочинять" же начал с детских лет, и в этом большую роль сыграла моя мать – дочь волжского бурлака - "зимогора". Мать унаследовала от него множество сказок, былин, легенд, преданий, пословиц и поговорок. Свой фольклор она щедро передавала нам – детям…"

И всё-таки не современная деревня с её нелёгкой ухабистой судьбой прочно захватила и повела за собой писателя, а то, как складывалась крестьянская душа на протяжении столетий, в историческом движении и пространстве, от поколения к поколению. "Земной поклон" и "Белая роща" – это первые небезуспешные подступы писателя к главной своей теме – русской национальной истории, изобилующей трагическими и светлыми страницами, неизбывным горем и страданиями людей и, наряду с этим, замечательными памятными событиями, созидательными трудовыми буднями. Крестьянская жизнь в глубоком историческом срезе воплотилась в крупных романах "Набат над Москвой", "Горький хлеб" и "Иван Болотников" (эпопея-трилогия).

Иной читатель может скептически заметить: мало ли, мол, нынче литераторов увлечены историей?.. Мелькают десятки имён, сотни романов и повестей, едва ли меньше кино - и телефильмов. А трогают ли они душу? Правдивы ли они? Часто герои русской истории предстают этакими кровавыми монстрами,  омерзительными и зловещими губителями своей страны и народа. Нынче повелось с каким-то чудовищно нелепым сладострастием унижать и оплёвывать русскую древность, героические деяния наших пращуров. Дошло до такого кощунства, что даже герои Великой Отечественной войны – маршалы и генералы, рядовые солдаты, партизаны, подпольщики порой подвергаются осмеянию, сатирическому "разоблачению" и т. д. и т. п. Кажется, в преднамеренном и варварском уничтожении нашей родной истории мы уже дошли до крайней черты. Но проходит день-другой – и снова появляются "шедевры", авторы которых, кажется, с момента своего рождения были перманентными пациентами психоневрологических клиник…

Тем ценнее в этом разливанном море пресловутых фэнтези духоподъёмная сила подлинной историко-патриотической литературы, несущей правду, внушающей современнику чувства добрые, прекрасные, вечные. Именно к такой ценностной, "качественной" литературе относятся исторические романы и повести В. Замыслова.

Важнейшая особенность исторического взгляда на факты и явления прошлого у Замыслова, особенность, определившая историзм его художественного мышления, – бережное, чрезвычайно чуткое, до трепетности отношение к памяти предков, что находит своё выражение в прекрасном знании и чувствовании языка предтечей, их нравов и образа мысли, бытия и бытования, нравственности и культуры, то есть то, что воплощает в себе слово нация в её историческом и национальном понимании.

Исторические повествования В. Замыслова во многом восполняют те чудовищные провалы в нашем сознании, что прямо связано с невежественным отношением к своему национальному прошлому, к памяти предков.

Лишь недавно мы воочию убедились, сколько "белых пятен" таит в себе наша героическая национальная история, и, прежде всего, благодаря замечательным патриотическим книгам писателей: В. Чивилихина, В. Пикуля, Э. Скобелева, Д. Балашова, В. Личутина, В. Ганичева, А. Знаменского, В. Шукшина, В. Возовикова и многих других. Проза В. Замыслова тесно сопрягается в контексте современной историко-повествовательной, героико-патриотической литературы именно с этими авторами, литературой, призванной словно бы вернуть субъективно обесцененные факты и события бездушным и невежественным пером в лоно наших вечных, нетленных национальных святынь. Её гражданский патриотический дух вытекает из самой тематики, обращённой к незабываемым страницам эпически-былинного времени, из героико-романтического мышления автора и фольклорных традиций, которым он неуклонно и последовательно следует.

