Вопрос о построении социализма в отдельно взятой стране и ключевая ошибка марксизма

Размышление третье

Бывший СССР  Православный социализм 
0
1570
Время на чтение 12 минут

 

Размышление первое. Что такое капитализм

Размышление второе

 

Привлекательность марксизма во многом объясняется его внутренней концептуальной логикой, создающей эффект теоретической красоты. Согласно марксизму, переход от одной формации к другой происходит закономерно, а вовсе не в силу случайного удачного стечения обстоятельств. Для перехода требуются: с одной стороны соответствующее развитие производительных сил, а с другой накопление массы неразрешённых проблем. Принципиальная невозможность устранить проблемы в рамках существующих общественных отношений при том, что имеющихся производительных сил для этого уже достаточно, приводит  к кризису системы, в результате которого возникает новая социальная реальность, адекватная достигнутому уровню развития производительных сил. Это такая объективная механика, не зависящая от желаний и поступков конкретных людей. Максимум, что можно сделать это осознать процесс и дальше действовать уже осознанно, отсекая то, что тормозит движение, и поощряя то, что совпадает с вектором социального прогресса.

 

Конечно, в учении Маркса очень много от философии Гегеля. В первую очередь диалектический механизм, где новая стадия социального развития мыслится как синтез, возникающий в результате разрешения конфликта между тезисом (старые производственные отношения) и антитезисом (новый уровень производительных сил). Однако не менее важно и другое заимствование. У Гегеля историю творит абсолютный дух, достигающий всё более высокого уровня самопознания. Что означает неизбежность  прогресса, который вшит в саму онтологию мироздания. Это ощущение воспроизводится и в марксизме.  Теоретическая возможность более высокого развития производительных сил, а следовательно существования соответствующих им новых производственных отношений, а следовательно построения более прогрессивного общественного строя, означает, что, как бы история ни петляла, исторический прогресс неизбежен. Отсрочить появление коммунистического общества можно, предотвратить нельзя. Как вода естественным образом устремляется в незаполненные пустоты, так и история стремится воспроизвести наиболее эффективные общественные отношения. Маркс полагал, что наиболее продуктивен творческий труд  экономически свободных людей, а строй, способный гарантировать как реализацию способностей человека, так и его защиту от эксплуатации, как раз и есть коммунизм.

 

Поэтому, по Марксу, общественное развитие шло к коммунизму. Объективные процессы нельзя обмануть. От будущего не спрячешься, но также нельзя получить прогрессивный строй по произволу желания там и тогда, когда тебе захотелось. Лучшее общество возможно лишь при максимальном развитии производительных сил, которое достижимо только в глобальном масштабе. Повсюду должен воспроизводиться один и тот же конфликт между новым уровнем производительных сил и несоответствующими ему производственными отношениями. «Без этого, писали Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии"[1], 1) коммунизм мог бы существовать только как нечто местное, 2) сами силы общения не могли бы развиться в качестве универсальных, а поэтому невыносимых сил: они остались бы на стадии домашних и окруженных суеверием «обстоятельств», и 3) всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм».

 

Стоит прокомментировать каждый пункт этого пассажа. Коммунизм как "нечто местное", по мысли классиков марксизма, вовсе не допустимая опция. Это квазисостояние, которое бы доказывало, что устроение лучшего общества возможно случайным образом, что, в свою очередь, опровергало бы объективный характер исторического прогресса, а поскольку, как они считали, на самом деле ход истории определяется открытыми ими объективными законами, то тезис о местном коммунизме это невозможное допущение. То есть мы имеем дело с доказательством от противного.

 

Второй пункт любопытен тем, что он содержит предсказание возникновения информационного барьера между старым и новым обществами. Если единый всемирный контекст разбить на локации, то происходящее в любой из них будет восприниматься как местная специфика. Человек природно склонен к консерватизму, поэтому многие будут принимать капитализм по традиции, не осознавая  неправильности и даже невыносимости своей жизни. Что позволит капитализму устоять.

 

Глядя из сегодняшнего дня и имея опыт исторического социализма, можно заметить кое-что ещё. Социалистические локации также оказались склонны к закреплению своей местной специфики в виде традиции. Вместо единого ("правильного") строя человечество получило целый набор изводов социализма, что усугубило кризис теории социализма и, по-видимому, ускорило крах социалистического лагеря.

