Искусственный мир против естественного мира, экономика смерти против экономики жизни, неживое против живого

Философия человека, техники и цифровой технологии

Дмитрий Песков  Цифровая экономика  Электронный концлагерь 
0
926
Время на чтение 9 минут

«Не сообразуйтеся веку сему» (Рим. 12:2)

Введение

«Говорить о цифровизации как о цели уже поздновато. Теперь мы должны идти гораздо дальше... С одной стороны, мир сегодня – мир турбулентности, в котором правила не работают. С другой стороны, мы входим в эпоху технологической предопределенности», - заявил специальный представитель Президента России по вопросам цифрового и технологического развития Д.Н. Песков на Гайдаровском форуме 2020 г. [8]. О XXI в. как веке турбулентности говорит и Президент РФ: «Россия пройдёт турбулентный период достойно, спокойно» [9]. Он отметил технологическую инновационную особенность современной экономики, которая заключается в том, что финансовые средства вкладываются «в высокотехнологичные сферы, и это чрезвычайно важно, имея в виду те стратегические цели, которые страна перед собой ставит с точки зрения перевода всей нашей экономики на инновационные рельсы, на изменение структуры нашей экономики» [9]. Действительно, в современной российской экономике происходят технологические и институциональные изменения, связанные с применением новых цифровых технологий, которые подробно описал и проклассифицировал Клаус Шваб [5]. Однако, о «технологической предопределенности» как о фатальности говорить не стоит, т.к. выбор у России есть всегда.

Методологические подходы к исследованию заданной проблемы

Для анализа роли и значения человека, техники, технологии, научно-технического прогресса и/или инновационного процесса в современном мире использован, прежде всего, целостный научный, междисциплинарный, философско-хозяйственный подходы, содержащиеся в трудах вышеназванных мыслителей и ученых: С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, а также Ю.М. Осипова, который писал, что «энергия-информация является прямым выражением хозяйственной и производительной силы, ее ближайшим проявлением» [3, 40]. Экзистенциальный подход философа-идеалиста М. Хайдеггера позволяет ошибочно позиционировать «технологическую предопределенность» как кальвинистскую фатальность. Однако стоит ли вообще устраивать конкур, догонять и обгонять державы, устремившиеся в цивилизационную пропасть? Несмотря на засасывающее свойство турбулентного следа говорить о «технологической предопределенности» не стоит, т.к. у России выбор есть всегда.

Гносеологические и онтологические аспекты техники и технологии

Прежде, чем исследовать т.н. «технологическую предопределенность», следует рассмотреть гносеологические и онтологические аспекты техники и технологии. Их смысл как средств заключается в целесообразности. Целесообразность относима только к технологии, осуществляемой в двух измерениях: информационном и энергетическом. Технологии имеют теоретический и практический аспекты. Все технологические алгоритмы относятся к инструментарию определяемому и управляемому внутренним ментально-силовым полем, которое, как любая полевая структура, запитана на определенный источник высшего или низшего порядка.

Промышленно-техническая цивилизация, начало которой положено в XVII-XIX вв., предвносит в мир неоправданное множество искусственного, тем более современная т.н. четвертая промышленная революция, создающая индустрию 4.0, «цифровую экономику». Неживое стало активно выступать против и вместо живого, искусственный мир наступает на естественный мир. Вследствие хищения у живой природы сфер ее жизнедеятельности агрессивные технизм и технологизм обретают прямо-таки хищнические черты.

Все живое (Богозданное) отличается от всего искусственного (рукотворного) тем, что оно не создано человеком. Почему? – Разум человека ограничен, многого не знает, с его помощью невозможно сконструировать даже простейшие элементы живой природы (например, амебу как простейший живой организм фауны, даже одну молекулу воды H+2O). Все живое создано специфическим, неподвластным «неизвестным человеку законом» [1, 4] по технологичному плану Творца.

Философское начало искусственного мира заложил еще в XVII веке Ф. Бэкон. Его материалистическая концепция послужила основой слепой веры в человеческий разум, его неограниченные возможности, «право самовольно вторгаться в любые области бытия», например, открывать и использовать по своему усмотрению разные виды энергии окружающего мира; а также веры в материалистическую науку. Еще Аристотель позиционировал «материю как возможность». На самом деле, любая транслируемая идея есть источаемая энергия, ведь энергия и информация по существу неотделимы.

Философия человека

Однако философию техники и технологии следует рассматривать после философии человека [2]. Почему? – Человек является главным творением в мире, он – «микрокосм» по П.А. Флоренскому [4, 440]. Мир сотворен ради и для человека. Человек – конспект Вселенной. Согласно концепту П.А. Флоренского, Вселенная – это макрокосм, а человек – микрокосм [4, 440]. Творец поручил человеку возделывать землю. Это возделывание должно происходить в формате Бого-человеческой пневматосферы по П.А. Флоренскому. Ныне же это происходит в формате антропогенной ноосферы по В.И. Вернадскому. Однако, в частности, у человека в рамках «цифровой экономики» появилась возможность превратиться в киборга – кибернетический организм, или того хуже – быть полностью подмененным машиной-роботом с «искусственным интеллектом» [6, 114-116].