Вот, скажем, фигура легендарного казака Ивана Болотникова. Что знаем мы о нём? В школе "проходили" про восстание под его предводительством. Этакий стальной, как монолит, и безупречный во всех отношениях "классовый борец" за простой нищий народ!.. А прочитаешь роман Замыслова – и откроется совершенно новый, широкий и многообразный, не зафиксированный ни в каких учебниках русский мир, прочитаешь и поймёшь, сколько неведомого, таинственно прекрасного, поучительного и даже мистического осталось "за кадром" в школе… Сколько тяжестей перенёс наш народ в далёком прошлом, сколько невообразимых испытаний переживает сегодня, но живёт и верует в свою счастливую звезду, которая недосягаемой  серебряной точкой мерцает в бездонном небе…

В наше время много говорят и пишут о бессмертной памяти Великой Отечественной войны. Звучат хорошие пламенные речи. Немало городов по праву удостоились чести именоваться городами Воинской славы. Маршал Победы Г.К. Жуков причислен Православной церковью к лику святых. Всё это радует. Но, честное слово, будь моя воля, я  в с е   р у с с к и е  города и сёла, освобождённые Красной армией от гитлеровских полчищ, удостоил бы чести быть городами и сёлами Воинской Славы!.. А  тех, кто погиб и был тяжко ранен, кто мучительно страдал и умер в фашистских застенках, кто честно и преданно трудился во имя победы, воевал за Отечество, "порекомендовал" бы  иерархам русской Православной Церкви возносить к сонму  с в я т ы х, они того заслужили. Вся Россия достойна быть названной  святой землёй!..

В. Замыслов писал мне: "Я так и не смог написать самую мучительную для меня сцену – сцену жестокой казни моего любимого героя – Болотникова. Уж чересчур сроднился за 20 лет работы я с этим образом, уж чересчур он мне дорог. Он как бы стал моей плотью и кровью. Его радости стали моими радостями, его горе – моим горем. Его боль – моей болью. Искренне верю Василию Шукшину, который рыдал, когда описывал сцену казни Степана Разина. Верю! Ведь он казнил самого себя, свою душу, ожесточённую в борьбе со злом, и одновременно такую трепетную, ранимую, широко распахнутую для добра. Надо же, какая связь времён! И сколько тут раздумий для истинно русского человека!..

…У меня хранятся письма от Валерия Замыслова. Все они преисполнены глубокими размышлениями о России, русском народе, о нашей трудной вековой доле и вместе с тем пронизаны светлой, одухотворяющей верой в его счастливое будущее. Иначе и быть не должно: подлинно русский писатель не может отделить свою судьбу от судьбы Отечества, ибо он плоть от плоти своего народа, своей Родины.

Не раз мы говорили с Валерием Александровичем о путях и перепутьях русской истории, о трудных условиях существования литературы и русского писателя в наше время, об отчуждении образования от национально-патриотических идеалов и традиций, что губительно сказывается на моральном поведении нынешней молодёжи…

- История – предмет чрезвычайно хрупкий и чутко резонансный ко всякого рода идеолого-политическим колебаниям, - рассуждал Валерий Александрович. Но это вовсе не значит, что к ней применима дешёвая политическая конъюнктура. История – это живая душа общества. С ней надо обращаться очень бережно, уважать надо свою историю, как живую личность.

Увы, не всем дано глубоко мыслить и принять классическое изречение великого Пушкина: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оную – есть постыдное малодушие". Вот, скажем, повелось измерять наше историческое и культурное существование лишь одним тысячелетием, начиная с эпохи великого крестителя Руси князя Владимира Ясное солнышко. А что было на Руси до её крещения? Ведь наши национальные корни куда глубже и ветвистее, уходят в глубины дальних-предальних столетий.

Да, с принятием христианства решительно поменялся цивилизационный, духовно-нравственный облик Руси, она стала теснее взаимодействовать с просвещённой Европой, с иными мирами и странами. Но означает   ли это, что до судьбоносного событии христианизации славян наши предки проживали в каменных пещерах, дикими и неотёсанными хаживали по полям и лесным дебрям в звериных шкурах и понятия не имели о письменности, культуре, искусстве и прочих ценностных обретениях духа?.. Думаю, вопрос риторический. Исторические факты убедительно свидетельствуют, что языческий, дохристианский славянский мир, в том числе и наша Русь, пребывал в состоянии высокого духовно-нравственного развития.

