Однажды один человек, будучи по профессии геологом, летел над тайгой на вертолете в дальнюю командировку. Он сидел рядом с пилотом и наслаждался прекрасным видом из кабины. Внезапно, как говорят профессионалы, создалась «внештатная ситуация»: пилоту стало плохо с сердцем. И нашему геологу пришлось взять штурвал в свои руки. Он увидел перед собой массу светящихся приборов и оробел. Он ничего не понимал в них. А вертолет уже начинало трясти, он терял управление. И вдруг геолог услышал какой-то внутренний голос: «Найди главный прибор!» Все произошло внезапно. Он увидел этот главный прибор и стал контролировать ситуацию. У пилота прошел сердечный приступ, он вновь сел в свое кресло и ситуация нормализовалась... Этот человек пришел к вере и потом часто говорил своему сыну: «Самое важное в жизни - это найти главный прибор!»
Что получается у Звягинцева блестяще, так это показать человека, который не смог найти главный прибор. Звягинцев напоминает мне Базарова, который лягушек резал: «Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается». Правда, Базаров делал это для того, чтобы потом людей лечить, а Звягинцев только ставит диагноз, а лечитесь, мол, сами.
Что можно ожидать от режиссёра после его «Левиафана»? Когда стал смотреть «Нелюбовь», ожидал увидеть очередную чернуху, чем страшней показана Россия, тем лучше. И Запад в удовлетворении, и местные либералы в восторге. Ибо нравится им всё, где Россия показана «рашкой». И никакого просвета. И действительно, поначалу всё, как всегда. Жена, муж и бабушка живут во взаимной ненависти. Ребёнок никому из них не нужен. Даже фамилия у них соответствующая - Слепцовы. На экране разворачивается неспешная, полная беспросветной тоски, россиянская жизнь. Браво, Звягинцев! Очередной приз обеспечен.
Но не тут то было. Мать вызвала полицию, так как пропал её 12-летний сын. И тут появляется государство в образе усталого полицейского, который спокойно, со знанием дела, доводит до сведения матери, что такие бегунки чаще всего возвращаются домой сами, что у полиции и так работы много, и гораздо более серьёзной. Кражи, разбои, убийства. Что у системы нет ни времени, ни ресурсов искать каждого подростка. А по статистике домой возвращается подавляющее большинство бегунков. И тут же даёт ценный совет - обратиться к волонтёрам, с которыми у него уже есть опыт работы. И уходит ещё по одному адресу. Позже показано, как он опять помогает волонтёрам, предоставляя им информацию.
Прочитал рецензии нескольких либеральных критиков. Ни у одного из них про полицейского вообще не упоминается. Ну, конечно, разве в этой стране могут быть хорошие менты? Кстати, одного потерявшегося мальчика нашли именно полицейские.
«Живите в доме, и не рухнет дом» (с). Но не живут ведь. И церковь построили во дворе, но родители мальчика туда не ходят. Нет любви, одни сексуальные отношения. Чему тут удивляться? В незанятую Богом душу вторгается телевизор и поглощает её. И ведь не бедствуют, но материальное процветание не спасает от нелюбви. Скажем больше, при отсутствии ориентира духовной жизни материальное благополучие у русских людей приводит к потере человеческого облика. Пусть даже внешне они могут выглядеть респектабельно, но про таких просится сказать: «Как черви слепые живут». (с)
Это про таких писал святой апостол Иаков: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».
Признать, что ты сам устроил себе подобную адскую жизнь, довольно таки тяжело. Посему, виновата эта страна, эта школа, эти менты, Путин, сосед, абы кто, главное не я. Именно это прослеживается у многих, посмотревших фильм.
Дальше больше. Искать мальчика начинает поисковый отряд, совершенно бесплатно. Как так? Что это Звягинцев хотел этим сказать? Разве он не всё сказал в «Левиафане»? Ведь Россия - это же Мордор, откуда там положительные герои?
Тем не менее, три десятка волонтёров спокойно и профессионально развернули поиски пропавшего мальчика. Целых 5 минут нам показывают, как поисковый отряд ищет мальчика в заброшенном комплексе. Что это за брошенное здание, Дом Культуры или ведомственный санаторий, неизвестно. Но сразу возникает аналогия с разрушенным СССР. Здесь и нашел пристанище для своих игр Алёша, который не нужен в собственной семье.
На смену таким, как его родители, живым мертвецам, пришли другие, с гражданской позицией. В фильме это волонтёры, которые берут на себя ответственность за происходящее в стране. Они с фонарями ходят и ищут пропавшего мальчика. А что хотим найти мы, посмотрев фильм? - Бога, национальную идею, потерянную в 1991-ом году страну, обыкновенного человеческого счастья, или самих себя? Таких людей в России, как главные герои, ещё много, видимо. Но волонтёры себя уже нашли.
А это уже новая Россия.
Не радуйтесь. Мы - не перевелись.
Нас много - не привыкших жрать от пуза.
Нам человечность прививала жизнь
в палатах умиравшего Союза.
Мы выжили, конечно же, не все.
Но выжившие - стали крепче стали.
Мы - русские - трёхкратно обрусев,
из праха вашей совести восстали...
Владимир Кобец.
Уж сколько пророчили о неизбежной гибели России. Вроде бы получалось, что в 1917-ом, что в 1991-ом. Но духовный стержень, называемый Святой Русью, так и не смогли уничтожить, хотя сегодня словосочетание Святая Русь кажется каким-то анахронизмом.
«...не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк. 12, 4). И если Россия после всех катастроф восстанавливается, то, значит, сохранился духовный стержень.
Мальчика Алёшу так и не нашли. Может, исчезнувший мальчик - это русская культура, которую систематически убивает «цвет интеллигенции», транслируя нелюбовь в наше общество? Такие как Гельман, Сванидзе, Учитель, Серебренников. Имя им легион. Только вот убили ли? Прошло 2 года, и уже в 2014 году нам показана жизнь главных героев после исчезновения мальчика. И жизнь такая же унылая, хотя и в новых семьях. После сцены в морге возникла надежда на преображение родителей, но увы, она не оправдалась. Последнее, что мы слышим с экрана телевизора о событиях в Донецке, рядом с Домом Культуры Куйбышевского района: «В тесном одиноком подвале живёт одинокая Родина, Елена Родина». Не просто так Звягинцев выбрал именно этот эпизод из телевещания. Именно Родину, то есть родную страну, потеряли многие русские люди. Не выдержали духовную экспансию Запада, отказались от своих традиционных ценностей, соблазнились западной цивилизацией с её культурой денег.
И тут же видим, как главная героиня, надев форму с надписью RUSSIA, подходит к тренажёру и начинает заниматься бегом. Скоро она устаёт, бежит всё медленнее и наконец останавливается. Лицо отчаявшейся, несчастной женщины. Большинство российских маститых критиков увидели в этом нашу страну, Россию, мало того, так и писали: «Мать Россия - чудовище». Конечно, как ещё могут трактовать либерально мыслящие критики, тем более и сам Звягинцев недвусмысленно заявил, что «гаснут маяки надежды», что начали закручивать гайки после Болотной в 2012 году. Куда бежит на одном месте RUSSIA? Ведь Звягинцев мастер всяких недомолвок, почему он так уж в лоб закончил фильм? Сам он об этом не говорит, тот ещё партизан. Мол, зритель, сам решай.
Особенно были обрадованы зарубежные критики: - «В России нет места любви. Портрет опустошённой страны, на бесплодной почве которой не может быть любви. Потерявшая душу страна, глубоко укоренившаяся патология российского общества, его внутренне гниение. Мальчик - это демократия, которую убивала все эти 12 лет путинская Россия».
Конечно, каждый увидит своё.
В советский период истории наши спортсмены выступали на международных соревнованиях в форме с надписью СССР. После разгрома Союза, с 1991 года надпись на форме спортсменов преобразилась. Была СССР, стала RUSSIA. В 2014 году, впервые наши хоккеисты на олимпиаде в Сочи, одели форму с надписью РОССИЯ. А на следующей олимпиаде в Бразилии уже вся наша сборная выступала в форме с русскими, а не латинскими буквами. Всего лишь символ, и далеко не единственный. Например, орёл на российских монетах опять расправил крылья, в лапах держава и скипетр, на груди - щит с изображением Георгия Победоносца.
Нет будущего у страны, которая в оглядке на Запад бежит на месте, забыв свои традиционные ценности, приняв в себя чужие. Как говорят сегодня: «Что немцу хорошо, то русскому смерть». Россия возвращает себе достоинство великой державы. Это видно и по реакции Запада и по реакции российской либеральной тусовки. Чувствует кошка, чьё мясо съела.
Что поделать, я так вижу.
И ещё, самое главное. Алёшу жалко, а его родителей и бабушку? Ведь они же виноваты в том, что случилось с мальчиком. Ату их, ату! Частенько бывает, что при нежелании увидеть в себе какие-то проблемы, достаточно увидеть их в других. И осуждая поведение и жизнь других, добиться самоуспокоения. Мол, я то ещё ничего. Но только ещё Розанов писал: «Мы поклонились религии несчастья. Дивно ли, что мы так несчастны. Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости».
Да, Звягинцев постарался показать родных мальчика эдакими эгоистами-извергами, но если мы увидели только это, то проблемы и у нас тоже. Детство главных героев попадает как раз на 90-е годы. Подлое время, когда до людей не было дела ни власти, ни новым русским, ни тем более нашим заклятым друзьям на Западе. Вывозивших богатства страны и развращавших население оной своими демократическими ценностями. Многие ли из нас способны сопереживать поражённым людям и жалеть их? Скажи мне, что ты чувствуешь, посмотрев фильм, и я скажу, кто ты.
Звягинцев говорит, что следующий фильм будет снимать про Великую Отечественную войну. На этой нише он себя ещё не проявил. Судя по всему, режиссёр снимает свои фильмы, ориентируясь на низменные стороны жизни человека. Какой фильм ожидает нас в будущем? Ведь героическая ниша уже занята такими фильмами, как «Восхождение», «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину». Далеко не каждый может снять нечто подобное, тем более сегодня, когда в кинематографе правят бал рыночные отношения.
Фильм заканчивается, и победа в битве Бога и дьявола за сердца родных Алёши остаётся за дьяволом. Но пока человек жив, ещё не всё потеряно. Снег покрыл землю, впереди зима, зима в душах главных героев.
Будет ли весна?
Впрочем, художники странный народ, нельзя с уверенностью утверждать, что он выдаст в следующий раз. И как бы ни относиться к творчеству Звягинцева, надо признать, что он, в отличии от многих, не брал деньги у государства на свой фильм, спасибо и на этом.
Сергей Александрович Смирнов, публицист
3. Ответ на 2., Блинов:
2. Re: Победа в битве Бога и дьявола остаётся за дьяволом
1. Re: Победа в битве Бога и дьявола остаётся за дьяволом