Победа в битве Бога и дьявола остаётся за дьяволом

Сергей Смирнов о фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь»

Бывший СССР  Фильм "Левиафан" Андрея Звягинцева 
0
1906
Время на чтение 7 минут

Однажды один человек, будучи по профессии геологом, летел над тайгой на вертолете в дальнюю командировку. Он сидел рядом с пилотом и наслаждался прекрасным видом из кабины. Внезапно, как говорят профессионалы, создалась «внештатная ситуация»: пилоту стало плохо с сердцем. И нашему геологу пришлось взять штурвал в свои руки. Он увидел перед собой массу светящихся приборов и оробел. Он ничего не понимал в них. А вертолет уже начинало трясти, он терял управление. И вдруг геолог услышал какой-то внутренний голос: «Найди главный прибор!» Все произошло внезапно. Он увидел этот главный прибор и стал контролировать ситуацию. У пилота прошел сердечный приступ, он вновь сел в свое кресло и ситуация нормализовалась... Этот человек пришел к вере и потом часто говорил своему сыну: «Самое важное в жизни - это найти главный прибор!»

Что получается у Звягинцева блестяще, так это показать человека, который не смог найти главный прибор. Звягинцев напоминает мне Базарова, который лягушек резал: «Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается». Правда, Базаров делал это для того, чтобы потом людей лечить, а Звягинцев только ставит диагноз, а лечитесь, мол, сами.

Что можно ожидать от режиссёра после его «Левиафана»? Когда стал смотреть «Нелюбовь», ожидал увидеть очередную чернуху, чем страшней показана Россия, тем лучше. И Запад в удовлетворении, и местные либералы в восторге. Ибо нравится им всё, где Россия показана «рашкой». И никакого просвета. И действительно, поначалу всё, как всегда. Жена, муж и бабушка живут во взаимной ненависти. Ребёнок никому из них не нужен. Даже фамилия у них соответствующая - Слепцовы. На экране разворачивается неспешная, полная беспросветной тоски, россиянская жизнь. Браво, Звягинцев! Очередной приз обеспечен.

Но не тут то было. Мать вызвала полицию, так как пропал её 12-летний сын. И тут появляется государство в образе усталого полицейского, который спокойно, со знанием дела, доводит до сведения матери, что такие бегунки чаще всего возвращаются домой сами, что у полиции и так работы много, и гораздо более серьёзной. Кражи, разбои, убийства. Что у системы нет ни времени, ни ресурсов искать каждого подростка. А по статистике домой возвращается подавляющее большинство бегунков. И тут же даёт ценный совет - обратиться к волонтёрам, с которыми у него уже есть опыт работы. И уходит ещё по одному адресу. Позже показано, как он опять помогает волонтёрам, предоставляя им информацию.

Прочитал рецензии нескольких либеральных критиков. Ни у одного из них про полицейского вообще не упоминается. Ну, конечно, разве в этой стране могут быть хорошие менты? Кстати, одного потерявшегося мальчика нашли именно полицейские.

«Живите в доме, и не рухнет дом» (с). Но не живут ведь. И церковь построили во дворе, но родители мальчика туда не ходят. Нет любви, одни сексуальные отношения. Чему тут удивляться? В незанятую Богом душу вторгается телевизор и поглощает её. И ведь не бедствуют, но материальное процветание не спасает от нелюбви. Скажем больше, при отсутствии ориентира духовной жизни материальное благополучие у русских людей приводит к потере человеческого облика. Пусть даже внешне они могут выглядеть респектабельно, но про таких просится сказать: «Как черви слепые живут». (с)

Это про таких писал святой апостол Иаков: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?  Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».

Признать, что ты сам устроил себе подобную адскую жизнь, довольно таки тяжело. Посему, виновата эта страна, эта школа, эти менты, Путин, сосед, абы кто, главное не я. Именно это прослеживается у многих, посмотревших фильм.

Дальше больше. Искать мальчика начинает поисковый отряд, совершенно бесплатно. Как так? Что это Звягинцев хотел этим сказать? Разве он не всё сказал в «Левиафане»? Ведь Россия - это же Мордор, откуда там положительные герои?

