Евразийская конфедерация: внешний контур национальной идеи

Взгляд из Минска

Генассамблея ООН по Украине  Бывший СССР  Новости Москвы 
0
734
Время на чтение 21 минут

В ХХ веке глобалисты предприняли три попытки установления нового мирового порядка, результатами которых стали Первая мировая война, Вторая мировая война и «холодная война». Идея «всемирной федерации» - планетарного государства, возглавляемого мировым правительством, продвигается Всемирным движением федералистов и другими апологетами глобализма и по сей день.

Названная идея характерна для отдельных политических элит «коллективного Запада». Предлогом для ее реализации являются многочисленные глобальные проблемы человечества, которые якобы призвано решить «мировое правительство», а также реформирование ООН. Вот почему в условиях высокого конфликтного потенциала современных международных отношений необходима концептуализированная мирная инициатива, которая позволит реализовать идею евразийской интеграции исходя из национально-государственных интересов. В целях концептуальной разработки такой идеи целесообразно рассмотреть процесс евразийской интеграции на современном этапе.

Евразийская интеграция обусловлена, с одной стороны, возрождением геополитической мощи России как традиционного центра силы и, с другой стороны, глобальным ростом Китая. В отличие от англосаксонской доктрины «глобального управления», основанной на либеральном принципе «свободы», политике «с позиции силы», вооруженных интервенциях и экономических санкциях, Россия и Китай разделяют традиционные ценности и придерживаются норм международного права во внешней политике. Москва и Пекин приступили к реализации геополитических проектов, основанных на государственных интересах, и направленных на достижение национальной идеи: «русской мечты» и «китайской мечты». Развитие двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем, а также евразийский интеграционный процесс в целом создают возможность для объединения Евразии и создания нового международного порядка.

Россия, наряду с Беларусью и Казахстаном, является движущей силой процесса евразийской интеграции. Инициативы российской стороны по трансформации американоцентричной (однополярной) модели мироустройства последовали после отказа от т.н. «козыревской дипломатии» (1991-1996). До этого, начиная с 1991 года, Россия следовала курсом односторонних уступок Западу. Либеральные рыночные реформы были нацелены не столько на интеграцию страны в мировую экономику, сколько на ценностно-мировоззренческую трансформацию общества. Как пишет новозеландский ученый-интеллектуал К.Болтон, «непродолжительное пьяное междуцарствие Ельцина, казалось, вот-вот должно было привести Россию в круг глобалистов" [1].

В 2007 году на 43-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности Президент России В. Путин подтвердил намерение изменить «мир по-американски». Это был серьезный вызов. Впервые концепция однополярного мирового порядка была подвергнута жесткой и открытой критике со стороны лидера государства. Поэтому на Западе Мюнхенскую речь В. Путина сравнили с Фултонской речью У. Черчилля (1946). Высказанные Президентом России предложения и оценки международной ситуации закрепились в международном дискурсе, стали основой внешнеполитической доктрины Российской Федерации, а также повлияли на развитие двусторонних и многосторонних отношений РФ на мировой арене.

Уже в 2007 году В. Путин подчеркнул важность объединения Евразии и установления взаимосвязей между центрами силы, такими как Россия, Китай, Индия и Бразилия. Он справедливо указал, что экономический потенциал данных государств неизбежно трансформируется в геополитическую многополярность: "суммарный ВВП Индии и Китая по паритетной покупательной способности уже больше, чем у Соединенных Штатов Америки. А рассчитанный по тому же принципу ВВП государств группы БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай - превосходит совокупный ВВП Евросоюза. И, по оценкам экспертов, в обозримой исторической перспективе этот разрыв будет только возрастать. Не стоит сомневаться, что экономический потенциал новых центров мирового роста будет неизбежно конвертироваться в политическое влияние и будет укреплять многополярность" [2].

Значимым вкладом в формирование многополярного мира стали интеграционные усилия со стороны руководителей Беларуси и Казахстана: А. Лукашенко и Н. Назарбаев убедительно продемонстрировали не только свою политическую волю в создании справедливого миропорядка, но и концептуальное видение будущего евразийского интеграционного проекта. Так, Президент Беларуси отметил, что Евразийский союз является «неотъемлемой частью общеевропейской интеграции», что ЕАЭС «призван стать ключевым региональным игроком, который поможет выстраивать отношения с ведущими мировыми экономическими структурами. Именно отсюда исходит предложение «тройки» о таком взаимодействии с Евросоюзом, которое привело бы в конечном итоге к созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока» [3]. Важно, что именно А.Г.Лукашенко предложил геополитический принцип «интеграции интеграций».

