Уроки из XIX века: русский дух против идеологической агрессии

2. Механизмы защиты от идеологической агрессии

Бывший СССР  Консервативная классика  Русская цивилизация 
0
1402
Время на чтение 8 минут

1. Смыслы идеологической агрессии

«Надо воротиться к началам родной земли… русским надо быть русскими, идти путем русским, путем веры, смирения, жизни внутренней».

К.С. Аксаков

Главным субъектом разрушения православного сознания в общественном дискурсе начала XIX века стало Библейское общество, его организатором был А.Ф. Лабзин, открывший в Санкт-Петербурге масонскую ложу «Умирающий Сфинкс». Для тех, кто забыл о главных устремлениях масонов, напомним – это тайный демонический орден, деятельность которого направлена на разрушение христианства в целом и в особенности Православия. Кто и зачем должен прийти после разрушения христианства – подробно изложено в Откровении Иоанна Богослова (1).

Библейское общество стало не столько издателем Библии, сколько центром по распространению масонской литературы. Адепты различных сект и протестантских учений вели в России идеологическую войну с Православием, прикрываясь благородной работой по изданию и распространению Библии. С фантастической скоростью вся страна покрылась сетью библейских обществ, через которые активно распространялась нигилистическая литература.

В результате нарастания нигилизма в общественном дискурсе укреплялись ранее налаженные связи между масонами и различными сектантами, среди которых особенно выделялись - хлысты, скопцы, духоборы и молокане. Все большее количество дворян искали духовные идеалы в западных католическо-протестантских философских системах. Поле русского самосознания в образованном русском обществе стремительно сокращалось. Нарастало и непонимание смыслов существования Русской цивилизации, значения Православной Церкви, роли русских традиций в жизни общества. Шла идеологическая война, направленная на превращение образованного русского общества в иванов, не помнящих родства.

Первыми защитниками русского самосознания, которые на основе научных исследований изучили механизм его формирования и сохранения были славянофилы. Они поняли и обосновали механизмы укрепления русского самосознания в обществе и противодействия западной идеологической агрессии. Славянофилы имели прекрасное гуманитарное образование, были хорошо знакомы с европейской философией и западными религиозными сочинениями. Главным вопросом исследований славянофилов стал вопрос о значении Православия в истории Русской цивилизации.

Особую роль в создании механизма защиты русского самосознания от западных богоборческих влияний сыграли Иван Васильевич Киреевский и его супруга - Наталья Петровна Арбенева (2). Этот механизм представлял собой духовно-информационное поле, в котором православные духовные идеалы воплощались в исторических и культурологических публикациях, размышлениях о современном состоянии дел и поиском методов преодоления нестроений во всех сферах жизни общества.

Сам Иван Васильевич имел философское образование, слушал лекции и неоднократно общался с Шеллингом и Гегелем. Можно сказать, что философия стала смыслом его жизни. Жена Киреевского была достаточно образована, отличалась не только своей глубокой религиозностью, но и знанием Священного Предания Православной Церкви. И вот на втором году супружества в 1936 году, он предложил ей прочесть французского философа Виктора Кузена, который видел основную задачу философии в критическом отборе истин из «прошлых систем» на основе «здравого смысла». И что же?

Она прочитала книгу, нашла в ней много достоинств, но заметила, что в сочинениях святых отцов все это изложено гораздо глубже. И это замечание задело Ивана Васильевича за живое, он стал тайком брать у жены святоотеческие книги, и читать их. По мере погружения в святоотеческие мысли, начинает набирать силу благодатный процесс духовного преображения самого Киреевского.

Сравнивая западные философские концепции с православным учением, он начинает понимать, что в основе русского образа жизни – община, организованная на принципах православной соборности, тогда как на западе – индивид, строящий юридические отношения с другими индивидами. Монастырь и церковь – центры духовного преображения, крестьянская община – центр самоорганизации народной жизни, дворянское собрание – центр самоорганизации высшего света, артель – центр промысловой и промышленной самоорганизации. Русская цивилизация – цивилизация воплощения православного духа в особые организационные формы, которые принципиально отличаются от западных форм (2).

После получения благословения владыки Филарета (Дроздова), митрополита Московского в 1847 году и под руководством Оптинского старца Макария супруги Киреевские принимают самое активное участие в издании и распространении многотомного «Добротолюбия», включающего творения святых отцов - аввы Дорофея, Максима Исповедника, Феодора Студита, Варсонофия Великого, Симеона Нового Богослова, Нила Сорского и других.

Они помогают изданию собственными денежными средствами, занимаясь корректурой, переводами, поддерживая связь с типографией, общаясь по мере надобности с цензурой. Эта работа объединила вокруг себя духовно устремленные интеллектуальные силы. В работе также участвовали профессора: С.П. Шевырев, М.П. Погодин, М.А. Максимович, писатель Н.В. Гоголь и ряд других высоко образованных людей того времени. Душою всего проекта, инициатором и руководителем был старец Макарий Оптинский (2,3).

