Риски компетентного подхода

Программа «Life skills» базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных

Новости Москвы  Русская школа  Семья 
0
1016
Время на чтение 6 минут

В статье рассматриваются истоки компетентностного подхода, опыт его использования, ограничения и возможности. По мнению автора, тренировка компетенций без воспитания ценностно-смысловой сферы детей и подростков создает новые угрозы и тормозит профессиональное и личностное развитие человека.

***

Поиски алгоритма, позволяющего решить проблему становления профессионала без особых усилий и затрат, идут более ста лет. Сегодня ставка делается на компетентностный подход. Пока ученые спорят о терминологии, а практики пытаются уловить содержательную разницу между компетенциями и профессионально важными качествами, люди, не обремененные пониманием предмета обсуждения, охотно делятся своими представлениями о «компетенциях человека будущего». Так, по мнению одного из т.н. лидеров образования, «успешность и счастье гарантируют пять основных компетенций: конструирование, исследование, умение выходить в открытые Сети, проектирование и организационно-управленческая деятельность». [4]

«Восьмерки», «семерки», «пятерки», «четверки» компетенций - откуда они взялись и как помогут остановить деградацию человеческих ресурсов в нашей стране?

В сферу подбора персонала термин «компетенции» пришли из американской доктрины «Системы проектирования военной подготовки» (1968). Близость понятий «компетенции», «навыки», «качества» находит отражение в их использовании: в вакансиях вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» все чаще встречаются hard skills и soft skills.

Hard skills (англ. «жесткие» навыки) - специфические компетенции, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Очевидно, что специальные, или профессиональные компетенции, должны базироваться на универсальных, или личностных компетенциях (soft skills - англ. «мягкие» навыки). Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от личностных особенностей человека. Развитие универсальных компетенций начинается в раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

Американские школьники обучаются по программе воспитания «Life skills», цель которой - научить каждого ребенка просить о помощи и помогать самому, благодарить и отказывать, справляться с негативными эмоциями, заботиться и себе и других, уважать чужое мнение и отстаивать свое... Десятки полезных навыков, которые целенаправленно формируются на специальных занятиях и поддерживаются в семье! Подобные программы давно и успешно используются в европейских странах. Всемирная организация здравоохранения определяет life skills как способность человека к адаптации в обществе.

Идеи «Life skills» двадцать лет назад были творчески переработаны коллективом российских психологов под руководством С.В. Кривцовой, однако, по мнению авторов программы, отечественная школа пока не готова к массовому внедрению «Жизненных навыков». Несмотря на то, что сценарии занятий сопровождают подробные комментарии и методические рекомендации, авторы настаивают, что программу могут вести только психологи, прошедшие специальное обучение, и только в тех школах, где сложилась организационная культура, необходимая для реализации программы «Жизненные навыки».

Отсутствие квалификации и опыта не смущают людей, далеких от психологии образования. Запрос «развитие soft skills» выдает миллионы коммерческих предложений.

Свой список ключевых компетенций XXI века предлагает НИУ «Высшая школа экономики»: критическое мышление, креативность, коммуникации и кооперация. Школам готовят «стандартизированный инструмент измерения компетенций 4К, проекты уроков, направленных на развитие этих компетенций и инструменты внутриклассного учителя». [5]

Представим, что директора школ нашли часы на развитие компетенций, а специально обученные педагоги вопреки всем законам психологии за несколько занятий развили у ребенка 10-14 лет креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию.

Что стоит за этими красивыми словами?

Креативность как способность находить и применять нестандартные решения возможна только при совершенном освоении стандартных операций. Нет ничего опаснее креативного дилетанта или невежды. А вот по-настоящему креативный человек плохо адаптируется в социуме («творчество антиадаптивно!») [1], нередко испытывает трудности с «кооперацией» и не всегда готов работать в команде. Как будем его «лечить»?

Критичность - одна из граней мышления. Замечательное качество, обусловленное наследственностью, физиологией и воспитанием. Однако критичность плохо совмещается с другим важным качеством - гибкостью мышления. Что будем воспитывать и как?

Коммуникабельность - свойство, во многом обусловленное особенностями нервной системы. Большинство ученых, философов, людей искусства - интроверты. Для того, чтобы делать открытия и создавать произведения искусства, им необходимо держать свое сознание расчищенным от лишней информации и необязательных контактов. Их тоже будем лечить?

Кооперация (навыки взаимодействия) - одна из пяти сторон эмоционального интеллекта, которая приглянулась авторам концепции четырех ключевых компетенций больше, чем остальные. Полезное умение, которым блестяще пользуются мошенники. Ни одна ОПГ без навыков кооперации тоже долго не протянет, как и без эффективного лидера.