Роль Евразийского союза в создании справедливого и равноправного мирового порядка была обозначена В. Путиным 19 сентября 2013 года на X заседании Валдайского клуба на тему «Многообразие России для современного мира» [4]. В своем выступлении российский лидер предложил принцип многообразия как одну из основ евразийского интеграционного процесса. Данный принцип является системообразующим в новой модели евразийской интеграции.

Китай, наряду с Россией, Казахстаном и Беларусью, является одним из флагманов евразийской интеграции (по линии БРИКС и ШОС). Будучи первой экономикой мира по объему ВВП и мощным центром силы в юго-восточной Азии, Китай вносит значимый вклад в создание новой системы международного порядка. Дипломатии этой страны выгодна евразийская интеграция, в первую очередь, с геополитической точки зрения - как противовес американскому центру силы: «Взаимодействие Китая и России предоставило базовую гарантию для поддержания мира на планете в 21 веке. Латинская Америка является внешней силой Евразийского сообщества, Африка - дружественная сила, в Азии также много сторонников. З. Бжезинский в свое время говорил, что сплоченность Евразии - это страшный сон для США» [5].

Осенью 2013 года лидер КНР Си Цзиньпин выдвинул два крупных геополитических проекта: «Экономического пояса Великого Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути». Информационно-идеологическую поддержку этим инициативам обеспечило правительственное Информационное агентство «Синьхуа», которое 13 октября 2013 года призвало к "де-американизации мира". В заявлении агентства отмечалось: "Такие тревожные дни, когда судьбы других находятся в руках одной лицемерной нации, должны быть прекращены и создан новый мировой порядок, при котором на равноправной основе будут учтены и защищены ключевые интересы всех государств, больших или малых, бедных или богатых" [6].

Концепция национальной мечты - идеологическая основа развития государства

Проект будущего всегда связан с мечтой. Не случайно у многих государств мира существует понятие мечта государства. В 20 веке широкое распространение получило понятие «американская мечта». На современном этапе важную роль играют концепции «китайская мечта», «русская мечта», «белорусская мечта», «индийская мечта», «иранская мечта» и другие мирные инициативы. Размышляя о «белорусской мечте», истоки национального самосознания следует рассматривать в панорамном ключе, с учетом опасностей и угроз, обусловленных процессом установления «нового мирового порядка». Только таким образом можно определить национальную идею как судьбу государства.

Концепция «китайской мечты» является идеологической основой стратегии Китая по формированию нового международного порядка. Она направлена на достижение национального возрождения, построение умеренно процветающего общества (идея «сяокан шэхуэй» - общество среднего достатка), а также, как отмечено выше, на реализацию геополитических проектов: экономического пояса Нового шелкового пути, который соединит Китай, Россию и Германию, т.е. Восток (АСЕАН) и Запад (ЕС) через государства Средней Азии и СНГ - таким образом возникают предпосылки для создания альянса Россия-Китай-Германия. Китайская модель развития, конфуцианская философия, доктрина «великого единства под небесами», «легализм», преемственный подход к истории государства способствуют межцивилизационному диалогу.

Концепция «индийской мечты» является одной из основ политики Индии как мировой державы, воплощением национальной идеи этой страны. Она была выдвинута еще Дж. Неру, первым премьер-министром и центральной фигурой в индийской политике на протяжении большей части ХХ века, который уже в 1951 году считал Индию "потенциально великой нацией и сильной страной" [7]. Этот мировоззренческий императив составляет ядро концепции «индийской мечты».

Концепция «русской мечты» предполагает создание «гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока» на основе Евразийского союза. Как подчеркнул В. Путин, «у нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... это и есть национальная идея» [8]. С мировоззренческой точки зрения концепция «русской мечты» является частью христианской парадигмы Восточнославянской цивилизации.

