«Новые» образовательные проекты «нового» министра
В конце июля во время рабочей поездки в Хакасию «новый» министр «нового» Министерства просвещения России Ольга Юрьевна Васильева обнародовала подробности нового национального проекта «Образование», который будет состоять из девяти (к средине августа выяснилось, что из десяти[1]) федеральных проектов.
Ограничимся их простым перечислением, основываясь на тексте «Российской газеты»[2].
1. Проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.
2. Проект «Успех каждого ребенка». Это, в первую очередь, дополнительное образование, ранняя профориентация и поддержка талантливых детей.
3. Проект «Современные родители». Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь.
4. Проект «Цифровая образовательная среда». Его первая часть - техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам. Вторая часть - Российская электронная школа, которая станет помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории.
5. Проект «Учитель будущего». Не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста.
6. Проект «Молодые профессионалы» направлен на модернизацию профобразования.
7. Проект «Новые возможности для каждого» позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже уже работающим людям. Для этого создается единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам.
8. Проект «Социальная активность». Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов.
9. Проект «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». В нем уже известные проекты: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Экспорт российского образования».
10. Проект «Социальные лифты». В рамках проекта предлагается проводить ежегодные профессиональные конкурсы.
Даже беглое знакомство с идеями всех десяти проектов вызывает глубочайшее разочарование. Совершенно очевидно, что большинство этих идей - это повторение апрельского доклада Центра стратегических разработок Алексея Кудрина и НИУ ВШЭ «Двенадцать решений для нового образования»[3]. Министерский проект «Современная школа» соответствует кудринскому проекту «Материальная инфраструктура школы», проект «Цифровая образовательная среда» списан с проекта «Школа цифрового века», проект «Успех каждого ребёнка» соответствует проекту «Развитие и поддержка талантов», проект «Учитель будущего» - калька проекта «Кадры для развития образования», проект «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования» с его внутренними подпроектами «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Экспорт российского образования» взяты из кудринских проектов с почти идентичными названиями «Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях» и «Экспорт образования». Но вузовский проект - это уже не вотчина Минпроса.
Одним словом, дальнейшим «развитием» российского образования будут рулить Центр стратегических разработок Алексея Кудрина и Институт образования ВШЭ, руководимый Исаком Фруминым. Поэтому ждать разворота к национально ориентированной модели образования по меньшей мере наивно. Импортозамещение в сфере образования снова откладывается.
А если всё это помножить на новый проект НИУ ВШЭ «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»[4], который наверняка будет продавливаться в Минпрос, разочарование становится удручающим.
Дело в том, что содержание предложенного Минпросом нацпроекта никоим образом не стыкуется с идеей асимметричного прорыва, провозглашённой президентом страны. Предложенный Минпросом проект ни на секунду не затрагивает стратегические и целевые установки. Он напоминает наивную радость руководителя автомобильного завода, который обновляет оборудование и станки с ЧПУ, но по-прежнему выпускает никому не нужные устаревшие и слегка похожие на иностранные автомобили.
Преображение не произошло
Риторика министра Васильевой образца 2016 года исчезла, не начавшись. Назначенная на эту должность в праздник Преображения Господня, Ольга Юрьевна положительного преображения образования осуществить не смогла. Вспомним слова министра двухлетней давности[5], которые тогда вселяли оптимизм.
«Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить». Но ведь переубедили же! И очень быстро.
«Наша основная задача - вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты». Ну и кто мешал это сделать за два года? Назовите поимённо.
«Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа - её дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается всё остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать». Где хоть в одном из десяти федеральных проектов об этом идёт речь?
«Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове - так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент». Хоть в одном из десяти федеральных проектов идёт речь о воспитании?
«В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: ˮИх лекции давно устарели. Я все и так могу прочитатьˮ. Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: ˮЭтого не будет никогда, потому что от личности зависит всеˮ». Где хоть один проект, который бы говорил не о технических компонентах развития человека (компетентностях, универсальных умениях и т.д.), а о личностных и нравственных?
