Как сообщалось, 11-12 февраля состоялись традиционные VII Калязинские чтения «Русского Собрания» по теме «Российская глубинка: свидание с Русью». Публикуем доклад, прозвучавший на мероприятии.
***
В прошедшем 2019 году 26 ноября в России отметили 250-летие учреждения Императрицей Екатериной II военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В федеральных архивах и в Историческом музее прошли выставки, посвященные самому знаменитому и почитаемому военному ордену России девиз которого – «За службу и храбрость».
Орден Святого Георгия имел четыре степени отличия. С 1769 по 1917 гг. I степень ордена вручалась 25 раз, II степень – 124 раза, III – 640 награждений и IV степень – около 15 тыс. награждений. Из этого числа IV степень ордена – 6.700 награждений непосредственно за боевые отличия и 7.300 за «25 лет» службы и 604 за военные кампании.
Со времени учреждения награды орден Святого Георгия жаловался только офицерскому составу русской армии. Высочайшим манифестом Императора Александра I от 13 февраля 1807 г. для награждения нижних чинов «за храбрость, против неприятеля оказанную», был учрежден Знак отличия Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именно данная награда, в просторечии именуемая солдатским Егорием, в дальнейшем стала самой массовой и знаменитой военной наградой России.
Знак отличия ордена, утвержденный в 1807 г., степеней не имел.
Первым удостоенным солдатского Георгия стал унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Иванович Митрохин за отличие в бою с французами под Фридландом 2 июня 1807 года.
Во время войны 1812 года среди награжденных Знаком отличия были и крестьяне, не состоявшие на военной службе, но участвовавшие в партизанских действиях, например крестьянин села Павлова Богородского уезда Московской губернии Герасим Курин.
В войне 1812 года впервые орденом Святого Георгия были пожалованы и священники Русской Православной Церкви. Первым сопричисленным к ордену Святого Георгия стал священник 19 Егерского полка Василий Васильковский. По представлению генерал-фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова Высочайшим повелением от 26 марта 1813 г. он был сопричислен к ордену Святого Георгия IV степени за то, что 12 октября 1812 г. «в сражении при Малом Ярославце шел впереди своего полка с Крестным знамением и примером своего мужества поощрял воинов к быстрому поражению неприятеля причем получил рану пулей в голову».
С 1805 по 1814 гг. орденом Святого Георгия I степени были удостоены три военачальника (Кутузов, Барклай и Беннигсен), II степени – 34 человека, III степени – 235 человек и IV степени – 916 человек. Награжденных Знаком отличия Военного ордена за время наполеоновских войн, войны 1812 года и заграничных походов с 1807-1814 гг. было почти 25 тыс. человек. Всего за время царствования Императора Александра I с 1807 по 1825 гг. было пожаловано около 47 тыс. Знаков отличия ордена.
Высочайшим повелением Императора Александра II от 19 марта 1856 г. были установлены четыре степени Знака отличия ордена. Знаки изготавливались из золота (1-я и 2-я ст.) и серебра (3-я и 4-я ст.). Награждения совершались последовательно: от младшей степени к старшей. Нумерация Знаков отличия с 1856 г. стала новой, отдельно для каждой степени.
С 1856 по 1913 гг. полными кавалерами Знака Отличия Военного ордена (обладателями всех четырех степеней) стали около 2 тысяч человек, 2-й, 3-й и 4-й степенями было награждено около 7 тысяч, 3-й и 4-й степенями — около 25 тысяч, 4-й степенью — 205 336.
10 августа 1913 г. в Севастополе Высочайшим указом Императора Николая II был утвержден новый статут Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Если для всех степеней ордена фактически подтверждались ранее установленные правила и вносились небольшие изменения, то вторая часть статута 1913 года именовалась «О Георгиевском кресте».
Отныне знаки отличия Военного ордена всех четырех степеней, «установленные в награду за выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения, против неприятеля в бою оказанные», стали официально именоваться Георгиевскими крестами. Нумерация крестов каждой степени началась заново.
В Первую мировую войну, или как ее назвали современники в Великую войну, Георгиевский крест стал самой массовой и почетной воинской наградой.
В Первую мировую войну орден Святого Георгия I степени не вручался.
Кавалерами ордена II степени стали: командующие фронтами генералы Н.Н. Юденич, Н.И. Иванов, Н.В. Рузский и великий князь Николай Николаевич-младший.
Орден III степени получили 72 человека, IV степени – 4.989 человек.
За период с 1914 по 1917 гг. Георгиевским крестом I степени были пожалованы 33 тыс. человек (то есть полные кавалеры), II степени – 65 тыс., III степени – 289 тыс., IV степени – 1. 200 тыс. человек.
Таким образом, Военным орденом Святого Георгия было отмечено 5.065 человек, а Георгиевскими крестами различных степеней были пожалованы 1.587 тыс. По Георгиевским крестам это уточненные данные только на настоящее время.
Кто были эти Георгиевские кавалеры России.