Идея построения сильной и процветающей Беларуси выступает целеполагающим фактором развития Республики Беларусь, системой координат для работы идеологической вертикали страны. Размышляя о концепции «белорусской мечты» [9], глава государства обратил внимание на тот факт, что в нашей стране все еще отсутствует национальная идея. Он подчеркнул, что «ее пока нет... Но формулировать ее надо, потому что это движение вперед, послание всем поколениям - вот наше будущее» [10]. Как представляется, сегодня необходимо восстановление парадигмы народного единства - такой идеи и образа будущего, которые сгенерируют социальную энергию для реализации «белорусской мечты», а также других мирных инициатив, направленных на создание сбалансированного миропорядка.

Примечательна на этот счет и точка зрения бывшего Президента Ирана М. Ахмадинежада: «Я считаю, что нам следует постигать и изучать мечтания всех народов - американскую мечту, китайскую мечту, русскую мечту. Если в нескольких словах сказать, что такое иранская мечта, то это установление справедливости, дружбы, это уважение человеческого достоинства каждого» [11]. На наш взгляд, реализация «русской мечты», «китайской мечты», «белорусской мечты», «иранской мечты», «индийской мечты» и других мирных инициатив может быть осуществлена только в рамках широкомасштабных геополитических проектов, способствующих формированию новой системы международного порядка: ЕАЭС, «Новый шелковый путь», БРИКС. И вот почему.

ЕАЭС способствует геополитической синергии в Евразии и, таким образом, созданию условий для продвижения альтернативной «миру по-американски» модели мироустройства. Площадь ЕАЭС занимает более 20 млн. кв. км (15 процентов мировой суши). Совокупный экономический эффект от Евразийского союза оценивается в 900 млн долларов к 2030 году. В случае присоединения Украины, по оценкам экспертов, он мог бы составить свыше 1 трлн долларов. В стратегическом плане Евразийский союз обеспечивает интеграцию экономик, правовых систем и таможенных служб государств-членов, а также способствует координации совместных действий по борьбе с современными вызовами и угрозами.

«Новый Шелковый путь» является, главным образом, инфраструктурным проектом. Он состоит из экономических, инвестиционных, транспортно-логистических компонентов, в т.ч. железных дорог и морских путей сообщения. Значительная часть данной инфраструктуры будет размещаться на территории ЕАЭС. Поэтому Евразийский союз и Новый Шелковый путь, как подчеркивалось, являются взаимодополняемыми и сопряженными геополитическими проектами. Экономический пояс «Шелкового пути» включает центральный (КНР - Центральная Азия - ЕС), южный (КНР - Юго-Восточная Азия - Южная Азия - Индийский океан) и северный (КНР - Центральная Азия - Россия - страны ЕС) транспортно-логистические коридоры.

8 мая 2015 года В. Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление России и Китая об углублении сотрудничества и стратегического взаимодействия между двумя странами, а также заявление о сотрудничестве Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелковый путь». Обе страны исходят из того, что ЕАЭС и «Новый шелковый путь» - это сопряженные проекты, которые «могут гармонично дополнять друг друга» [12].

БРИКС, наряду с ЕАЭС, является ключевым элементом новой системы международных отношений. В ее деятельности российская сторона исходит из того, что «при наличии твердой политической воли руководства государств-участников БРИКС к углублению взаимодействия данное объединение может стать в перспективе одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, прежде всего в финансово-экономической сфере. При этом Российская Федерация выступает за позиционирование БРИКС в мировой системе как новой модели глобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий Восток-Запад или Север-Юг» [13].

Стратегия экономического сотрудничества БРИКС состоит из более 20 форматов взаимодействия в различных сферах. Она также включает 11 направлений научно-технического сотрудничества в областях от аэронавтики до био- и нанотехнологий. Финансово-кредитные институты БРИКС способны финансировать масштабные инфраструктурные проекты и, поэтому, могут служить альтернативой МВФ и другим Бреттон-Вудским институтам.

Таким образом, трансформация американоцентричной системы происходит по следующим направлениям: взаимодействие государств БРИКС и ЕАЭС в двустороннем и многостороннем форматах, в том числе, в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Совещания по взаимодействию и мерам укрепления доверия в Азии (СВМДА), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Движения неприсоединения, в состав которого входят 120 государств мира, МЕРКОСУР и др.

