СНГ: что дальше?

Концепция преемственного развития как продолжение проекта «Большая Евразия»

Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Коронавирус в России  Цифровая экономика  Электронный концлагерь 
0
951
Время на чтение 31 минут
Фото: Из личного архива автора

Данная публикация посвящается подвигу всех бойцов видимого и невидимого фронта, дипломатам и солдатам информационного и военного противоборства, приближавшим радость «Третьей Пасхи».

Резюме. Информационно-аналитическое обеспечение процесса принятия управленческих решений как в государственных, так и в бизнес-структурах требует концептуального анализа процесса установления нового мирового порядка, синтеза концепций, обусловливающих данный процесс, а также глубокого понимания современных геополитических и технологических трендов.

Концептуальный анализ проблемы нового мирового порядка сквозь призму современной цифровой трансформации необходим для сценарного прогнозирования событий, стратегического видения картины мира и определения образа будущего.

В условиях построения глобальной цифровой экономики государство вступает в жесткую конкурентную борьбу с цифровыми корпорациями за обладание всеми видами ресурсов. Реализация инновационных пилотных проектов в цифровой сфере, основанных на Концепции преемственного развития, обеспечит государству преимущество в этом противостоянии.

В качестве контрбаланса созданию всемирного «цифрового государства» предлагается проект «Виртуальное государство от Бреста до Владивостока» (концептуальная социальная сеть). Проект разработан Информационно-аналитическим учреждением «Концепция преемственного развития».

Реализация проекта предполагает апробацию нового механизма государственно-частного партнёрства.

Выводы и предложения, сделанные автором, могут быть полезны для дальнейшей адаптации отечественного правового поля к современным геополитическим реалиям в целях преемственного развития проекта «Большая Евразия».

Контуры будущего: проект «Большая Евразия» или проект «Новый мировой порядок»?

Проект «Большая Евразия» был заявлен Президентом России В.В.Путиным на XX Петербургском экономическом форуме ещё в 2016 году. Проект отвечает принципу «интеграции интеграций», предложенному Президентом Беларуси А.Г. Лукашенко в 2011 году. Формат проекта предполагает участие в нём не только государств ЕАЭС, но также Китая и Европейского союза в рамках интеграционного процесса на евразийском континенте. Такой формат способствует приближению эпохи единой Евразии.

В стратегическом плане проект «Большая Евразия» выступает контрбалансом глобальному проекту «новый мировой порядок», который реализуется США и организациями транснациональных элит.

Проект «новый мировой порядок» основан на идее мировой гегемонии. Продвижение этой идеи осуществляется на системной и преемственной основе ведущими транснациональными организациями и «фабриками мысли», такими как группа «Круглого стола» (1910), Брукингский институт (1916), Королевский институт международных отношений (1920), Совет по международным отношениям (1921), Корпорация РЭНД (1945), Бильдербергский клуб (1954), Римский клуб (1968), Гудзонский институт (1961), Трехсторонняя комиссия (1974) и др.

Модели послевоенного мироустройства и сценарии развития событий на международной арене разрабатываются вышеобозначенными организациями при финансовой поддержке Фонда Карнеги за Международный Мир (1910), Фонда братьев Рокфеллеров (1940), Фонда «Наследие» (1973) и др.

Идея создания Лиги Наций и Организации Объединённых Наций (ООН) как наднациональных институтов глобального управления была реализована при участии членов проекта «Расследование» (1917-1919) и проекта «Исследования войны и мира» (1939-1945). Участники данных проектов, члены рабочих групп, входили в составе официальных делегаций США на Парижской мирной конференции (1919-1920) и Сан-Францисской мирной конференции (1945).

В рамках проекта «Расследование» была разработана программа переустройства мира после Первой мировой войны, так называемые «Четырнадцать пунктов Вильсона».

В период холодной войны под руководством Совета был реализован «Проект моделей мирового порядка» и «Проект 1980-х», которые ориентировали правительство США на переустройство мира после окончания холодной войны.

Материалы «Проекта специальных исследований» (1956-1960) свидетельствуют о том, что ещё в период холодной войны США были намерены «сформировать новый мировой порядок во всех его измерениях – духовном, экономическом, политическом, социальном». Данный проект был реализован при финансовой поддержке Фонда братьев Рокфеллеров.

После распада СССР проектная деятельность Совета была направлена на дальнейшее продвижение доктрины нового мирового порядка.

