30 июля в городе Минске состоится Крестный ход по случаю празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского. После встречи ковчега с мощами Великого князя молитвенное шествие пройдёт по маршруту: улица Калиновского – проспект Независимости – площадь Ленина – улица Кирилла и Мефодия 3.
Предлагаем вниманию читателей статью Александра Алексеевича Плащинского, кандидата политических наук, доцента, директора Информационно-аналитического учреждения «Концепция преемственного развития», которую автор просил опубликовать накануне Крестного хода.
Сегодня в Беларуси наступает исторический момент для обеспечения социально-политической преемственности, то есть преемственности власти, если следовать традициям Древней Руси. Однако попытки трактовать преемственность власти как призыв к «государственному перевороту» – не умно и не дальновидно. Преемственность также естественна как рождение и смерть, в том числе династическая преемственность. Но здесь есть нюанс: к ней может быть применим только принцип старшинства и первородства. Всё остальное – иллюзии, отрыв от реальности, или от лукавого.
Итак, сравнительно недавно на территории от Бреста до Владивостока вспоминалась памятная дата: 80-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В этой связи особо актуальным является реализация концептуального курса на обеспечение преемственного развития Беларуси, России, Украины и других государств бывшего СССР, победивших фашизм.
В условиях, когда США и их союзники предпринимают попытки переформатировать цивилизационный код нашего народа, стереть историческую память, что особенно проявляется в попытке пересмотра итогов Второй мировой войны, навязывании либеральных идеалов и смыслов, необходимо обеспечить связь поколений, сохранить общее историческое наследие и память народа.
Нашему триединому народу белорусской, русской, украинской и других национальностей важно восстановить цивилизационную идентичность, вспомнить свои корни и истоки, используя для этого опыт единого и могучего государства, созданного на территории Древней Руси.
В этой связи белорусскими учёными разработан проект Концепции преемственного развития Республики Беларусь (КПР) в рамках научно-исследовательской работы на тему: «Парадигма нового мирового порядка и евразийская интеграция: проблемы и перспективы» (№ гос. регистрации: 20191631).
Реализация проекта КПР будет способствовать самодостаточному и суверенному развитию государств Русской цивилизации, Беларуси, России и Украины, на новом витке исторического развития, в новом технологическом укладе и в новом геополитическом формате евразийской конфедерации.
В рамках данной статьи рассматриваются отдельные компоненты феномена преемственности.
КПР – это консервативный проект, так как преемственность основана на традиции. Движущей силой проекта могут и должны выступать лидеры Беларуси, России и Украины, облечённые политическими полномочиями.
Концептуальная форма триединства Беларуси, России и Украины имеет древние исторические истоки. Ее генезис, культурно-историческая преемственность проходят через Скифское царство, Византию, Российскую империю, СССР, СНГ и сегодня может быть реализована в геополитическом формате евразийской конфедерации суверенных государств. Парадигма народного единства, восстановленная в рамках евразийской конфедерации, сможет стать действенным противовесом глобализму, альтернативой хаотизации Евразии и дальнейшей «смене режимов» на пространстве бывшего СССР.
Россия, согласно обновлённой в 2020 году Конституции, является правопреемницей Советского Союза. Традиция правопреемства государств имеет свои корни в дипломатии 19-го века. С точки зрения международного права, государство-продолжатель (правопреемник), несмотря на изменение его границ, сохраняет ту же правосубъектность и обладает всеми существующими правами и обязанностями, в том числе и теми, которые взяло на себя государство-предшественник.
Проект «новый мировой порядок», движущей силой которого выступают США, – это также проект традиции, но традиции разрушительной, берущей свои истоки ещё в древнем Вавилоне. Этот проект нацелен на достижение глобальной власти в мире посредством установления «порядка из хаоса». Он основан на принципе «разделяй и властвуй», расширении «свободы», подлинный смысл которой искажён идеологией либерализма как вседозволенность.
Византийской традиции преемственности противостоит вавилонская традиция создания нового мирового порядка. Данные традиции обусловили две исторические закономерности мирового развития, которые на современном этапе выражены в процессе установления нового мирового порядка, с одной стороны, и процессе евразийской интеграции, то есть воссоздании единого Отечества, с другой стороны.
