Недавние сороковины Николая Алексеевича Деткова (30 мая) не должны были не усилить своей скорбью настроения памятного дня с поминанием Максима Трошина. Далеко неслучайным совпадением печальных дат нам, очевидно, предоставлен повод, чтобы ощутить объединительную связь земной жизни этих людей, разных по возрасту и единых по своим убеждениям.
Первая встреча Николая Алексеевича с Максимом произошла в Брянске начала девяностых годов прошлого столетия. Это был период хождения руководства НПФ «Памяти» в народ для усиления своего влияния за пределами столицы. Детков, по роду своего образования и опыту постановочной работы, помогал Дмитрию Васильеву в организации подобных акций.
Для придания особого колорита в них обычно включались представители здешней патриотической среды. «Священная война» в исполнении местного подростка с гитарой по замыслу московских гостей должна была послужить фоном для программных заявлений «фронтовиков». Но песня обрела самостоятельное значение. Она, точно попав в настроения слушателей, сразу всех удивила мощным эмоциональным зарядом певца и чистотой его голоса на редких духовных высотах.
Уже скоро Николай Детков, при самом деятельном участии Юрия Павловича Трошина, откроет Максиму большие концертные площадки в Москве и других российских городах, где востребованными окажутся песни-призывы к единению патриотических и духовных сил в противостоянии c внутренними и внешними врагами русской цивилизации. Нередким в газетных отчетах стало сравнение брянского подростка, напоенного православной верой, со светлым отроком, тем более, что люди, оказавшиеся с ним рядом, могли видеть органичную связь его внутреннего состояния и его внешнего образа с печатью, как говорили, неземной природы.
Однажды прозвучат точные слова о значимости появления Максима на острие трагического и судьбоносного времени для истории нашей страны. Было это в дневной радиопрограмме «Отечество, память и ты». Ведущим был Николай Детков, и он весь выпуск посвятил разговору с Максимом. Вот фрагмент с той самой метафорой: «Вчера тебя в Колонном зале Дома Союзов очень тепло, горячо, с овациями, приняла общественность. Там собралась высокообразованная публика. И все восприняли тебя как некое Событие Российское».
На то время Максиму было тринадцать лет, а темы в радиоэфире обсуждались серьезные, не по его годам: о собственном пути к Богу, природе русской песенной культуры и значении её в очищении телевидения от западной эстрады, плодившей «дергунчиков» у микрофона. Пронзительны слова человека, которого трудно было после этого назвать обыкновенным мальчишкой: «Я пою песни, по которым соскучились люди, песни, которые они потеряли. Я им песни возвратить хочу…»
Категоричность правды Максима нельзя объяснить только особенностями подросткового возраста. В ней, этой правде, был явен опыт многих поколений: «Русский человек, прежде всего, должен быть патриотом своей земли, а быть патриотом – это значит быть православным человеком». В конце получасовой беседы Николай Детков, подводя ее итоги, обратится к Максиму: «У тебя – чистый взгляд, который редок в нашей жизни. В тебе видишь исток России, исток души… Поэтому твое мнение, оно особенно ценное и для радиослушателей, и для меня».
Николай Алексеевич не лукавил. Он пережил удивление: «Откуда такая глубина и сердечность у подростка, который с взрослыми был не только равным собеседником, но и зачастую наставником и, безусловно, водителем для своих сверстников?»
Можно предположить, что Детков уже знал ответ и потому сразу принял Максима близко к сердцу. Николай Алексеевич в своём стихотворном обращении к Господу когда-то сетовал:
…Нет постоянства наших слов,
Меняют они значение.
Не понимаем переводчиков Слова Твоего.
Для века нашего
Туманны их изречения.
Боже! Молю о переводчике!
И теперь он будто нашел в Максиме приметы такого переводчика с трепетной надеждой, что его слова услышаны.
Три года после этого они были рядом. Это было время борьбы и разочарований в её лидерах и союзниках, пока каждый, оставаясь под сенью Православной Церкви, не встал на жертвенный путь приближения цели с посвящением ей своей дерзости и талантов. Яркие примеры тому в жизни Николай Деткова – деятельное поучение редакции «Московского комсомольца» с последующим заключением его в камеру Бутырской тюрьмы. Для Максима – его выступления в октябре 1993 года по обе стороны московских баррикад для предотвращения гражданской войны, которая могла стать губительной для России.