Рассмотрим только несколько подвигов этих героев.
Сразу хотелось бы отметить знаменитого русского летчика Петра Николаевича Нестерова. Родом он из Нижнего Новгорода из семьи офицера-воспитателя кадетского корпуса. Перед войной он окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине и в дальнейшем Нестеров стал одним из самых знаменитых русских летчиков Первой мировой войны.
Как сказано в представлении к награде: «В бою 26 августа 1914 года, штабс-капитан Нестеров заметив в воздухе над гор. Жолкиевом неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе, поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около д. Вола-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя». Высочайшим повелением от 23 апреля 1915 г. Петр Николаевич Нестеров был пожалован орденом Святого Георгия IV степени посмертно.
Хорунжий Лейб-гвардии казачьего Его Императорского Величества полка Дмитрий Евгеньевич Боткин, сын Евгения Сергеевича Боткина, лейб-медика Императора Николая II, 3 декабря 1914 г. находился в разведке и попал под сильный перекрестный огонь. Приказав казакам немедленно вернуться в штаб полка, Боткин остался один прикрывать отход подчиненных. Расстреляв все патроны, раненый, он отказался сдаться и был убит. За героизм и смелость, проявленную в этом последнем бою, Дмитрий Евгеньевич Боткин Высочайшим повелением от 29 декабря 1914 г. был награжден орденом Святого Георгия IV степени посмертно.
Первым кто заслужил Георгиевский крест IV степени во время Великой войны и ставший сразу знаменитым был приказной (ефрейтор) 3-го Донского казачьего Ермака Тимофеевича полка Козьма Крючков. Встретив с четырьмя рядовыми казаками вражеский разъезд из 22 немецких кавалеристов, он лично убил офицера и нескольких всадников, всего 11 врагов, получив при этом 16 ран. Уже 11 августа 1914 г. он был награжден Георгиевским крестом IV степени. Позднее он стал полным георгиевским кавалером.
Полный кавалер Георгиевского креста прапорщик 10 Финляндского стрелкового полка Афанасьев Федор Николаевич. Из крестьян, православный. Уроженец с. Выгорное Успенской волости Тимского уезда Курской губернии. В его наградной анкете особо отмечено: «Крестьянин Курской губернии, прожив до призывного возраста в родном селе и не получив почти никакого образования, кроме домашнего, он за целый ряд боевых отличий в настоящей войне был произведен в прапорщики, а затем в подпоручики. Еще будучи подпрапорщиком, он неоднократно проявлял собственную инициативу, поддерживая этим даже в особенно критические минуты бодрость и мужество солдат».
Полный кавалер Георгиевского креста подпрапорщик 85 пехотного Выборгского полка Дружинин Иван Федорович. Из крестьян, православный. Уроженец села Копцы Подберезкой волости Новгородского уезда Новгородской губернии. В представлении к награждению Георгиевским крестом I степени отмечено: «Подпрапорщик Дружинин, видя, что выполнению задачи по захвату местечка Поставы грозит полная неудача и наши наступающие роты пришли в замешательство, первым бросился вперед по горящему мосту на противоположный берег и под жестоким пулеметным и ружейным огнем противника, подавая пример высокой воинской доблести, увлек за собою своих людей, а также и подошедшие наступающие части. Успел утвердиться на противоположном берегу и, действуя во фланге противника, принудил его отступить от моста, что дало возможность быстро прекратить пожар и продолжать дальнейшее наступление, результатом чего противник был окончательно выбит из местечка Поставы и оттеснен к западу на линию озер. Подписал командир 85-го пехотного Выборгского полка полковник А. Н. Шуберский».
Полный кавалер Георгиевского креста старший унтер-офицер Лейб-гвардии Финляндского полка Глумов Григорий Семенович. Из крестьян, православный. Уроженец села Ростоши Алтайской волости Бийского уезда Томской губернии. Все четыре Георгиевских креста Григорий Семенович Глумов был удостоен за отвагу, находчивость и инициативу, проявленную в боях с германцами в Царстве Польском.
В боях Великой войны отвагу и мужество являли не только офицеры и солдаты русской армии, но и многие полковые священники, некоторые из них были пожалованы орденом Святого Георгия.
Вот один из примеров подвигов полковых священников.
Будущий иеромонах Амвросий Матвеев родился в 1880 г. в крестьянской семье Осташковского уезда Тверской губернии. В 1903 г. был призван на военную службу рядовым в Заамурский округ Отдельного корпуса пограничной стражи. Принимал участие в русско-японской войне. После увольнения в запас стал послушником в Нило-Столбенской пустыни, а затем был пострижен в монахи. В начале Первой мировой войны был рукоположен во иеромонаха. 17 декабря 1914 г. прикомандирован «для исполнения пастырских обязанностей» в Лейб-гвардии 1-й стрелковый Его Величества полк, а 30 апреля 1915 г. переведён в 3-й гренадерский Перновский полк. В атаке против неприятеля 24 июня 1915 г. иеромонах Амвросий вдохновляя воинов пошел впереди полка с поднятым крестом в руках и был убит.
Необходимо сказать, что по ранее подготовленному представлению о наградах по Высочайшему повелению о 2 июля 1915 г. иеромонах Амвросий был пожалован наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества и орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами, которым награждали только за воинские подвиги. Фактически эти награды стали посмертными.
По представлению командира полка приказом протопресвитера военного и морского духовенства от 13 сентября 1916 г. иеромонах Амвросий был сопричислен к ордену Святого Георгия IV степени посмертно.
Нужно отметить, что за всю историю существования Военного ордена Святого Георгия Победоносца, согласно исследованиям известного историка церковных наград К.Г. Капкова, IV степенью ордена были пожалованы всего 18 священников.
Как вы все знаете, целый ряд героев Первой мировой войны являются уроженцами г. Калязина. О героях Великой войны из Калязина подробно рассказано в исследованиях доктора исторических наук Ярослава Викторовича Леонтьева, и в публикациях Яны Валерьевны Сониной. В первую очередь о полном кавалере Георгиевского креста подпрапорщике Воронцове Сергее Игнатьевиче и о многих других героях Великой войны.
Мне бы хотелось особо упомянуть другого вашего Георгиевского кавалера. Василий Иванович Шорин родился 26 декабря 1870 г. в городе Калязине. Из мещан, сын ремесленника.
В 1892 г. окончил Казанское пехотное юнкерское училище и Офицерскую строевую школу. В 1901 г. ему было присвоено звание штабс-капитана. Участник русско-японской войны.
В феврале 1905 г. ему было присвоено звание капитана и именно в этом чине он встретил Первую мировую войну.
С 3 ноября 1914 г. он был назначен командиром батальона 333-го пехотного Глазовского полка. Полк вел тяжелые бои на Могилевщине.
В наградных документах Василия Ивановича Шорина, которые сейчас хранятся в Военно-историческом архиве, мы читаем:
«Капитан 333 пехотного Глазовского полка Шорин 25 февраля 1915 г. у деревни Глембокий Брод будучи начальником левого участка боевого расположения полка, под сильным пулеметным и ружейным огнем противника, под ближайшем натиском его, на расстоянии от 200-300 метров остановил начавших отходить людей из цепи нижних чинов и при необычайно тяжелых условиях возвратил их обратно.
Своим личным примером, стоя во весь рост под губительным огнем он воодушевил нижних чинов к отражению атаки противника. Находясь в тяжелых боевых условиях проявил инициативу и находчивость перебросил 2 роту на поддержку правого фланга.
Ходатайствую о награждении Георгиевским оружием на основании пункта 5, статьи 11 статута Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Подписал: Временный командующий 333 пехотным Глазовским полком полковник Есипов Виктор Григорьевич». (РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26976. Л. 803об.)
Именно за этот бой с одобрения Георгиевской думы фронта и Высочайшим повелением от 10 июня 1915 г. Василий Иванович Шорин был пожалован Георгиевским оружием.
В другом наградном документе Василия Ивановича Шорина, также хранящемся в Военно-историческом архиве, сказано:
«Во время упорного боя за обладание местечком Краснополь, капитан Василий Шорин получив задачу ударить со своим батальоном во фланг противника и выбить его с занимаемой им укрепления, выполнил её 17 марта 1915 г. блестяще. Умело руководя действиями своего батальона, зашел в тыл противника и тем самым обратил его в бегство, при чем немцы бросили решительно все, дабы облегчить себе путь отхода: оружие, снаряжение и даже часть обмундирования, причем взято было много неприятельского оружия и 48 человек пленных и 1 офицер (лейтенант), а занятие нами вышеозначенной позиции имело решительный оборот в нашу пользу, выразившейся в занятии нами 19 марта 1915 г. местечка Краснополь.
Ходатайствую о награждении орденом Святого Георгия 4 степени на основании пункта 4 и пункта 21, Статьи 3. Отдела А Статута ордена.
Командир 333-го пехотного Глазовского полка, полковник Есипов В.Г.». (РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26977. Л. 875об.)
Георгиевская дума признала от 17 июня 1915 г. достойным награждения Шорина Василия Ивановича орденом Святого Георгия IV степени согласно п. 4 и п. 21 ст. 8 Статута ордена особо отметив, что «капитан Василий Шорин под сильнейшим ружейным и артиллерийским огнем повел батальон в атаку, воодушевляя подчиненных личным примером и выведя роты в тыл позиции, обратил противника в бегство, чем решил участь боя». (РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26977. Л. 874.)
По Высочайшему повелению от 21 августа 1915 г. уже подполковник Василий Иванович Шорин был пожалован орденом Святого Георгия IV степени.
Именно все эти Георгиевские кавалеры – воины и крестьяне, ремесленники и священники из деревень, сел, городков и городов и являются той основой, на которой держалась, держится и будет держаться Россия.
Павел Геннадьевич Петин, кандидат исторических наук