Неоконсервативный «Проект для нового американского столетия» (1997-2006) обеспечил идеологическое прикрытие интервенции США в Ирак в 2003 г. и, таким образом, способствовал силовому переформатированию региона Большого Ближнего Востока.

Механизм реализации проектов: или о том, как идея становится материальной силой. Механизм реализации проектов «фабрик мысли» США можно проследить на примере проекта «Исследовательская группа по новому мировому порядку» (2000-2004).

Проект финансировался Фондом Рокфеллера и был основан на концепции книги «Идеи, которые покорили мир: мир, демократия и свободные рынки в XXI веке». Автор книги, профессор Гарвардского университета Майкл Мандельбаум, определил в ней «большую картину» событий после окончания холодной войны.

18 сентября 2002 г. в ходе брифинга в госдепартаменте США М.Мандельбаум заявил, что книга определила контекст, рамочную структуру разрозненных событий, от политики преемственности в Китае до экономического кризиса в Аргентине. Холодная война также рассматривалась автором как контекст событий, происходящих в мире.

После брифинга-презентации книги в госдепартаменте США Мандельбаум был назначен директором проекта и возглавил рабочую группу для его реализации.

Госдепартамент США планировал, что после применения концепции книги М.Мандельбаума в стратегическом планировании внешней политики автор проведёт исследования для новой книги, основанной на первой. Такой книгой стал новый труд под названием «Взлёт и падение мира на земле», опубликованный в 2019 г.

Отчётные материалы рабочей группы, возглавляемой М.Мандельбаумом, носили закрытый характер. После реализации проекта отчётная информация о деятельности рабочей группы стала недоступной на сайте Совета по международным отношениям.

В 2020 г. в Королевском институте международных отношений была создана «Рабочая группа по мировому порядку им. Ллойд Джорджа».

В состав данного проекта вошли представители госдепартамента США, Джорджтаунского университета, Совета национальной безопасности США, Оксфордского университета и др. Целью проекта являлось дальнейшее продвижение доктрины глобального управления и идеи «глобального порядка».

В апреле 2021 г. по итогам исследований рабочей группы был проведён вебинар и подготовлен сборник докладов проекта с практическими предложениями для правительства США и Великобритании по вопросам будущего миропорядка в 21 веке.

Так в общих чертах можно представить механизм реализации проектов англо-американского истеблишмента, направленных на установление нового мирового порядка.

Глобальная цифровая платформа управления данными: прообраз «мирового правительства»? В цифровую эпоху информационно-идеологическая составляющая процесса установления нового мирового порядка включает доктрину глобального управления, концепцию «глобального управления данными», концепцию «трансгуманизма» и другие концепции, продвигаемые при участии вышеобозначенных организаций.

В цифровую эпоху информационные цифровые активы, данные, становятся главным ресурсом и источником прибыли в глобальной цифровой экономике, такими как физические ресурсы (нефть, золото и др.) в традиционной модели экономики. Стоимость возникает в процессе обработки и последующего использования данных для извлечения прибыли, в том числе, их преобразования в искусственный интеллект. Управление данными постепенно переходит в сферу искусственного интеллекта, способного генерировать данные. Носителями данных становятся уже не только люди, но и технологии, превосходящие возможности человека.

Цифровые платформы ТНК, такие как «Эпл», «Майкрософт», «Амазон», «Алфабет» («Гугл»), «Фейсбук», «Тенсент» и «Алибаба» обладают контролем над массивами больших данных о своих пользователях. Они имеют общепланетарный охват, обладают огромной финансовой, рыночной и технологической мощью и, поэтому, используются для реализации доктрины глобального управления.

Еще в 1968 г. в статье «Америка в технотронной эре. Новые вопросы нашего времени» З.Бжезинский прогнозировал возможность установления контроля над человечеством и управления им при помощи новейших достижений в области электроники, генетики и биохимии: «Скоро станет возможным осуществлять почти непрерывный контроль над каждым гражданином и вести постоянно обновляемые компьютерные файлы-досье, содержащие, помимо обычной информации, самые конфиденциальные подробности о состоянии здоровья и поведении каждого человека… Это породит тенденции на несколько последующих десятилетий, которые приведут к технотронной эре – диктатуре, при которой почти полностью будут упразднены существующие ныне политические процедуры».

Сегодня предпринимаются попытки создания единого органа (цифровой платформы) управления данными в общемировом масштабе.

В «Докладе о цифровой экономике за 2021 год» ЮНКТАД продвигает концепцию «глобального управления данными» и их международными потоками посредством создания международного органа управления данными.

Исполняющая обязанности руководителя ЮНКТАД Изабель Дюран считает, что может потребоваться создание нового международного органа, который будет заниматься управлением в сфере данных. Она пишет, что «могут потребоваться новые творческие способы международного управления, поскольку старые способы могут оказаться неподходящими для принятия решений в новых условиях. Она также пишет: «международная дискуссия о том, каким образом регулировать международные потоки данных, зашла в тупик, при этом мнения зачастую являются диаметрально противоположными». И делает вывод: «Существует острая необходимость в создании международной структуры, которая позволила бы преодолеть эту ситуацию».

Сегодня сфера образования, экономики, социальной коммуникации уже в значительной степени перешла в киберпространство.

Существует вероятность того, что крупнейшие цифровые ТНК, которые контролируют данные, могут стать поставщиками данных для всемирной цифровой платформы, прообраза «мирового правительства.

Таким образом возникает кибервласть, способная установить полный контроль над данными в цифровом и физическом пространстве. Принцип «тот, кто владеет информацией, владеет миром» остаётся неизменным.

«COVID-19» как новый «образ врага», используемый для цифровой трансформации мира. Фактор внешней угрозы используется США для расширения парадигмы нового мирового порядка во всех её измерениях.

Новым «образом врага», предлогом для активного цифрового переустройства мира, стала пандемия «COVID-19», объявленная Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 г.

Вследствие пандемии возникают предпосылки для очередного глобального экономического кризиса в целях создания цифровых институтов и платформ глобального управления, а также общепланетарной цифровой валюты (криптовалюты).

Американский экономист У.Энгдаль подтверждает намерение «клики технократических корпоративистов», управляемых группой приближённых к Всемирному экономическому форуму в Давосе, разрушить раздутую долгами мировую финансовую систему. Он уточняет, что это делается преднамеренно и является управляемым процессом. 

Российский учёный В.Катасонов считает, что «Им нужен глобальный кризис, причём более глубокий, чем кризис 1929 года… Он должен довести до конца задачи, обозначенные в книге Клауса Шваба "COVID-19: Великая перезагрузка"… Кризис, по замыслу его организаторов, должен также привести к уничтожению национальных валют. Даже таких, как доллар США, британский фунт стерлингов, японская иена, канадский доллар, швейцарский франк, евро. На смену им должна прийти мировая цифровая валюта».

Военно-политическая составляющая процесса установления нового мирового порядка предполагает дальнейшее расширение НАТО и, в цифровом «измерении», проявляется в реализацию концепции «кибервойны».

На фоне пандемии продолжились попытки развязать новую мировую войну путём эскалации очагов напряжённости в Казахстане, на Украине и по всему периметру границ Союзного государства Беларуси и России.

Глобальная цифровая экономика: сценарии и перспективы. Экономическая составляющая процесса установления нового мирового порядка проявляется в контексте функционирования глобальной цифровой экономики. Её функционирование обеспечивает реализация концепций «цифровая экономика», «цифровая валюта», «цифровое государство» и др.

В результате реализации данных концепций фактор национальных цифровых валют, криптовалют и цифровых активов становится политическим фактором, а политика – «концентрированным выражением» цифровой экономики.

Некоторые эксперты прогнозируют следующие возможные сценарии внедрения глобальной криптовалюты:

1) мир, некоторое время живущий при глобальном центробанке, выпускающем международную цифровую валюту;

2) мир, в котором сосуществуют различные частные цифровые валюты;

3) мир, создавший новую форму денег на основе персональных данных, которая со временем становится глобальной валютой.

Формированию глобальной цифровой экономики способствует технологическое преобразование сети Интернет из сети передачи данных в пространственную сеть и сеть передачи ценностей и криптоактивов.

По оценкам экспертов, «мы находимся в ключевой точке очередного преобразования интернета, его превращения из сети коммуникаций и распространения информации, в сеть передачи ценности».

В США более 20 процентов граждан владеют криптоактивами, а криптовалюты рассматриваются как будущее финансового мира, доминирующая форма международных расчетов. С помощью криптоактивов осуществляется выход на новые зарубежные рынки цифрового пространства.

Проекты «цифровой рубль» и «цифровой доллар». Камо грядеши? В 2010 г. объём цифровой экономики составлял 3 триллиона долларов. В 2016 г. этот показатель увеличился более чем в три раза и составил 11,5 трлн. долларов. В начале 2022 г. общая капитализация мирового рынка криптовалют составила порядка 2 трлн. долларов. Рынок уникальных токенов метавселенных прогнозируется на уровне 1 трлн. долларов к 2030 г.

