Александр Солженицын рассказывал: «Когда в 1978 году в Нью-Йорке на три часа отключили свет, толпы американцев стали чинить погромы и грабежи... 40 лет назад в Нью-Йорке тоже отключали свет, но никаких происшествий не было: люди помогали друг другу, зажигали свечи».
Каким образом за столь короткий в масштабах истории срок удалось изменить мировоззрение целой нации? Известный американский политик Патрик Дж. Бьюкенен, анализируя в своей книге «Смерть Запада» современное состояние американского общества, в качестве главной причины называет вытеснение и подмену традиционных ценностей. Разрушение целого культурного пласта, на котором выросло не одно поколение американцев, стало возможным благодаря целенаправленной политике СМИ, на три четверти состоящих из лиц гомосексуальной ориентации, изгнанию из образовательных и общественных учреждений даже намеков на религию, запрету на книги американских классиков, искажению национальной истории.
Идеолог свободного воспитания Бенджамин Спок, по книгам которого воспитывали детей миллионы родителей, в конце жизни признал ошибочность своих взглядов и попросил прощения у своих читателей.
Процесс «форматирования» американцев еще не закончен, но идет вполне успешно: 80% студентов 55 лучших колледжей и университетов не смогли ответить на простейшие вопросы по истории, зато 95% опознали рэппера Снуппи, а 99% - Бивиса и Батхеда[1].
Книга американского учителя Дж. Гатто[2], изданная в Америке под шокирующим названием «Как из детей делают идиотов», взбудоражила всю страну. В чем причина? Да просто человек, знающий проблемы образования изнутри, честно рассказал о том, что происходит с детьми в американской школе.
Дж. Гатто пишет, что американская школа - это «фабрика марионеток», выполняющая вполне определенный социальный заказ. Истинная цель американского образования - воспроизводство людей ограниченных и управляемых. Индивидуальность ребенка никого не интересует.
Гатто беспощадно препарирует систему образования, показывая, чему учит школа. А учит она, по мнению автора, бессистемности, безразличию и зависимости, ничего общего не имеющей с послушанием. Грандиозная образовательная система живет по своим законам, которые далеки от реальных возможностей и потребностей самих детей, и потому наносят непоправимый урон их психическому и физическому развитию, разъединяя поколения и блокируя передачу жизненно важного опыта.
Как сохранить у детей живой интерес к знаниям, самостоятельность, ответственность, если вся система направлена на формирование конформистов и циников? Автор видит выход в свободе выбора форм образования и возрастании роли семьи в обучении и воспитании детей. Американский учитель, как бывалый сапер, прошедший минное поле, указывает нам опасные места и обходные пути.
В развале своей системы образования мы пока отстаем от Америки, но двигаемся в том же направлении: внедрение сомнительных программ и учебников, имитация «духовно-нравственного воспитания», некритичное заимствование зарубежного, нередко негативного опыта, и пренебрежение опытом отечественным, чаще всего по элементарному невежеству.
Между тем несколько лет назад по заказу очень богатых людей, ищущих для своих отпрысков идеальную модель обучения, были проанализированы все когда-либо существовавшие образовательные системы. Лучшим учебным заведением всех времен и народов бесстрастная программа признала Царскосельский лицей пушкинской поры, где в гармонии ума, души и тела воспитывались настоящие граждане своей страны.
Объективно оценивая результаты десятилетнего пребывания миллионов детей в школе, надо признать, что большинство выпускников не имеют четких представлений о себе и своем месте в жизни. Современная школа в лучшем случае дает сумму знаний, необходимых для поступления в вуз. Делаются попытки задать некие параметры личности - мобильность, коммуникабельность, амбициозность, креативность - но развитие этих качеств в отсутствии правильного мировоззрения несет больше вреда, чем пользы.
Считается, что мировоззрение человека складывается под воздействием четырех сил: семья, система образования (детский сад, школа, учреждения профессионального образования), религия и средства массовой информации.
Далеко не каждая семья целенаправленно ставит перед собой воспитательные задачи, реализуемые в форме общения - чаще всего ребенка просто кормят, одевают и пасут. Воспитание в семье чаще всего идет опосредованно - ребенок считывает и усваивает модели поведения родителей, пропуская мимо ушей их сентенции. Если родители курят, их призывы к здоровому образу жизни - пустое сотрясение воздуха. Речь, поведение, стиль общения, отношение к работе и другим людям - все это крепко впечатывается в пластичную душу ребенка, определяя его жизненную философию.
Хотя воспитание по определению является составной частью образования, воспитательная работа сегодня становится уделом энтузиастов-одиночек. В каждой образовательной области заложен мощный воспитательный потенциал, но его реализация требует серьезной научно-методической проработки. Существует масса авторских и компилятивных программ, направленных на развитие того, что автор считает нужным развивать, но нет четкой осмысленной стратегии воспитательной работы ни в детском саду, ни в школе. А ученые, которые должны заниматься научно-методическим обеспечением образовательного процесса, пока только размышляют о том, должна ли школа воспитывать мировоззрение.