 

Но наиболее интересен третий пункт из приведённой цитаты. «Всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм». Мы знаем, что так оно и случилось. Расширение притока информации из-за рубежа привело к росту неудовлетворённости тем уровнем жизни, что мог обеспечить своим гражданам СССР. Идеологический посыл, в соответствии с которым социализм является более передовым строем, чем капитализм, разбился о витрины западных магазинов, изобилие которых обескураживало советского человека.

 

Советская пропаганда пыталась объяснить, что наличие товаров в витрине вовсе не означает, что это всё это можно купить, но подобная аргументация не работала. Во-первых, и в СССР были дорогие товары, которые мог купить не каждый. Но их тоже надо было искать или "доставать". Во-вторых, философия западного мира основывалась на тезисе, что каждый может проявить экономическую инициативу и заработать себе премиальный уровень потребления. Этот тезис опровергнуть не получалось, потому что подъём к большему потреблению действительно возможен, и советские люди отождествляли себя, конечно же, с теми, кто добился успеха, а не с неудачниками. В-третьих, попытки советской пропаганды указать на то, что победителей в экономической гонке не может быть много и большинство состоит из проигравших, по мере расширения общения воспринимались всё хуже, поскольку люди видели, что средний человек на Западе живёт неплохо и, в целом, лучше, чем средний человек в СССР.

 

Согласно марксистской теории, капитализм не может снижать степень эксплуатации, поскольку капиталу нужна максимальная прибыль. Однако, столкнувшись с рабочим движением и альтернативной социальной реальностью в виде социалистических стран, капитализм сделал выводы и скорректировал распределение. Некоторая доля прибыли (и не такая уж маленькая) стала направляться на обеспечение потребления народных масс. Социалисты любят говорить, что капиталистический Запад эксплуатировал страны третьего мира и частью полученной в результате этого прибыли делился с трудящимися. Они правы, такой источник прибыли действительно существовал (и существует до сих пор), но он не единственный. Капиталистическая экономика так или иначе производит прибыль, и она делала это лучше, чем социалистическая.

 

На одном из витков дискуссии о возможности построения социализма в отдельно взятой стране было признано, что социалистические революции не могут произойти одновременно во всех странах мира. В какой-то стране это должно случиться раньше, чем в других. Согласно марксистской теории, застрельщиком революции могла оказаться лишь та страна, в которой развитие производительных сил достигло максимального развития, поскольку, с одной стороны, это обеспечивало бы предельную остроту конфликта (делало старые производственные отношения "нестерпимыми"), а с другой, производительные силы могли бы обеспечить приемлемый для всех уровень жизни в условиях равного распределения. В противном случае переход к обществу равенства грозил обернуться (как сказано в "Немецкой идеологии") лишь всеобщим распространением бедности[2].

 

Однако Россия, в которой революция оказалась возможной, к наиболее развитым странам не принадлежала. Стечение обстоятельств сделало её уязвимой («наиболее слабым звеном в цепи империализма»[3]), чем и воспользовались большевики. Развития производительных сил явно не хватало, чтобы со сменой строя сразу же перейти к обществу всеобщего достатка. Достатка ещё следовало достичь. В результате советское государство с самого начала попало в позицию догоняющего. Как мы знаем, догнать капиталистический Запад не получилось.

 

Но был ли Маркс прав в принципе? Можно ли считать коммунизм (хотя бы в горизонте чистой теории) строем с самой высокой экономической эффективностью?

 

Работа по принуждению заведомо не может быть столь же эффективной, как свободный труд человека, увлечённого своим делом. Представим себе, что общество состоит исключительно из увлечённых тружеников, которым ничто не мешает работать с полной отдачей; в таком обществе можно ожидать рекордной производительности труда. Экономический результат подобной системы должен быть вне конкуренции.

 

В "чистых" условиях потенциал коммунизма действительно высок. По сравнению с ним капитализм выглядит отсталой и малоэффективной системой. Почему же история не приближает нас к коммунизму, и сегодня коммунистическое общество кажется ещё большей утопией, чем сто или двести лет назад?

 

В фундаменте марксистской теории есть существенный изъян. При всём своём материализме, Маркс (не без влияния Гегеля) усвоил один идеалистический, в сущности, тезис, которому неукоснительно следовал: он всегда выводил частное из общего. Если общественное развитие определяется движением в сторону более эффективного общества, то необходимые предпосылки для перехода на следующую  ступень так или иначе всё равно возникнут.  Культура, формы мышления, содержание как индивидуального, так и общественного сознания, вообще вся сфера духовного это надстройка над экономическим базисом, и какой быть надстройке определяется уровнем развития производительных сил и существующими производственными отношениями. Психология есть частность, человек существо историческое и как таковое всегда соответствует историческому моменту. Конечно, есть те, кто опережает своё время, есть отсталые личности социальный балласт, но в целом развитие общества создаёт нужного в этот момент человека.

