«Едва ли какой другой народ в мире отдаёт столько справедливости, как мы, китайцам. Ведь они сумели сохранить семейственную благодушность и миролюбивое следование за своими мудрецами при всех исторических передрягах, с ними бывших… что он (китайский народ) противник войн, великий и передовой земледел, умеющий обходиться без аристократических привилегий, почитающий мудрецов и лиц ученых, добродушный и верный, изобретший и компас…» (Д.И. Менделеев. Заветные мысли)
Современный мир-хозяйство, мир-система – весьма сложный, противоречивый, организованный-управляемый и неорганизованный-хаотичный, реальный и виртуальный, негармоничный и противоречивый организм-механизм. Он развивается в условиях одновременной глобализации и регионализации, сетеизации и информатизации, цифровизации и виртуализации, а также гибридной (смешанной), прежде всего информационной, «экономической»=доморазорительной войны. Следует помнить, что эта война идет за некие «новые» ценности и смыслы, а также – за передел мира, формирование нового цифрового рынка, нового мирового порядка в рамках так называемого «великого обнуления» = «великой перезагрузки».
Дать анализ проблемам совместного создания сообщества с единой судьбой стран Северо-Восточной Азии (СВА): РФ, КНР, Монголии, Южной Кореи, КНДР, Японии, а также российско-китайским экономическим отношениям возможно на основе трех современных концептов: геополитики, геоэкономики, геоидеологии, а также трансгрессии.
Концепт «совместного создания сообщества с единой судьбой СВА» как часть общего концепта «совместного создания сообщества с единой судьбой человечества». У истоков китайского концепта создания «сообщества единой судьбы человечества – СЕСЧ» стоят идеи французского философа Э. Ренана «Whatis a nation?», который позиционировал не только этническую общность народа и /или народов страны, но и общность их судьбы. Концепция «совместного создания сообщества с единой судьбой СВА» является частью общей концепции создания «сообщества единой судьбы человечества – СЕСЧ» (по-китайски традиционно 人類命運共同體, упрощенно 人类命运共同体; Rénlèimìngyùngòngtóngtǐ или Жэньлэйминъюньгунтунти) [5]. Ее выдвинул Си Цзиньпин в ноябре 2012 г. на XVIII съезде КПК. Годом позже, в Казахстане, 7 сентября 2013 г., Си Цзиньпин предложил еще одну, фактически одинаковую по смыслу концепцию-мега-проект «Экономический пояс шелкового пути» и/или «Один пояс - один путь» (по-китайски 一带一路). В 2015 г. с трибуны 70-й Генеральной Ассамблеи ООН Председатель КНР Си Цзиньпин заявил о концепции создания «сообщества единой судьбы человечества – СЕСЧ» как основы концепции мирного и гармоничного построения и развития современного мира, который ныне все более втягивается в гибридную войну, холодную войну 2.0.
Концепция создания «сообщества единой судьбы человечества – СЕСЧ» – это и геоидеология мирного развития человечества. Посредством МИРА, а не ВОЙНЫ должны разрешаться глобальные проблемы человечества: энергетическая и в целом ресурсная, демографическая, экологическая, продовольственная, информационная, кибернетическая, а также – борьбы с международной преступностью и безопасности.
Современный мир воспринял эти вышеназванные концепции Си Цзиньпина как глобализацию по-китайски. С приходом к власти в США Президента Д. Трампа в 2016 г. на смену геополитической и геоэкономической стратегиям глобализации предыдущих американских администраций с их мегапроектами Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерств пришла экономическая политика «трампономика» с проектами неомеркантилизма на основе принципа протекционизма и в целом «трампизм», связанный со свертыванием глобалистических североамериканских мега-проектов «глубинного государства».
К этому времени сформировался стратегический треугольник США-Китай-Россия. У США с их главным «благом» – американским долларом – насчитывалось примерно 80 стран-сторонников, так называемых «друзей доллара». Американская идея глобализации, создания гиперглобальной экономики«копируется» в настоящее время КНР по-своему, «с китайской спецификой». Китайский мега-проект «Один пояс – один путь» насчитывает около 60 участников. Россия же традиционно сильна глубинно-метафизически. Союзниками для России перманентно остаются свои Армия и Флот, а главное для нее – обладание теократической санкцией на осуществление миссии реализоваться Третьим Римом.
Духовную, культурную, цивилизационную миссию Россия должна осуществить и на Востоке [3]. В настоящее время нужно не просто экономическое движение на Восток. Необходима духовная, культурная устремлённость на Восток [6].
Геоидеологически Китай идёт на поводу чужой для него, западной идеи – марксизма, правда с китайской спецификой. Китай, имея конфуцианскую философию, выражает свою идею как «китайскую мечту». Социализм и коммунизм по-китайски – это путь, заимствованный и способный привести Китай в тупик, как это случилось в СССР.
У России и Китая есть много общего с точки зрения менталитета как системы ценностей и смыслов [2, 12-13]. Почти три с половиной тысячелетия зафиксированной истории китайцы придерживаются конфуцианской этики: почтения младшими старших, подчиненными – начальника. Нравственность, этика в Поднебесной в отличие от Запада выше права, экономики, политики. Исторически китайское государство строилось как государство «социальной справедливости» (а не Божественной справедливости, как в России), «социального правосудия» с его концептом сяокан – малого благоденствия, «умеренного благосостояния»(концепция среднезажиточного общества – сяокан – была предложена в 1979 г. Дэн Сяопином в рамках модернизации Китая). Русский мир немыслим без Бога, поскольку человек сотворен по Его образу и подобию. Человек – это дух, душа и тело; а также ум, слово или мысль, дух. Человек и микрокосм и макрокосм одновременно. Китайская и российская этики сопрягаются. Китайский художник Чжан Хуань в своих произведениях раскрывает связь христианства и конфуцианства (в картине «Иисус Христос и Конфуций»). Российский «Домострой» и китайские идеи Конфуция имеют некоторые общие начала. В настоящее время китайская и российская этики не приемлют аморальный либерализм, с его эгоизмом, гедонизмом, паразитизмом, однополыми браками, «радужной религией».
«Да, изначально Владимир Путин хотел изменить Россию в соответствии с Западом. Но через несколько лет президент РФ повернулся и сказал Западу: «Бай!», – так резюмируют китайские аналитики [4]. Маятник истории качнулся в сторону Востока.
«Совместное создание сообщества с единой судьбой СВА» – это региональные концепт и проект в рамках 6 стран Северо-Восточной Азии: РФ, КНР, Монголии, Южной Кореи, КНДР, Японии. Это – ответ на антикитайские коалиции и вызовы со стороны США и его союзников. Это – и политический, и социально-культурно-экономический региональный проект.
Что касается некоторых аспектов российско-китайских экономических отношений, то прежде всего остановимся на проблемах энергетического российско-китайского газового сотрудничества: «Ямал СПГ» и «Сила Сибири-1» [1, 252-262]. В рамках проекта «Ямал СПГ» 19 июля 2018 г. первое судно с сжиженным природным газом (СПГ) прибыло в Китай на приемную станцию СПГ провинции Цзянсу через Северный путь (Арктический шелковый путь), открыв новый этап российско-китайского энергетического сотрудничества [Ямал СПГ, 2019; Китайская Арктическая стратегия, 2018]. Этот проект был совместно разработан российскими компаниями «Новатек» (50,1%), CNPC (20%), Total (20%) и «Фонд Шёлкового пути КНР» (9,9%) в рамках китайского мега-проекта «Один пояс – один путь».
В рамках данного мега-проекта были построены три производственные линии с годовой производительностью 5,5 млн. тонн (всего 16,5 млн. тонн и 1 млн. тонн масла конденсата) и строится четвертая производственная линия с годовой производительностью почти 1 млн. тонн.
Первая производственная линия завода была запущена в декабре 2017 г., а вторая и третья линии – в июле и ноябре 2018 г. соответственно. В контексте соглашения после ввода в эксплуатацию трех линий проекта Ямал СПГ в 2019 г., CNPC будет импортировать 3 млн. тонн сжиженного природного газа каждый год. Четвертая производственная линия должна быть построена на основе российской технологии производства сжиженного газа, разработанной «Новатек», и быть готовой к запуску в конце 2019 г., однако сроки были перенесены [Ямал СПГ, 2019].
Для КНР самая дешевая цена СПГ в Малайзии, а самая высокая цена в Катаре. Импортный СПГ в КНР из Катара приходил через китайско-мьянманский нефтегазопровод по средней цене 18 долл./ млн. БТЕ (британских тепловых единиц) в 2013 г. Эта цена слишком высокая, она 2 раза выше, чем из России [Международное энергетическое агентство, 2015]. Поэтому существует реальная возможность расширения энергетического сотрудничества между КНР и РФ в области СПГ. Это доказала реализация проекта «Ямал СПГ».
