Сон веры рождает чудовищ

Галявиев — доморощенное порождение современной российской системы образования и воспитания, либеральной по своей сути

Основы православной культуры 
0
1564
Время на чтение 14 минут

Мировым лидером по вооруженным нападениям учащихся на свои школы заслуженно считаются США. Наиболее известным стал инцидент в старшей школе «Колумбайн» недалеко от Литлтона, штат Колорадо. 20 апреля 1999 Эрик Харрис и Дилан Клиболд, ученики этой школы, расстреляли на территории школы 13 человек (12 учеников и одного учителя) и оба покончили с собой. 23 человека были ранены.

В США и Канаде нападения учеников на школы стали довольно распространенным явлением. Происходили они и в некоторых европейских странах, и в Японии, однако Россию долгое время Бог миловал. Первое в России нападение ученика на свою школу произошло только 3 февраля 2014 года. В этот день десятиклассник Сергей Гордеев, вооружённый карабином и винтовкой, пришёл в московскую школу № 263 и выстрелил в учителя географии, который скончался на месте. Гордеев захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. После переговоров, в которых участвовал отец преступника, подросток отпустил заложников, а через некоторое время был задержан. По результатам проведенной экспертизы старшеклассника признали невменяемым. Суд отправил Гордеева на принудительное лечение.

После 2014 года нападения учащихся на свои школы стали распространяться по всей России. 20 марта 2015 года в школе №64 города Томска девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Легкие травмы получили двое учащихся восьмого класса.

11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 города Нижнекамска (Республика Татарстан) 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте, который от полученного ранения скончался в одной из больниц Казани.

24 апреля 2017 года в компьютерном зале школы дагестанского села Агвали произошел взрыв. В СК сообщили, что причиной взрыва стала принесенная одним из школьников граната. В результате два человека погибли, 11 пострадали.

5 сентября 2017 года ученик девятого класса школы №1 города Ивантеевка (Московская обл.) принес в учебное заведение самодельные взрывпакеты, топор и пневматическое оружие. Он выстрелил из оружия в учительницу и ударил ее топором, а пиротехнические средства взорвал. Испугавшись, трое учеников выпрыгнули из окна, получив в результате различные травмы. Нападавший был арестован сотрудниками полиции. Судебной психолого-психиатрической экспертизой подросток был признан вменяемым.

15 февраля 2019 года Ивантеевский городской суд признал подростка виновным и приговорил его к 7 годам и 3 месяцам воспитательной колонии. 1 ноября 2017 года в московском колледже - Западном комплексе непрерывного образования - нашли тела преподавателя ОБЖ и студента. Студент убил учителя, опубликовал во «ВКонтакте» фото, сделанные после преступления, а затем покончил с собой.

15 января 2018 года в одной из школ Перми ученик вместе со знакомым (оба - шестнадцатилетние подростки) напали с ножами на учащихся четвертого класса. Пострадали девять детей и учительница, получившая 17 ножевых ранений. Нападавшие также ранили друг друга. Оба преступника, один из которых был признан невменяемым, отбывают наказание в колонии. Один получил почти 10 лет лишения свободы, второй - 7 лет.

19 января 2018 года в школе военного городка Сосновый Бор в Улан-Удэ, столице Бурятии, ученик напал с топором на детей и учительницу, а также попытался поджечь здание. Пострадали шесть детей и преподаватель. После задержания нападавший предпринял попытку самоубийства.

21 марта 2018 года в школе №15 городе Шадринск (Курганская обл.) на уроке, когда учитель вышел из класса в медицинский кабинет, 13-летняя ученица произвела несколько выстрелов из пневматического пистолета, который принадлежал ее отцу. В результате синяки и ссадины получили семь учащихся 7-го класса.

17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже студент четвертого курса этого колледжа 18-летний Владислав Росляков устроил стрельбу, сопровождавшаяся подрывом самодельного взрывного устройства. В результате погибли 20 человек, не менее 65 человек получили ранения.

14 ноября 2019 года студент применил огнестрельное оружие в Амурском колледже строительства и ЖКХ в Благовещенске. Погиб один учащийся, нападавший покончил с собой, после того как его заблокировали в одной из аудиторий.