Тысячи креативных, коммуникабельных, умеющих решать сложные задачи лидеров, талантливых химиков, программистов, перспективных врачей, юристов, сотрудников правоохранительных органов, чиновников отбывают тюремные сроки за организацию преступных сообществ, коррупцию, мошенничество и другие преступления. И чем выше уровень развития их компетенций, тем они опаснее.

Развивать эти и другие компетенции необходимо, но недостаточно, потому что сами по себе личностные и специальные компетенции нейтральны, и только направленность личности, мотивы деятельности и жизненные ценности задают вектор их приложения.

Казалось бы, американские школьники, у которых с детства целенаправленно развивают необходимые компетенции, должны быть застрахованы от проблем социализации, проявлений агрессии, суицидальных наклонностей. Но этого почему-то не происходит.

Недостаточную эффективность компетентностного подхода даже в условиях системного воспитания жизненных навыков можно объяснить тем, что программа «Life skills» базируется на психолого-педагогической концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и, по мнению ученых, не обеспечивающей ни личностного, ни интеллектуального развития человека.

При выборе приоритетов в вопросах воспитания лучше идти не от устаревших подходов, абстрактных схем и личных представлений о предмете, а от успешной практики, как Р. Сент-Джон, взявший более пятисот интервью у признанных профессионалов.

Вот что объединяет всех этих успешных и счастливых людей:

1. Любовь к своему делу.

2. Трудолюбие.

3. Концентрация.

4. Умение преодолевать себя.

5. Креативность.

6. Стремление к саморазвитию.

7. Умение служить людям.

8. Упорство. [2]

В список вошли качества, несводимые к набору компетенций, это - сплав генетически заложенных черт, мотивов и ценностей, семейного воспитания, опыта, социального климата.

Но задолго до исследований Сент-Джона И.С. Сергеев (ФИРО) в статье «Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта» привел емкий перечень признаков эффективной личности:

1. Эффективна нравственная личность, которая работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых - любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном росте и личном саморазвитии, стремление к самореализации и самосовершенствованию, чувство долга, служение Родине.

2. Эффективна личность, способная к саморазвитию. Основа развития человека - его саморазвитие, сущность образования - это самообразование. Ступень развития личности, на которой проявляется личная эффективность, принято называть компетентностью.

3. Эффективна самостоятельно мыслящая личность, т.е. автономная, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума. Самостоятельность в сочетании со здоровым скепсисом помогают держать сознание «расчищенным» (Э. Гуссерль) от штампов и стереотипов, тормозящих развитие. [3]

Простой предмет нельзя сделать, не имея хотя бы мысленного плана действий. Мы же дерзаем воспитывать человека. Поэтому надо, во-первых, осознать, какими мы хотим видеть своих учеников, различая инструментальные и сущностные понятия, во-вторых, подобрать подходы и стратегии, адекватные поставленным целям, в-третьих, создать и/или найти технологии, которые способны приблизить нас к достижению этих целей. Затем годами взращивать поколение умных, добрых, честных, ответственных, трудолюбивых граждан своей страны, вкладывая ресурсы в образование, а не в подготовку амбициозных лидеров.

Перед ФИРО РАНХиГС стоит задача научно-методического обеспечения профессионального самоопределения школьников на основе выявления, поддержки и развития ценностно-смысловой сферы детей и подростков - без этого формирование любых компетенций не только бесполезно, но и опасно.

Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Федерального института развития образования

РАНХиГС (Москва)

УДК 37.01

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 2007.

2. Сент-Джон Р. Большая восьмерка качеств. М., Манн, Иванов, Фарбер, 2016.

3. Сергеев И.С. Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта//Кадры образования, http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts/1107265567

4. Сетевой издание «Вести образования». Пять компетенций человека будущего. https://vogazeta.ru/articles/2018/11/6/quality/5121-pyat_kompetentsiy_cheloveka_buduschego

5. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. https://ioe.hse.ru/monitoring/4k

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36. Ответ на 34., электрик:

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собойАбсолютно точно.

Марципан это орех тертый с сахаром.
Даневский Саша / 21.04.2019, 21:13

35. Писарь

Да не то все! Привыкли к марцепанам. Надо легендарную серафимову траву есть, которой Серафим Саровский питался. А ее сколько хочешь и денег не надо!
СТРОИТЕЛЬ / 21.04.2019, 19:52

34. Ответ на 33., Писарь:

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собой

Абсолютно точно.
электрик / 21.04.2019, 19:07

33. "Философия жизни" (Шопенгауэр) или как из человека воспитать скотину."

