Риски компетентного подхода

Программа «Life skills» базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных

 

В статье рассматриваются истоки компетентностного подхода, опыт его использования, ограничения и возможности. По мнению автора, тренировка компетенций без воспитания ценностно-смысловой сферы детей и подростков создает новые угрозы и тормозит профессиональное и личностное развитие человека.

***

Поиски алгоритма, позволяющего решить проблему становления профессионала без особых усилий и затрат, идут более ста лет. Сегодня ставка делается на компетентностный подход. Пока ученые спорят о терминологии, а практики пытаются уловить содержательную разницу между компетенциями и профессионально важными качествами,  люди, не обремененные пониманием предмета обсуждения, охотно делятся своими представлениями о «компетенциях человека будущего». Так, по мнению одного из т.н. лидеров образования, «успешность и счастье гарантируют пять основных компетенций: конструирование, исследование, умение выходить в открытые Сети, проектирование и организационно-управленческая деятельность». [4]

«Восьмерки», «семерки», «пятерки», «четверки»  компетенций - откуда они взялись и как помогут остановить деградацию человеческих ресурсов в нашей стране?

В сферу подбора персонала термин «компетенции» пришли из американской доктрины «Системы проектирования военной подготовки» (1968). Близость понятий «компетенции», «навыки», «качества» находит отражение в их использовании: в вакансиях вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» все чаще встречаются hard skills и soft skills.

Hard skills (англ. «жесткие» навыки) - специфические компетенции, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Очевидно, что специальные, или профессиональные компетенции, должны базироваться на универсальных, или личностных компетенциях (soft skills - англ. «мягкие» навыки). Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от личностных особенностей человека. Развитие универсальных компетенций начинается в раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

Американские школьники обучаются по программе воспитания «Life skills», цель которой - научить каждого ребенка просить о помощи и помогать самому, благодарить и отказывать, справляться с негативными эмоциями, заботиться и себе и других, уважать чужое мнение и отстаивать свое... Десятки полезных навыков, которые целенаправленно формируются на специальных занятиях и поддерживаются в семье! Подобные программы давно и успешно используются в европейских странах. Всемирная организация здравоохранения определяет life skills как способность человека к адаптации в обществе.

Идеи «Life skills» двадцать лет назад были творчески переработаны коллективом российских психологов под руководством С.В. Кривцовой, однако, по мнению авторов программы, отечественная школа пока не готова к массовому внедрению «Жизненных навыков». Несмотря на то, что сценарии занятий сопровождают подробные комментарии и методические рекомендации, авторы настаивают, что программу могут вести только психологи, прошедшие специальное обучение, и только в тех школах, где сложилась организационная культура, необходимая для реализации программы «Жизненные навыки».

Отсутствие квалификации и опыта не смущают людей, далеких от психологии образования. Запрос «развитие soft skills» выдает миллионы коммерческих предложений.

Свой список ключевых компетенций XXI века предлагает НИУ «Высшая школа экономики»: критическое мышление, креативность, коммуникации и кооперация. Школам готовят «стандартизированный инструмент измерения компетенций 4К, проекты уроков, направленных на развитие этих компетенций и инструменты внутриклассного учителя». [5]

Представим, что директора школ нашли часы на развитие компетенций, а специально обученные педагоги вопреки всем законам психологии за несколько занятий развили у ребенка 10-14 лет креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию.

Что стоит за этими красивыми словами?

Креативность как способность находить и применять нестандартные решения возможна только при совершенном освоении стандартных операций. Нет ничего опаснее креативного дилетанта или невежды. А вот по-настоящему креативный человек плохо адаптируется в социуме («творчество антиадаптивно!») [1], нередко испытывает трудности с «кооперацией» и не всегда готов работать в команде. Как будем его «лечить»?

Критичность - одна из граней мышления. Замечательное качество, обусловленное наследственностью, физиологией и воспитанием. Однако критичность плохо совмещается с другим важным качеством - гибкостью мышления. Что будем воспитывать и как?

Коммуникабельность - свойство, во многом обусловленное особенностями нервной системы. Большинство ученых, философов, людей искусства - интроверты. Для того, чтобы делать открытия и создавать произведения искусства, им необходимо держать свое сознание расчищенным от лишней информации и необязательных контактов. Их тоже будем лечить?

Кооперация (навыки взаимодействия) - одна из пяти сторон эмоционального интеллекта, которая приглянулась авторам концепции четырех ключевых компетенций больше, чем остальные. Полезное умение, которым блестяще пользуются мошенники. Ни одна ОПГ без навыков кооперации тоже долго не протянет, как и без эффективного лидера.