 

Подобные взгляды, несмотря на их подчёркнуто антирелигиозный характер, следует признать идеалистическими. Маркс проигнорировал факт грешной природы человека, и на этом споткнулся весь марксизм. Нужный для коммунизма человек не возник и возникнуть не может. За исключением немногих выдающихся личностей, люди не склонны трудиться с полной отдачей, даже имея для этого все возможности, включая отсутствие ограничений по потреблению. Таким образом, устранение бремени эксплуатации не способно подтолкнуть рост эффективности, скорее, наоборот, почувствовав, что принуждение ослабло, люди  будут снижать интенсивность своего труда. Социалистическая экономика неизбежно менее продуктивна, чем капиталистическая. Благодаря концентрации в руках государства всех национальных ресурсов социализм может добиваться отличных результатов, обеспечивая локальные прорывы на особо важных участках. Но по общему объёму производимых благ он обречён на отставание, которое будет проявляться, прежде всего, в сфере персонального потребления, поскольку интересы граждан вторичны по отношению к интересам государства (обобществлённого капитала).

 

В сравнении по потребительскому потенциалу (возможностям потребления) социализм всегда будет проигрывать капитализму. При параллельном существовании обеих систем спрятать эту разницу невозможно. Ожидать, что граждане социалистического государства окажутся настолько высокодуховными, что сочтут своё потребительское отставание несущественным, наивно человек грешен и потому падок на соблазны. Также не стоит ожидать, что капиталистическое потребительское изобилие когда-нибудь станет исключительной прерогативой узкого слоя сверхбогатых людей, а все остальные окажутся в условиях дефицита потребления и составят взрывную массу для социалистической революции. Слишком свежа ещё память о том, что практическая реализация альтернативы капитализму всё же возможна, и в крови капиталистического общества по-прежнему вырабатываются антитела к полноценному социализму. 

 

Капиталистический мир выглядит достаточно сбалансированной политической системой. Капитал, конечно, всё также склонен к максимизации прибыли, однако по мере того, как снижается уровень потребления широких масс, в обществе нарастают социалистические настроения, что приводит к коррекции политического курса. Государство одёргивает бизнес, применяя налоговое регулирование или вводя новые законодательные ограничения. Активизируются механизмы социальной поддержки, позволяющие нуждающимся нарастить своё потребление до терпимого уровня. Иными словами, при росте социальной температуры включается система охлаждения, что должно исключить вероятность социального взрыва. Там, где государство слабое и не обладает ресурсами, необходимыми для амортизации социального напряжения, взрыв всё же возможен, но при принятых правилах игры он не приведёт к тому, что на языке марксистской теории называется сменой общественного строя, всё закончится реформами в пределах капитализма.

 

Итак, можно сформулировать ключевую проблему социализма. Разрыв "слабого звена империализма" и возникновение социалистического государства не может считаться верным шагом к установлению общества нового типа. Появление социалистического общества не станет катализатором, ускоряющим переход к социализму в других странах, скорее наоборот реально существующий социализм заставит капиталистические страны вести более взвешенную социальную политику. В то же время, само государство состоявшегося социализма будет испытывать неизбывный комплекс неудачника потребления: без жёсткой эксплуатации оно не сможет обеспечить выработку благ на уровне, сравнимом со странами капитализма.  Что достаточно быстро приведёт его к кризису и реставрации элементов капитализма. А варианта одновременного построения социализма в глобальном масштабе, пожалуй, и нет. Выходит, проблема неразрешима.

 

 

[1] «Немецкая идеология» была написана в 1845-1846 гг. Опубликована лишь в СССР - 1-ая глава в 1924 году на русском, вся рукопись на немецком - в 1933 г.