Человек, став демиургом, вооружившись материалистическим мировоззрением, с помощью техники и цифровых технологий стал вытеснять и уничтожать органический мир, а значит – и жизнь. У С.Н. Булгакова есть важные мировоззренческие концепты: экономика жизни и экономика смерти. Искусственный (безблагодатный) мир подменяет и уничтожает (Богоблагодатный) органический мир. Сегодня это происходит по Д.Н. Пескову в рамках т.н. «технологической предопределенности». С точки зрения ортодоксальной теологии протестантское учение о предопределении полностью разоблачено, отвергнуто и соборно осуждено как еретическое.

России как последнему Риму свыше предначертано только одна эсхатологическая перспектива – глобальное руководство миром. Россия должна не брать от мира, но, напротив, давать миру то, что обретено ею свыше. Для этого она должна творчески перерабатывать небесные (а неземные или инфернальные) образы, дабы преобразить действительность до состояния максимально-возможной общеценной запитанности на Творца.

Концепт «технологической предопределенности»

Философия техники и концепт «технологической предопределенности» М. Хайдеггера, отраженные им в работе «Die Technik und die Kehre» (1962 г.), отличаются от традиционной европейской философии техники с ее постулатом об «очевидных» достижениях научно-технического прогресса. Он представляет технику как универсальную ценность вселенского масштаба наравне с истиной. В технике он видит фактор конструирования мира, иное средство алгоритмизации бытия. М. Хайдеггер видит «опасность техники для человека», заключающейся «прежде всего не в уничтожении существования человека, а в преобразовании его сущности» [7, 5]. Вследствие повальной цифровизации окружающей среды, с включением в пространство гуманистики, на смену слепой веры в человеческий разум – естественный интеллект неизбежно формируется новая вера в «искусственный интеллект». В результате отступления от идеологии всеобщей техногенизации – на смену гуманистичному поклонению человеческому разуму приходит технократическое поклонение «искусственному разуму», формирующее богоборческую идеологию технолатрии.

Человек, естественный интеллект человеческого разума, научно-технический прогресс (НТП) с точки зрения ортодоксальной теологии

Ортодоксальная аксиома о том, что человек – это единственный образ Божий во Вселенной, относится к разряду наших традиционных ценностей. Человек по замыслу его Творца является ценностью высшего порядка, а все остальное, если и имеет какую-либо ценность, то только относительную. С точки зрения азов церковной антропологии разум человека является первой (из трех) частью души человека, пребывающей в его физическом теле. Надо всегда иметь в виду то, что любая душа вместе с ее природными свойствами, способностями и органами (разум, воля, чувства) принципиально невоспроизводимы техническими и технологическими средствами. Невоспроизводимы также и интеллектуальные способности человека, хотя они, по существу, являются одним из низших аспектов человеческого разума. Вменяемые люди (христиане) считают своим нравственным долгом развиваться как самим, так и развивать научно-техническую и научно-технологическую деятельность исключительно в границах, определенных Творцом. Сама идея эмпирического технизма имеет только один детерминированный смысл и задачу – проекция функций человеческих органов в целях их усиления – органопроекция по Флоренскому [4, 402-421]. Техника в результате соблюдения свыше-указанного вектора технологического развития способна и потому должна помогать (а не мешать) исполнению Божественного замысла о человеке. Однако, научно-технический прогресс (НТП) пошел по пути низвержения человека с высоты его нравственного положения как высшего творения Создателя. Протестантское учение о предопределении – это то самое чужебесие по Ю. Крижаничу как «мощный элемент доморазорительства», который отнимает у человека Богодарованную свободу нравственного самоопределения. Именно по той причине, что современный вектор технического и технологического развития таков, что исключает компонентную возможность нравственного измерения, никогда и ни в чем «искусственный интеллект» не превзойдет человеческий разум.

Заключение

  • Дальнейшее осмысление и научное исследование ноосферы, техносферы, и цифровых технологий требует целостный, междисциплинарный, философско-хозяйственный методы анализа. Время эмпирического анализа подходит к концу Узкий экзистенциальный подход М. Хайдеггера не позволяет целостно оценить феномен «цифровой экономики» с ее цифровыми технологиями и их влияния на человека.
  • Следует различать естественный и искусственный миры, живое от неживого. Все живое (органическое) отличается от всего искусственного (неорганического, механистического) тем, что оно не создано человеком.
  • Конечный результат: т.н. «технологическая предопределенность» не представляет собой некую фатальность, т.к. существует два мира: естественный и искусственный, органический и механический; а также – экономика жизни и экономика смерти. Вполне резонно позиционировать теоретико-методологическую несостоятельность концепта «технологической предопределенности» М. Хайдеггера и его нынешних последователей.
  • Однако, положение П.Н. Пескова о том, что теперь «мы должны идти гораздо дальше» актуально, т.к. даже это авторское исследование заново открывает естественный мир, экономику жизни и живое.

