Посвящается 310-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг.) и 200-летию со дня рождения и 140-летию со дня кончины Федора Михайловича Достоевского (1821-1881 гг.)
Везде исследуйте всечасно,
что есть велико и прекрасно.
М.В. Ломоносов
Начало XX в. характеризуется геоидеологической, геополитической, геоэкономической (всеми тремя составляющими мировой институциональной матрицы) катастрофой в мире: «обрушением» Российской Империи как Третьего Рима в иное, безбожное, время и пространство. Переворот в России как Третьем Риме (на самом деле третьей ступени единого Рима) в феврале 1917 г. разрушил формировавшуюся почти тысячелетие гармоническую систему жизнедеятельности человека и человечества, от нее остались «щепки и обломки». Еще ранее, спустя 564 года, в 1453 г. пала Ромейская Держава как Второй Рим. Фактически – это Римская Империя константинопольского периода, названная в западной литературе и поддержанная в отечественной как Византийская империя с целью замолчать единство трех Римов: Рима Первого, Рима Второго, Рима Третьего, а «четвертого не дано». Ромейская Держава как Второй Рим дала миру образец гармонической системе жизнедеятельности человека и человечества, домостроительства спасения, т.н. «византийский домострой» [6, 47-51]. Выход из эсхатологической катастрофы России как Третьего Рима в линейном пространстве нашего еще исторического времени – первостепенная задача, все остальные проблемы менее значимы, второстепенны. С этим выходом, который хорошо отслеживается теолого-философско-хозяйственной мыслью, в экономической-домостроительной литературе, наступит ренессанс гармонической системы жизнедеятельности человека и человечества - домостроительства спасения. В настоящее время ее хозяйственная практика, экономика-домострой ждут возрождения и/или воскресения, не так очевидны, можно наблюдать лишь отдельные, частные, не системные феномены и оазисы экономики-домостроя, ее «щепки и обломки» [6, 125-137]. Из этих «щепок и обломков» соберется в свое время и на своем пространстве целостная гармоническая система жизнедеятельности человека и человечества с правдой как ее клеточкой. Благо, что Россия не потеряла веру в Творца, интеллектуально-идеологический суверенитет России, концептуальную власть.
Теоретико-методологические подходы к гармонии в экономике-домострое, гармонической системе жизнедеятельности человека и человечества и правде как ее клеточке
«Где нет стояния за правду,
там исповедание истины напрасно»
Митрополит Московский, Святитель Филипп
Теоретико-методологические подходы к вышеназванной проблеме оставил для потомков российский энциклопедист, провидец, гениальный ученый, еще при жизни академик трех Академий (Российской, Королевской Шведской и Болонской) М.В. Ломоносов – основатель всех российских наук [6, 138-147]. Ломоносов стоит и у истоков российской науки – экономики-домостройства, что и зафиксировано им в Уставе Императорского Вольного Экономического Общества (ИВЭО), принятого в 1765 г. Его главой была Императрица Екатерина Алексеевна Романова. Однако сразу следует зафиксировать, что начала отечественной, более того – мировой, экономической-домостроительной науки заложил еще в первой четверти XVIII в. отечественный самоучка И.Т. Посошков в своем труде «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). Именно Посошков сделал философско-теолого-научное открытие, что в экономике-домострое наряду с материальным-вещественным богатством воспроизводится и нематериальное, невещественное богатство – ПРАВДА: «паче вещественного богатства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть о истинной правде» [4, 14]. Он писал: «Правда отец Бог, и правда велми богатство и славу умножает и от смерти избавляет, а неправде отец диавол, и неправда не токмо вновь богатит, но и древнее богатство отончевает и в нищету приводит и смерть наводит» [4, 14].
Автор статьи показывает, что в «концепте о невещественном богатстве-правде И.Т. Посошков раскрывает его суть, это – духовность, Божественная справедливость, истина (во благе, в деле, в образе), праведные законы, царская правда» [6, 8]. Однако ни в одном учебнике по экономике и политической экономии этот концепт Посошкова не прописан, поэтому студенты во все времена и во всех странах мира изучают либо квазиэкономику, либо хрематистику, третьего не дано.
«Книга о скудости и богатстве» Посошкова строится как «девятикратица», т.е. состоит из 9 глав: Глава 1. О духовности; Глава 2. О воинских делех; Глава 3. О правосудии; Глава 4. О купечестве; Глава 5. О художестве; Глава 6. О разбойниках; Глава 7. О кресьянстве; Глава 8. О земленых делех; Глава 9. О царском интересе» [4, 407].
О воспроизводстве нематериального богатства, т.е. «истинной правды», И.Т. Посошков написал в первых трех главах: «О духовности», «О воинских делех», «О правосудии». Их производителями являются духовенство, воинство и судейство [4, 407]. Глубинный анализ позволил автору статьи еще в 2005 г. сделать вывод-открытие, что правда – это истинная клеточка экономической-домостроительной системы, что отражено в ее трудах об экономике-домострое, а не товар как у К. Маркса в его «Капитале». Кстати, следует отметить, что К. Маркс хорошо был знаком с учением Аристотеля о двух путях развития хозяйства: ойкономикос-домострое и хрематистике – «делании денег», о чем свидетельствует том I «Капитала» [3; 163, 175] Однако во второй половине XIX в. – веке продолжающегося с XVI в. материалистического атеистического «просвещения», «образования», работая над «Капиталом», К. Маркс слил «в один флакон» два учения Аристотеля: об экономике-домострое и хрематистике [3; 163, 175].
Так во второй половине XIX на смену Богочеловеческому знанию об экономике-домострое пришла в студенческие и рабочие аудитории весьма распространенная марксистская политическая экономия как человеческое знание К. Маркса в качестве парадигмы. Еще ранее, в 1776 г., «просвещенное» человечество познакомилось с «Исследованием о природе и причинах богатства народов» А. Смита с его учением о только материальном воспроизводстве богатства. Два российских гения: М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин смогли оценить по достоинству гениальный труд самоучки-предпринимателя И.Т. Посошкова «Книгу о скудости и богатстве» с его учением о невещественном богатстве – правде и распространять его. Однако до сих пор концепт Посошкова о невещественном богатстве – правде не стал парадигмой, т.е. общепринятым теоретическим знанием.
Какие имели последствия эти вышеназванные феномены для системы образования в Российской империи? Н.Б. Шулевский пишет: «Есть, есть вечная правда, открываемая нам в образовании, которое указывает путь к этой правде…Всякое образование есть в своей основе усвоение христианского образа человека; образование без Образа человечности есть не образование, а без-образ-ование, проще – беснование» [5, 37]. В силу того, что «беснование» вместо глубинного истинного образования глубинно обосновал Ф.М Достоевский для глубинного народа Государства Российского, то сделаю здесь ссылку не на научный трактат, а его художественное произведение «Бесы», написанное на многие века и не теряющее своей актуальности сквозь призму исторического времени [1].
Что касается М.В Ломоносова, то его концепт «О размножении и сохранении российского народа» [2, 309-310] служит основой формирования и развития гармонической системы жизнедеятельности человека и человечества как домостроительства спасения в контексте нового домостроя как конституирующей универсальной перспективной экономической системы России [7, 3-13].
«Христианский социализм». В настоящее время вместо конференций по домостроительству спасения, о гармонии в экономике-домострое проходят многочисленные конференции по «христианскому социализму». Возможно, для некоторых участников дискуссий о «христианском социализме» - это путь к рецепции гармонической системы жизнедеятельности человека и человечества, правды как ее клеточки.
Действительно, «Россия сосредотачивается» по А.М. Горчакову. «Россия только что собирается жить» это тысячу-то лет по Ф.М. Достоевскому в контексте интеллектуально-идеологического суверенитета России, ее концептуальной власти. Ведь «большому кораблю и большие сборы» - так считал Достоевский.
Выводы
«Россия сосредотачивается»: она готовит без алармизма глобальный проект формирования общества и экономики гармонии, инициативы и ответственности на основе отечественного концептуально-интеллектуального потенциала домостроительства спасения. «Россия только что собирается жить»: происходит обновление России, идет формирование России как цивилизации и цивилизации как России. Россия дает домостроительные ответы на доморазорительные вызовы анти-России.
Литература
1. Достоевский Ф.М. Бесы. Собр. Соч. в 15 томах. Т.7. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1990. – 846 с.
2. Ломоносов М.В. Избранная проза / Сост., вступит. Статья и коммент. В.А. Дмитриева. – М.: Сов. Россия, 1980. – 512 с.
3. Маркс К. Капитал. Т.I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.
4. Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве» и другие сочинения / Ред. и комм. д.и.н., проф. Б.Б. Кафенгауза. Репринтное воспроизведение издания 1951 г. СПБ: Наука, 2004. – 407 с.
5. Шулевский Н.Б. Ноосферная демиургия и образование в творчестве М.В. Ломоносова // Философия хозяйства. 2016. №2. – С.26-43.
6. Юдина Т.Н. Россия как цивилизация и цивилизация как Россия (домостроительные ответы России на доморазорительные вызовы анти-России). Монография. — М.: ИНЭС, 2021. — 184 с.
7. Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. -- М.: ТЕИС, 2015. - 448 с.