«Каждый должен понимать, что работа учителя - это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово «услуга»[6]. «Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образовании»[7]. Два года прошло. «Сейчас, сегодня и сразу» не может длиться два года. Хоть в одном документе это исчезло? Где изменения в федеральном законе? Кто-то отказался от этого термина?
И вот два года спустя «новый» министр будто бы забыла свои слова о служении как главной сущности образования. И мы опять слышим о необходимости нового десятка технических федеральных проектов. Никто ведь не против перечисленных в них изменений. Они нужны. Инструментарий образования нужно совершенствовать. Это понятно. Но непонятно одно. До каких пор мы будем умалчивать о стратегических целях образования? До каких пор цели будут подменяться средствами? До каких пор мы будем скрывать, как говорил К.С. Станиславский, сверхзадачу как высшую цель, которую необходимо достичь. А ведь сверхзадача образования испокон веков состояла во взращивании в каждом человеке некого высокого Образа (тогда оно становилось образованием), сформулированного в виде антропологического идеала. Если этот идеал человека неясен, если сверхзадача не сформулирована, тогда Константин Сергеевич Станиславский с негодованием восклицает: «Не верю!»
Отечественная педагогика всегда начиналась с цели, со сверхзадачи. Уже в 1833 г. в первом русском учебнике педагогики А.Г. Ободовского эта сверхзадача была сформулирована в образе человека совершенного: «Истинное воспитание имеет предметом своим образование всех способностей человека в совокупности. Оно объемлет не одно только тело, но и душу, не один только ум, но и сердце, не одно только чувство, но и рассудок - оно объемлет целого человека. Если представить себе все разнородные силы человека соединенными в одно согласное целое, то перед нами будет идеал совершенства человеческого. Возможное приближение воспитанника к сему идеалу, через согласное развитие и образование всех его способностей, составляет конечную цель воспитания»[8].
Советский антропологический идеал предполагал формирование «людей, гармонически сочетающих высокую идейность, трудолюбие, организованность, духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»[9]. Можно ругать или восхищаться дореволюционной Россией, можно одобрять или отвергать советский проект и советскую идеологию, но сверхзадача в виде антропологического идеального образа в обоих случаях была сформулирована лаконично и точно. И этот образ определял и цель, и стратегию отечественного образования. Формулировка этой сверхзадачи была возможна только потому, что существовала ясность и определённость всего образа будущего Отечества, который вполне определённо диктовал образ человека, необходимого для этого должного будущего. Для коммунистического будущего как общества раскрепощения и пробуждения в каждом человеке его высших творческих способностей» нужен «всесторонний гармонично развитый человек». Для «Великой православной империи» как образа будущего дореволюционной России нужен был человек совершенный, «якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).
Кто нужен сегодняшней России, образ будущего которой никто никак не сформулирует? Конкурентоспособный успешный лидер? «Квалифицированный потребитель» (А.А. Фурсенко)? Универсально компетентный функционер? Только за этими образами исчезает человек. Эти образы очевидным образом расчеловечивают человека и дегуманизируют образование. Нам нужна своя самобытная, а не заимствованная образовательная политика, которая могла бы обеспечить тот «асимметричный прорыв», о котором говорит наш президент. Просто, видимо, образованию нужен свой Шойгу. Увы, О.Ю. Васильева на эту роль не тянет.