Функционирование глобальной цифровой экономики обусловливает потребность в национальных цифровых валютах.

Сегодня на этапе исследования, разработки, или внедрения национальных цифровых валют находятся более пятидесяти государств мира. Около 80 процентов мировых центральных банков проводят исследования или экспериментируют с целью разработки цифровых валют. Среди них – Центральный банк России, Народный банк Китая, Резервный банк Индии, Европейский центральный банк, Банк Англии и другие финансовые институты.

В России цифровой рубль появится до 2030 г. Пилотный проект «цифровой рубль» запущен в начале 2022 г.

Как уже отмечалось, пандемия «COVID-19» ускорила процесс цифровой трансформации и обусловила реализацию цифровых концепций и проектов, таких как «цифровой доллар», «цифровое государство», «метавселенная» и др.

Проект «Регулятивная "песочница" Банка России» создан Центробанком в России как механизм реализации проектов. «Песочница» используется для пилотирования и моделирования процессов новых финансовых сервисов и технологий в изолированной среде, требующих изменения правового регулирования.

Проект «цифровой доллар» был запущен в мае 2020 г. Ещё в начале пандемии представители Демократической партии США планировали представить законопроект, который включал бы положения о национальной цифровой валюте.

17 мая 2020 г. Глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Дж. Пауэлл заявил о том, что «мы имеем возможность создавать деньги в цифровом виде». С тех пор рупором идеи «цифровой доллар» последовательно выступает заместитель председателя ФРС США Л.Брейнард. Она считает, что США должны быть в авангарде разработки государственной криптовалюты, цифрового доллара, для укрепления роли доллара как глобальной резервной валюты.

Проект «цифровой доллар» представляет собой некоммерческое партнёрство между специально созданным для его поддержки «Фондом цифровой доллар» и глобальной консалтинговой компанией «Accenture».

Целью создания Фонда была заявлена «поддержка усилий проекта цифровой доллар по продвижению разработки цифровой валюты Центрального банка США для удовлетворения потребностей глобальных финансовых систем и потребителей».

Фонд также осуществляет поддержку пяти пилотных проектов для проверки потенциальных возможностей использования цифровой валюты ФРС США.

Исследования проекта «цифровой доллар» способствуют подготовке законодательной базы для внедрения национальной цифровой валюты в США.

Цифровой доллар планируется как новая форма денег, созданная специально для цифрового мира и дополняющая существующие формы фиатных и электронных денег.

Концепция «цифрового государства»: опасность децентрализации власти и новые возможности для консолидации общества. Концепция «цифровое государство» основана на идее контроля и управления данными посредством использования новейших технологий.

В научных кругах нет общепринятого определения «цифрового государства». В узком смысле, цифровое государство рассматривается как цифровая платформа, которая автоматизирует большую часть рутинных функций. Функционал такого государства-платформы ограничивается цифровыми услугами и различными сервисами и, в целом, коррелирует с концепцией «электронное правительство». В широком смысле, «цифровое государство» рассматривается как «государство, которое работает с цифровой трансформацией – с новыми цифровыми реалиями в экономике и обществе, причём использует при этом новые цифровые инструменты и процессы».

Децентрализация власти происходит в результате вышеобозначенных технологических изменений, цифровизации, фактического слияния виртуального и физического мира, появления цифровых двойников физических объектов (аватаров), участвующих в экономических, социальных и иных отношениях, а также появления на информационном поле новых игроков, использующих новые способы коммуникации информации.

Изменяется природа власти. Государство утрачивает монополию на информацию. В дополнение к традиционным механизмам распространения и контроля над информацией создаются децентрализованные системы управления информацией, цифровые платформы на основе технологии блокчейн.

Тренд на децентрализацию власти наблюдается во всех государствах, ставших на путь цифровой трансформации, в том числе в России и Беларуси.

В период избирательной компании 2020 г. в Беларуси появились оппозиционные цифровые платформы «Зубр», «Голос», «Честные люди», которым до настоящего времени не было альтернативы.

Сегодня возникает необходимость в консолидации общества на созидательных принципах, разработанных в рамках научно-исследовательской работы автора данной публикации, с учётом обозначенных выше и нижеследующих обстоятельств.

