В статье рассматриваются истоки компетентностного подхода, опыт его использования, ограничения и возможности. По мнению автора, тренировка компетенций без воспитания ценностно-смысловой сферы детей и подростков создает новые угрозы и тормозит профессиональное и личностное развитие человека.
***
Поиски алгоритма, позволяющего решить проблему становления профессионала без особых усилий и затрат, идут более ста лет. Сегодня ставка делается на компетентностный подход. Пока ученые спорят о терминологии, а практики пытаются уловить содержательную разницу между компетенциями и профессионально важными качествами, люди, не обремененные пониманием предмета обсуждения, охотно делятся своими представлениями о «компетенциях человека будущего». Так, по мнению одного из т.н. лидеров образования, «успешность и счастье гарантируют пять основных компетенций: конструирование, исследование, умение выходить в открытые Сети, проектирование и организационно-управленческая деятельность». [4]
«Восьмерки», «семерки», «пятерки», «четверки» компетенций - откуда они взялись и как помогут остановить деградацию человеческих ресурсов в нашей стране?
В сферу подбора персонала термин «компетенции» пришли из американской доктрины «Системы проектирования военной подготовки» (1968). Близость понятий «компетенции», «навыки», «качества» находит отражение в их использовании: в вакансиях вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» все чаще встречаются hard skills и soft skills.
Hard skills (англ. «жесткие» навыки) - специфические компетенции, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Очевидно, что специальные, или профессиональные компетенции, должны базироваться на универсальных, или личностных компетенциях (soft skills - англ. «мягкие» навыки). Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от личностных особенностей человека. Развитие универсальных компетенций начинается в раннем возрасте и продолжается всю жизнь.
Американские школьники обучаются по программе воспитания «Life skills», цель которой - научить каждого ребенка просить о помощи и помогать самому, благодарить и отказывать, справляться с негативными эмоциями, заботиться и себе и других, уважать чужое мнение и отстаивать свое... Десятки полезных навыков, которые целенаправленно формируются на специальных занятиях и поддерживаются в семье! Подобные программы давно и успешно используются в европейских странах. Всемирная организация здравоохранения определяет life skills как способность человека к адаптации в обществе.
Идеи «Life skills» двадцать лет назад были творчески переработаны коллективом российских психологов под руководством С.В. Кривцовой, однако, по мнению авторов программы, отечественная школа пока не готова к массовому внедрению «Жизненных навыков». Несмотря на то, что сценарии занятий сопровождают подробные комментарии и методические рекомендации, авторы настаивают, что программу могут вести только психологи, прошедшие специальное обучение, и только в тех школах, где сложилась организационная культура, необходимая для реализации программы «Жизненные навыки».
Отсутствие квалификации и опыта не смущают людей, далеких от психологии образования. Запрос «развитие soft skills» выдает миллионы коммерческих предложений.
Свой список ключевых компетенций XXI века предлагает НИУ «Высшая школа экономики»: критическое мышление, креативность, коммуникации и кооперация. Школам готовят «стандартизированный инструмент измерения компетенций 4К, проекты уроков, направленных на развитие этих компетенций и инструменты внутриклассного учителя». [5]
Представим, что директора школ нашли часы на развитие компетенций, а специально обученные педагоги вопреки всем законам психологии за несколько занятий развили у ребенка 10-14 лет креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию.
Что стоит за этими красивыми словами?
Креативность как способность находить и применять нестандартные решения возможна только при совершенном освоении стандартных операций. Нет ничего опаснее креативного дилетанта или невежды. А вот по-настоящему креативный человек плохо адаптируется в социуме («творчество антиадаптивно!») [1], нередко испытывает трудности с «кооперацией» и не всегда готов работать в команде. Как будем его «лечить»?
Критичность - одна из граней мышления. Замечательное качество, обусловленное наследственностью, физиологией и воспитанием. Однако критичность плохо совмещается с другим важным качеством - гибкостью мышления. Что будем воспитывать и как?
Коммуникабельность - свойство, во многом обусловленное особенностями нервной системы. Большинство ученых, философов, людей искусства - интроверты. Для того, чтобы делать открытия и создавать произведения искусства, им необходимо держать свое сознание расчищенным от лишней информации и необязательных контактов. Их тоже будем лечить?
Кооперация (навыки взаимодействия) - одна из пяти сторон эмоционального интеллекта, которая приглянулась авторам концепции четырех ключевых компетенций больше, чем остальные. Полезное умение, которым блестяще пользуются мошенники. Ни одна ОПГ без навыков кооперации тоже долго не протянет, как и без эффективного лидера.