[2] «Чтобы стать «невыносимой» силой, т.е. такой силой, против которой совершают революцию, необходимо, чтобы это отчуждение (речь идёт об отчуждении от работника создаваемого им продукта) превратило основную массу человечества в совершенно «лишенных собственности» людей, противостоящих в то же время имеющемуся налицо миру богатства и образования, а оба эти условия предполагают огромный рост производительной силы, высокую степень ее развития. С другой стороны, это развитие производительных сил (вместе с которым уже дано эмпирическое осуществление всемирно-исторического , а не узко местного, бытия людей) является абсолютно необходимой практической предпосылкой еще и потому, что без него имеет место лишь всеобщее распространение бедности…»

[3] Обычно эту формулу приписывают Ленину. Образ слабого звена в цепи действительно принадлежит Ленину, у него даже есть такая статья – «Крепость цепи определяется крепостью самого слабого звена ее», но она посвящена не теории империализма, а перипетиям политической борьбы 1917 г. Наложение образа слабого звена на общую теорию революцию сделано Сталиным в его работе «Об основах ленинизма» (1924 г.):  «Фронт капитала прорвётся там, где цепь империализма слабее, ибо пролетарская революция есть результат разрыва цепи мирового империалистического фронта в наиболее слабом её месте, причём может оказаться, что страна, начавшая революцию, страна, прорвавшая фронт капитала, является менее развитой в капиталистическом отношении, чем другие, более развитые, страны, оставшиеся, однако, в рамках капитализма».

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Социализму - быть!

Нужный для коммунизма человек не возник и возникнуть не может.

Тем не менее он возник. Советский человек, победивший фашизм, вырвавшийся в космос, превративший Росию в сверхдержаву. За исключением немногих выдающихся личностей, люди не склонны трудиться с полной отдачей, даже имея для этого все возможности, включая отсутствие ограничений по потреблению.

Это решаемая проблема, и идеологи социализма/коммунизма это явно осознавали. Главная проблема - отчуждение работника от результатов труда. Неверно принимать социализм как идеальный строй. Отчуждение сохраняется почти всегда. Но социализм, в отличие от капитализма, проблематизировал этот вопрос. Таким образом, устранение бремени эксплуатации не способно подтолкнуть рост эффективности, скорее, наоборот, –почувствовав, что принуждение ослабло, люди будут снижать интенсивность своего труда.

Во-первых, охота пуще неволи. Во-вторых, Сталин в "Экономических проблемах социализма" предвидел эту проблему. Собственно, его занимала больше другая проблема - культурный досуг советских граждан. Эту проблему СССР не решил, а не надуманную "интенсификацию труда". Социалистическая экономика неизбежно менее продуктивна, чем капиталистическая.

Тоже мне бином Ньютона! Разумеется, она менее эффективна с точки зрения бухгалтера. Ибо ее цель - не прибыль. В социалистической системе колоссальные издержки на соцкультбыт. Но вместе с тем, в социалистической системе хозяйствования заложен механизм снижения себестоимости и издержек на логистические цепочки. За счет планирования и рационализаторства. Но по общему объёму производимых благ он обречён на отставание, которое будет проявляться, прежде всего, в сфере персонального потребления, поскольку интересы граждан вторичны по отношению к интересам государства (обобществлённого капитала).

А это плохо? Может быть, не надо культивировать потребителя? В сравнении по потребительскому потенциалу (возможностям потребления) социализм всегда будет проигрывать капитализму. При параллельном существовании обеих систем спрятать эту разницу невозможно.

Возможно. В 70-е годы капитализм проигрывал социализму, победа ему далась путем обмана, путем тотального закредитования домохозяйств (жизни в долг). В 2008 г. и этот ресурс приказал долго жить. Ожидать, что граждане социалистического государства окажутся настолько высокодуховными, что сочтут своё потребительское отставание несущественным, наивно – человек грешен и потому падок на соблазны.

Но попробовать стоит. Тем более, что для русского человека "социальная справедливость" - не пустой звук. Главное, чтобы она была тотальна, - тогда мы способны претерпеть многое. Также не стоит ожидать, что капиталистическое потребительское изобилие когда-нибудь станет исключительной прерогативой узкого слоя сверхбогатых людей, а все остальные окажутся в условиях дефицита потребления и составят взрывную массу для социалистической революции.

Именно это нас и ожидает по итогам самоизоляции. Средний класс, кейнсианская "подушка безопасности" капитализма, тает как шагреневая кожа. Слишком свежа ещё память о том, что практическая реализация альтернативы капитализму всё же возможна, и в крови капиталистического общества по-прежнему вырабатываются антитела к полноценному социализму.

Дайте срок. Капиталистический мир выглядит достаточно сбалансированной политической системой.