В книге «Конец традиционной власти», которая имеется в библиотеке ПАО «Сбербанк», отмечается, что «Власть разделяется между растущим числом новых мелких игроков самого разного и неожиданного происхождения... И эти игроки руководствуются совершенно иными, нетрадиционными схемами и правилами».

Подчёркивается, что «государства, компании, политические партии, общественные движения и организации, отдельные лидеры по-прежнему соперничают друг с другом, как раньше, но власть, сам предмет борьбы, который они так отчаянно стараются завоевать и удержать, ускользает».

Новыми субъектами, которые обусловливают децентрализацию систем государственного управления, являются транснациональные корпорации, негосударственные игроки, лидеры мнений и так называемые «cверх-уполномоченные лица» («super-empowered individuals» – англ.). К их числу США отнесли Дж.Ассанжа, Э.Сноудена, Б.Мэннинга и других.

Ещё в 2012 г. в разделе «мир без государств» Отчёта национального комитета по разведке США отмечалось, что «вооруженные новыми технологиями, негосударственные акторы возьмут на себя инициативу в решении глобальных проблем».

По мнению аналитиков американской разведки, такими акторами являются: «…транснациональные корпорации, неправительственные организации (НПО), академические структуры, просто богатые люди, а также муниципальные власти (например, власти мегаполисов)».

В докладе сделан вывод о том, что «национальное государство не исчезает, однако во многих странах всё чаще формируют "гибридные" коалиции государственных и негосударственных субъектов, на которые и возлагается решение тех или иных вопросов».

Среди «факторов, меняющих правила игры» указывается влияние новых технологий.

В 2017 г. российский Фонд «Центр стратегических разработок» (некоммерческая организация) впервые озвучил идею «Государство-как-Платформа», которая предлагается как образ будущего российского государства в цифровую эпоху. Концепция «Государство как платформа» была опубликована в докладе Фонда. Она направлена на трансформацию системы государственного управления в России. Согласно данной концепции якобы «государство должно начать работать как передовые ИТ компании».

Феномен «цифрового суверенитета». В контексте тренда на децентрализацию власти целесообразно также рассмотреть новое явление в цифровом мире, так называемый «цифровой суверенитет», как предвестник глобальных цифровых платформ управления.

«Цифровой суверенитет» является новым феноменом, возникающим в процессе цифровой трансформации и реализации концепции «метавселенная». Разработкой концепции «метавселенная» сегодня занимаются крупные компании и ТНК. В будущем метавселенные станут выполнять функции социальных сетей.

Первоначально цифровой суверенитет ассоциировался с необходимостью хранения данных в пределах государственных границ, однако, его новой особенностью является появление «территорий» в цифровом пространстве, в том числе, территорий «виртуальных государств».

Первым государством, которое признало «цифровой суверенитет» в виртуальном пространстве, является Барбадос.

В 2021 г. Барбадос приобрёл участок «земли» в виртуальном пространстве метавселенной «Decentraland» для открытия в ней своего посольства. В настоящее время правительство Барбадоса ведёт переговоры с рядом других компаний, создающих метавселенные.

Сценарии будущего. Проект «новый мировой порядок», проект «Большая Евразия» и проект «Концепция преемственного развития» генерируют альтернативные сценарии будущего.

Согласно одному из сценариев, основанному на теории технологической сингулярности и концепции трансгуманизма, вследствие развития цифровых технологий произойдёт слияние человеческого и искусственного интеллекта, создание цифровых клонов (аватаров) человека, которые станут виртуальным профилем и будут способны заменить людей в цифровом пространстве. Возникает гипотетическая возможность управления людьми, их цифровыми аватарами, а также биороботами с использованием искусственного интеллекта. Сегодня такой сценарий подтверждается созданием метавселенных, или виртуальных миров, в которых происходит слияние физического и цифрового мира. В рамках данного сценария в не столь отдалённой перспективе человечество может выбрать, или ему может быть навязан отказ от неприкосновенности частной жизни под предлогом обеспечения безопасности и выживания.

С проектом «Большая Евразия» связан более оптимистичный прогноз будущего, который отличается от теории технологической сингулярности.

Российский мыслитель А.Г.Дугин отмечает: «Пока мы еще люди, а не роботы, не машины, не вычислительные приборы, то мы можем принять решение о содержании будущего. Пока мы люди. Именно в этом и есть человек в его отношении ко времени, что он определяет. Нет никакой без нашего согласия и решения ни четвертой революции, ни консерватизма, ни прогрессизма. Мы принимаем решение о том, каким быть будущему. И это принципиально. Есть некие тренды, логические цепи, но мы в этой логической цепи свободны всегда, пока мы люди. И мы способны их разомкнуть, встать на другой путь».