Тысячи креативных, коммуникабельных, умеющих решать сложные задачи лидеров, талантливых химиков, программистов, перспективных врачей, юристов, сотрудников правоохранительных органов, чиновников отбывают тюремные сроки за организацию преступных сообществ, коррупцию, мошенничество и другие преступления. И чем выше уровень развития их компетенций, тем они опаснее.
Развивать эти и другие компетенции необходимо, но недостаточно, потому что сами по себе личностные и специальные компетенции нейтральны, и только направленность личности, мотивы деятельности и жизненные ценности задают вектор их приложения.
Казалось бы, американские школьники, у которых с детства целенаправленно развивают необходимые компетенции, должны быть застрахованы от проблем социализации, проявлений агрессии, суицидальных наклонностей. Но этого почему-то не происходит.
Недостаточную эффективность компетентностного подхода даже в условиях системного воспитания жизненных навыков можно объяснить тем, что программа «Life skills» базируется на психолого-педагогической концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и, по мнению ученых, не обеспечивающей ни личностного, ни интеллектуального развития человека.
При выборе приоритетов в вопросах воспитания лучше идти не от устаревших подходов, абстрактных схем и личных представлений о предмете, а от успешной практики, как Р. Сент-Джон, взявший более пятисот интервью у признанных профессионалов.
Вот что объединяет всех этих успешных и счастливых людей:
1. Любовь к своему делу.
2. Трудолюбие.
3. Концентрация.
4. Умение преодолевать себя.
5. Креативность.
6. Стремление к саморазвитию.
7. Умение служить людям.
8. Упорство. [2]
В список вошли качества, несводимые к набору компетенций, это - сплав генетически заложенных черт, мотивов и ценностей, семейного воспитания, опыта, социального климата.
Но задолго до исследований Сент-Джона И.С. Сергеев (ФИРО) в статье «Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта» привел емкий перечень признаков эффективной личности:
1. Эффективна нравственная личность, которая работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых - любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном росте и личном саморазвитии, стремление к самореализации и самосовершенствованию, чувство долга, служение Родине.
2. Эффективна личность, способная к саморазвитию. Основа развития человека - его саморазвитие, сущность образования - это самообразование. Ступень развития личности, на которой проявляется личная эффективность, принято называть компетентностью.
3. Эффективна самостоятельно мыслящая личность, т.е. автономная, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума. Самостоятельность в сочетании со здоровым скепсисом помогают держать сознание «расчищенным» (Э. Гуссерль) от штампов и стереотипов, тормозящих развитие. [3]
Простой предмет нельзя сделать, не имея хотя бы мысленного плана действий. Мы же дерзаем воспитывать человека. Поэтому надо, во-первых, осознать, какими мы хотим видеть своих учеников, различая инструментальные и сущностные понятия, во-вторых, подобрать подходы и стратегии, адекватные поставленным целям, в-третьих, создать и/или найти технологии, которые способны приблизить нас к достижению этих целей. Затем годами взращивать поколение умных, добрых, честных, ответственных, трудолюбивых граждан своей страны, вкладывая ресурсы в образование, а не в подготовку амбициозных лидеров.
Перед ФИРО РАНХиГС стоит задача научно-методического обеспечения профессионального самоопределения школьников на основе выявления, поддержки и развития ценностно-смысловой сферы детей и подростков - без этого формирование любых компетенций не только бесполезно, но и опасно.
Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Федерального института развития образования
РАНХиГС (Москва)
УДК 37.01
Литература
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 2007.
2. Сент-Джон Р. Большая восьмерка качеств. М., Манн, Иванов, Фарбер, 2016.
3. Сергеев И.С. Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта//Кадры образования, http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts/1107265567
4. Сетевой издание «Вести образования». Пять компетенций человека будущего. https://vogazeta.ru/articles/2018/11/6/quality/5121-pyat_kompetentsiy_cheloveka_buduschego
5. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. https://ioe.hse.ru/monitoring/4k
36. Ответ на 34., электрик:
35. Писарь
34. Ответ на 33., Писарь:
33. "Философия жизни" (Шопенгауэр) или как из человека воспитать скотину."
32. Ответ на 31., СТРОИТЕЛЬ:
31. электрик
30. Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
29. Ответ на 28., СТРОИТЕЛЬ:
28. Сергей Абачиев
27. Ответ на 25., СТРОИТЕЛЬ: