Священномученик Гермоген и царь Иван Грозный

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
2162
Время на чтение 15 минут

 

Изучаем историю своей страны, как ее нам преподнесли враги России, а не наши святые.

«Благочестивым и христолюбивым благоверным государем царем», - так назвал Ивана Грозного в «Повести о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы» его современник великий русский святой Святейший Патриарх Московский и всея Руси священномученик Гермоген.

Одну из самых героических фигур в истории нашего Отечества - святителя Гермогена трудно заподозрить в лицемерии, ангажированности. К тому же, когда в 1594 году священномученик писал свое сказание об этом чудном явлении в Казани, свидетелем которого он сам был, прошло десять лет, как умер царь Иван Васильевич. В стране фактически правил не законный государь - сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, а Борис Годунов, который проводил политику дискредитации первого русского самодержца. Больше того, для многих тогда в России и за рубежом не было секретом, что Борис Годунов и боярин Богдан Бельский были отравителями Ивана Грозного. После его насильственной смерти в 1584 году народ восстал в Москве и требовал покарать цареубийц, но покарать их не удалось, и властолюбивый Годунов (уже, правда, без сообщника Бельского) продолжал идти по трупам к своей заветной цели - стать государем Российским.

В 1591 году по его приказу был зарезан в Угличе малолетний царевич Димитрий, а в 1598 году отравлен помазанник Божий Федор Иоаннович. Проводившиеся в 20 веке экспертами исследования мощей Иоанна IV и его сыновей царевича Иоанна и царя Федора показали, что в костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличествует огромного количества ртути, мышьяка и меди. Так, в останках царя Федора было обнаружено содержание мышьяка превышающего норму в 10 раз, у его отца Ивана Грозного и царевича Иоанна содержания ртути в 32 раза, мышьяка почти в 2 раза.

С элементарной житейской логики, из чувства самосохранения святителю Гермогену, казалось бы, нужно было поостеречься, не восхищаться вслух первым русским самодержцем, ибо этим он мог вызвать очень сильное неудовольствие у Бориса Годунова. Но великого русского святого запугать было невозможно, он никогда не руководствовался в своей жизни меркантильными интересами, а всегда стоял за правду, за Святую Русь, за Русскую православную церковь, достойнейшим предстоятелем которой он был.

В советские времена в школе на уроках истории имя святителя Гермогена даже не упоминалось, не издавалось о нем никакой литературы. Священномученик был начисто вычеркнут из русской истории. Его же роль в победе русских людей в освободительной войне 1612 года против польско-литовских захватчиков, как известно, была не меньшей, чем роль наших любимых со школьной скамьи героев Косьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Но, к сожалению, многим нашим согражданам и сегодня еще мало знакомо имя священномученика Гермогена, и в канун приближающего праздника - Дня народного единства не лишним будет рассказать и о Гермогене, и об истории и значении этого государственного праздника, к которому имеет прямое отношение и этот наш великий священномученик.

 

День народного единства.

День народного единства - это воскрешенный государственный праздник, учрежденный в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретал статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

Непосредственной же причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», - заявил Патриарх Алексий. 4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились «времена смуты»«.

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября - годовщины октябрьского переворота и 12 декабря - Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта - Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России - 7 ноября - не стал днём примирения и согласия», - говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие». На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) - против, двое воздержались.

По мнению автора этих строк - День народного единства действительно соответствует своему названию и является большим государственным праздником в стране. К этому празднику самое прямое отношение имеет и Святейший Патриарх Гермоген.

 

« Начальник нашей славы».

В истории нашего Отечества святитель Гермоген был исключительно мужественной и героической личностью. Судя по всему, он, как и Иван Грозный, родился в 1530 году. Происхождение Гермогена остается предметом споров историков. Есть мнения, что он был из рода Шуйских, либо из Голицыных, но, возможно, и что скорее всего,происходил из донских казаков. Ещё подростком будущий святитель ушёл в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где его религиозные взгляды укрепились. Первые достоверные известия о Гермогене относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 1570-х годов. По отзывам современников, священник Ермолай (таким его было имя до монашеского пострига) уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный».