Из академических исторических трудов великого русского учёного Б.М. Рыбакова узнаём, что наши дальние предтечи эпохи язычества не только отличались своим многобожием, но и могли прекрасно говорить и писать, т.е. владели письменностью, и даже изобрели нотную грамоту. Это ли не убеждает в том, что мы, современники, как писал возмущённый Пушкин о нашем невежественном пренебрежении к собственной истории, безобразно ленивы и не любопытны, нуждаемся в серьёзном лечении от исторической амнезии?..

Зная о моих кубанских казачьих корнях, Валерий Александрович как-то пошутил: "Вы, Владимир Александрович, не можете быть до конца влюблены в мою прозу. Почему? Да потому, что я не написал ни одной вещи о вашем родном кубанском крае, хотя весьма осведомлён, в том числе из ваших уст, о его изумительной красоте, о драматической истории кубанского казачества. Считаю себя виноватым перед Вами и читателями. Признаюсь: я давно вынашиваю мысль описать освоение кубанских степей  и предгорий удалыми русскими казаками. Мне очень не нравится распространённое, в корне неверное выражение - "завоевание русскими Северного Кавказа". Какое же это "завоевание", если  ценою своей немало пролитой крови и великих созидательных трудов Россия уберегла от  турецкой агрессии многие горские народы, обеспечив им свободу и независимость?.. К несчастью, не все это хотят знать и помнить. Вот и тянет меня воскресить эту важную и актуальную страницу русской истории в назидание беспамятным потомкам. По велению императрицы матушки Екатерины удалые казаки, известно, не только защитили южные рубежи России, но и в короткое по историческим меркам время своим праведным трудом заложили крепкую основу для превращения кавказского предгорья в прекрасную, развитую цивилизацию.

…Жизненный путь Валерия Александровича оборвался на вершине многих его творческих замыслов. Однако в его лице одухотворённая высокими идеалами мужества и патриотизма героико-романтическая литература не канула в веки в наше смутное время господства повального нигилизма и псевдолитературы приземлённого натурализма, с её неимоверной патологической тягой к "мелким подкожным бытовым противоречиям" (Вл. Бондаренко). Валерий Замыслов воплощал гуманистические принципы и православно-христианскую методологию русской классической героико-романтической литературы и потому его книгам суждена долгая жизнь.

Владимир Юдин, профессор, г. Тверь

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Юдин
Война как суд Божий
История России – многовековая война ради защиты её земли, народа и Православия
22.12.2020
Памяти друга
Валерий Павлович Будянов (27.06.1937 – 18.12.2020)
18.12.2020
Безродный бизнес
США ввели санкции против Турции по причине того, что последняя закупает российские зенитно-ракетные комплексы С–400 «Триумф»
15.12.2020
Неистовый воитель и созидатель Кубани
Слово о Батьке Кондрате. К 80-летию Н.И. Кондратенко
11.12.2020
Русский до мозга костей
Памяти Александра Казинцева
08.12.2020
Все статьи Владимир Юдин
Последние комментарии
Результатам выборов не верит Трамп или американский народ?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.01.2021 03:30
«Милая, добрая, светлая Русь…»
Новый комментарий от Vladimir
10.01.2021 07:51
Белка Стрелка против коронобесия
Новый комментарий от Андрей Козлов
10.01.2021 07:29
«Нацпроект "Очищение" неизбежен»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.01.2021 05:47
Памяти мученика Григория Распутина-Нового
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.01.2021 05:09
Отче, зачем подыгрывать тем, кто презирает Церковь?
Новый комментарий от грешник Вова
09.01.2021 10:33