А ведь новая образовательная политика могла бы быть такой
Россия - одна из ведущих мировых держав с мощным внешнеполитическим, экономическим, оборонным и духовным потенциалом, которая начинает осуществлять суверенную и самостоятельную национально ориентированную образовательную политику, предполагающую превращение образования из ресурсозатратной в ресурсосберегающую и ресурсогенерирующую сферу. Новая модель образования должна быть асимметрична той, которая в последние десятилетия с опозданием копировала заимствованные образцы, и требует перехода:
от разъединяющей тактики конкуренции, самореализации и индивидуализма - к объединяющей тактике сотрудничества, соработничества и солидарности;
от тактики доминирования прав ребёнка над его обязанностями - к разумному сочетанию прав, обязанностей и запретов;
от образа педагога как представителя сферы образовательных услуг - к образу педагога-детоводителя, государственника, ответственного за будущее Отечества;
от управления через тотальное администрирование и бюрократический надзор - к управлению через содействие, доверие, самостоятельность и самодеятельность педагогических коллективов;
от навязывания мультикультурализма, космополитичности, толерантности и безродности - к воспитанию народности, патриотизма и державности;
от функционализма компетентностного подхода - к формированию фундаментальности, системности, целостности и антропоцентричности содержания образования;
от освоения универсальных учебных действий - к обретению универсальных для отечественной культурно-исторической традиции целей, ценностей и нравственных образов жизни;
от «индивидуального успеха», «конкурентоспособности» и приоритета карьерных ценностей - к любознательности, трудолюбию, жизнелюбию и человеколюбию - залогу подлинного человеческого счастья;
от культуры полезности и эффективности - к культуре смысла, любви и достоинства;
от идеала индивидуума, добивающегося лидерства, как правило, в денежном выражении - к идеалу человека, стремящегося к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству;
от образа квалифицированного и разумного потребителя - к образу человека-созидателя и человека-творца;
от человека, обладающего набором компетенций, - к целостной личности, ответственной за свою жизнь во всей её полноте;
от размывания и подмены нравственных ценностей под флагом свободы и раскрепощения - к воспитанию традиционной системы духовно-нравственных ценностей, аскетизма и самостояния.
Сущность, миссия и высший смысл современного
отечественного образования - это Служение Отечеству (а не обслуживание центров власти и
бизнеса); это Дар новому поколению (а не потребительская услуга); это Благо для каждого, это благовестие о собственно человеческом в человеке (а не
средство его расчеловечивания).
P.S. Положения новой образовательной политики взяты из проекта Национальной доктрины образования Российской Федерации, разработанной под руководством и при участии авторов этой статьи, которую Вы можете посмотреть по ссылке http://ost101.narod.ru/2018_Doktrina.pdf.
Виктор Иванович Слободчиков, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук
[1] Звездина
П. «Карьерные лифты» за 4,7 млрд руб.
включили в национальный проект // РБК. 2018. 14 авг.
https://www.rbc.ru/society/14/08/2018/5b6c2a039a7947d32d02635b
[2] Колесникова К. Девять заданий министра Васильевой. Как Россия планирует войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования // Российская газета. Федеральный выпуск. 2018. №7629 (166) / https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html.
[3] Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ. Апрель 2018 // https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf.
[4] Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с. - 300 экз. - (Современная аналитика образования. № 2 (19)). https://ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf.
[5] Цит. по: «Меня упрекают в консерватизме». Министр образования Ольга Васильева о том, что ждет студентов и школьников // Lenta.ru. https://lenta.ru/articles/2017/02/01/vasileva/
[6] Министр образования запретила произносить слово «услуга» в школах // РБК. 27.08.2016. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/57ea456d9a794718ec893ec5.
[7] Ольга Васильева: нужно отказаться от термина «образовательные услуги» // РИА «Новости». Россия сегодня. 30.08.2016. https://ria.ru/society/20160830/1475622923.html.
[8] Ободовский А. Руководство к педагогике или науке воспитания, составленное по Нимейеру. СПб.: Тип. Вингебера, 1833. С. 6.
[9] Федосеев П.Н. и др. Научный коммунизм. Учебник для вузов. 5-е изд. М.: Политиздат, 1982. С. 396.
11. Влад.Атласов
10. Строителю9
9. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»
8. Ответ на 6., Мы из Ельца:
7. Алина
6. Поддерживаю полностью
5. Ответ на 1., СТРОИТЕЛЬ:
4. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»
3. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»
2. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»