Песни Максима Трошина дороги нашей душе и сердцу. Укрепляется также отношение к этому деятельному и, казалось бы, не по его летам проницательному, яркому, в меру данных ему Богом талантов, подростку в начале юношества, как к одному из видных собирателей патриотических и духовных сил в защиту Отечества первой половины девяностых годов прошлого столетия. В этом значении, как и в прямом смысле этого слова – в своем повседневном занятии на колокольне Тихвинского храма в Брянске, он был одним из лучших российских звонарей.
Другой площадкой, где звучал духоподъемный голос Максима при наибольшем стечении слушателей, были митинги. Их неотъемлемым атрибутом стала исполняемая им маршевая мелодия «СССР печатает талоны».
Зимой-весной 1991 года, когда была написана песня, обилие событий в жизни страны еще не влекло изменений, которые уже в августе запустили подобие термоядерной реакции, разорвавшей затем на части советскую державу.
В свободной продаже находились тогда только трехлитровые банки березового сока. Остальное можно было купить по талонам. Уже появился «черный» рынок перепродажи и обмена таких бумажных квитков в продуктовые магазины. Накануне в оборот были брошены талоны на хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, спички. В марте состоялся референдум о судьбе СССР. Абсолютное большинство советских граждан поддержали такую форму государственного устройства. Но уже лилась кровь в конфликтах практически по всему Кавказу и всей Средней Азии. В самой России обозначились центробежные силы под националистическими лозунгами – число подобных организаций уже дотягивалось до ста. Четверть объема зерна для хлеба ввозилось из зарубежья. Это зерно выращивалось на корм скоту и содержало лишь небольшие добавки, приемлемые для питания людей. По этому рецепту стала производиться отечественная мука.
Такие слова, обозначавшие это время как «смутное» и «судьбоносное», могли посчитаться синонимами. Приметы его и вобрали в себя первые строки митинговой песни:
СССР печатает талоны,
Всех обуял национальный зуд,
Пустые полки, беженцев колонны,
За нашу нефть нам хлебушек везут.
Текст писали вдвоем – отец и сын Трошины. Юрий Павлович работал над текстом, а Максим, занимаясь музыкальной аранжировкой «Марша советских танкистов» братьев Дмитрия и Даниила Покрасс, одновременно вносил свои правки, делая стихотворный ряд более динамичным, совмещая музыкальные и смысловые акценты, наделяя песню вроде бы нереальными перспективами развития страны.
А затем, когда эти картины, уже после смерти Максима, становились явью, его стали наделять еще одним даром, скрытым от него самого при его жизни, даром прозорливости.
В том тексте еще до распада великой, не только своей территорией, страны, пророчески рисовались чудовищные последствия политики «прорабов перестройки», ставшие затем горькой правдой. Так, в песне рисовалось нашествие на Русь «потомков Чингисхана», правда, как позже выяснилось, уже на волне большой постсоветской миграции. Не такими фантастическими кажутся ландшафты из песни с расселением шведов под Полтавой. После распада союзного государства и выхода Украины на собственную орбиту иностранцы были допущены к покупке земли, а те, шведы и немцы, кому оказался вреден полтавский климат, стали вывозить украинский чернозем железнодорожными составами, чем в свое время уже занималась фашистская Германия.
Могло сбыться и былое предсказание Максима:
Когда страну развалят демократы,
Опять «Славянка» гордо зазвучит!
В октябре 1993 года удалось избежать гражданского конфликта в самом его начале на площадях и улицах Москвы. В те дни Максим пел по обе стороны баррикад, призывая остановить кровопролитие, источавшее силы для противостояния внешней опасности дальнейшему существованию родной страны, когда бы она лишилась прежних границ, своей веры, культуры и славы. Получив отпор в России, эта чума поразила затем новейшую историю соседней Украины.
Можно ли назвать братоубийственной войной нынешние масштабные сражения в пределах Святой Руси, которая зародилась на некогда общей территории в среде одного народа с единой православной верой и понятными всем молитвами? Восемь лет на украинской земле была такая война. Россия пришла сюда не развести враждующие стороны, а с божественной миссией спасти русский народ от уничтожения помыслами разрушителей многовекового единства Православной церкви и руками, оружием тех, кто свои опустошенные, без души, тела испоганил сатанинскими знаками.
«Марш советских танкистов» впервые прозвучал в фильме «Трактористы» за два года до начала Великой Отечественной войны и ее предчувствием была пронизана вся кинокартина с первого до последнего кадра с убежденностью в победе нашей страны. В песне «СССР печатает талоны» также осязаемо предвосхищение войны.
Линии фронтов разрезают сейчас территорию Украины, которая попала под внешнее управление Запада с иностранными наемниками, инструкторами, потоками делегаций враждебных нам правительств и парламентариев.
Применимо к сегодняшней жизни здесь актуально завершение митинговой песни Максима с полным цитированием им слов старого марша:
…Чужая речь кругом, чужие ритмы,
Но, я надеюсь, мы ещё споём:
«Броня крепка и танки наши быстры,
И наши люди мужеством полны,
В строю стоят Советские танкисты,
Моей любимой Родины сыны!»
Словосочетание «советские танкисты» не является устаревшим после распада СССР. Оно сегодня восстает из памяти, когда транслируются репортажи о мощном продвижении войск России, Донецкой и Луганской народных республик, подминающих под себя нацистскую нечисть. На союзных танках одинаково развеваются красные стяги Победы советского народа в минувшей войне. С красными флагами местное население встречает своих освободителей.
Танки Донбасса. Фото Максима Пионерова, Луганск.
Содержание песни «СССР печатает талоны» сейчас потеряло свою актуальность, приобрело черты летописи, которая поможет историкам в изучении особенностей минувшего столетия. Но по сей день сохраняется заданное песней настроение, как и впечатление непосредственного присутствия Максима в атакующих рядах.
Николай Петрович Исаков, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени, Брянск
В издательстве православной литературы «Зерна» вышла в свет книга Николая Исакова о Максиме Трошине «Внезапно струна оборвалась». В биографическом повествовании представлена история яркой и короткой жизни юного брянского дарования, совершившего не по своим годам высокий подвижнический и жертвенный подвиг в служении Святому Отечеству. Рукопись предварительно прошла рецензирование в Издательском совете Русской Православной Церкви и допущена к распространению с учетом нравственного содержания, художественного мастерства и христианского мироощущения.