Юдина Тамара Николаевна, доктор экономических наук, доцент по кафедре экономической теории, действительный член Академии философии хозяйства

Литература:

  1. Лебедев Л. Знание – сила // Жизнь вечная. 1995. №11(14). С. 4.
  2. Несмелов В.И. Наука о человеке. Тома 1, 2. Репринт. воспроизведение изданий 1905, 1906 годов / Составление, предисловие и библиография М.Н. Белгородского. Казань: Заря-Тан, 1994 (духовное наследие России). 958 с.
  3. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. Учебник в трех томах. Т.I. М.: Изд-во МГУ, 1995. 467 с.
  4. Флоренский П.А. Органопроекция. Макрокосм и микрокосм // Сочинения. В 4 т. Т. 3(1) / Сост. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А.С. Трубачев). – М.: Мысль, 1999. – 622 с.
  5. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции: [перевод с английского] / Клаус Шваб, Николас Дэвис. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с.
  6. Юдина Т.Н. Цифровая экономика: некоторые аспекты pro et contra (искусственный интеллект, блокчейн и криптовалюты, производительность труда) // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Специальный выпуск. 2017. Декабрь. С. 112-121.
  7. Heidegger M. Die Technik und die Kehre. – Pfüllingen, 1962. S. 5.
  8. Песков Д.[Н.] Гайдаровский форум 2020. [Электронный ресурс]//URL:https://gaidarforum.ru/live/quotes/ (дата обращения: 19.01.2020).
  9. «Россия пройдёт турбулентный период достойно, спокойно»: [Электронный ресурс] (дата обращения 11.03.2020).

P.S. Полный текст опубликованной статьи в печатном виде см.: Юдина Т.Н. Искусственный мир против естественного мира, экономика смерти против экономики жизни, неживое против живого//журнал Философия хозяйства, издательство Ред. журн. "Философия хозяйства" (М.), 2020, № 2, с. 58-67.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. про молекулу воды H+2O

во-первых, молекула воды "H2O", причем цифра "2" - это подстрочный индекс, два атома водорода на один атом кислорода. во-вторых, Вы можете произвести сколько угодно молекул этого "аш-два-о": взяли два объема водорода и сожгли его в одном объеме кислорода, получили воду. Было - два газа, стало - вода. Это делают в школе на уроках химии в 8-м классе (как минимум, это демонстрируют школьникам). ну и в-третьих, автор пишет с его помощью невозможно сконструировать даже простейшие элементы живой природы (например, амебу как простейший живой организм фауны, даже одну молекулу воды H+2O

доказывает ли это утверждение, что коронавирус COVID-19 не рукотворный, а естественный?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тамара Юдина
Домостроительство графа Аракчеева без
«аракчеевщины»и «домостроевщины»
13.07.2022
О гармонии в экономике-домострое, а не «христианском социализме»...
О гармонической системе жизнедеятельности человека и человечества, правде как ее клеточке
03.05.2021
Китай: новый мегапроект
Совместное создание сообщества с единой судьбой стран Северо-Восточной Азии (СВА) и некоторые аспекты российско-китайских экономических отношений
08.03.2021
О скудости и богатстве
Первому русскому экономисту И.Т.Посошкову (1652 - 1726)
19.02.2021
Россия как цивилизация и цивилизация как Россия
Домостроительные ответы России на доморазорительные вызовы анти-России. Предисловие к новой монографии
13.02.2021
Все статьи Тамара Юдина
Дмитрий Песков
«Банки варенья и корзинки печенья» Авену и Фридману
Наконец-то на Западе предателей признали своими
10.04.2024
Очередные террористические атаки киевского режима
ВСУ с помощью беспилотников атаковали Белгород, украинские диверсанты пытались прорваться через границу
12.03.2024
Враг ведёт к «договорняку»
В России есть силы, которые в очередной раз могут пойти на поводу у Запада
16.12.2023
Дмитрий Песков думает, что говорит?!
Об угрозах Зеленского в адрес Путина и реакции на них нашего официоза
22.11.2023
Все статьи темы
Цифровая экономика
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
«Цифровые технологии действительно могут помочь»
Контроль за передвижением мигрантов в России планируют обеспечить, создав цифровой профиль для каждого приезжающего на заработки иностранца
02.04.2024
Все статьи темы
Электронный концлагерь
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28