Да ладно! Фейк-пандемия его разбалансировала так, что "мама, не горюй"! Капитал, конечно, всё также склонен к максимизации прибыли, однако по мере того, как снижается уровень потребления широких масс, в обществе нарастают социалистические настроения, что приводит к коррекции политического курса.

Так было при кейнсианском капитализме. В эпоху неолиберализма всё ровно наоборот. Государство сбрасывает с себя все социальные издержки. В странах периферийного капитализма (как в России) это вдвойне обострено. Там, где государство слабое и не обладает ресурсами, необходимыми для амортизации социального напряжения, взрыв всё же возможен, но при принятых правилах игры он не приведёт к тому, что на языке марксистской теории называется сменой общественного строя, всё закончится реформами в пределах капитализма.

Цыплят по осени считают. Итак, можно сформулировать ключевую проблему социализма. Разрыв "слабого звена империализма" и возникновение социалистического государства не может считаться верным шагом к установлению общества нового типа. Появление социалистического общества не станет катализатором, ускоряющим переход к социализму в других странах, скорее наоборот – реально существующий социализм заставит капиталистические страны вести более взвешенную социальную политику. В то же время, само государство состоявшегося социализма будет испытывать неизбывный комплекс неудачника потребления: без жёсткой эксплуатации оно не сможет обеспечить выработку благ на уровне, сравнимом со странами капитализма. Что достаточно быстро приведёт его к кризису и реставрации элементов капитализма. А варианта одновременного построения социализма в глобальном масштабе, пожалуй, и нет. Выходит, проблема неразрешима.

Высосанная проблема. Социализм - угроза для капитализма в любом виде и под любым соусом. Даже чучхе - это проблема для США. Уровень благ определяется глубиной разделения труда, т.е. это не порок социализма а геополитический порог: капитализма было больше на глобусе, чем социализма (это хорошо понимал Сталин и совершенно не понимал Хрущев, разругавшийся с Китаем).
Полтораки / 18.05.2020, 13:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Цивилизация лжи
Знать правду — допускается, жить по ней — нет
30.05.2025
Эпоха информации
Информация – новая категория бытия, адаптация к которой ещё не закончилась
20.05.2025
Кто такой человек?
В современном обществе люди воспринимаются как абсолютный пассив, которым могут воспользоваться деструктивные элементы, стоит лишь ослабить контроль
13.05.2025
Парадигма развития
Либо мы сумеем перестроить привычки мышления, заплатив за это малой кровью, либо цивилизацию ждёт катастрофа
08.04.2025
Почему нас так волнует социальное устройство?
Ответственность и право — две стороны одной медали
02.04.2025
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Бывший СССР
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Кому выгодно сегодня поднимать скандал вокруг останков Ленина и Мавзолея?
30.06.2025
Нация, национализм и полтора землекопа
Почему западные эксперты не смогли объяснить войны Израиля против Хамас и Ирана?
30.06.2025
«Территория украинства сжимается как шагреневая кожа»
Изначально было понятно, что при любом исходе этого конфликта для России у Украины практически не оставалось шансов уцелеть
30.06.2025
«Это вопрос системы ценностей»
Говоря о нравственности в экономике, необходимо преодолеть негативный опят девяностых, когда «пилили» советскую экономику, выкидывали миллионы людей на улицы, а потом наживали огромные состояния
30.06.2025
Все статьи темы
Православный социализм
Будущее, в котором хотелось бы жить народу
Нам нужны справедливость, духовность и нравственность с опорой на прочный и честный материальный достаток, высокий уровень образования, культуры и науки
10.05.2025
Есть ли в России социальная справедливость?
Об одном примечательном опросе ВЦИОМ
08.05.2025
Истинная природа «собственности» в становлении глобального социума
«Общественная собственность» пробуждает и воспитывает в человеке не «эгоистическое», а коллективистское самосознание, научая людей не разделять мир на «мое» и «твое», а видеть в нем «наше» общее Вселенское достояние
08.05.2025
Дебаты по Украине и жёсткая правда о России
Альтернатива существующей денежной системе существует, и это советская модель
26.04.2025
Социализм и его искажения
Где воля Бога, а где метания людей?
15.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.06.2025 20:54
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от Тимофеев Александр
30.06.2025 20:43
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.06.2025 20:29
Кто же такие русские?
Новый комментарий от Zakatov
30.06.2025 20:19
Парадокс Ленина: почему мумия жива?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.06.2025 20:15
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.06.2025 20:08
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Vladislav
30.06.2025 20:00