Столкновение указанных закономерностей отражает не только дихотомию борьбы добра и зла, но и проблему «войны и мира». В теологической трактовке, исток разрушительной вавилонской революционной традиции, преемником которой в 20 веке стал «троцкизм» с его идеей «мировой революции», прослеживается ещё в христианском религиозном мировоззрении, «первой революции», которая, согласно преданию, совершилась против Бога со стороны «падших ангелов». В светской трактовке данный аспект во многом объясняет антагонизм между идеологией консерватизма (преемственность, сохранение традиции) и идеологией либерализма (строительство «дивного нового мира» – нового мирового порядка).
Принципы КПР включают принцип преемственного развития; принцип единства и многообразия мира; принцип суверенитета; принцип «симфонии властей», Четвертый закон Н.Я.Данилевского; принципы международного права: невмешательства во внутренние дела, взаимной выгоды и др.; принцип мирного сосуществования, принцип «интеграции интеграций»; принцип синергии и др.
Принцип преемственного развития является универсальным диалектическим принципом. Он нацелен в будущее и связывает между собой прошлое и настоящее. Именно этот принцип должен стать стержневым принципом новой Конституции Республики Беларусь, её консолидирующей основой. Принцип преемственности, в культурно-историческом плане, обеспечивает неразрывную связь поколений.
Принцип преемственного развития, в отличие от принципа «разделяй и властвуй», является созидательным принципом. На его основании, а также на основании других созидательных принципов КПР, обозначенных выше, возможно создание евразийской конфедерации Беларуси, России, Украины и других государств бывшего СССР.
Государства, которые не способны реализовать принцип преемственного развития, восстановить историческую связь поколений, или следуют в русле устаревших концепций «суверенитета», «независимости», «многовекторности» и т.п., будут поглощены в новом мировом порядке, потеряют свою правосубъектность.
Преемственность как феномен является универсальной закономерностью, которая оказывает преобладающее влияние на государственность на всех этапах ее развития, обеспечивая фундамент для развития государства и народа в виде уже накопленных знаний, опыта и ценностей.
Преемственность, как уже отмечалось, соединяет воедино прошлое, настоящее и будущее. Она обеспечивает связь между различными историческими ступенями развития государства. Её сущность состоит в удержании, сохранении и использовании отдельных элементов предшествующего уровня развития государственности на последующих этапах её развития: от Византийской империи до будущей евразийской конфедерации.
С этой точки зрения преемственность является условием и предпосылкой непрерывного, стабильного и суверенного развития белорусского государства.
Духовная преемственность, с теологической точки зрения, состоит в единстве народа и духовной власти, народа и Бога, его преемников на Земле – апостолов и всей паствы Христианской церкви. Позиция Христианской церкви состоит в том, что Господь передал власть апостолам через Слово (Бога Живаго). В этом заключается источник духовной преемственности. Апостольское преемство – это история Христианской церкви: «непрерывная преемственность епископства через рукоположение от апостолов».
Духовная преемственность является истоком «национального духа», который определяет характер государственной идеологии и политики. Если рассматривать государство как сосуд, наполненный идеологией, духом, то от содержания идеологии зависит и форма государственности, форма правления. В данном случае сознание определяет бытие. Например, монархия в Российской империи имела византийский дух. Рим, как преемник эллинизма, носил дух Древней Греции. Эллинизм выступал как религиозный концепт, то есть проводник духа. США выступают носителями идеологии нового мирового порядка, которая проявляется в концепции «мира по-американски» и т.п.
Духовная преемственность также означает героическую преемственность. Она включает исторические образы народных героев, начиная с «трёх богатырей»: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец до героев Отечественных войн и патриотов нашего времени. Образ героя напрямую связан с прошлым, настоящим и будущим. Значит, духовная, героическая преемственность формирует национальный архетип, «национальный дух». Какие герои, такое и будущее; какие ценности, такое и будущее.
Образ героя – это совокупность многих тысяч известных и неизвестных солдат и офицеров, защитников Отечества, а также людей, трудящихся на благо Родины в мирное время. Наших отечественных героев более чем достаточно для самоидентификации народа, определения подлинной цивилизационной идентичности Русской цивилизации. Их замена на зарубежные «аналоги», в ментальном смысле, означает переформатирование сознания народа. Феномен «американской мечты» и «русской мечты» проистекают, в том числе, из образа героев.
