В Москве представили мою книгу о Максиме Трошине. Называется она «Внезапно струна оборвалась».
Появление первого обстоятельного биографического издания о жизни и творчестве трагически погибшего незадолго до своего семнадцатилетия певца и музыканта Максима Трошина собрало в Концертном зале детской школы искусств имени М.А. Балакирева, здании уникального проекта, представителей столичной творческой и духовной среды, почитателей таланта юного брянского дарования из других российских регионов. Среди зрителей были узнаваемы артист кино Юрий Веялис, благодаря которому старый архив аудио-и видео записей Максима Трошина продолжает сегодня свою жизнь в мире новых технологий – на дисках и в интернете, а также режиссер Евгений Галкин, снявший еще при жизни Максима наполненный его песнями документальный фильм об истории российского казачества.
Организатором презентации стал Межрегиональный благотворительный общественный фонд содействия поиску, поддержке и прославлению народных талантов «Глас ангельский Руси». Его основатель и бессменный руководитель, член Союза художников-графиков Международной организации ЮНЕСКО, режиссёр, общественный деятель Николай Детков и стал ведущим программы. Уже в самом ее начале было заявлено о перерегистрации Фонда с включением в название имени Максима Трошина.
В своем вступительном слове, зная, что в зале присутствуют прихожане Тихвинского храма из Брянска, Николай Алексеевич с большим почтением высказался об архимандрите Никите, ставшем Максиму крестным отцом, духовным, а затем и творческим наставником в сфере духовных песнопений. Тихвинский храм сегодня является подобием заповедной зоны, где полно и в чистоте хранят память о юном прихожанине. Здесь продолжают действовать созданные некогда Максимом при благословении настоятеля храма детская вокальная группа и класс колокольного звона воскресной школы.
Тепло было встречено появление перед микрофоном Надежды Михайловны Трошиной, которая также служит при Тихвинском храме. Слова матери Максима были посвящены не только своему старшему сыну. Она выразила поддержку освободительной миссии российских воинов на Украине с пожеланием им небесного покровительства. Ее настроение всем в зале было понятным: не по годам яркий подвижник в первой половине прошлого столетия, когда нашу страну могла ожидать нынешняя судьба Украины, был одним из ярких символов русского сопротивления с единением патриотических и духовных сил в борьбе с угрозой порабощения России европейской «цивилизацией».
Николай Исаков, рассказывая об источниках сведений о Максиме Трошине, выразил признательность Надежде Михайловне и Николаю Деткову, впервые открывшему одаренному подростку из Брянска концертные площадки Москвы и эфир центрального радиовещания, конечно, не без самого активного участия в этом Юрия Павловича Трошина, отца талантливого сына.
Автор биографического повествования сослался на собственные впечатления со времени, когда впервые увидел трехлетнего Максима в заводском бараке, убогом жилище молодой семьи Трошиных.
Предметом разговора о творчестве юного таланта Николай Исаков выбрал исполнявшийся Максимом «Марш советских танкистов» с собственной музыкальной аранжировкой и собственным текстом, где от известного варианта осталась только первая строфа. После пяти лет горбачевской «перестройки» эта маршевая песня открывала или завершала митинги в Брянске и Москве. Пророческими оказались слова Максима о предстоявшем развале своей страны демократами в тени «идеалов» Запада с волнами миграции в Россию «потомков Чингиз-хана», вероятным заселении шведами украинских территорий под Полтавой. Звучала и надежда на то, что придет новое время для освобождения русских юдей на некогда потерянных землях. Для этого вновь потребовались бы танки и в строй должны были бы встать, как сказано в старом тексте марша и повторено Максимом, «своей великой Родины сыны». Картина сегодняшнего дня…
Поэт Григорий Калюжный прочитал стихотворение, написанное под воздействием давней личной встречи с юным патриотом, который пытался растревожить его былую безмятежность предупреждением: «Родина в опасности!» Имя подростка в стихотворении не было названо. Но в описании его внешности и внутреннего состояния легко угадывался Максим Трошин:
Он был открыт, горяч и светел
Как отрок, выплывший из грез…
Уже скоро поэт столкнулся с последствием пренебрежения сигналом приближавшейся беды. Он прошел по вымершей деревне среди заброшенных полей и испытал странное чувство, будто увидел направленный на него полный укора взгляд мальчика-бунтаря.
С искренними словами о Максиме Трошине, часто с чтением поэтических строк, к зрителям обратились также журналист из православной газеты «Русский вестник», уроженец Донбасса Игорь Гревцев, московский литератор Наталья Сидорина, кинорежиссер Сергей Князев, член правления «Брянского землячества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» Александр Цыбульский.
Заданная Надеждой Михайловной Трошиной тема о последних событиях на Украине нашла созвучие практически в каждом выступлении.
В завершение программы прошел концерт. Особенно впечатляющим было выступление народной артистки России Людмилы Сафоновой, когда чарующее исполнение старинных романсов сменила «Катюша». Настрой зала был угадан, подтверждением чему стали дружные аплодисменты.
Николай Петрович Исаков, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви и преподобного Сергия Радонежского 1-й степени, Брянск
Фото предоставлено организаторами