В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще тогда приходским священником Ермолаем, он с благословения Казанского архиерея Иеремия переносил новоявленную икону с места ее обретения в Гостинодворскую церковь святителя Николая. В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, он постригся в монахи с именем Гермоген в Чудовом монастыре в Москве, а через два года состоялась его архиерейская хиротония. В 1594 году в Казани на месте явления Казанской иконы был сооружён каменный храм, и тогда им и была составлена «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани», где он очень кратко и убедительно охарактеризовал личность Ивана Грозного. В октябре 1595 года Гермоген участвовал в открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия, обретённых в ходе перестройки собора в казанском Спасо-Преображенском монастыре и составил их первое краткое житие.

Митрополита Гермогена хорошо знали и в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова. В 1595 году он ездил в Углич для открытия мощей удельного Угличского князя Романа Владимировича. В Смутные времена Лжедемитрий включил его в состав Боярской думы как известного и влиятельного человека. Но там Гермоген показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марии Мнишек. Лжедмитрий приказал исключить его из Думы и сослать в Казань. Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия. 3 (13) июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским. Новопоставленный Патриарх был сторонником Василия Шуйского и отчаянно противился его свержению, не поддерживал семибоярщину, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову). Во время оккупации Москвы поляками, скрепя сердце, Гермоген согласился признать русским царём сына польского короля Сигизмунда Владислава при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу с польскими захватчиками. Грамоты, рассылаемые Патриархом по городам и селам, вдохновляли русский народ к восстанию, идти на Москву и освобождать ее от польско-литовских интервентов. В 1611 году первое народное ополчение начало осаду Кремля и Китай-города. Осажденные в Кремле поляки обратились с требованиями к Патриарху, чтобы святитель приказал русским ополченцам отойти от города. Святитель же твердо ответил врагам Отечества: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру» «. Тогда поляки заточили его в тесный сырой погреб в Чудове монастыре, и поручили подвергать истязаниям священномученика его злейшему врагу предателю боярину Салтыкову.

Как на беду, начались нестроения и ссоры и в первом народном ополчении: предводитель, рязанский дворянин Прокопий Ляпунов был убит казачьим атаманом Иваном Заруцким, и ополченцы стали покидать свои дружины. Казаки опять принялись за грабежи.

Для России наступили черные, мрачные дни. Смоленск был взят поляками. Новгород оккупировали лжесоюзники шведы, в Пскове появился новый самозванец. Прошел слух, что казаки хотят провозгласить царем сына Марины Мнишек и «тушинского вора». Тогда 80-летний предстоятель Русской православной церкви обратился из своего заточения к народу с последним призывом: «Писать в Казань к митрополиту Ефрему, чтобы писал в полки к боярам и казакам, чтобы крепко стояли за веру и не пускали сына Маришки на престол, - не благословляю! Писать в Вологду к властям и святителю Рязанскому тоже, чтобы в полки писали и к боярам, чтобы уняли грабеж, блюли братство, клали живот за Дом Пречистыя (так русский народ называл свою Родину), как обещали. Да и во все города пишите, чтобы писали во все города, в полки и боярам, чтобы сына Маришки не пускали на престол. Говорить везде моим именем».

Письмо это Гермоген послал с двумя верными людьми Романом Пахомовым и Родионом Моисеевым, которые, рискуя жизнью, тайно посещали его в заточении. Послание Патриарха было принесено и в Нижний Новгород. Оно вызвало знаменитое народное движение под предводительством Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Из своей тюрьмы горячо молился за них Патриарх.

Когда в Москве узнали, что приближается новое ополчение, поляки и изменники снова приступили к Гермогену с домогательствами и угрозами. Но Патриарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники, будьте прокляты». Тогда начался мученический подвиг Святейшего Патриарха Гермогена. Его лишили человеческой пищи и бросили в его темницу сноп овса. 17 февраля 1612 года Патриарх Гермоген скончался от голода. Погребли его в Чудовом монастыре. Еще при жизни Гермоген распорядился, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери. 22 октября 1612 года поляки были выбиты из Китай-города, а 26-го того же месяца и года был освобожден Кремль. Радость победителей была омрачена кончиной Гермогена. Первым поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

Святейший Патриарх Гермоген стал сразу почитаться как местный московский святой. В 1652 году были обретены нетленными и благоухающими его мощи и перенесены в Успенский собор. После отступления Наполеона из Москвы в 1812 году святые мощи были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора, перед коронацией императора Александра Третьего. К лику святых священномученик Гермоген был причислен 12 мая 1913 года.

 

«Я всегда принимал его за образец в благоразумии и храбрости».

Зная безукоризненную репутацию великого русского святого Гермогена, какие основание нам не верить его оценки личности царя Ивана Грозного, охарактеризовавшего того, как «благочестивого и христолюбивого благоверного государя царя». Можно, конечно, предположить, что святитель Гермоген ничего не знал о терроре и об убийствах Грозным многих и многих сотен тысяч своих поданных, но это маловероятно. Святитель Гермоген был человеком глубоко образованным, деятельным, не был раком-отшельником, а был подлинным неравнодушным гражданином своего Отечества и не мог не знать, что происходило, как в церкви, так и в государстве, в котором он жил.

Ничего же он не сказал про тиранию в своей повести о явлении Казанской иконы Божией Матери, только потому, что этой тирании не было. По сравнению с просвещенными государствами Запада на Московской Руси было относительно тихо и спокойно. За пятьдесят лет правления Ивана Васильевича по его указу было казнено менее 4 тысяч человек, совершивших тяжкие и особо тяжкие уголовные преступления - такие как убийства, грабежи, разбойные нападения. В эти цифры вошли и изменники, казненные при подавлении Новгородского заговора 1569-1570 годов, когда у Новгородского архиепископа Пимена в алтаре Святой Софии, были обнаружены многие грамоты польского короля Сигизмунда, с которым новгородцы во время ливонской войны договаривались о переходе в новообразованную федеративную Речь Посполитую.

А вот в просвещенных странах Европы - в Германии, Франции, Англии, Испании и других европейских государствах - в то же время к смертной казни были приговорены сотни тысяч человек, часто за гораздо менее тяжкие преступления, а в гражданских и религиозных войнах гибло еще больше людей (только в одну Варфоломеевскую ночь 1572 года было убито 30 тысяч человек). Помимо гугенотских войн во Франции, шли крестьянские и религиозные войны в Германии, националистические и религиозные битвы в Нидерландах. Наш же царь Иван Васильевич Грозный был милостив к разгромленным противникам, старался сделать из них своих подданных. Присоединенные народы просвещались учением Христовым, но если они того не желали, могли оставаться в своей вере.

Так что: был ли кровавым деспотом наш царь Иван Васильевич, где существовала страшная кровавая тирания - у нас на Руси или в «просвещенной» Европе - ответ очевиден.

Хорошо сказал об этой « тирании» во времена Грозного и наш великий российский император Петр Первый. Так, во время торжеств после заключения Ништадского мира со Швецией в 1721 году герцог Голштинский Карл Фридрих построил триумфальные ворота, на которых с одной стороны был изображен император Петр Великий, а с другой - Иван Васильевич. Это второе изображение не понравилось петровским царедворцам. Царь же, обняв герцога, заявил, указывая на так не понравившееся вельможам изображение первого русского царя:

«Этот Государь - мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и храбрости, но не смог еще с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают и обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют его тираном».

 

Великий правитель Руси.

«Великим правителем Руси», - так недавно на освящении собора в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике назвал Ивана Грозного в своем Первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл. С Предстоятелем Русской православной церкви трудно не согласиться.

Территория государства Российского при царствовании Ивана Васильевича увеличилась примерно в 2 раза: с 2,8 до 5,4 миллиона квадратных километров. Население России при нем, по разным оценкам, увеличилось на 30-50 процентов. К России были присоединены огромные территории с востока и юга, причем большинство из них переходило под протекторат Москвы добровольно, под давлением междоусобиц и внешнего агрессора. Иваном Грозным было построено 155 новых городов и крепостей. В том числе Орел, где ему, как основателю этого города был установлен недавно памятник.

В годы правления Ивана Грозного в 1566 году было завершено строительство одного из самых больших фортификационных сооружений мира того времени - Большой Засечной черты протяженностью около тысячи километров. Именно Иван Грозный фактически создал в России первую регулярную армию - стрелецкое войско. Военные реформы царя в целом были весьма прогрессивны. Иван IV многое сделал и для формирования на Дону и в Запорожье казачества, которое должно было прикрывать южные рубежи государства. Вопреки обвинениям либералов, в эпоху Ивана был проведен Земский собор, а вместе с ним создана система представительской демократии. Были проведены земская и судебная реформы. Иван Грозный создал на Руси книгопечатание и ввел системное школьное образование. По его личному распоряжению в стране было воздвигнуто 60 монастырей и сорок храмов. За годы правления Ивана Грозного московское государство превратилось в огромную российскую супердержаву, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря?

 

Убивал ли Грозный своего сына, святителя Филиппа и преподобного Корнилия.

Что касается существующих обвинений против Ивана Васильевича в убийствах собственного сына царевича Ивана, святителя Филиппа и преподобного Корнилия, то тут все непросто и трагично, и, похоже, что вся правда, как все происходило на самом деле, откроется только на Страшном суде. Гермоген же, будучи великим патриотом России и очень деятельной личностью, обладавший выдающимся умом и считавшийся одним из самых образованных людей своего времени, - не мог не знать подоплеку этих обвинений, которые исходили из-за границы от предателей и врагов Отечества - изменника Курбского, папского нунция Антония Поссевино, шпиона Штадена, ливонских ренегатов Таубе и Крузе, английского авантюриста Д.Горсея и других. Все эти обвинения святитель Гермоген считал клеветой, иначе, будучи исключительно смелым и честным пастырем, не назвал бы Грозного - «благочестивым и христолюбивым благоверным государем царем». Наши враги на Западе и наша «пятая колона» внутри страны тоже кричат сегодня, что Президент России деспот и что в нашем государстве царит беззаконие и произвол. Все это, конечно было бы смешно, если не так грустно.

 

О канонизации царя Иоанна.

Что касается канонизации Ивана Васильевича, то, как тут не вспомнить почти, что аналогичный случай. В городе Ахене был похоронен в 814 году Карл Великий, а в 1165 году по настоянию императора Фридриха Барбороссы поставленный им антипапа Пасхалий Третий Карла Великого канонизировал. Но Римско-католическая церковь официально так и не признала этого акта.

Между тем Карл Великий является выдающейся личностью и в мировой истории, и в истории христианства. Своими успешными войнами он раздвинул границы Франкского государства на огромное расстояние. Столь же неутомимо заботился он об улучшении государственного устройства, о материальном благосостоянии своих граждан. Особое же содействие оказывал Карл Великий и распространению христианства в Европе, покровительствовал духовенству, устанавливая для него десятину. Во все годы своей жизни он, ка утверждают историки, глубоко почитал Церковь и свято соблюдал все ее обряды. Впрочем, кроме одного - разведясь со своими первыми двумя женами, женился на третьей избраннице, что не в малой степени было препятствием к признанию церковью его канонизации.

Русскому царю приписывается восемь браков, но даже официально признанных четыре - это разве не препятствие к причислению его к лику святых? Может этот аргумент покажется кому-то смехотворным, несерьезным. Но для Русской православной церкви, как и для католической, это серьезное препятствие к канонизации. Священномученику Гермогену тоже, как и Грозному, Господь послал в жизни тяжелое испытание - у него умерла любимая жена, и он принял монашество. Царь не захотел оставаться вдовцом, это было его право, и он еще потом несколько раз вступал в брак. Осуждать же царя в том, наверное, не стоит, что он не смог понести предназначенный ему Господом крест - после первого брака жить вдовцом, самому воспитывать своих двух сыновей-наследников царевичей Иоанна и Федора и не жениться снова, но своим многочисленными браками он сам лишил себя возможности быть когда-нибудь причисленным к лику святых.

Святитель Гермоген, называя Ивана Грозного благочестивым и христолюбивым благоверным государем царем, отнюдь не призывал к его канонизации, хотя в конце шестнадцатого века уже рассматривался вопрос о причислению к лику святых таких современников Грозного, как святителей Гурия и Варсонофия, а также Василия блаженного. Все они вскоре были канонизированы Святейшим Патриархом Иовом. Святитель Гермоген также принимал активное участие в этой канонизации, а вот причислить к лику святых Ивана Грозного, по-видимому, не считал возможным. У царя Ивана Васильевича были выдающиеся заслуги перед Отечеством, но у святости очень немыслимо высокие критерии, и по мнению Гермогена ( и когда он был митрополитом Казанским, и когда его избрали предстоятелем Русской православной церкви), Грозный этим критериям не соответствовал. Главным препятствием к канонизации он, судя по всему, считал многоженство царя.

О не тождественности государственных заслуг и святости, часто говорит сегодня и Святейший Патриарх Кирилл, когда его в очередной раз досаждают вопросами о канонизации Ивана Грозного.

А, между прочим, несмотря на то, что католическая церковь не признает Карла Великого причисленным к лику святых, он почитается в Ахене как святой покровитель этого города. У нас тоже апологеты Ивана Грозного считают его святым и молятся ему. И это, наверное, их право. Однако лучше все же молиться и простить заступничество у святых, которые официально канонизированы православной церковью, и таких святых, слава Богу, у нас не мало. Тот же священномученик Гермоген. При этом он, как и царь Иван Васильевич, был великим патриотом России и государственником. Иван Васильевич же, хотя и не святой, но великий русский царь, и велики его заслуги перед Отечеством. Он превратил Россию в огромную христианскую супердержаву, в «Третий Рим», упрочил международный престиж нашего государства, расширил торговые и культурные связи со странами Европы и Азии.

За это нам и следует чтить нашего первого русского монарха.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 6., Русский Сталинист:

Про Годунова полнейший бред и полный набор псевдоисторических штампов. Кошмар. Полная безответственность.А ведь подобное мозгоимение и изнасилование исторических фактов кочуют по страницам многих учебников по Отечественной истории.Это же просто какой-то "Крестный отец" или "Карточный домик", а Годунов-дон Корлеоне или Фрэнк Андервуд.

И по детским книгам. вот недавно подарили сборничек - история Россия. Рассказики - Владимир Красно Солнышко, Александр Невский... и злодей Иоанн Грозный. Болваны.
Lucia / 19.10.2016, 10:08

6. Ответ на 5., Lucia:

Про Годунова полнейший бред и полный набор псевдоисторических штампов. Кошмар. Полная безответственность.

А ведь подобное мозгоимение и изнасилование исторических фактов кочуют по страницам многих учебников по Отечественной истории. Это же просто какой-то "Крестный отец" или "Карточный домик", а Годунов-дон Корлеоне или Фрэнк Андервуд.

5. Ответ на 3., Русский Сталинист:

Про Годунова полнейший бред и полный набор псевдоисторических штампов.

Кошмар. Полная безответственность.
Lucia / 18.10.2016, 22:33

4. Re: Священномученик Гермоген и царь Иван Грозный

Святой Патриарх Иов и Государь Борис Феодорович Годунов. И этим всё сказано. Борис Годунов продолжатель дела Грозного Царя, который любил его как своего родного сына. Он верой и правдой служил Феодору Иоанновичу, он принял власть от своей родной сестры царицы Ирины, от Церкви и от Земского Собора. Он не убивал царевича Димитрия, об этом пишут все непредвзятые русские историки, об этом писал приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) в "Самодержавии Духа". Про отравление Феодора Иоанновича не додумался даже Карамзин, это очевидная мерзкая грязная подлая ложь и клевета. Борис Годунов один из величайших правителей нашей истории, чьё имя было оболгано так же, как и имя первого Русского Царя. Их невозможно отделить и противопоставить друг другу, и невозможно восстановить историческую справедливость, обеляя одного, и поливая помоями другого.

3. Re: Священномученик Гермоген и царь Иван Грозный

Про Годунова полнейший бред и полный набор псевдоисторических штампов.

2. Re: Священномученик Гермоген и царь Иван Грозный

Всех Русских Православных братьев поздравляю с установкой в г. Орле первого памятника Царю Иоанну Васильевичу Грозному!!! СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ!
Апографъ / 16.10.2016, 07:34

1. Святой царь

Царь Иоанн четвёртый Грозный - это Святой царь. https://youtu.be/cn_IohBCFNw
Густав / 15.10.2016, 07:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Николай Аксенов
Не меняй Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной
Священник Николай Аксенов о тех верующих, которые искренне считают, что в игнорировании воскресных литургий нет особого греха
01.09.2018
«Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...»
Московский Кремль. Фоторепортаж
09.11.2016
Великий христианский писатель и пророк
Ко 195-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского
09.11.2016
Все статьи Священник Николай Аксенов
Иван Грозный
Очередной «удар по Самодержавию»?
Возле вновь выставленной картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» установили пост охраны
18.12.2024
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
В Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии в России»
05.12.2024
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Ладога
26.12.2024 21:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 21:03
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12