Тысячи   креативных, коммуникабельных, умеющих решать сложные задачи лидеров, талантливых химиков, программистов, перспективных врачей, юристов, сотрудников правоохранительных органов, чиновников отбывают тюремные сроки за организацию преступных сообществ, коррупцию, мошенничество и другие преступления.  И чем выше уровень развития их компетенций, тем они опаснее.

Развивать эти и другие компетенции необходимо, но недостаточно, потому что сами по себе личностные и специальные компетенции нейтральны, и только направленность личности, мотивы деятельности и жизненные ценности задают вектор их приложения.

Казалось бы, американские школьники, у которых с детства целенаправленно развивают необходимые компетенции, должны быть застрахованы от проблем социализации, проявлений агрессии, суицидальных наклонностей.  Но этого почему-то не происходит.

Недостаточную эффективность компетентностного подхода даже в условиях системного воспитания жизненных навыков можно объяснить тем, что программа «Life skills» базируется на психолого-педагогической концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и, по мнению ученых, не обеспечивающей ни личностного, ни интеллектуального развития человека.

При выборе приоритетов в вопросах воспитания лучше идти не от устаревших подходов, абстрактных схем и личных представлений о предмете, а от успешной практики, как Р. Сент-Джон, взявший более пятисот интервью у признанных профессионалов.

Вот что объединяет всех этих успешных и счастливых людей:

1. Любовь к своему делу.

2. Трудолюбие.

3. Концентрация.

4. Умение преодолевать себя.

5. Креативность.

6. Стремление к саморазвитию.

7. Умение служить людям.

8. Упорство. [2]

В список вошли качества, несводимые к набору компетенций, это - сплав генетически заложенных черт, мотивов и ценностей, семейного  воспитания,  опыта, социального климата.

Но задолго до исследований Сент-Джона И.С. Сергеев (ФИРО) в статье «Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта» привел емкий перечень признаков эффективной личности:

1. Эффективна нравственная личность, которая работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых - любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном росте и личном саморазвитии, стремление к самореализации и самосовершенствованию, чувство долга, служение Родине.

2. Эффективна личность, способная к саморазвитию. Основа развития человека - его саморазвитие,  сущность образования - это самообразование. Ступень развития личности, на которой проявляется личная эффективность, принято называть компетентностью.

3. Эффективна самостоятельно мыслящая личность, т.е. автономная, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума. Самостоятельность в сочетании со здоровым скепсисом помогают держать сознание «расчищенным» (Э. Гуссерль) от штампов и стереотипов, тормозящих развитие. [3]

Простой предмет нельзя сделать, не имея хотя бы мысленного плана действий. Мы же дерзаем воспитывать человека. Поэтому надо, во-первых, осознать, какими мы хотим видеть своих учеников, различая инструментальные и сущностные понятия, во-вторых,  подобрать подходы и стратегии, адекватные поставленным целям, в-третьих, создать и/или найти технологии, которые способны приблизить нас к достижению этих целей. Затем годами взращивать поколение умных, добрых, честных, ответственных, трудолюбивых граждан своей страны, вкладывая ресурсы в образование, а не в подготовку амбициозных лидеров.

Перед ФИРО РАНХиГС стоит задача научно-методического обеспечения профессионального самоопределения школьников на основе выявления, поддержки и развития ценностно-смысловой сферы детей и подростков - без этого формирование любых компетенций не только бесполезно, но и опасно.

Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Федерального института развития образования  

РАНХиГС (Москва)

УДК 37.01

 

Литература

1.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 2007.

2.   Сент-Джон Р. Большая восьмерка качеств. М., Манн, Иванов, Фарбер, 2016.

3.   Сергеев И.С. Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта//Кадры образования, http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts/1107265567

4.   Сетевой издание «Вести образования». Пять компетенций человека будущего. https://vogazeta.ru/articles/2018/11/6/quality/5121-pyat_kompetentsiy_cheloveka_buduschego

5.   4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. https://ioe.hse.ru/monitoring/4k

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

36. Ответ на 34., электрик:

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собойАбсолютно точно.

Марципан это орех тертый с сахаром.

35. Писарь

Да не то все! Привыкли к марцепанам. Надо легендарную серафимову траву есть, которой Серафим Саровский питался. А ее сколько хочешь и денег не надо!

СТРОИТЕЛЬ / 21.04.2019

34. Ответ на 33., Писарь:

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собой

Абсолютно точно.

электрик / 21.04.2019

33. "Философия жизни" (Шопенгауэр) или как из человека воспитать скотину."

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собой. "Бубен третьего мира". "Век живи-век учись,дураком помрешь". Надпись на входе в "университет третьего возраста".

Писарь / 21.04.2019

32. Ответ на 31., СТРОИТЕЛЬ:

По марксистско-ленинской филисофии после капиталистического строя наступает социалистический, а потом коммунистический строй. У нас в школе в советское время такие плакаты висели Только после социалистического строя опять настал капиталистический, теперь уже такая свистопляска пошла, что не поймешь когда какой строй должен быть@

Тебе понимать и не надо.

электрик / 21.04.2019

31. электрик

По марксистско-ленинской филисофии после капиталистического строя наступает социалистический, а потом коммунистический строй. У нас в школе в советское время такие плакаты висели Только после социалистического строя опять настал капиталистический, теперь уже такая свистопляска пошла, что не поймешь когда какой строй должен быть@

СТРОИТЕЛЬ / 21.04.2019

30. Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:

Советская система - полный бред. Одни фантазии. В реальности малограмотные руководители душили всякую инициативу. Так и не смогли наладить выпуск качественных промышленных товаров. Мечта каждого советского человека в СССР купить себе джинсы и японский магнитофон. Советская поомышленность не смогла освоит даже выпуск качественных штанов, про бытовую техники смешно даже говорить. Все советские заводы закрылись, как только начали завозить качественные товары с Запада. Продукция советских предприятий была не нужна даже самим советским людям!

Ты это рассказывай своим детям почаще - и будут они первыми революционерами,вот получишь тогда. Как же вы,бараны,долбоклюи не поймете,что,будучи сами лишены рассудка,лишаете детей своих. Тебя не могила исправит а то,что ей будет предшествовать,но будет поздно уже. И это твой выбор.

электрик / 21.04.2019

29. Ответ на 28., СТРОИТЕЛЬ:

Вы ученый-эволюционист, вот обьясните, пожалуйста, где в вашей теории СПМ - существа Потустороннего Мира? Те самые бесы, которых ГОСПОДЬ изгнал из 2 одержимых. СПАСИТЕЛЬ переселил их в свиней и животные утопились в море.

Они в тварном ДУХОВНОМ мире, который был сотворён раньше сотворения мира МАТЕРИАЛЬНОГО. А наука, даже эволюционная, изучает только материальный мир. См. на РНЛ мою статью "Сказание о том, как Ильич "научный атеизм" зарезал".

28. Сергей Абачиев

Вы ученый-эволюционист, вот обьясните, пожалуйста, где в вашей теории СПМ - существа Потустороннего Мира? Те самые бесы, которых ГОСПОДЬ изгнал из 2 одержимых. СПАСИТЕЛЬ переселил их в свиней и животные утопились в море.

СТРОИТЕЛЬ / 20.04.2019

27. Ответ на 25., СТРОИТЕЛЬ:

Все это надо привязать к Теории православной эволюции и создать Общую теорию Единого Поля как у Энштейна!

Вы ёрничаете. Издеваетесь как над православием, так и над эволюционизмом современного естествознания. Потому что мало что понимаете в первом и решительно ничего - во втором.

Галина Резапкина:
Риски компетентного подхода
Программа «Life skills» базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных
17.04.2019
Слишком тонкая полемика
О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
10.04.2019
Как остановить время? Стать творцом
О фильме Леха Маевски «Мельница и крест»
17.07.2012
Дом горит, а маляры красят крышу
Психолог Галина Резапкина о мерах, направленных на возрождение профтехобразования
18.04.2011
Все статьи автора
"Проблемы семьи и брака"
Главная задача школы – воспитание гражданина
По мнению митрополита Минского Вениамина, школа увлеклась заботой о материальном благополучии обучаемых, полагая, что главное – обеспечить им личный успех
25.09.2020
«Торговля телом и детьми»:
Как «суррогатное материнство» приближает Конец света
24.09.2020
Все статьи темы
"Русская школа"
«Документ фиксирует колоссальный кризис в процессе воспитания»
В Санкт-Петербурге классным руководителям поручили выявлять экстремистов среди учащихся
24.09.2020
О целеустремленности:
«Достигнуть поставленной цели»
22.09.2020
Возможно ли увидеть драгоценное в ничтожном?
О сохранении русского самосознания в Латвии
17.09.2020
Министр просвещения РФ
рассказала правду о реформе школы
17.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 11:15
Органчик в голове
Новый комментарий от monarhist
2020-09-23 11:14
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 10:22
Рождение русского войска
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:45
Таблетки алчности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:29
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 05:58