В результате деятельности БРИКС, Евразийского союза и реализации концепции Нового шелкового пути в мире возникает новая геополитическая конфигурация сил - евразийский альянс. Несмотря на то, что форма его политического устройства до настоящего времени остается неразработанной, возникают предпосылки для более тесной интеграции финансово-экономического и энергетического потенциала государств-членов, а также возможности обеспечения взаимной безопасности. Новая конфигурация способна сдержать центробежные силы внутри международной системы, сбалансировать ее и, таким образом, предотвратить возможность очередного мирового конфликта, приблизив эру объединенной Евразии.

От «мира по-американски» к новой модели мироустройства

В условиях завершения эпохи «мира по-американски» требуется концептуальная разработка новой модели мироустройства. Как показано выше, реализация такой модели возможна по линии государств ЕАЭС и БРИКС в рамках процесса евразийской интеграции. В целях создания справедливого и равноправного миропорядка необходима синергия всех центров силы и интеграционных объединений государств, которые стремятся сохранить свою правосубъектность и независимость в глобализированном мире. В случае продолжения американской экспансии в Евразии, расширения военного присутствия США в регионе, неизбежна дальнейшая атомизация евразийского пространства, его хаотизация и превращение государств в манипулируемых субъектов в большой геополитической «шахматной игре».

Основными принципами новой системы мироустройства являются: принцип государственного суверенитета, принцип многообразия (единства в многообразии), принцип «интеграции интеграций», принцип синергии, мирные инициативы государств, а также четвертый закон движения и развития культурно-исторических типов. Последний разработан выдающимся русским ученым Н. Данилевским, идеологом панславизма и одним из основателей цивилизационного подхода к истории: «цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы ее составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств» [14]. Кроме того, в международном праве закреплены следующие принципы мирного сосуществования: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, неагрессивности, невмешательства во внутренние дела государств, равноправия и взаимной выгоды и др.

Принцип государственного суверенитета предполагает сохранение цивилизационного кода и национального единства государств, а также защиту культурной идентичности как государствообразующих этносов, так и национальных меньшинств от негативных последствий глобализации и секуляризации мира. В современных условиях реализация данного принципа необходима и в масштабе крупных геополитических проектов - в противовес принципам национализма и сепаратизма, используемых США для раскола и «балканизации» евразийского геополитического пространства. Именно так произошла «смена режимов» и распад многонациональных государств (СССР, Югославия и др.).

Принцип единства в многообразии имеет свои истоки еще в античной культуре и представляет мировоззренческую основу объединения как отдельных этносов, так и государств. Этническое и культурное многообразие выступает источником развития и, наоборот, развитие прекращается, если устанавливается однообразная модель секулярного миропорядка США. Американоцентричная (однополярная) модель основана на т.н. «праве сильного» и, поэтому, ограничивает индивидуальную и творческую свободу субъектов, противостоящих «расширению демократии». Не случайно принципы многообразия мира, многосубъектности и равноправия государств закреплены международным правом.

В современном мире все нации и этнические группы исторически и мировоззренчески взаимосвязаны с великими культурами и цивилизациями, например, русской цивилизацией (греко-православная культурная традиция), западноевропейской (римско-католическая культурная традиция), китайской, индийской и др. Принцип объединения мира на основе его многообразия, равноправия и взаимного уважения различных культур и этносов не только не противопоставляет цивилизации друг другу, а, напротив, может придать динамизм общемировому развитию, предотвратить негативные тенденции сепаратизма, национализма, экстремизма и прочие центробежные тенденции как внутри государств, так и в общемировом масштабе.

Принцип «интеграции интеграций», предложенный Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко, является важной геополитической основой взаимодействия между интеграционными объединениями государств, а также стимулом для межцивилизационного и межконфессионального диалога между ключевыми центрами силы в Евразии и мире в целом. На основании данного принципа возможно создание глобальной структуры партнерства между основными интеграционными объединениями, такими как ЕС, ЕАЭС, БРИКС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, «Боливарианский альянс» и др. К такой структуре могут быть подключены и другие международные организации и форумы. Таким образом, реализация принципа «интеграции интеграций» на современном этапе целесообразна по линии обозначенных структур.