Импорт сжиженного природного газа из стран-экспортеров СПГ осуществляется через транспортные узлы, находящиеся в Ормузском и Малаккском проливах, где существуют такие риски, как террористические акты и захват пиратами транспорта, перевозящего СПГ. Поставки сжиженного природного газа из стран Юго-Восточной Азии, таких как Малайзия и Индонезия, являются стабильными в настоящее время.
Таким образом, энергетическое сотрудничество КНР со странами-экспортерами СПГ реализуется в рамках финансовой выгоды и энергетической безопасности.
Распространение коронавируса не оказало влияния на поставки российского газа в Китай по магистральному газопроводу (МГП) «Сила Сибири–1». «Газпром» сообщил, что скоро начнется планирование и техническое обоснование строительства второго трубопровода для транспортировки российского газа в Китай. В декабре 2019 г. уже началась эксплуатация трубопровода «Сила Сибири». Его пропускная способность составляет 38 млрд. куб. в год. Планируемая «Сила Сибири–2» будет экспортировать до 50 млрд. куб. в год.
Стратегическое партнерство РФ и КНР является диверсифицированным, продолжается в разных направлениях. Разрабатываются российско-китайские проекты по дальнейшему освоению космоса и добыче природных ресурсов, а также военной поддержки. РФ готова поддерживать своего стратегического партнера – КНР – в создании системы раннего предупреждения для обнаружения ракетных ударов врагов в контексте оборонительной доктрины. Проекты России и Китая относительно строительства космической базы на Луне и второго газопровода «Сила Сибири–2» требуют больших капиталовложений. Проектный менеджер фонда «Сколково» по направлению «Космические технологии» И.[?] Косенков уверен, что совместные российско-китайские планы по освоению космического пространства технико-технологически вполне реальны, однако финансовый вопрос, сколько средств каждая из стран готова в них вложить, не решён.
Перспективным является российско-китайское сотрудничество в области цифровизации экономики в контексте индустрии 4.0. Однако даже в КНР отметили, что в России отдельные влиятельные политики с большой симпатией относятся к опыту Китая по внедрению системы социального рейтинга и/или контроля, внедряемой в различных китайских провинциях. Они хотят провести цифровизацию российского общества, а не создание индустрии 4.0. Действительно, цифровая система социального кредита может стать системой контроля и управления над человеком и обществом со стороны государства в РФ, что далеко неоднозначно воспринимается российскими гражданами в отличие от граждан КНР.
Выводы:
– Совместное создание сообщества с единой судьбой стран Северо-Восточной Азии (СВА) происходит в сложной геополитической обстановке, в условиях борьбы за «новые» ценности и смыслы, а также – за передел мира, формирование нового цифрового рынка и мира, т.н. «великой перезагрузки».
– Российско-китайские экономические отношения в рамках стратегического партнерства расширяются и диверсифицируются. Наряду с поставкой энергоресурсов в виде природного и сжиженного газа разрабатываются и реализуются высокотехнологичные проекты в области обороны, освоения космоса, цифровизации.
Юдина Тамара Николаевна, д.э.н., доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корр. РАЕН, член Центрального Правления Общества Российско-Китайской дружбы (ОРКД)
Литература:
1. Мамий И.П., Чжоу Ц., Юдина Т.Н. Экономико-статистический анализ добычи и потребления нефти и газа в КНР в период с 11-й по 13-ю пятилетку // Сборник. 40 лет экономических реформ в КНР / сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2020. –320 с. ISBN 978-5-8381-0363-5. – С. 252-262.
2. Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. М.: ТЕИС, 2015. –448 с.
3. [Электронный ресурс] // URL: - (дата обращения: 28.07.2020).
4. [Электронный ресурс] // URL: - (дата обращения: 19.10.2020).
5. [Электронный ресурс] // 3138. 习近平频提的“命运共同体”是怎样一种外交理念?--专题报道-人 cpc.people.com.cn. – (дата обращения: 28 ноября 2017).
6. [Электронный ресурс] // URL: - (дата обращения: 21.07.2020).
7. [Электронный ресурс] // URL: - (дата обращения: 20.10.2020).
Статья Т.Н. Юдиной на китайском языке опубликована, см.: Yudina T. N. Russia-China economic cooperation and the building of a community of shurred future in Northeast Asia // Journal of Northeast Asian Studies. – 2021. – no. 2. – P. 28-33.