Как уже отмечалось, в геополитическом отношении данный сценарий предполагает наступление эпохи единой Евразии.

В связи с изложенным возникает необходимость поиска новых подходов к решению проблемы власти и управления в цифровую эпоху, эффективного использования цифровых технологий для нужд экономики Беларуси на основании новых механизмов государственно-частного партнёрства и инновационных проектов.

Трудно не согласиться с выводом консалтингового агентства «Форрестер» о том, что на фоне пандемии появились возможности для принятия «смелых решений».

Что делать: новый механизм государственно-частного партнёрства. Сегодня появилась возможность реализации таких решений, концептуальных инновационных проектов в сфере цифровой экономики в экосистеме Парка высоких технологий и других цифровых юрисдикциях, с учётом анализа геополитических и технологических трендов, представленных выше.

Компании-резиденты Парка высоких технологий (ПВТ) Беларуси могут сыграть более весомую роль в использовании преимуществ цифровизации для нужд экономики Республики Беларусь, а также купирования обусловленных ей рисков и угроз.

В 2021 г. экспорт услуг ПВТ составил более 3,2 млрд. долларов США.

28 января 2022 г. в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Беларуси заявил о своём намерении «осмыслить те процессы, которые происходят в Парке высоких технологий… Может быть, нам удастся договориться о более весомом вкладе ПВТ для народа и государства».

Аргументированной представляется точка зрения о том, что если государство и бизнес научатся взаимодействовать в сфере цифровизации, от этого выиграют все, в том числе люди как потребители услуг. Поэтому выстраивание новой модели взаимодействия и взаимоотношений государства, бизнеса и общества, как ведущих акторов этого процесса, представляет собой одну из важнейших проблем цифровизации.

От эффективности новых моделей государственно-частного партнёрства зависит, насколько безопасной и экономически выгодной будет цифровизация с точки зрения национальных интересов.

Важно сформировать такую новую модель государственно-частного партнёрства с тем, чтобы научиться взаимодействовать в цифровом мире, апробировать модель взаимодействия в рамках пилотных проектов, чтобы имелось четкое понимание собственных ролей государства и бизнеса, механизмов сосуществования в цифровом мире.

Необходим тесный диалог науки, власти и бизнеса для поиска новых механизмов государственно-частного партнёрства в условиях стремительно меняющихся обстоятельств цифровизации.

В связи с изложенным, целесообразно запустить пилотные проекты, разработанные Информационно-аналитическим учреждением «Концепция преемственного развития».

Прогноз будущего: «виртуальные государства» и Территории. Общество в цифровом пространстве будет организовано по тем же принципам, что и в окружающем нас физическом мире, имеющем государственные границы и правительства. Деятельность «электронных правительств», или одного глобального электронного правительства, так называемого «мирового правительства», может иметь глобальный охват, в масштабе всей планеты, точнее, в новом мировом цифровом пространстве.

По прогнозам футурологов, «в перспективе могут появиться сетевые, виртуальные государства и экстерриториальные города – они изменят расклад сил в глобальной политике и макроэкономике. Бизнес и граждане национальных государств создадут виртуальные государства со своими ценностями, правами и порядками, акцентом на частную предпринимательскую инициативу и самореализацию. Эти государства станут основой для государств нового типа за счет новых территорий, которые сейчас не попадают под национальное регулирование, утверждают эксперты. Речь об океане, космосе и Антарктике».

Как пишет С.Переслегин, «Мир меняется. Виртуальных образований любого рода вокруг нас все больше и больше. И если появляются, допустим, виртуальные университеты, что мешает организовать виртуальное государство со своей финансовой системой и общественными институтами? Экономически виртуальное государство – "абсолютный оффшор", который позволяет осуществлять те формы экономической деятельности, которые выходят за рамки национального и международного экономического законодательства (в случае, если национальное законодательство не адаптировано к быстрым изменениям виртуальной среды – А.П.). Виртуальное государство может представлять интерес и как влиятельный международный политический клуб – этакая политическая форма организации сверхэлиты, и как обычная ролевая игра, и как испытательная лаборатория правовых норм и концепций "развивающегося общества"».