Принцип синергии (геополитической, экономической, культурной др.) между крупнейшими цивилизациями и центрами силы в Евразии предполагает объединение потенциала всего континента и создание «сообщества единой судьбы» (данный термин используется китайской дипломатией). Он предполагает развитие системы взаимодействия государств, в первую очередь, России, Китая, Индии и подключение к ней, в недалеком будущем, Ирана, Пакистана и других государств. Мировоззренческой основой такой системы межцивилизационного диалога могут служить национальные идеи миролюбивых государств. Поэтому названные цивилизационные парадигмы (русская, китайская, индийская и др.) вносят определяющий вклад в продвижение процесса евразийской интеграции и единение континента Евразия. Данный процесс требует усиления роли России как самого крупного центра геополитического притяжения в Евразии, создающего предпосылки для объединения всего континента.

Идеологической основой новой системы международного порядка, ее мировоззренческим фундаментом представляется доктрина Великой (объединенной) Евразии. Объединению континента также способствует китайская созидательная идея «Большого единства под небесами», а также современная концепция китайской дипломатии - идея «сообщества общей судьбы». Поэтому на современном этапе всеобъемлющая евразийская доктрина должна быть разработана с учетом «русской мечты», «китайской мечты», «индийской мечты», а также других мирных инициатив, в том числе, выдвигаемых Республикой Беларусь.

Геополитическая основа новой системы международного порядка включает, главным образом, стратегический потенциал БРИКС: четвертую часть мировой экономики, самодостаточный рынок, насчитывающий три миллиарда потребителей, значительные интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы. По совокупным параметрам мощи БРИКС является новым центром силы. Государства данного объединения - идеологически близкие, разделяют традиционные ценности, принципы международного права и признают ключевую роль Совета Безопасности ООН в решении мировых проблем. Немаловажную роль в этой связи, как показано выше, также играют государства ЕАЭС и ШОС.

Экономическая основа новой системы международного порядка может быть создана посредством использования китайского опыта построения социально-ориентированной рыночной экономики с главенствующей ролью государства в управлении стратегически важными отраслями экономики. Модель экономического развития государств БРИКС отличается от неолиберальной модели США. Такая модель требует обеспечения взаимодополняемости экономик государств БРИКС и ЕАЭС, а также других перспективных участников данных интеграционных объединений. Важную роль в обеспечении взаимодополняемости экономик государств-участников евразийского интеграционного процесса играет сотрудничество по сопряжению экономического пояса Нового шелкового пути с инфраструктурными проектами ЕАЭС, расширение взаиморасчетов государств БРИКС в национальных валютах с перспективой введения новой мировой резервной валюты.

Военно-политическая основа новой системы международного порядка предполагает обеспечение всеобъемлющей безопасности евразийского интеграционного процесса с использованием механизмов ШОС, ОДКБ и других организаций. Наличие общих угроз безопасности требует создания объединенных вооруженных сил быстрого реагирования (возможно, временного характера) с участием государств ЕАЭС и БРИКС, их взаимодействия с профильными региональными структурами.

Евразийская конфедерация - будущее, основанное на опыте прошлого

Учитывая опыт «демократизации» Украины, государствам ЕАЭС, наряду с экономической интеграцией, необходима соответствующая идеологическая основа. Одним из возможных сценариев сохранения независимого пути развития является создание Евразийской конфедерации - союза суверенных государств, направленного на достижение определенных целей, и при котором объединившиеся в конфедерацию государства полностью сохраняют суверенитет, но передают часть национальных полномочий совместным органам власти для координации согласованных действий в сфере внешней и внешнеэкономической политики и безопасности. Предпосылкой для создания евразийской конфедерации в настоящее время является Евразийский экономический союз; цель конфедеративного объединения - реализация единой общеевразийской стратегии и предотвращение возможности глобального межцивилизационного конфликта.

В широком смысле, речь идет об идентификации политико-правового статуса евразийского альянса. При этом, на наш взгляд, важно следовать традиционной методологии, рассматривая данное наднациональное образование с позиций федерации, конфедерации или международной (межправительственной) организации. Такой подход равным образом применим не только к Евразийскому экономическому союзу, но и к Европейскому Союзу, началом которого также послужила экономическая интеграция государств.

Создание Евразийской конфедерации, в свою очередь, предполагает разработку и реализацию общеевразийской стратегии. Отсутствие единой стратегии евразийского альянса в условиях реализации «большой стратегии» США делает государства ЕАЭС и БРИКС уязвимыми перед лицом социально-экономических кризисов и непрекращающихся попыток «смены режимов». О такой уязвимости свидетельствует, в частности, опыт распада Советского Союза, который не имел соответствующей контрстратегии. В конечном итоге, это привело к планомерному внедрению «семян разрушения» в систему управления государством, втягиванию страны в гонку вооружений и региональные конфликты, в том числе в войну в Афганистане. Поэтому сегодня в целях устранения диспропорций мирового развития и гармонизации системы международных отношений необходима скоординированная политика ключевых континентальных центров силы, включая Россию, Германию, Китай, Индию, Иран, Турцию и Пакистан.