Культурно-историческая преемственность проистекает из духовной преемственности.
В контексте разработки проекта КПР, культурно-историческая преемственность рассматривается как непрерывная линия исторического развития со времен Византийской империи, прародины Христианства и государственной имперской формы, в которой оно зародилось изначально. Поэтому истоком преемственности духовной и светской власти в России, Беларуси и на Украине является Византийская империя – первая христианская империя в истории человечества, разрушение которой, задолго до распада СССР, стало первой всемирной геополитической катастрофой.
Разрушение Российской империи, как и разрушение СССР, впрочем, как и многих других империй в истории человечества, происходило в целом схожими методами по принципу «разделяй и властвуй».
Понимание культурно-исторической преемственности необходимо для правильной самоидентификации нашего народа и определения его цивилизационной принадлежности. Так происходит сохранение проверенных временем национально-государственных обычаев, морально-нравственных качеств, духа нации и, следовательно, единства народа как важнейшего условия его выживания в новом мировом порядке.
Культурно-историческая преемственность проявляется в единой нити взаимосвязанных исторических событий. Она позволяет проследить историю развития государственности и историю развития народа: этноса, нации и государства от истоков и до наших дней. Например, можно проследить движение от протогосударственных образований Скифского царства до Византийской империи (Великой Ромеи или Ромейской империи), от славянских княжеств Древней Руси до Российской империи, от СССР до СНГ и будущей евразийской конфедерации государств, создаваемой сегодня на фундаменте союзного белорусско-российского государства.
Такая единая нить событий и причинно-следственных связей обусловливает государственное единство: триединство народа Беларуси, России и Украины. Преемственность общего наследия Византии и России, общего знания, соблюдена посредством передачи из Византии на Святую Русь духа христианства, воплотившегося в национальном духе страны, и его исторических символов: герба двуглавый орёл, а также другого важнейшего символа – Годеновского креста, историю которого нужно рассказывать молодому поколению начиная со школы, а, возможно, с детского сада.
Феномен преемственности включает в себя следующие компоненты: социально-политическую преемственность, или преемственность власти; стратегическую преемственность, или преемственность интересов и политики наднациональных элит, преемственность системы образования; языковую, кадровую и иные типы преемственности.
Нарушение преемственности в развитии государства означает национальную катастрофу. В результате происходит разрыв единой ткани исторического процесса, по сути, наступает «историческая амнезия», возникают смысловые пустоты, которые заполняются чуждыми смыслами и, следовательно, переформатируется сознание народа с угрозой его исчезновения.
Несмотря на то, что термин «не преемственность» в политологическом словаре отсутствует, нарушение преемственности означает неизбежные исторические разрывы и переломы, ведёт к энтропии национально-государственной мечты, ослаблению духа государства, «национального духа» и означает прямой путь к национальной катастрофе и катаклизмам, крушению государственности. Возможно, что в данном контексте существует прямая связь с национализмом (данный аспект феномена преемственности требует отдельной научной разработки).
Так, не преемственность традиций означает «растворение» в глобальном мире, исчезновение целых народов и древних цивилизаций (примеры Майя, Шумеры, Скифы, Византия и др.). Социально-политическая «не преемственность» – означает политические катаклизмы, рост социальной напряженности, беспорядки, революции и т.п. Пример – дворцовые перевороты в Российской империи после того, как отменили «Закон о престолонаследии» [см. 1]. Генеалогическая «не преемственность» – это вырождение. Причём на духовном уровне действует закон духовного вырождения, как и на генетическом уровне изменение ДНК означает изменение физической природы человека. В духовном смысле – это «расчеловечивание» человека, как один из методов реализации проекта «новый мировой порядок».
Таким образом, сегодня нам необходима новая цивилизационная идентичность для нового геополитического формата государств Беларуси, России и Украины.
При составлении материала использовалась статья: Плащинский, А. А. Концепция преемственного развития: постановка проблемы / А. А. Плащинский // Беларуская думка. – 2018. – № 12. – C. 78 – 83