Следует учесть, что количество успешных нападений резко снизилось в связи с режимом самоограничения, введённым во время пандемии коронавируса. Школы и колледжи перешли на дистанционное обучение, поэтому потенциальные террористы были вынуждены ждать возобновления очных занятий. Они готовились, но часть из них была выявлена ФСБ. Так, 4 сентября 2020 года ФСБ сообщила, что ею были задержаны 13 человек в разных регионах России, которые планировали теракты с использованием самодельных взрывных устройств и оружия. География задержаний широка. Теракты планировались подростками в Челябинской и Тюменской областях, Костроме, Керчи (последователи Рослякова), Саратове, Красноярске, Сахалине и Волгограде. У многих из задержанных нашли оружие. Также 11 из 13 молодых людей состояли в закрытой группе в социальной сети, которая была посвящена теракту в американской школе «Колумбайн». Задержания юных террористов происходили и в последующие месяцы. Но вот, 11 мая 2021 года бывший ученик казанской школы №175, а в настоящее время студент четвертого курса ТИСБИ 19-летний Ильназ Галявиев пришёл в родную школу с полуавтоматическим ружьем Hatsan ESCORT. Точно таким же пользовался «керченский стрелок» Владислав Росляков, застреливший в Керченском политехническом колледже 20 человек. Ильназу Галявиеву удалось убить только семь детей (восьмиклассники: четыре мальчика и три девочки) и двух взрослых: учительницу английского языка и ещё одну женщину-работника. 18 школьников находятся в детской клинической больнице «с огнестрельными ранениями, есть и с переломами, ушибами». Двое взрослых находятся в 7-й больнице и один — в республиканской клинической больнице. Они имеют тоже огнестрельные ранения. Преступника удалось задержать. В сети появилось видео его первого допроса с обилием ненормативной лексики. Расшифровка допроса такова:

«— Я родился богом, ***. Просто осознал я это не сразу, ***, месяца два назад, ***, а летом у меня начал пробуждаться монстр, ***. Я, ***, начал *** всех ненавидеть конкретно. И еще больше *** стал ненавидеть, ***.

— А может, тебе…

— Не смей, *** мне приписывать, ***, свою психологическую, ***, экстрасенсорную ***. Я не этот ***, ***.

— А кто этот ***

— Я не эти ***, которым вы приписываете свое *** субъективное мнение, ***!

— Ты сказал, что два месяца назад ты осознал, что ты бог.

— Да, осознал, что я бог, ***

— Тебе кто-то сказал об этом?

— Нет, никто не говорил, ***. Я сам осознал, что я бог, ***. Я впервые рассказал своей маме, ***. У меня мамы нет, Наилю я ее просто называю, ***. Она мне не мать, ***. У меня нет родителей, нет ни мамы, ***. Я вас всех, ***, ненавижу, ***.

— Отчим есть?

— Отчим? У меня нет отчима, ***!

— Но есть же родители? Мама, которая тебя родила?

— Да, но это не мать, ***. Я от всех от них отказался, ***. Я никогда не называл ни мама, ни папа, ***».

Первое впечатление: парень не является ни исламским террористом, ни нацистом. Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин уже произнёс традиционные слова: «У подобных преступников нет нации, у них нет религии, и их не надо куда-то относить. Самое главное я хотел пожелать терпения и стойкости родителям детей». Оно вроде бы так, но вопрос по поводу религии остаётся, так как Ильназ Галявиев объявил себя богом. Разве это не религиозная идея? Конечно, это что-то непривычное, не вмещающееся в традиционный ислам или в православие. Это что-то новое, а может хорошо забытое старое. Известно довольно много сект, основатели и руководители которых объявляли себя богами, или сынами бога. Но здесь секта вроде бы не состоялась. Налицо - одиночка. Сама же идея бога религиозна. Почему она приняла у парня такой нездоровый вид?

Очевидно, что Ильназ Галявиев — доморощенное порождение современной российской системы образования и воспитания, либеральной по своей сути. В последние десятилетия российская школа реформировалась по американскому типу. Всё это время больше внимания обращали на ЕГЭ, но следует, наконец, обратить внимание и на то, что в государственных школах США нет занятий по Закону Божиему. Зато есть вооруженные нападения учеников на свои школы, стрельба из огнестрельного оружия и жертвы. В государственных школах Польши, например, случаев нападения учеников на свои учебные заведения практически нет. Зато Закон Божий в польских государственных школах преподаётся с первого по последний класс. Кстати, для детей православных родителей преподаётся православный курс Закона Божия. Закон Божий также преподаётся в государственных школах Греции, Литвы (для представителей аж 9 конфессий, в том числе и для православных), Латвии (для представителей 5 конфессий, в том числе и для православных), Словакии… Про вооруженные нападения учеников на школы в этих государствах что-то не слышно. Можно сделать вывод, что традиционное для Восточной Европы школьное образование с обязательным преподаванием Закона Божия воспитывает детей, не склонных к вооруженному насилию против своих учителей и одноклассников. Американская школа с отсутствием в ней Закона Божия на такое воспитание не способна. В какой-то момент времени руководство российским образованием выбрала в качестве образца именно американскую систему. Несмотря на перестройку и отказ от государственного атеизма, Закон Божий в российские школы не вернулся. Теперь можно пожинать плоды. Подобное порождает подобное.

Между тем, в 1990-е годы в ряде российских регионов были предприняты успешные попытки введения в школах курса Основы православной культуры (ОПК). Курс этот не был Законом Божиим в традиционном понимании, а носил культурологическую направленность. Школа делала упор на мораль и нравственность, а наиболее авторитетным источником нравственности всё же являются заповеди Божии. Идея воспитывать школьников на основе православных традиций была обречена на успех. Возможность преподавания курса ОПК обеспечивалось наличием регионального компонента образования. В четырёх российских регионах - Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях - предмет ОПК был утверждён в качестве обязательного компонента школьной программы. Ещё в 11 регионах (Рязанская, Орловская, Тверская, Московская, Курская, Самарская, Владимирская, Новгородская, Свердловская, Архангельская области и Мордовия) предмет преподавался на факультативной основе. Создавались учебные пособия. Преподавание ОПК в России имело региональные особенности. В Белгородской области с 2002 года предмет ОПК был введён для 10-11-х классов средних общеобразовательных школ. В Калужской области с 2006 года предмет ОПК преподавался с 5-го по 11-й класс один раз в неделю на факультативной основе. В Брянской области предмет ОПК преподавался с 1-го по 4-й класс как обязательный предмет, а в средней и старшей школе – в форме факультатива. В школах Курской области предмет ОПК изучался в формах урока (19,7 %), факультатива (69,2 %) или кружка (10,2 %), как часть школьного или регионального компонента. После введения предмета ОПК в Курской области было отмечено положительное влияние уроков православной культуры на эмоциональное и нравственное состояние детей, улучшение отношений между школьниками, снижение агрессивности. С каждым годом росло число российских школ, в которых преподавался курс ОПК.

Отмечались положительные результаты от его преподавания, однако в 2007 году всё рухнуло: в России был принят закон «Об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта», упразднивший региональный компонент образования. Как следствие, в течение нескольких последующих лет преподавание предмета ОПК в российских регионах было ликвидировано. Взамен Министерство образования и науки РФ породило учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Он также является культурологическим и вроде бы направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Преподаётся он только в 4-м классе раз в неделю и состоит из шести модулей, которые должны выбирать родители школьников: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики».

Четыре первых модуля вроде бы являются религиозными и даже соответствуют четырём традиционным религиям, распространенным на территории России. Модуль «Основы мировых религиозных культур» представляет из себя сборную солянку, которую четвероклассник качественно освоить не может по определению. Курс с таким названием более достоин преподаваться на кафедре теологии какого-нибудь университета. Отдельные вундеркинды из 4-го класса, запомнив некоторые религиозные термины, смогут в будущем разгадывать кроссворды. Это может быть единственный положительный результат от изучения этого модуля в начальной школе. Какой-либо конкретной религиозной морали и нравственности он, естественно, не прививает. Модуль «Основы светской этики» достоин отдельного анализа. Единой светской этики нет и быть не может. У коммуниста своя этика, меняющаяся, кстати, в зависимости от политической ситуации. Что было хорошо при Сталине, оказалось плохо при Хрущеве и т.д. и т.п. У нациста своя светская этика. У западного либерала – своя светская этика, не похожая ни на светскую этику коммуниста, ни на светскую этику нациста.