Концептуальное обоснование процесса создания Евразийской конфедерации может придать новый импульс процессу установления нового международного порядка, вывести Республику Беларусь в авангард общеевразийских процессов; ведь в мировой политике, как известно, действует принцип: «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить».

В целях разработки евразийской стратегии представляется целесообразным создать на межправительственном уровне государств ЕАЭС и БРИКС соответствующую координационную и аналитическую структуру, способную концептуально формировать международную повестку дня и, таким образом, влиять на события (по аналогии с Советом по международным отношениям США). В глобальном масштабе необходимо адаптировать к задачам евразийского альянса систему ООН и именно в таком ключе обсуждать вопрос о ее реформировании. В региональном масштабе важное значение имеет деятельность международных организаций (ЕС, ОБСЕ, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, СВМДА и др.), в рамках которых возможна реализация вышеупомянутых принципов нового международного порядка.

Вопрос объединения Евразии в новый геополитический формат - это сложнейший вопрос, от решения которого зависит судьба многих государств в мире, балансирующем на грани войны. Предложенная концепция евразийской конфедерации представляется единственной альтернативой на пути расширения глобального хаоса.

Александр Плащинский, кандидат политических наук, доцент

ЛИТЕРАТУРА

1. Bolton, K. R. Origins of the cold war: how Stalin foiled a ‘New world order'. Relevance for the present [Electronic resource] / K. R. Bolton // Foreign Policy J. - 2010. - 31 May. - Mode of access: http://www.foreignpolicyjournal.com/2010/05/31/origins-of-the-cold-war-how-stalin-foild-a-new-world-order. - Date of access: 09.05.2017.

2. Путин, В. В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс] / В. В. Путин // Президент России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034. - Дата доступа: 06.02.2017.

3. Лукашенко, А. Г. О судьбах нашей интеграции [Электронный ресурс] / А. Г. Лукашенко // Известия. - 2011. - 17 окт. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/504081#ixzz4VReksTjY. - Дата доступа: 06.02.2017.

4. Putin, V. V. [Speech] [Electronic resource] : meeting of the Valdai Intern. Discussion Club, 19 Sept. 2013 / V. V. Putin // President of Russia. - Mode of access: http://en.kremlin.ru/events/president/news/19243. - Date of access: 10.06.2017.

5. Дао Сюй: Китаю и России следует создать Евразийский альянс [Электронный ресурс] // Жэньминь Жибао он-лайн. - 2012. - 30 янв. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/95181/7714612.html. - Дата доступа: 03.06.2017.

6. Liu Chang. Commentary: U.S. fiscal failure warrants a de-Americanized world [Electronic resource] / Liu Chang // Xinhua. - 2013. - 13 Oct. - Mode of access: http://news.xinhuanet.com/english/indepth/2013-10/13/c_132794246.htm. - Date of access: 13.10.2017.

7. Неру, Д. Открытие Индии : пер. с англ. / Д. Неру. - М. : Изд. иностр. лит., 1955. - 652 с.

8. Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея» [Электронный ресурс] : 3 февраля 2016 // ТАСС: Информационное агентство России. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/2636647. - Дата доступа: 18.04.2017.

9. Лукашенко о белорусской мечте: чтобы страна была спокойной и комфортной для жизни людей [Электронный ресурс] // БЕЛТА: белор. телеграфн. агентство. - Режим доступа: -Дата доступа: 22.09.2017

10. Встреча с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ "Большой разговор с Президентом" [Электронный ресурс] : 3 февраля 2017 г. // Президент Республики Беларусь : офиц. Интернет-портал Президента Респ. Беларусь. - Режим доступа: - Дата доступа: 06.02.2017.

11. Проханов, А. Иранский лев / А. Проханов // Завтра. - 2015. - 22 янв.

12. РФ и Китай договорились о «состыковке» проектов ЕАЭС и «Шелковый путь» [Электронный ресурс] // ТАСС : информ. агентство России. - Режим доступа: http://special.tass.ru/ekonomika/1956881. - Дата доступа: 06.05.2017.

