itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Мцыри» - не вольная тема

О школьном сочинении Максима Трошина

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
984
Время на чтение 17 минут

Представление о Максиме Трошине, которого уже нет в этом мире почти двадцать два года, дают не только его песни, их смысловое, духовное и патриотическое наполнение, небесной чистоты юношеский голос. Известны многие рассуждения Максима в моменты между песен на концертных программах. Например, о природегрустных мотивов в русских песнях, опустошении души с упрощением условий земной жизни. Московский режиссер Николай Детков признавался, что пережил удивление: откуда такая глубина и сердечность у подростка, который со взрослыми был не только равным собеседником, но и зачастую наставником и безусловно водителем для своих сверстников. Подобные, казалось бы, не по возрасту зрелые и вызывающие для своего времени размышления можно сполна найти в одном из школьных сочинений Максима.


В восьмом классе русская литература открывалась Александром Пушкиным, а затем, к концу ноября 1993 года, учебный план подвигал юные умы к творчеству Михаила Лермонтова. Молодой офицер, поэзия которого и по сей день поражает своей природой, мощной и порой мистической, облекался в одежды певца Родины и свободы. Соответственно на уроках преобладали эти две темы. Много времени уделялось мотивам вольной кавказской природы. И не меньше внимания занимали символическиеобразы тюрьмы и узничества в лирике поэта трагической судьбы. Последняя тема раскрывалась через поэму «Мцыри». Домашнее сочинениедолжно было выявить уровень усвоения учебного материала.

Надежда Михайловна, мать Максима, сейчас уже и не вспомнит, как звали учительницу-словесника. Та, напуганная октябрьскими событиями в Москве, уже, как говорят, сидела на чемоданах в ожидании последних документов на выезд в одну из западных стран. Вероятно, для того, чтобы не заморачиваться последующей проверкой тетрадей, потенциальная эмигрантка изложила под запись примерную структуру сочинения «В чем видел Мцыри смысл жизни». Вот так, без вопросительного знака в названии. Монастырь в этой методической подсказке был обозначен местом неволи.

Категоричность учителя не была единственной причиной, которая в ответ вызвала некую бунтарскую тональность сочинения ученика. Максим остро судил о мироощущениях Мцыри с позиции своего возраста,поскольку был чуть ли не сверстником героя поэмы, и собственного опыта отношений с Православной Церковью и монастырями. Брянский подросток уже с десяти лет звонил в колокола в Тихвинском храме, руководил детским хором воскресной школы, прислуживал при богослужении в Кафедральном соборе Брянской епархии. Часто он шел дорогами в монастыри с паломниками или на кратковременное послушание, чтобы за несколько дней молитвенно укрепить свои духовные и физические силы. Они, кстати, ему понадобились накануне для изнурительной поездки в Москву именно в те дни начала октября, когда для прекращения уже начавшегося братоубийства он пел по обе стороны баррикад.

Надежда Михайловна вспоминает, что домашнее сочинение ее старший сын написал не в одночасье. Максим делился своими суждениями с отцом Юрием Павловичем, просил благословения у своего крестного отца и духовного наставника, настоятеля Тихвинского храма архимандрита Никиты (Заиграйкина).

Уже в начале сочинения Максим высказывает мнение о том,что поэма «Мцыри» написана отнюдь не для осуждения монастырской жизни. В православных монастырях идет трудная и высокая духовная работа. Их сравнение с тюрьмой и пленом - лишь поэтические условности. Как пишет Максим, люди в монастыри идут сами и вольны в любой момент уйти. Не сразу и не каждого постригают в монахи. Примером такого побуждения в школьном сочинении несколькими строками изложено житие знаменитого оптинского старца Макария, с именем которого связаны первые издания святоотеческих трудов и собирание на их идеях лучших духовных и интеллектуальных сил России середины ХIХ века. А некогда этот старец был человеком иного сословия. Молодой дворянинс прекрасным образованием, талантом скрипача отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь, один из брянских монастырей, находившийся в нескольких десятках верст от имения, и принял решение остаться там. Средства от продажи родовой усадьбы и земли были потрачены на храмовое строительство.

Максим Трошин (в центре) выступает со школьным ансамблем в майские дни 1994 года

В сочинении Максима упомянута также другая обитель, уже ближе к Брянску, Свенский монастырь. Одну из прелестей другого мира, восхитившего Мцыри во время побега из монастыря, Лермонтов представил в ярком описании сада в горном ущелье. Максим замечает, что монастырские сады были обязательны при монастырях и не менее прекрасны. Свенский монастырь некогда до революции окружалпышный фруктовый сад, в котором произрастали виноград, орех, груши, яблоки, вишни, а также парковые деревья, кедры и каштаны. Максим с горечью продолжает: «...Монахов расстреляли,монастырь разграбили и взорвали. А сад цветет». Сад спасал людей в округе в голодные послереволюционные времена, годы германской оккупации. Столетние яблоневые деревья плодоносят и сейчас, после смерти Максима, но монастырь уже восстановил свое былое величие и Успенский собор обрел иконостас в семь ярусов.