Проект «Виртуальное государство от Бреста до Владивостока» как ответ на цифровую инкорпорацию Территорий глобальными ТНК. Как заявил А.Г.Лукашенко, «наше Отечество от Бреста до Владивостока так и осталось. Как бы кто ни трепыхался, это наше Отечество. Есть суверенные уже, независимые государства на огромном этом пространстве, так распорядилась жизнь, но это наша земля».

Первым практико-ориентированным инновационным проектом, который отражает вышеобозначенные геополитические и технологические тренды, является проект «Виртуальное государство от Бреста до Владивостока» (концептуальная социальная сеть).

Проект разработан Информационно-аналитическим учреждением «Концепция преемственного развития» для реализации в экосистеме Парка высоких технологий. Проект предлагает новый для Республики Беларусь механизм государственно-частного партнёрства.

Проект направлен на технологическое проектирование образа будущего и определение перспективных направлений дальнейшей интеграции на территории СНГ.

В концептуальном плане проект отвечает на вопрос: СНГ, что дальше? В технологическом плане проект представляет цифровую площадку для апробации моделей будущего с учётом предстоящих политических событий 2024/2025 гг.

Проект оценит преимущества, риски и возможности для Беларуси, в том числе, концепцию «цифровая валюта»; изучит вопросы, связанные с возможностью расширенного применения национальных цифровых валют на территории ЕАЭС, по аналогии с первой виртуальной валютой «переводным рублём» периода СССР.

Алгоритм реализации проекта, разработанный нашим учреждением, аналогичен проекту «регулятивной песочницы» Центробанка России, представленному выше.

Механизм реализации проекта: от Бреста до Владивостока. Механизма реализации проекта «Виртуальное государство» предполагает создание при ПВТ местного целевого Фонда поддержки и развития проектов в сфере новых и высоких технологий во взаимодействии с компаниями-резидентами ПВТ (учредитель – Информационно-аналитическое учреждение «Концепция преемственного развития»).

Миссия Фонда определяется по аналогии с миссией авторитетной «фабрики мысли», Центра международного управления инновациями (The Centre for International Governance Innovation – англ.): «построение связующих звеньев (мостов) между знаниями и властью посредством проведения исследований мирового уровня для предложения инновационных политических решений в цифровую эру».

Необходимость учреждения Фонда подтверждается международным опытом реализации практико-ориентированных проектов, представленных выше. Как показано на примерах проектов американских «фабрик мысли», они представляют собой некоммерческое партнёрство между наукой и крупными международными фондами транснациональных элит, либо специально созданными благотворительными фондами.

Количество благотворительных фондов в США выросло с 40 тыс. в 1975 г. до более 76 тыс. в 2012 г.

В 2021 г. компания МЕТА (Фэйсбук) учредила Фонд с бюджетом в 50 млн. долларов на исследовательские цели для реализации концепции «метавселенная». Цифровые платформы других метавселенных финансируются по аналогичной модели.

Для функционирования экосистемы криптовалюты «эфир» используется аналогичная технология при финансовой поддержке некоммерческого фонда «Инициативы Фонда Эфир».

Теоретические выводы. Анализ широкой палитры мнений и фактов, изложенных выше, элементов «большой картины», позволяет сделать вывод о том, что сегодня набирает скорость процесс создания глобального «цифрового государства». Главные технологические тренды свидетельствуют именно об этом. Как и в реальном мире, конкуренция в этой сфере намечается между США и Китаем. Так формируется технологический образ будущего.

Исследование также показало, что наиболее предпочтительные для США контуры мироустройства проектируются учёными и практиками задолго до того, как они становятся реальностью.

Интеллектуальная мысль обеспечивает теоретический контекст событий, который закрепляется посредством реализации внешнеполитической стратегии США. Так проявляется взаимосвязь между наукой и практикой, формированием событий на международной арене. Данный факт особенно ярко проявился не только в период холодной войны, когда модели мирового порядка проектировались «фабриками мысли» на десятилетия вперёд, но и сегодня.

В цифровую эпоху образ будущего, по-прежнему, проецируется в рамках двух фундаментальных закономерностей мирового развития, выраженных в проекте «новый мировой порядок», с одной стороны, и проекте «Большая Евразия», с другой стороны.

Идея нового мирового порядка является целеполагающей концепцией внешней политики США. Данная идея является движущей силой масштабных научно-исследовательских и внешнеполитических проектов «англо-американского истеблишмента», направленных на трансформацию миропорядка в соответствии с интересами США. Как подчёркнуто выше, в цифровую эпоху реализация данной идеи предполагает установление всемирного «цифрового государства».