Пятое июня стало Николаю Алексеевичу до последнего часа вдвойне печалившей его датой. В тот день, но годами раньше трагической смерти Максима, утонула его дочь Мария.
Во время одной из наших встреч при подготовке биографической повести о Максиме «Внезапно струна оборвалась» Николай Алексеевич вспоминал: «Я не знал, что с ним случилось. И мать Максима еще не знала. Я звоню ей в Брянск утром следующего дня. Говорю, что всю ночь заснуть не мог. Надежда Михайловна также не спала – Максим впервые не ночевал дома. Много тут совпадений. Наших детей искали в воде три дня. Потом также выяснилось, что день и час смерти у них одни и те же. Не верю я в такие совпадения. Имею право не верить!». Николай Алексеевич провел рукой по седым волосам.
Те затопорщились во все стороны, дотоле мягкий взгляд светлых глаз хозяина тесной московской квартиры своей жесткостью преобразил его лицо. Он стал вдруг похож на некоторые образы суровых праведников с его картин, развешанных по стенам.
Николай Алексеевич в день похорон Максима прошёл за его гробом. А когда московскому наставнику и соратнику по духу предоставили поминальное слово, тот не смог его произнести: был не в силах сдержать глухие рыдания.
Он многое сделал по увековечению народной памяти о Максиме Трошине. В Политическом музее Москвы уже 2 ноября 1995 года состоялся вечер, посвященный трагически погибшему юному подвижнику. Там же, на мемориальной акции, было предложено его патриотический, духовный потенциал, в равной мере восхитивший всех, кто был в зале и на сцене, реализовать в ежегодных песенных фестивалях, название которым должны были дать пронзительные слова Нины Карташёвой о Максиме Трошине. Ведущую роль в организации этих праздников взял на себя учрежденный Николаем Детковым Межрегиональный благотворительный общественный фонд содействия поиску, поддержке и прославлению народных талантов «Глас Ангельский Руси».
Название фестиваля и фонда помогло с замыслом, каким должен быть приз победителю. Фигура «Ангела трубящего», носителя благой вести Божией, по просьбе Николая Деткова создана скульптором Вячеславом Клыковым, произведения которого являются яркими символами православия и патриотизма. Первые две награды были посмертными – для Игоря Талькова и Максима Трошина. Обладателями «Ангелов» стало уже около двухсот талантливых ребят, а также признанных мастеров в сфере русской духовной культуры.
Николай Алексеевич старался не пропускать брянские мероприятия памяти Максима.
Николай Детков с прихожанами Тихвинского храма на открытии мемориала Максима Трошина в Духовно-просветительском центре имени благоверного князя Олега Брянского
Иногда он задерживался у древнего заводского барака, где жила семья Трошиных, Надежда Михайловна и Павел, младший брат Максима. Поблизости было несколько подобных строений, уже пустовавших перед сносом. В потемневших от дождей и затем выбеленных морозами досках покосившихся заборов Николай Алексеевич находил образы, которые невольно создавала текстура дерева. Старые доски были единственным багажом Деткова при возвращении в столицу. К тому времени Николай Алексеевич уже был известен не только в России как уникальный художник. Выставки его произведений никогда не оставались без доброго внимания критиков.
Как я узнал позже, аренда зала для презентации в Москве моей книги о Максиме Трошине стоила Деткову двух картин. Насколько редкими были работы его кисти, не знаю. Но вот сам Николай Алексеевич, как и Максим, были людьми удивительно редкого душевного строения с готовностью к жертвенному подвигу в служении Святому Отечеству. Воздаст им Господь по их правде и чистоте!
– Так тяжело на душе. Плачу… – откликнулась Надежда Михайловна Трошина на сообщение о смерти московского наставника ее старшего сына.
Николай Петрович Исаков, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й ст., г. Брянск
Фото предоставлено автором