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собой. "Бубен третьего мира". "Век живи-век учись,дураком помрешь". Надпись на входе в "университет третьего возраста".
Писарь / 21.04.2019, 18:01

32. Ответ на 31., СТРОИТЕЛЬ:

По марксистско-ленинской филисофии после капиталистического строя наступает социалистический, а потом коммунистический строй. У нас в школе в советское время такие плакаты висели Только после социалистического строя опять настал капиталистический, теперь уже такая свистопляска пошла, что не поймешь когда какой строй должен быть@

Тебе понимать и не надо.
электрик / 21.04.2019, 15:52

31. электрик

По марксистско-ленинской филисофии после капиталистического строя наступает социалистический, а потом коммунистический строй. У нас в школе в советское время такие плакаты висели Только после социалистического строя опять настал капиталистический, теперь уже такая свистопляска пошла, что не поймешь когда какой строй должен быть@
СТРОИТЕЛЬ / 21.04.2019, 12:26

30. Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:

Советская система - полный бред. Одни фантазии. В реальности малограмотные руководители душили всякую инициативу. Так и не смогли наладить выпуск качественных промышленных товаров. Мечта каждого советского человека в СССР купить себе джинсы и японский магнитофон. Советская поомышленность не смогла освоит даже выпуск качественных штанов, про бытовую техники смешно даже говорить. Все советские заводы закрылись, как только начали завозить качественные товары с Запада. Продукция советских предприятий была не нужна даже самим советским людям!

Ты это рассказывай своим детям почаще - и будут они первыми революционерами,вот получишь тогда. Как же вы,бараны,долбоклюи не поймете,что,будучи сами лишены рассудка,лишаете детей своих. Тебя не могила исправит а то,что ей будет предшествовать,но будет поздно уже. И это твой выбор.
электрик / 21.04.2019, 10:06

29. Ответ на 28., СТРОИТЕЛЬ:

Вы ученый-эволюционист, вот обьясните, пожалуйста, где в вашей теории СПМ - существа Потустороннего Мира? Те самые бесы, которых ГОСПОДЬ изгнал из 2 одержимых. СПАСИТЕЛЬ переселил их в свиней и животные утопились в море.

Они в тварном ДУХОВНОМ мире, который был сотворён раньше сотворения мира МАТЕРИАЛЬНОГО. А наука, даже эволюционная, изучает только материальный мир. См. на РНЛ мою статью "Сказание о том, как Ильич "научный атеизм" зарезал".
Сергей Абачиев / 20.04.2019, 19:52

28. Сергей Абачиев

Вы ученый-эволюционист, вот обьясните, пожалуйста, где в вашей теории СПМ - существа Потустороннего Мира? Те самые бесы, которых ГОСПОДЬ изгнал из 2 одержимых. СПАСИТЕЛЬ переселил их в свиней и животные утопились в море.
СТРОИТЕЛЬ / 20.04.2019, 18:33

27. Ответ на 25., СТРОИТЕЛЬ:

Все это надо привязать к Теории православной эволюции и создать Общую теорию Единого Поля как у Энштейна!

Вы ёрничаете. Издеваетесь как над православием, так и над эволюционизмом современного естествознания. Потому что мало что понимаете в первом и решительно ничего - во втором.
Сергей Абачиев / 20.04.2019, 17:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Резапкина
Слишком тонкая полемика
О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
10.04.2019
Как остановить время? Стать творцом
О фильме Леха Маевски «Мельница и крест»
17.07.2012
Дом горит, а маляры красят крышу
Психолог Галина Резапкина о мерах, направленных на возрождение профтехобразования
18.04.2011
Все статьи Галина Резапкина
Новости Москвы
Все статьи темы
Русская школа
Третий путь
Нужен новый проект дамбы
08.04.2024
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
Герой для подражания
Презентация новой повести Геннадия Сазонова «Любовью к Родине силён…» о Почётном гражданине Вологды, учёном-медике В.В. Лебедеве прошла в Вологодской областной библиотеке
05.04.2024
Все статьи темы
Семья
Летим в демографическую пропасть?
По данным ВНИИ труда, доля неполных семей в России выросла почти в два раза
11.04.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
О попытках «реабилитировать» Киркорова и Моргенштерна*
11.04.2024
«Партнеров много, а рождаемости никакой!»
О данных западных учёных, согласно которым Россия занимает 26-ое место в мире по числу сексуальных партнеров у населения
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 01:28
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:31