Наряду с преимуществами цифровизации для построения современной цифровой экономики в Беларуси и России, процесс установления нового мирового порядка имеет опасности и риски, связанные с вероятностью установления тотального контроля над развитием человечества, глобальной цифровой власти, или кибервласти, так называемого «мирового правительства».

Одновременно экономика и отношения между её субъектами стремительно переходят в цифровую плоскость, однако законодательство государств не успевает также быстро адаптироваться к сверхскоростным технологическим и геополитическим изменениям.

Именно поэтому возникает необходимость пилотирования инновационных и новаторских проектов на «terra incognito» цифрового пространства, а предложенный нами проект будет способствовать эффективному принятию управленческих решений, разработке правовых норм для заполнения правовых лакун в цифровом пространстве, чтобы не допускать упущенных возможностей и избегать ненужных рисков.

Практические предложения. На основании проведённого анализа предлагается:

Создать виртуальную среду в экосистеме Парка высоких технологий для тестирования самых смелых идей и практических рекомендаций для сферы образования, государственной власти, граждан и бизнеса в соответствии с миссией Фонда и новой моделью государственно-частного партнёрства, представленной в Уставе Фонда.

Адаптирововать виртуальное пространство на территории от Бреста до Владивостока к будущему контексту геополитических изменений, предстоящих в 2024/2025 гг.

Что будет: или чему быть, того не миновать. Мир уже никогда не будет прежним. Российский рубль постепенно становится общей и единой валютой на территории ЕАЭС. Китайский юань, наряду с рублём, замещает другие резервные и региональные валюты во взаиморасчетах государств-членов ШОС и ЕАЭС.

Переводной рубль, существовавший в период СССР на территории государств-членов Организации Варшавского договора, видится прототипом цифрового рубля для расчетов в цифровой экономике.

Криптовалюты выступают уже сопутствующим, но не определяющим фактором геополитических изменений. И, по всей очевидности, доллара бумажного в новой системе международных отношений уже также не будет. Вашингтон и сам будет рад перейти на собственную цифровую валюту, которые транснациональные элиты будут пытаться сделать общемировой цифровой валютой.

История на этом не заканчивается. Она продолжается по принципу: «прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3).

Александр Алексеевич Плащинский, кандидат политических наук, доцент, Минск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Алексеевич Плащинский
От теории к практике
Проект «Единое Отечество» как продолжение проекта «Большая Евразия»
10.05.2023
На пути к новой Ялте: контуры будущего
О необходимости «Идеологического Генштаба» при Госсовете России
11.04.2022
Феномен преемственности
О необходимом условии для суверенного развития и воссоединения Беларуси, России и Украины на современном этапе установления нового мирового порядка
29.07.2021
Виртуальное государство от Бреста до Владивостока
Концептуальная социальная сеть. Часть вторая
05.06.2021
Виртуальное государство от Бреста до Владивостока
Концептуальная социальная сеть
02.06.2021
Все статьи Александр Алексеевич Плащинский
Коронавирус
Два клоуна предопределили кровавый путь Украины
Мемуары Бориса Джонсона свидетельствуют о его подлой сущности и примитивных подходах к решению конфликтов
03.10.2024
О вакцинах и вражеском коварстве
«Борцы с вакцинами» по сути стали участниками мероприятий по выполнению планов и задач пентагоновских деятелей
02.09.2024
«Души прекрасные порывы...»
Памяти Германа Владимировича Смирнова
31.07.2024
«Это очевидные признаки последнего времени»
С распространением гаджетов человека поставили в зависимость от чужой воли и от маленькой коробочки – без нее он не может существовать
25.06.2024
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Все статьи темы
Вакцина от коронавируса (COVID-19)
Бдительные граждане о Бильдерберге 2024
Краткий обзор пресс-релиза «встречи представителей теневого правительства»
07.06.2024
О трагедии в Крокусе: «Четырёх таджиков
вытащили не случайно...»
04.04.2024
Politico: страны ЕС уничтожили более 215 млн доз вакцин от COVID-19 на €4 млрд
По информации газеты, "попытки передать излишки доз вакцин третьим странам были проблематичными из-за падения спроса и проблем с логистикой"
18.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Кибермошенничество есть наказание за отказ от личного общения
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.10.2024 14:27
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Русский танкист
08.10.2024 14:03
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
08.10.2024 13:37
О современном миссионерстве
Новый комментарий от Александр Волков
08.10.2024 13:16
Письмо-завещание
Новый комментарий от Ленчик
08.10.2024 11:50