Несмотря на декларируемое «религиозное возрождение России» данные о численности верующих в нашей стране поражают разбросом - от 50% до 80% населения, что не мешает каждому третьему верить гороскопам или обращаться к экстрасенсам. Очень часто вера подменяется внешней стороной, а церковные таинства воспринимаются как магические обряды, гарантирующие результат. Бабушки и дедушки сегодняшних школьников росли при советской власти, уничтожавшей лучших представителей религий, поэтому религиозное воспитание в семье - скорее исключение, чем правило. Пока еще рано оценивать эффективность внедрения в школьное образование Основ мировых религиозных культур и светской этики, но скудное содержание пособий, сдержанное отношение школы и дефицит преподавателей, достойных заявленным задачам, делают эту миссию почти невыполнимой.
О пагубном влиянии средств массовой информации, включающие телевидение, глянцевые журналы, интернет сегодня не пишет только ленивый, хотя этот фактор приобретает решающее значение только в том случае, если не работают три предыдущих фактора, если ребенок не имеет начального представления о добре и зле, заложенных в семье и развитых в школе. На ТВ хватает нормальных фильмов и передач, да и сам подросток уже в состоянии фильтровать информацию в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Таким образом, как минимум четыре силы участвуют в передаче убеждений и ценностей, составляющей суть воспитания. Противоречивое, разнонаправленное воздействие семьи, школы и социума дезориентирует детей, тормозит их личностное развитие, затрудняет выбор жизненной философии.
Какие ценности передает детям современная школа? Практически каждый школьный предмет в каждом классе несет в себе потенциальную возможность нравственного развития школьника, если рассмотреть его с позиции православия, и шире - христианства.
Уроки литературы в пятом классе. Тема - былины. Редкий учитель литературы скажет о том, что Илья Муромец - не мифический персонаж, как Геракл, а реальный человек, святой. Не всякий и знает об этом. А как органичен был бы переход от личности Ильи Муромца к теме патриотизма, святости. Большинство литературных произведений, включенных в школьную программу, создано православными людьми. Но, прочитанные вне религиозного контекста, они обесцениваются. Пример - рассказ А. П. Чехова «Студент», в герое которого учащиеся вслед за своими учителями видят образец «духовности». Мы привычно называем Чехова «мастером деталей», не задумываясь об их роли, очевидной для его современников. Всего две-три детали, на которые обычно не обращают внимания. Когда дело-то было? В пятницу Страстной недели Великого поста. Это сейчас про Великий пост большинство православных знает только, что перед ним - Масленица, а после него - Пасха. А во времена Чехова Страстную неделю верующие, независимо от сословий, старались проводить в церкви. Герой рассказа - сын дьяка и студент духовной академии, для которого служба в эти дни - святая обязанность. В таком контексте умствования студента приобретают смысл, противоположный тому, который в нем «находят» авторы учебников по литературе и школьных сочинений. Чехов ироничен, беспощаден и тонок. Настолько, что это почти не воспринимается. Впрочем, это касается едва ли не всех произведений, изучаемых на уроках литературы: вырванные из православного понимания жизни они кажутся детям скучными и несовременными, а поступки героев Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого в изложении авторов школьных учебников и учителей, не знакомых с трудами М. Дунаева и В. Непомнящего - странными и немотивированными.
Нанести вред может как незнание культурно-исторического контекста произведения и ограниченность учителя-словесника, так и «ревность не по разуму». Знакомая ученица рассказала об откровениях своей учительницы по литературе: «Я начала и бросила - неинтересно. А потом узнала, что «Мастер и Маргарита» - книга антихристианская, поэтому я и не собираюсь ее читать». Этот факт не мешает педагогу вести уроки по роману, входящему в школьную программу, и быть лучшим учителем года в нашем городе J
Возможно ли целенаправленное воспитание нравственности, если в шикарно изданной Всеобщей истории, рекомендованной для чтения в школе и награжденной президентской премией, есть подробности из жизни Будды и пророка Мухаммеда, но нет ни слова о Христе как исторической личности. Как, впрочем, и на уроках истории, где умудряются изучать жизнь первых христиан, крестовые походы, крещение Руси и другие исторические факты без упоминания самого факта существования Спасителя. В связи с этой ситуацией проблематичен успех курса «Основы православия», который не может восполнить отсутствие внятной и осмысленной образовательной системы, направленной на воспитание нравственной личности.
Противоестественно говорить с детьми о высших ценностях на одном уроке, если через несколько минут они придут на урок по литературе, проводимый по учебнику «Образовательной системы 2100», о духовной опасности которой много лет говорят и пишут педагоги, психологи, родители учащихся. Их многолетние обращения в высшие инстанции с просьбой запретить учебники по литературе «Образовательной системы 2100» поддержаны решениями Законодательных собраний 24 субъектов Федерации. Итог - Президентская премия, которая становится все более сомнительной наградой.
Выход один - создавать иную образовательную систему, в которой будут непротиворечиво и последовательно решаться задачи воспитания Человека, тем более, что образовательная инициатива «Наша новая школа» требует новых подходов и новых технологий.
Это титанический труд, требующий усилий честных и думающих учителей, ученых, психологов, философов. Но выбора у нас нет.
Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (г.Москва)