13. Concept of participation of the Russian Federation in BRICS [Electronic resource] // Президент России. - Mode of access: http://eng.kremlin.ru/media/events/eng/files/41d452b13d9c2624d228.pdf. - Date of access: 03.06.2017.

14. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. - М.: «Книга», 1991. - 576 с.

Впервые опубликовано в журнале «Беларуская думка»

***

Алексендр Алексеевич Плащинский родился 9 августа 1978 года в г. Минске.

Образование - высшее. В 2000 году окончил с отличием Белорусский государственный университет по специальности «Международные отношения»; в 2011 году - Белорусский государственный экономический университет по специальности «Мировая экономика». В 2003 году с отличием окончил магистратуру Кингстонского университета (г. Лондон, Великобритания) по специальности «Международный конфликт». В 2005 году в Академии управления при Президенте Республики Беларусь защитил кандидатскую диссертацию. В этом же году окончил с отличием спецфакультет Минского государственного лингвистического университета по переподготовке руководящих кадров по специальности «Испанский язык». В ноябре 2017 года решением Президиума ВАК Республики Беларусь присвоено ученое звание доцент по специальности «Политология».

Трудовую деятельность начал в январе 2001 года в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. Занимал должность третьего, второго, затем первого секретаря главного управления Европы. Работал первым секретарем Посольства Республики Беларусь в Швеции (по совместительству в Дании и Норвегии). Исполнял обязанности посла. В период дипломатической службы участвовал в организации и осуществлял перевод встреч на высоком и высшем уровне.

С февраля 2007 по апрель 2008 года работал заместителем директора Центра идеологии и политических технологий Академии управления при Президенте Республики Беларусь, затем заместителем директора Центра международного сотрудничества и образовательных программ. Осуществлял чтение лекций в Институте высших управленческих кадров. Входил в состав рабочей группы по подготовке законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

С апреля 2008 по февраль 2010 года являлся руководителем проекта «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала», реализуемого Представительством ООН/ПРООН в Республике Беларусь совместно с МИД Беларуси и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

С июня 2010 по октябрь 2012 года работал в Белорусском национальном техническом университете заместителем декана факультета технологий управления и гуманитаризации, затем заведующим кафедрой «Иностранные языки». Осуществлял чтение лекций по курсу «Политология». Курировал развитие международного сотрудничества факультета.

В 2012 - 2013 году проводил научно-исследовательскую работу в Университете Флориды (США) по программе обмена учеными Fulbright.

С сентября 2013 по апрель 2015 года работал в Центре глобальных исследований Шанхайского университета (Китай). Осуществлял чтение лекций, участвовал в ряде международных конференций в Китае.

С апреля по сентябрь 2015 года занимал должность директора Научно-исследовательского института трудовых и социальных отношений Международного университета «МИТСО», затем назначен на должность проректора по идеологической и научно-инновационной работе. С апреля 2017 г. назначен на должность первого проректора, которую занимает по настоящее время.

Плащинский А.А. является автором первой в отечественной политической науке монографии по проблеме «нового мирового порядка» США. Имеет публикации за рубежом, в том числе, в Китае, Германии и США. Прошел стажировки в Италии, Германии, Швейцарии, Сингапуре и др.

Член Республиканского Совета РОО «Белая Русь».

Кандидат в депутаты Минского городского Совета депутатов 28-го созыва по Курасовщинскому избирательному округу №16.

Председатель Октябрьской районной организационной структуры Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание».

Владеет английским, итальянским, испанским языками.

Женат. Растит сына.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Плащинский
От теории к практике
Проект «Единое Отечество» как продолжение проекта «Большая Евразия»
10.05.2023
На пути к новой Ялте: контуры будущего
О необходимости «Идеологического Генштаба» при Госсовете России
11.04.2022
СНГ: что дальше?
Концепция преемственного развития как продолжение проекта «Большая Евразия»
31.03.2022
Феномен преемственности
О необходимом условии для суверенного развития и воссоединения Беларуси, России и Украины на современном этапе установления нового мирового порядка
29.07.2021
Виртуальное государство от Бреста до Владивостока
Концептуальная социальная сеть. Часть вторая
05.06.2021
Все статьи Александр Плащинский
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Бывший СССР
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии