Представление о Максиме Трошине, которого уже нет в этом мире почти двадцать два года, дают не только его песни, их смысловое, духовное и патриотическое наполнение, небесной чистоты юношеский голос. Известны многие рассуждения Максима в моменты между песен на концертных программах. Например, о природегрустных мотивов в русских песнях, опустошении души с упрощением условий земной жизни. Московский режиссер Николай Детков признавался, что пережил удивление: откуда такая глубина и сердечность у подростка, который со взрослыми был не только равным собеседником, но и зачастую наставником и безусловно водителем для своих сверстников. Подобные, казалось бы, не по возрасту зрелые и вызывающие для своего времени размышления можно сполна найти в одном из школьных сочинений Максима.
В восьмом классе русская литература открывалась Александром Пушкиным, а затем, к концу ноября 1993 года, учебный план подвигал юные умы к творчеству Михаила Лермонтова. Молодой офицер, поэзия которого и по сей день поражает своей природой, мощной и порой мистической, облекался в одежды певца Родины и свободы. Соответственно на уроках преобладали эти две темы. Много времени уделялось мотивам вольной кавказской природы. И не меньше внимания занимали символическиеобразы тюрьмы и узничества в лирике поэта трагической судьбы. Последняя тема раскрывалась через поэму «Мцыри». Домашнее сочинениедолжно было выявить уровень усвоения учебного материала.
Надежда Михайловна, мать Максима, сейчас уже и не вспомнит, как звали учительницу-словесника. Та, напуганная октябрьскими событиями в Москве, уже, как говорят, сидела на чемоданах в ожидании последних документов на выезд в одну из западных стран. Вероятно, для того, чтобы не заморачиваться последующей проверкой тетрадей, потенциальная эмигрантка изложила под запись примерную структуру сочинения «В чем видел Мцыри смысл жизни». Вот так, без вопросительного знака в названии. Монастырь в этой методической подсказке был обозначен местом неволи.
Категоричность учителя не была единственной причиной, которая в ответ вызвала некую бунтарскую тональность сочинения ученика. Максим остро судил о мироощущениях Мцыри с позиции своего возраста,поскольку был чуть ли не сверстником героя поэмы, и собственного опыта отношений с Православной Церковью и монастырями. Брянский подросток уже с десяти лет звонил в колокола в Тихвинском храме, руководил детским хором воскресной школы, прислуживал при богослужении в Кафедральном соборе Брянской епархии. Часто он шел дорогами в монастыри с паломниками или на кратковременное послушание, чтобы за несколько дней молитвенно укрепить свои духовные и физические силы. Они, кстати, ему понадобились накануне для изнурительной поездки в Москву именно в те дни начала октября, когда для прекращения уже начавшегося братоубийства он пел по обе стороны баррикад.
Надежда Михайловна вспоминает, что домашнее сочинение ее старший сын написал не в одночасье. Максим делился своими суждениями с отцом Юрием Павловичем, просил благословения у своего крестного отца и духовного наставника, настоятеля Тихвинского храма архимандрита Никиты (Заиграйкина).
Уже в начале сочинения Максим высказывает мнение о том,что поэма «Мцыри» написана отнюдь не для осуждения монастырской жизни. В православных монастырях идет трудная и высокая духовная работа. Их сравнение с тюрьмой и пленом - лишь поэтические условности. Как пишет Максим, люди в монастыри идут сами и вольны в любой момент уйти. Не сразу и не каждого постригают в монахи. Примером такого побуждения в школьном сочинении несколькими строками изложено житие знаменитого оптинского старца Макария, с именем которого связаны первые издания святоотеческих трудов и собирание на их идеях лучших духовных и интеллектуальных сил России середины ХIХ века. А некогда этот старец был человеком иного сословия. Молодой дворянинс прекрасным образованием, талантом скрипача отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь, один из брянских монастырей, находившийся в нескольких десятках верст от имения, и принял решение остаться там. Средства от продажи родовой усадьбы и земли были потрачены на храмовое строительство.
Максим Трошин (в центре) выступает со школьным ансамблем в майские дни 1994 года
В сочинении Максима упомянута также другая обитель, уже ближе к Брянску, Свенский монастырь. Одну из прелестей другого мира, восхитившего Мцыри во время побега из монастыря, Лермонтов представил в ярком описании сада в горном ущелье. Максим замечает, что монастырские сады были обязательны при монастырях и не менее прекрасны. Свенский монастырь некогда до революции окружалпышный фруктовый сад, в котором произрастали виноград, орех, груши, яблоки, вишни, а также парковые деревья, кедры и каштаны. Максим с горечью продолжает: «...Монахов расстреляли,монастырь разграбили и взорвали. А сад цветет». Сад спасал людей в округе в голодные послереволюционные времена, годы германской оккупации. Столетние яблоневые деревья плодоносят и сейчас, после смерти Максима, но монастырь уже восстановил свое былое величие и Успенский собор обрел иконостас в семь ярусов.
В своем сочинении Максим не без юношеской дерзости заявляет: он не может Мцыри представить монахом! Не тот язык повествования. Ведь исповедальная речь человека, прожившего в монастыре столько лет, должна нести в себе иные слова, не из культуры светских салонов. Яростное восхищение Мцыри свободой и великолепием природы неплотно скрывают слабость его духа, явную уязвимость перед соблазнами, которые особо испытываетпослушник перед монашеским постригом. Сбежал, потому что не выдержал испытания. Поддался искушению дьявола. И, как в каждом классическом случае грехопадения, рассказанном в мировой литературе, все получает губительное завершение.
Школьный курс русской литературы о творчестве Михаила Лермонтова не включал изучение, даже самостоятельное, поэмы «Демон». Между тем без нее крайне сложно было для восьмиклассников найти ответы на главные вопросы поэмы «Мцыри». А ведь два произведения задумывались и писались одновременно, долго, закончены в 1839 году в одном месте - на Кавказе, дополняют и объясняют друг друга, содержат похожие символы - горы, монастыри - места заточения, восхитительные сады, как фон искушения. В поэме «Мцыри» изображен безымянный злой дух, шагающий по ступеням скал в горную бездну. Во второй поэме это уже гордый дух с презрительным взглядом на мир как божеское творение, абсолют зла. Имя ему Демон. В христианстве демон - синоним слова бес. Лермонтов называет Демона лукавым, вскрывая его дьявольскую суть. В одном случае, когда тот отвернул жениха молодой княжны от православной святыни и тем самым подвел его к гибели, в другом, когда терзал соблазнами юную красавицу перед ее уходом в монастырь.
Мцыри стал также жертвой бесовского искушения. О чем и сказал в своем сочинении Максим Трошин. «А разве сверстников не уводят современные искушения в сторону?» - спрашивает Максим, завершая свой текст. Какой дорогой идут? Всего же две дороги перед человеком: «дорога зла, широкая и ровная, и дорога добра всегда узкая и ухабистая».
Максиму была чужда и для его возраста далека тема о влиянии демонизма на жизнь и творчество Михаила Лермонтова. Рукой подростка явно водила божественная интуиция, основанная на православных знаниях, опыте и вере. Оценка за сочинение была отличной - последний привет эмигрантки. Тетрадка то возвращалась из школы, то снова ее просили назад, чтобы продемонстрировать на педагогических семинарах, как ученики осваивают новые ценности и взгляды после распада старого государства. Но эти вопросы, которые волновали Максима в работе над сочинением, существовали уже веками, со времени рождения Христа.
Николай Исаков, почетный сотрудник МВД России, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени
г.Брянск