В своем сочинении Максим не без юношеской дерзости заявляет: он не может Мцыри представить монахом! Не тот язык повествования. Ведь исповедальная речь человека, прожившего в монастыре столько лет, должна нести в себе иные слова, не из культуры светских салонов. Яростное восхищение Мцыри свободой и великолепием природы неплотно скрывают слабость его духа, явную уязвимость перед соблазнами, которые особо испытываетпослушник перед монашеским постригом. Сбежал, потому что не выдержал испытания. Поддался искушению дьявола. И, как в каждом классическом случае грехопадения, рассказанном в мировой литературе, все получает губительное завершение.

Школьный курс русской литературы о творчестве Михаила Лермонтова не включал изучение, даже самостоятельное, поэмы «Демон». Между тем без нее крайне сложно было для восьмиклассников найти ответы на главные вопросы поэмы «Мцыри». А ведь два произведения задумывались и писались одновременно, долго, закончены в 1839 году в одном месте - на Кавказе, дополняют и объясняют друг друга, содержат похожие символы - горы, монастыри - места заточения, восхитительные сады, как фон искушения. В поэме «Мцыри» изображен безымянный злой дух, шагающий по ступеням скал в горную бездну. Во второй поэме это уже гордый дух с презрительным взглядом на мир как божеское творение, абсолют зла. Имя ему Демон. В христианстве демон - синоним слова бес. Лермонтов называет Демона лукавым, вскрывая его дьявольскую суть. В одном случае, когда тот отвернул жениха молодой княжны от православной святыни и тем самым подвел его к гибели, в другом, когда терзал соблазнами юную красавицу перед ее уходом в монастырь.

Мцыри стал также жертвой бесовского искушения. О чем и сказал в своем сочинении Максим Трошин. «А разве сверстников не уводят современные искушения в сторону?» - спрашивает Максим, завершая свой текст. Какой дорогой идут? Всего же две дороги перед человеком: «дорога зла, широкая и ровная, и дорога добра всегда узкая и ухабистая».

Максиму была чужда и для его возраста далека тема о влиянии демонизма на жизнь и творчество Михаила Лермонтова. Рукой подростка явно водила божественная интуиция, основанная на православных знаниях, опыте и вере. Оценка за сочинение была отличной - последний привет эмигрантки. Тетрадка то возвращалась из школы, то снова ее просили назад, чтобы продемонстрировать на педагогических семинарах, как ученики осваивают новые ценности и взгляды после распада старого государства. Но эти вопросы, которые волновали Максима в работе над сочинением, существовали уже веками, со времени рождения Христа.

Николай Исаков, почетный сотрудник МВД России, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени

г.Брянск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Николай Исаков
«Внезапно струна оборвалась»
В Москве представили книгу о «брянском соловушке» Максиме Трошине
04.10.2022
Моей любимой Родины сыны!
Светлой памяти Максима Трошина (18.06.1978 – 5.06.1995)
04.06.2022
«О, мой сынок, мой дорогой, душа за тобою болит…»
К 70-летию Надежды Михайловны Трошиной, матери сына, песнопения которого до сего дня сопоставляются с гласом ангельским Святой Руси
07.01.2022
Растревожил нашу совесть
Памяти Максима Трошина (18.06.1978 – 5.06.1995)
05.06.2021
Пронзая чумное время
К 25-ой годовщине трагической гибели Максима Трошина
04.06.2020
Все статьи Николай Исаков
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2022
День памяти Императрицы Марии Фёдоровны
Сегодня мы также вспоминаем графа Ф.И.Толстого и чтим память павших при освобождении Киева в 1943 году
06.11.2022
День памяти святого преподобномученика Галактиона Вологодского
Сегодня мы также вспоминаем поэта и критика А.А.Григорьева, министра гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинова и поэта С.С.Орлова
07.10.2022
День памяти святителя Киприана Московского
Сегодня мы также вспоминаем героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского, книгоиздателя А.Ф.Смирдина, религиозного философа, математика В.Н.Тростникова и чтим память павших во время штурма турецкой крепости Бендеры
29.09.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Просим проверить действия создателей спектакля «Ангелы вышли покурить и не вернулись»
Фонд славянской письменности и культуры обратился к Председателю Следственного Комитета России Александру Бастрыкину
26.11.2022
«За нравственные идеалы, за возвышение души человека»
В Храме Христа Спасителя состоится Торжественное закрытие программы XIII Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь»
25.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Георгий Н.
27.11.2022 20:04
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от учитель
27.11.2022 19:20
Нам нужны заметные, прорывные результаты
Новый комментарий от Vladislav
27.11.2022 18:14
Указ Президента
Новый комментарий от Человек
27.11.2022 16:07
Терновый мой венец
Новый комментарий от Сергей Григорьев
27.11.2022 15:03