Тем не менее, три десятка волонтёров спокойно и профессионально развернули поиски пропавшего мальчика. Целых 5 минут нам показывают, как поисковый отряд ищет мальчика в заброшенном комплексе. Что это за брошенное здание, Дом Культуры или ведомственный санаторий, неизвестно. Но сразу возникает аналогия с разрушенным СССР. Здесь и нашел пристанище для своих игр Алёша, который не нужен в собственной семье.

На смену таким, как его родители, живым мертвецам, пришли другие, с гражданской позицией. В фильме это волонтёры, которые берут на себя ответственность за происходящее в стране. Они с фонарями ходят и ищут пропавшего мальчика. А что хотим найти мы, посмотрев фильм? - Бога, национальную идею, потерянную в 1991-ом году страну, обыкновенного человеческого счастья, или самих себя? Таких людей в России, как главные герои, ещё много, видимо. Но волонтёры себя уже нашли.

А это уже новая Россия.

Не радуйтесь. Мы - не перевелись.

Нас много - не привыкших жрать от пуза.

Нам человечность прививала жизнь

в палатах умиравшего Союза.

 

Мы выжили, конечно же, не все.

Но выжившие - стали крепче стали.

Мы - русские - трёхкратно обрусев,

из праха вашей совести восстали...

Владимир Кобец.

Уж сколько пророчили о неизбежной гибели России. Вроде бы получалось, что в 1917-ом, что в 1991-ом. Но духовный стержень, называемый Святой Русью, так и не смогли уничтожить, хотя сегодня словосочетание Святая Русь кажется каким-то анахронизмом.

«...не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк. 12, 4). И если Россия после всех катастроф восстанавливается, то, значит, сохранился духовный стержень.

Мальчика Алёшу так и не нашли. Может, исчезнувший мальчик - это русская культура, которую систематически убивает «цвет интеллигенции», транслируя нелюбовь в наше общество? Такие как Гельман, Сванидзе, Учитель, Серебренников. Имя им легион. Только вот убили ли? Прошло 2 года, и уже в 2014 году нам показана жизнь главных героев после исчезновения  мальчика. И жизнь такая же унылая, хотя и в новых семьях. После сцены в морге возникла надежда на преображение родителей, но увы, она не оправдалась. Последнее, что мы слышим с экрана телевизора о событиях в Донецке, рядом с Домом Культуры Куйбышевского района: «В тесном одиноком подвале живёт одинокая Родина, Елена Родина». Не просто так Звягинцев выбрал именно этот эпизод из телевещания. Именно Родину, то есть родную страну, потеряли многие русские люди. Не выдержали духовную экспансию Запада, отказались от своих традиционных ценностей, соблазнились западной цивилизацией с её культурой денег.

И тут же видим, как главная героиня, надев форму с надписью RUSSIA, подходит к тренажёру и начинает заниматься бегом. Скоро она устаёт, бежит всё медленнее и наконец останавливается. Лицо отчаявшейся, несчастной женщины. Большинство российских маститых критиков увидели в этом нашу страну, Россию, мало того, так и писали: «Мать Россия - чудовище». Конечно, как ещё могут трактовать либерально мыслящие критики, тем более и сам Звягинцев недвусмысленно заявил, что «гаснут маяки надежды», что начали закручивать гайки после Болотной в 2012 году. Куда бежит на одном месте RUSSIA? Ведь Звягинцев мастер всяких недомолвок, почему он так уж в лоб закончил фильм? Сам он об этом не говорит, тот ещё партизан. Мол, зритель, сам решай.

Особенно были обрадованы зарубежные критики: - «В России нет места любви. Портрет опустошённой страны, на бесплодной почве которой не может быть любви. Потерявшая душу страна, глубоко укоренившаяся патология российского общества, его внутренне гниение. Мальчик - это демократия, которую убивала все эти 12 лет путинская Россия».

Конечно, каждый увидит своё.

В советский период истории наши спортсмены выступали на международных соревнованиях в форме с надписью СССР. После разгрома Союза, с 1991 года надпись на форме спортсменов преобразилась. Была СССР, стала RUSSIA. В 2014 году, впервые наши хоккеисты на олимпиаде в Сочи, одели форму с надписью РОССИЯ. А на следующей олимпиаде в Бразилии уже вся наша сборная выступала в форме с русскими, а не латинскими буквами. Всего лишь символ, и далеко не единственный. Например, орёл на российских монетах опять расправил крылья, в лапах держава и скипетр, на груди - щит с изображением Георгия Победоносца.

Нет будущего у страны, которая в оглядке на Запад бежит на месте, забыв свои традиционные ценности, приняв в себя чужие. Как говорят сегодня: «Что немцу хорошо, то русскому смерть». Россия возвращает себе достоинство великой державы. Это видно и по реакции Запада и по реакции российской либеральной тусовки. Чувствует кошка, чьё мясо съела.

Что поделать, я так вижу.

И ещё, самое главное. Алёшу жалко, а его родителей и бабушку? Ведь они же виноваты в том, что случилось с мальчиком. Ату их, ату! Частенько бывает, что при нежелании увидеть в себе какие-то проблемы, достаточно увидеть их в других. И осуждая поведение и жизнь других, добиться самоуспокоения. Мол, я то ещё ничего. Но только ещё Розанов писал: «Мы поклонились религии несчастья. Дивно ли, что мы так несчастны.  Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости».

Да, Звягинцев постарался показать родных мальчика эдакими эгоистами-извергами, но если мы увидели только это, то проблемы и у нас тоже. Детство главных героев попадает как раз на 90-е годы. Подлое время, когда до людей не было дела ни власти, ни новым русским, ни тем более нашим заклятым друзьям на Западе. Вывозивших богатства страны и развращавших население оной своими демократическими ценностями. Многие ли из нас способны сопереживать поражённым людям и жалеть их? Скажи мне, что ты чувствуешь, посмотрев фильм, и я скажу, кто ты.

Звягинцев говорит, что следующий фильм будет снимать про Великую Отечественную войну. На этой нише он себя ещё не проявил. Судя по всему, режиссёр снимает свои фильмы, ориентируясь на низменные стороны жизни человека. Какой фильм ожидает нас в будущем? Ведь героическая ниша уже занята такими фильмами, как «Восхождение», «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину». Далеко не каждый может снять нечто подобное, тем более сегодня, когда в кинематографе правят бал рыночные отношения.

Фильм заканчивается, и победа в битве Бога и дьявола за сердца родных Алёши остаётся за дьяволом. Но пока человек жив, ещё не всё потеряно. Снег покрыл землю, впереди зима, зима в душах главных героев.

Будет ли весна?

Впрочем, художники странный народ, нельзя с уверенностью утверждать, что он выдаст в следующий раз. И как бы ни относиться к творчеству Звягинцева, надо признать, что он, в отличии от многих, не брал деньги у государства на свой фильм, спасибо и на этом.

Сергей Александрович Смирнов, публицист 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., Блинов:

Фильм не рекомендую смотреть женщинам.

Что, ВСЕМ??
sergsmir / 05.10.2017, 12:52

2. Re: Победа в битве Бога и дьявола остаётся за дьяволом

Фильм не рекомендую смотреть женщинам.
Блинов / 05.10.2017, 05:36

1. Re: Победа в битве Бога и дьявола остаётся за дьяволом

Так он из Новосибирска, этот Звягинцев.
Lucia / 29.09.2017, 12:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Александрович Смирнов
Копыто консультанта
О новом фильме «Мастер и Маргарита»
12.03.2024
Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам
К 32-й годовщине развала СССР
26.12.2023
Журавлиные клики
С днём Великой Победы!
09.05.2023
Лесок
Рассказ
30.03.2023
Страна дураков?..
Почему мы ругаем свое
02.01.2023
Все статьи Сергей Александрович Смирнов
Бывший СССР
Все статьи темы
Фильм "Левиафан" Андрея Звягинцева
«Поведение Серебрякова является нелогичным и подловатым»
Известные деятели осудили русофобское заявление российского актера, бежавшего в Канаду
22.02.2018
«Заявление этого актера подло и бесчестно»
Под фразой о том, что национальной идеей России являются «сила, наглость и хамство», Алексей Серебряков маскирует гибель, а точнее убийство русской деревни
22.02.2018
О несовместимости творчества с «Левиафаном»
Часть 2. Году российского кино посвящается
29.03.2016
Все статьи темы
Последние комментарии
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 10:51
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 10:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 10:23
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Наблюдатель
21.11.2024 08:59
Сорокин и его культурные товарищи-клоны закрыли музей ГУЛАГа
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 08:09