Ввиду того, что издание книг осуществлялось на средства благотворителей, иеромонах Макарий и игумен Моисей щедро рассылали книги во все библиотеки, всего было выпущено свыше 125-ти изданий в количестве 225.000 экземпляров.

Чем же были так ценны святоотеческие труды? Книги содержали в себе вероучительные и литургические каноны, благодатный многовековой духовный опыт православных подвижников. На протяжении веков восточные аскеты в совершенстве изучили душу человека, законы духовной жизни и сам путь к духовному совершенству. Эти книги давали проверенные многовековым опытом ответы на главные вопросы жизни человека: 1) в чем смысл земной жизни? 2) как убедиться в реальности вечности; 3) как нужно жить, чтобы попасть в Царствие Божие?

Благодаря этой работе святоотеческие труды поступили в библиотеки академий, семинарий, правящих епископов. Наконец то проблема доступности Православного учения для образованного общества получила свое решение. Образованное русское общество получило материалы с духовными основами русского самосознания. На местах издание новых книг продолжится, создаются религиозно-философские кружки, начинается издание просветительских листков для широких народных масс.

Постепенно формируется духовно-информационное поле, защищающее русское самосознание от западных богоборческих идеологий и религиозных ересей. Русское образованное общество начинает глубже узнавать свою собственную историю, культурные достижения, значение православного учения в формировании и развитии культурных традиций. Православные духовные идеалы занимают прочное место в определении русского самосознания.

Славянофилы издают журналы и газеты, публикуют сборники статей с результатами исследований по русской истории и культуре, содержание которых работает на укрепление православных идеалов и является опорой для всех, кто ищет решения для актуальных проблем с помощью собственных культурно-исторических традиций.

Один из главных оппонентов славянофилов - А.И. Герцен так оценил результаты их работы: «…Они сделали свое дело… Они сделали то, что хотели сделать, и если не могли остановить фельдъегерской тройки, посланной Петром и в которой сидит Бирон и колотит ямщика, чтобы тот скакал по нивам и давил людей, – то они остановили увлеченное общественное мнение и заставили призадуматься всех серьезных людей. С них начинается перелом русской мысли» (3). И этот перелом будет нарастать и, в конечном счете приведет к созданию советской идеологии, когда сталинская группа начнет искать идеологические основания для построения социализма в ССССР.

Славянофильская концепция с православными духовными идеалами и соборными формами организации русской жизни станет духовным генератором русского социализма - колхозных общин, заводских коллективов и советов всех уровней. Сталин и его сторонники пришли к выводу, что русский социализм возможен только в русских историко-организационных формах.

В дальнейшем советские философы и социологи неоднократно пытались найти возможности для развития советского проекта в марксизме-ленинизме, который к началу 20-х годов прошлого века полностью утратил свою научную адекватность и превратился в памятник социально-экономической мысли, но безрезультатно.

Беда была еще и в том, что советский проект создавался не на марксизме и очень мало в нем было ленинизма. Все успехи сталинского социализма в воплощении и творческом преобразовании традиционных русских цивилизационных форм и все неудачи в попытках реализации марксисткой догматики. Советский проект был создан на основе славянофильских идей, и сам Сталин в свои поздние годы не считал зазорным причислять себя к последователям этого течения.

Так на приеме в честь чехословацкой делегации 28 марта 1945 года он заявил: «Теперь много говорят о славянофильстве и славянофилах. Нас зачастую сравнивают со старыми славянофилами царских времен. Это неправильно… Мы, новые славянофилы-ленинцы, славянофилы-большевики, коммунисты, стоим не за объединение, а за союз славянских народов…» (4).

Славянофильская концепция, созданная на основе научного анализа русской истории и культуры, до сих пор остается матрицей для создания современных форм русской жизни. В первую очередь, это относится к механизмам сохранения русского самосознания в сфере образования и культурной работы, самоорганизации русских диаспор в автономные общины. Уроки борьбы русского духа с чужеземными идеологиями в XIX веке актуальны до сих пор.

Валерий Бухвалов, Dr.paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Масонство в России\ http://www.ruskalendar.ru/publications/detail.php?ID=11321

2. Киреевский И.В. Разум на пути к Истине: Философ. ст, публицистика, письма, переписка с преподобным Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пустыни. Дневник.- М.: Правило веры, 2002.

3. Концевич И.М. Оптина Пустынь\ http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/optina-pustyn/

4. Сталин И.В. Речи на обеде в честь Э. Бенеша 28 марта 1945 года\ http://grachev62.narod.ru/stalin/t18/t18_173.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Консервативная классика
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Софиология
19.04.2024
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
Слово о русской философии.
Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции
03.04.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Россию превращают в пародию…
Не прекращаются диверсии по негрификации страны
26.04.2024
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Это самый подлый и мерзкий способ диффамировать человека»
О скандале вокруг Высшей политической школы им. Ивана Ильина при РГГУ и попытках очернить Дугина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52