«Левиафан» как зеркало школьного курса литературы

 

По моим наблюдениям, фантастический фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» в России провалился. Осторожно опросив своих прихожан, я обнаружил, что ни один из них этого фильма не смотрел. Подавляющее большинство о нём даже не слышало. Да я и сам узнал о существовании и этого фильма, и самого режиссера Андрея Звягинцева из нескольких статей, размещенных на «Русской народной линии». Если бы я их не прочитал, то и по сей день пребывал бы в счастливом неведении о сем произведении киноискусства, созданном при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Прочитав несколько критических статей, заинтересовался и посмотрел. Повторять уже высказанные другими критические замечания не хочу. Попробую сказать своё.

Анализ любого произведения полезно начать с рассмотрения личности автора. В школе нас так и учили на уроках литературы: сначала давалась краткая биография писателя или поэта, затем отзывы авторитетных людей о его творчестве. Затем читали рассказы, повести и романы; заучивали стихи. Что мы можем понять из биографии Звягинцева? То, что потенциально он может знать русскую литературу лучше любого из нас. Правда, в объёме школьного курса советского времени. Читаем соответствующую статью в «Википедии»:

«Андрей Петрович Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Его мать, Галина Александровна, работала в школе учителем литературы и русского языка. <...> Родители развелись, когда Андрею было пять лет». Т.о. мать, школьная учительница литературы, одна воспитывала своего единственного ребёнка. Каков результат? После окончания школы Звягинцев выбирает профессию не военного, не моряка, не инженера, а поступает на актерский факультет Новосибирского театрального училища. В армии служит конферансье в Новосибирском военном ансамбле. Затем окончил ГИТИС. Типичный гуманитарий, с детства, повторюсь, имевший возможность основательно познакомиться с русской литературой в её школьном преломлении. Отметим, что в школе он учился в позднее советское время, когда из русской литературы в школьный курс свалили всё самое критичное по отношению к дореволюционной России. Рекомендации знаменитого письма Белинского выполнялись строго: русская литература должна была бороться с Православием, самодержавием и народностью. «Братья Карамазовы», например, не боролись ни с Православием, ни с самодержавием, поэтому их в советской школе не изучали. А что изучали?

«Историю города Глупова» Салтыкова-Щедрина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя, «Грозу» Островского, «Униженные и оскорбленные» Достоевского, «Железную дорогу» Некрасова, «На дне» Горького... Закончившие советскую школу могут этот список продолжить. Заставляли с выражением читать «Прощай немытая Россия» Лермонтова и т.д. и т.п. Школьная наша учительница литературы Сталина Константиновна требовала учить наизусть определения Белинского различным литературным героям. Что сказал Белинский про Катерину («Гроза»)? Отвечай! «Луч света в темном царстве»! Пятёрка! «Тёмное царство» - это, конечно, Россия.

В детстве я любил читать. Но именно школьный курс литературы вызывал подспудное отторжение. Были в нём, конечно, и хорошие произведения. С величайшим удовольствием прочитал «Капитанскую дочку» Пушкина и долго удивлялся: надо же, и в школе могут учить чему-то хорошему. Роман «Война и мир» понравился, но его проходили как-то слишком ознакомительно. Поэтому остаюсь при своём убеждении, что российская часть школьного курса литературы воспитывала с детства критичное отношение к российской действительности. И чем усерднее учил школьник эту самую литературу, тем критичнее он относился к России.

В этом, видимо, одна из причин развития национализма в республиках СССР. Общесоюзный курс литературы содержал массу негатива про дореволюционную Россию, а все национальные литературы (украинская, грузинская и прочие) были, напротив, очень патриотичны и воспевали вековую борьбу своих народов против угнетения проклятым царизмом, т.е., получается, Россией. В итоге получили поколения националистов и развал Союза.

В фильме Звягинцева «Левиафан» мы видим это критичное отношение к российской действительности. Оно очень концентрировано. Ни одного положительного героя! Никакого просвета! И вот здесь надо вспомнить историю с Гоголем. Постановка пьесы Гоголя «Ревизор» имела ошеломляющий успех. Все поздравляли Гоголя и ликовали: как здорово писатель прошёлся по чиновникам, бюрократам, взяточникам, по всей России. Гоголь же был печален: его не поняли. Он-то хотел, чтобы люди, посмотревшие «Ревизора», обратились к борьбе со своими личными грехами.

Гоголю пришлось писать специально «Развязку Ревизора», в которой доказывать читателям и зрителям фантастичность созданного им сюжета и фантастичность изображенного им города: «Всмотритесь-ка пристально в этот город, который был выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где у нас были чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну а что если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?»

Гоголь хотел помочь людям увидеть грех в себе и избавиться от него, Гоголь религиозен. Поняв, что «Мёртвые души» читатель воспринимает неправильно, Гоголь сжигает неизданные главы. Способен ли на подобное Звягинцев? Нет? Не та вера, не те цели?

«Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя веселы. Гоголь стремиться высмеять грех и этим победить козни дьявола. «Левиафан» Звягинцева мрачен и безысходен. При этом фильм Звягинцева «Левиафан» категорично фантастичен. Все герои его, взятые по отдельности, вполне реалистичны. Все события, взятые по отдельности, вполне могут произойти в реальной жизни (я и пострашнее могу истории рассказать). Но, сконцентрированные в одном фильме, они делают его фантастичным. Мрачно-фантастичным. Упадническо-фантастичным. Ничего хорошего он не даст душе человека. Только уныние и злобу. Поэтому в России фильм «Левиафан» успеха иметь принципиально не может. Другое дело - демонстрация «Левиафана» за границей в качестве идеологического оружия против России. Многих на Западе демонстрация «Левиафана» может убедить в демоничности России: ведь это сами русские про себя снимают, да ещё и при помощи государственного бюджета. Значит, это всё правда. Значит, они действительно такие. Боевикам «Правого сектора» «Левиафан» также можно демонстрировать перед очередными боями на Донбассе. Будут злее и беспощаднее.

 

P.S. Так случилось, что после фантастического фильма «Левиафан» мне довелось посмотреть документальный фильм Дмитрия Васюкова «Поморы. Счастливые люди». Это фильм про русских людей, реально живущих на Севере, на берегах Белого моря. Живущих рядом с теми местами, где снимал свою ненаучную фантастику Звягинцев. Трудно живут русские люди, но живут! От реалистичных «Поморов» получил массу положительных эмоций. Рекомендую!

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Бирюков:
К 650-летию битвы при Рудау
Памяти русских героев
24.02.2020
Реконструктор
Возлюбленных все убивают…
27.11.2019
Афера с именем Канта. Юридический аспект
О выборе имени для аэропорта Калининграда в конкурсе «Великие имена России»
10.12.2018
Столетие со дня окончания Первой мировой войны
Для нас война пока не окончена
14.11.2018
Вдумчивым
Об увековечении памяти красноармейцев, погибших в лагере военнопленных «Офлаг-52» («Stalag I-D»)
25.07.2018
Все статьи автора
"Споры вокруг фильма «Левиафан»"
«Поведение Серебрякова является нелогичным и подловатым»
Известные деятели осудили русофобское заявление российского актера, бежавшего в Канаду
22.02.2018
«Заявление этого актера подло и бесчестно»
Под фразой о том, что национальной идеей России являются «сила, наглость и хамство», Алексей Серебряков маскирует гибель, а точнее убийство русской деревни
22.02.2018
Победа в битве Бога и дьявола остаётся за дьяволом
Сергей Смирнов о фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь»
29.09.2017
Все статьи темы
Последние комментарии
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-05-25 20:32
Неужто волк?
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-05-25 20:25
Чипирование биообъектов по плану Собянина
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-25 20:25
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-25 19:55
Никита Михалков встал на тропу войны с русофобским меньшинством
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-05-25 19:49
Славянский салют
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-25 19:47