Понятно, что в наше время никто не позволит учить детей в государственной школе нацистской или коммунистической светской этике. Модуль «Основы светской этики» учит либеральному варианту морали и нравственности. Отдельные перлы учебного пособию по ОСЭ (издательство «Просвещение», 2010 г.) можно продемонстрировать: «Моральные нормы (правила) нигде не записаны» (стр. 10). Анонимному автору (в учебнике назван автор только первого и тридцатого уроков Данилюк, а авторы остальных двадцати восьми уроков остались анонимными) невдомёк, что моральные правила записаны и в Библии, и в Коране, и даже в моральном кодексе строителя коммунизма? «Моральные нормы не имеют документального оформления, т. е. нет единого свода (списка) моральных норм. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого» (стр. 11). Таким образом, «Основы светской этики» вбивают в беззащитное сознание четвероклассника замечательную либеральную идею о том, что он сам должен отличать добро от зла.

Итак, Закон Божий в российских государственных школах запрещен, в отличие от государственных школ Польши, Литвы, Латвии, Греции, Германии, Бельгии и большинства других европейских стран. Последний раз Закон Божий преподавался на той территории России, что была занята немецко-фашистскими оккупантами (Псковская и части Новгородской и Ленинградской областей). Преподавание в ряде регионов России предмета ОПК в рамках регионального компонента образовательного стандарта после 2007 года разгромлено. Предмет ОРКСЭ преподаётся только в 4-м классе, поэтому не может оказать сколько-либо эффективного воздействия на воспитание у школьников высоких морально-нравственных качеств. Кроме того, нерелигиозные модули, входящие в него («Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики») из-за своего содержания не способны воспитывать у ребёнка высокие моральные качества, а ведь очень много родителей выбирает именно их.

Следует отметить, что в российской школе сохранился рудимент духовно-нравственного воспитания в виде олимпиады по ОПК. Разработанная ПСТГУ, эта олимпиада включена в список Российских олимпиад школьников. Ещё ПСТГУ проводит олимпиады «Наше наследие» (история) и «Аксиос» (литература), также включенные в список Российских олимпиад школьников. Победители их даже получают льготы при поступлении в ВУЗы. Несмотря на общероссийский разгром преподавания курса ОПК, олимпиада по ОПК продолжила своё существование. Участвует ли конкретная школа в этой олимпиаде – зависит от самой школы. Школьная администрация может самостоятельно выбрать те олимпиады школьников, которые посчитает нужными. Это могут быть олимпиады по математике, физике, химии, биологии, географии, иностранному языку, обществознанию, информатике и т.д. Если школа выбрала в числе прочих олимпиаду по ОПК, значит в этой конкретной школе придают важное значение духовно-нравственному воспитанию учащихся. Это даже не зависит от результатов, которых учащиеся добьются. Главное – участие. Если же школа не участвует в олимпиаде по ОПК, значит её администрация (директор, завучи, учителя) не считают духовно-нравственное воспитание школьников приоритетным. На сайте олимпиады по ОПК помимо прочего есть база школ всей России. В этой базе можно найти информацию о том, участвовала ли данная школа в олимпиаде по ОПК, а если участвовала, то в какие годы. После всплеска нападений школьников на свои школы в 2017-2018 гг. я проверил по этой базе данных школы, подвергшиеся нападениям. Ни одна из них в олимпиаде по ОПК не участвовала. Школы были разные (Нижнекамск, дагестанское село Агвали, Ивантеевка Московской области, Пермь, Улан-Удэ, Шадринск и т.д.), дети-преступники были разные (отличники, двоечники, обеспеченные родители, малообеспеченные родители), всё было разном… Объединяло эти случаи одно: школы не участвовали в олимпиаде по ОПК. Повторю, что эта олимпиада необязательна. Но она стала лакмусовой бумажкой, показывающей отношение конкретной школы к духовно-нравственному образованию учащихся.

По поводу последнего случая в Казани можно добавить, что именно в Татарстане в своё время региональное министерство образования просто запретило преподавание четырёх религиозных модулей курса ОРКСЭ, в том числе и ОПК, и Основ ислама. Цитирую: «Курс ОРК (Основы мировых религиозных культур) будет преподаваться исключительно на гуманистической основе - так решили в Министерстве образования республики. Представители Ислама с таким решением совершенно согласны. Наш народ не готов к углубленному изучению религии. Вместо четырех предметов (Православия, Ислама, Иудаизма, Буддизма) - два: Курс мировых религиозных культур плюс светская этика - таков региональный ответ на предстоящий год Министерства образования Республики Татарстан Министерству образования России. По мнению представителей образования и духовенства Татарстана, со своей религией ребенок должен знакомиться в семье и храме».

Это было заявлено в сентябре 2012 года, когда Ильназу Галявиеву было лет десять. Он мог бы, участь в 4-м классе школы №175, узнать хоть что-то о Боге в его традиционном понимании, если бы там преподавались модули ОПК или «Основы исламской культуры». Но министерство образования Татарстана лишило его и этой возможности. Не получив ни малейшей возможности узнать за время обучения в школе традиционную веру, Ильназ Галявиев придумал свою религиозную систему, в которой объявил себя богом. Непонятно, кстати, почему в этой республике отказались выполнять решения федерального министерства образования? Тоже решили в сепаратизм поиграть?

Не надо обманывать себя и других, заявляя, что со своей религией ребенок должен знакомиться в семье. В подавляющем большинстве современных российских семей ребёнка с религией не познакомят. Родители и сами с ней почти не знакомы. У них нет ни времени, ни желания, ни способностей проводить религиозные занятия со своими детьми. Да и с самим институтом семьи в России всё очень плохо. Многие семьи распадаются. Во многих изначально нет отцов. В результате дети узнают о религии в лучшем случае из Интернета, а там можно столкнуться не только с традиционной верой, но и с сектантством, и с настоящим сатанизмом. А если на это знакомство накладываются проблемы подросткового развития, проблемы в отношениях с родителями, проблемы психического здоровья, то дело становится совсем плохо. Может произойти то, что и произошло в Казани.

Уверен, что решить эту проблему запретительными мерами типа ограничения оборота огнестрельного оружия вряд ли удастся. В большинстве случаев нападений учащихся на школы было задействовано не огнестрельное, а холодное оружие (топоры и ножи), а также самодельные взрывные устройства. Но либералы никогда не признают свою неправоту. Любая подобная трагедия становится лишь очередным поводом для того, чтобы выпросить новые бюджетные средства на новых охранников, новые видеокамеры, новые магнитные рамки, рентген и т.п. Вряд ли это предотвратит очередную трагедию. ФСО может эффективно обеспечить охрану сравнительно небольшого количества первых лиц государства.

Росгвардия надёжно защитит областные правительства и городские администрации. Министерство образования тоже под надёжной защитой. Но к каждому учителю-то охранника не приставишь. В каждом школьном коридоре снайпера не поставишь. В каждом классе спецназовца не посадишь. Кадров не хватит. Никакого бюджета не хватит. А может быть, стоит изменить вектор развития, заменив американский образец школьного образования европейским (польским, германским) с введением Закона Божия? Но нет, у наших чиновников от образования вера спит. И нет у них силы вырваться из оков этого сна веры. Напротив, продолжают усыплять и других, и себя нудной колыбельной: «Светское образование, светское государство, светская идеология…» Будто Польша или Германия с Законом Божиим в их государственных школах не являются светскими государствами? И этот сон веры рождает чудовищ. А чудовища потом посещают школы…

Протоиерей Георгий Бирюков, настоятель храма Святого Духа г. Нестерова Калининградской области

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Бирюков
«Россия» во мгле
Размышления над символикой праздника «Алые паруса»
30.06.2021
Август Коцебу
К 260-летию со дня рождения
04.05.2021
Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой…
К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского
31.03.2021
Покоритель Кенигсберга
250 лет со дня кончины Виллима Фермора
22.02.2021
Все статьи Протоиерей Георгий Бирюков
Основы православной культуры
«Пора вернуться к общенациональному христианскому просвещению!»
Неутешительные мысли по поводу опроса ВЦИОМ об увлечении молодёжи бесовскими картами Таро
04.12.2024
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27