Каждый Воскресный день для православного христианина – это самый
главный день недели! В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, и мы, верующие в Воскресение Сына Божия, в Его учение, в этот день не можем не быть в храме на Божественной литургии. Ибо так заповедовал
нам Господь - шесть дней трудись в поте лица своего, седьмой же день
посвяти Богу. Неисполнение же Божиих заповедей есть грех.
Увы,
многие из числа верующих искренне считают, что в игнорировании
воскресных литургий нет особого греха. Большой грех, говорят они, это
воровство, прелюбодеяние, и со спокойной совестью в воскресное утро сидят перед телевизором или в интернете, или паломничают по
«Пятерочкам», «Дикси», «Ашанам», выгуливают собак, варят обеды, затевают
ремонты или идут качать мускулы в спортзалы и фитнес-клубы, или
возятся в огородах. И действительно, воровство, убийство,
прелюбодеяние - это грехи тяжелые, одно невдомек многим нашим
братьям и сестрам по вере, что в Воскресный день, когда в
православных церквах приносится Бескровная Жертва, и христианин,
если он не тяжело болен, и у него день не рабочий, а выходной, он
обязан с умиленной душой и сокрушенным сердцем молиться в храме. Должен находиться только там, а нигде иначе, даже если в этот воскресный день он не причащается.
Молитва в церкви – это молитва соборная. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Мф. 18, 20). – говорит Христос. Мы же в Воскресный день, игнорируя
посещения Божественной литургии, тем самым лишаем себя встречи со
Спасителем, не получаем Его благодати, а в этот день еще и
Благодати особой, ибо в Воскресный день Он воскрес. Каждое Воскресенье –
это малое Светлое Воскресенье, малая Пасха Господня! Игнорирование этой малой Пасхи в древние времена строго наказывалось.
Вот как пишет по этому поводу митрополит Вениамин (Федченков): «Други
мои, помните правило святых отцов: человек, три воскресенья подряд не
побывавший у литургии; лишается христианского погребения. Не пропускайте
этих трапез Господних, считайте потерянным тот праздничный день, в
который вы не слышали Божественной литургии. Скажу притчу: один
крестьянин имел сто пудов хлеба и променял его на лохмотья. Скажите,
разумно ли он поступил? – Нет, не разумно. Как же еще более неразумно
поступает тот, кто меняет Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной!
Господь зовет на вечерю Тайную, а он отвечает: "На торг нужно идти,
огород не убран, полоса не досеяна". Не знает он, несчастный, что зерно,
которое он бросает в землю во время литургии, выйдет больным, чахлым,
не принесет ему плода».
Но не о наказании за нарушение четвертой заповеди Божьей, которая гласит «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день
отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему» - мне хочется говорить сегодня в этот Воскресный день.
Мы все верующие люди считаем и твердо убеждены, что искренне любим Господа
Бога. Но в подавляющем большинстве своем мы глубоко заблуждаемся. На
самом деле, мы гораздо больше, чем Бога, любим потворствовать своим
страстям, привычкам. Мы искренне любим валяться на диване у телевизора или часами просиживать в соцсетях, любим вкусно поесть.
Кто-то из нас больше всего на свете любит проводить время на даче, на
рыбалке, на охоте, кто-то в спортзале, кто-то в питейных заведениях.
Что любим, к тому и стремимся, и готовы объекту нашей любви -
посвятить все свое время, всего себя. Человек же, искренне любящий
Бога, все свои свободные часы от забот и трудов в добывании хлеба
насущного посвящает молитве, ибо молитва это есть общение с Богом. Высшая наша добродетель перед Господом. Бесспорно, важны добрые дела
- помощь нуждающимся, дела милосердия. Вера без дел, как известно,
мертва! Но все добрые дела надо совершать с молитвой, и с молитвой неформальной, прочувствованной!
Но многие из нас готовы посвящать все свое свободное время молитве, посещению
храмов, и подавляющее большинство христиан даже не хотят ходить на
службы в Воскресные дни. Это ли не свидетельство того, что мы мало,
неискренне или совсем не любим Бога. Опять же, мы готовы часами
сидеть перед телевизором, в интернете, болтать по телефону, делиться
сплетнями, перемывать косточки окружающим. «Где сокровище ваше, там
будет и сердце ваше» (Мф.6:21). - говорит Спаситель. Здесь вот наши
сокровища - в празднословии, осуждении ближних, чревоугодии, лени,
злобе. Здесь наши сердца. А молиться, как молятся святые люди,
ходить в храм на все воскресные дни и в праздники, мы считаем для
нас ненужным и излишним.
Задаться же вопросом
– для чего нас создал Господь, что Ему, прежде всего, нужно от нас –
нам за беспрерывной суетой некогда, да и мы и не желаем этого знать.
А
нужно же Господу от нас в первую очередь наши сердца, наша
искренняя любовь к своему Создателю. Ибо Бог есть любовь, и, создавая нас по образу Своему и подобию, он возлюбил род человеческий и хочет
от нас любви ответной. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и
всею душею твоею, и всем разумением твоим сия есть первая и наибольшая
заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого
себя» (Мф. 22:37-39), - призывает нас Спаситель.
Последуем
же этой заповеди! Сначала заповеди первой и наибольшей. Возлюбим
Господа нашего всем сердцем, и тот, кто не пропускает ни одной
Воскресной службы, уже во многом следует ей. А кто по-настоящему возлюбит Бога, исполнит и вторую заповедь Христову – непременно
возлюбит и ближнего своего!
С теплотой
вспоминаю свою замечательную девяностолетнюю прихожанку бабу Дуню с
сельского Троицкого прихода, где я начинал служить после своего
рукоположения в пресвитеры. «Я и раньше, в советские времена, когда жила в Тульской области, тоже каждое воскресенье ходила на службу в
церковь, - рассказывала мне эта бывшая моя прихожанка. - Брала с
собой малолетних детей. И вот шли мы с ними, а идти нужно было
несколько километров, в соседнее село, и по дороге я все думала, ну
зачем мы тащимся в такую даль. У нас с мужем хозяйство – корова,
свиньи, куры. Дел невпроворот. А я иду в церковь. Это лукавый навевал
мне такие мысли. Зато после службы мы летели из храма словно на
крыльях. Все дела, заботы, о которых переживала перед обедней, сами
собой устраивались. Господь мне помогал».
И действительно Господь помогал ей и в воскресные дни, и всегда по жизни.
До
самой своей кончины ходила баба Дуня в церковь, хорошо воспитала своих детей, и старость ее была окружена их заботой и теплотой.
Приходилось
наблюдать и другую картину. Несколько лет мне довелось служить в
нововыстроенном храме в спальном районе
Москвы. Идя утром на воскресную
литургию, я проходил мимо большого городского сада, который в это время
превращался в собачий питомник. Среди хозяек четвероногих я узнавал немало уже немолодых женщин, надо полагать, крещенных, православных,
которые обычно приходили в храм на Пасху освятить куличи и на
Крещение набрать освященной воды, а вот на службах я их никогда не видел.
Так получалось, что в их в жизни на
склоне лет, когда люди больше должны думать о своей душе, о
Боге, их четвероногие питомцы заменяют им, как не кощунственно
это звучит, Господа Бога, и они угождают не Богу, а своим лохматым
Тотошкам и Джесям. А, ведь можно, выгуляв собак, отправляться в
церковь, можно отложить на другое время все шопинги по универсамам,
рыбалки, ремонты, огороды, но нет у них никакого желания молиться.
Нет искренней горячей любви к Богу.
Так
помолимся Господу, чтобы мы все такую любовь обрели, и чтобы наши
братья и сестры, игнорирующие Воскресные службы, были бы с нами в эти
дни на Божественной литургии.
К этому призывает и уже упомянутый нами митрополит Вениамин (Федченков): «Други
мои, давайте помолимся со мной», - говорит Святитель. - «Господи,
благодарим Тебя за дар Твой, благодарим Тебя за то, что сподобляешь нас
слушать литургию Божественную и вкушать Пречистое Тело Твое и
Животворящую Кровь Твою. Молим Тя и о тех, которые ушли от Святой Чаши
Твоей, не хотят найти утешения в Тайнах Твоих спасительных. Ты вразуми
и приведи их к Себе, чтобы и они были с нами в Церкви Твоей».
И
Господь приводит! В столице нашей Родины – в Москве, помню в мою
студенческую бытность (это была вторая половина 70-х) насчитывалось
около 30 действующих храмов. Сегодня их открыто в Первопрестольной
более 900, и около в 400-ах совершаются регулярные богослужения.
Причем, во многие из этих столичных церквей (особенно те, которые
находятся в густонаселенных спальных районах) войти на воскресную
литургию невозможно. Храмы так переполнены верующими, что яблоку негде
упасть. Не случайно в Москве разработана Программа «200 храмов» и рамках
ее построено уже несколько десятков новых церковных зданий.
У
нас в Переславле в годы богоборческой идеологии был действующим по
сути лишь один Покровский храм. Сегодня в Переславле 5 монастырей и 7
приходов, где регулярно проходят богослужения. Древний славный город
Переславль-Залесский стал епархиальным городом.
Грандиозные позитивные перемены произошли в нашем государстве по отношению к
религии, Церкви за последние два с половиной десятилетия.
Государственная антирелигиозная доктрина канула в лето. По всей стране у
нас в сотни и тысячи раз увеличилось число верующих, число
крещенных православных христиан, и многие наши братья и сестры по
вере хорошо усвоили древнюю истину – «Кому Церковь не Мать, тому Бог не
Отец»!
Сегодня у нас в России в Воскресные
дни, в дни больших церковных праздников десятки и сотни тысяч верующих устремляются на богослужения в храмы на встречу с Господом, приобщиться Святых Животворящих Небесных Христов Таин. И число таких верных воцерковленных православных христиан от года в год
растет все больше и больше.
Аминь!
Священник Николай Аксенов,
клирик храма Архистратига Божьего Михаила при Университете МВД России,
сотрудник Синодального отдела по взамодействию с Вооруженными силами и
правоохранительными органами
8. Re: Не меняй Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной
7. Ответ на 3., Валерий:
6. Re: Не меняй Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной
5. Ответ на 1., Сант: АБСУРД!
4. Re: Не меняй Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной
3. "Ересь"о. Николая
2. Re: Не меняй Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной
1. Re: Не меняй Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной