Прошедшее в Питере шоу под названием «Алые паруса» вызвало некоторое недовольство у не участвовавших в связи с тем, что в мире вроде бы пандемия, а в северной столице вроде бы действуют определенные ограничения по причине коронавируса. Здесь же было собрано более сорока тысяч выпускников, которые нарушали и масочный режим, и социальную дистанцию. Некоторые даже назвали состоявшееся мероприятие «пиром во время чумы».
Я не буду давать оценку этому празднику выпускников с данного ракурса. Вероятно, были причины для проведения этого мероприятия, несмотря на чуму. Шоу «Алые паруса» вполне вписывается в политику «Хлеба и зрелищ!». В краткосрочной перспективе всё делается очень мудро. Но некоторая проблема существует. В чём я её вижу?
Давайте честно признаемся себе, что автор феерии «Алые паруса» Александр Гриневский был алкоголиком и непутёвым человеком. От алкоголизма он и умер. Сменил за свою жизнь сотню занятий и ни в одном не достиг успеха. Только благодаря Горькому смог опубликовать свои странные литературные сочинения. Первоначально его творчество не находило народного признания, однако через некоторое время после смерти Сталина феерия «Алые паруса» стала очень востребована советским обществом. Надорвавшийся на стройках социализма, разочаровавшийся в сказке об очень близком и светлом коммунистическом будущем, советский народ захотел сказку покрасивее и попроще. Он её и получил. В 1961 году по мотивам «Алых парусов» даже фильм сняли.
В 1968 году в Ленинграде впервые провели праздник выпускников «Алые паруса», которые приобрёл такой размах, что напугал первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Романова. Праздник переместился в Сестрорецк, где благополучно протянул до 1991 года. Затем у народа появились новые идеи и новые сказки, и возобновился праздник только в 2005 году при самой высокой государственной поддержке. Повесть Гриневского (Александра Грина) «Алые паруса» в разгар перестройки включили в школьную программу по литературе и уже много лет школьники старательно изучают её ещё в 6 классе. В беззащитное сознание школьников вбиваются идеи и стереотипы поведения, возникшие в творческом воображении Грина, его понятия о добре и зле, о том, что можно и о том, что нельзя. Валерий Ганичев однажды заявил, что русский народ – литературоцентричен. Это означает, что свои жизненные идеалы он берет из литературных произведений (и их теле и киноверсий), а не из Евангелия. Увы, во многом он прав. Ну и какие идеи можно взять у Грина?
Познакомившись в 6 классе с «Алыми парусами» каждая девочка начинает мечтать о «принце» с нерусской фамилией, который приплывёт (вариант – подъедет на белом «Лексусе») и заберёт её с собой. Всех ли эти мечтания довели до добра? Судя по количеству матерей-одиночек, количеству разводов и количеству абортов в стране, избранные министерством просвещения для изучения в русской школе литературные произведения не способны решить эти проблемы. Скорее, они способствуют их появлению. По крайней мере, в национальных республиках типа Чечни и Дагестана, где «Алые паруса» Грина в школе не изучаются, дела с крепостью семей и высокой рождаемостью обстоят лучше, чем в русских областях.
Следует всё-таки признать, что повесть «Алые паруса» антихристианская. Его герои чудо делают своими руками, вполне в духе революционного времени. С Богом они совершенно не в ладах. Обратите внимание, что мальчик Грей закрашивает раны на руках и ногах распятого Христа на картине знаменитого художника. Отец с ним соглашается. Им не нужен Спаситель, им не понятна и не нужна добровольная смерть Бога за спасение людей от проклятия греха. Они же (и писатель тоже) – гуманисты.
Показательно, что сочинивший образ капитана Грея Александр Грин протянул на судне юнгой всего пару недель. Решив показать свою крутость, прикурил от лампадки, висевшей перед иконой святителя Николая, за что получил по морде от боцмана и был с позором изгнан с судна. Но это – в реальной жизни. А в мечтах он сочинил крутого капитана.
«Мечтайте!» – призвал выпускников на празднике губернатор Беглов. Почему-то от этого призыва вспомнился неприличный фильм «Мечтатели», который не смог заставить себя досмотреть до конца. Париж 1968-го года, баррикады на улицах, начало какой-то студенческой революции. И на фоне этого какие-то молодые мечтатели всячески грешат. Мечтать? Одни мечтали о светлом будущем (Грин был в их числе) и разрушили Российскую империю. Другие мечтатели об общеевропейском доме и колбасе и разрушили СССР. Что разрушат очередные мечтатели?
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Сердце наше удобно предаётся нерадению и забывчивости, от которой рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божьем, в деле спасения человеческого… Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще… Мечтательность есть скитание ума вне истины, в стране призраков несуществующих… Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жёсткость сердца при молитве – душевное расстройство».
«Мечтательность есть сердечная ложь», – утверждал Киреевский. Достоевский, чьё 200-летие мы отмечаем в этом году, писал так в одном из своих фельетонов: «А знаете ли, что такое мечтатель, господа? Это кошмар петербургский, это олицетворенный грех, это трагедия, безмолвная, таинственная, угрюмая, дикая, со всеми неистовыми ужасами, со всеми катастрофами, перипетиями, завязками и развязками, я говорю это вовсе не в шуточку. <…> Нередко же действительность производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит забиться в свой заветный, золотой уголок, который на самом деле часто запылён, неопрятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает чуждаться толпы, чуждаться общих интересов, и постепенно, неприметно, начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему естественно начинает казаться, что наслаждение, доставляемое его своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни. Наконец, в заблуждении своем он совершенно теряет то нравственное чутьё, которым человек способен оценить всю красоту настоящего, он сбивается, теряется, упускает моменты действительного счастья и, в апатии, лениво складывает руки… И не трагедия такая жизнь! Не грех и не ужас! Не карикатура! И не все мы более или менее мечтатели!..».
Мечтатели стали главными героями раннего Достоевского. У каждого был свой вымысел о жизни, но все они были едины в бегстве от реальности. Позже Достоевский писал о себе: «А я был тогда страшный мечтатель». К осознанию и преодолению этой мечтательности надо было пройти через большие испытания, через каторгу. Другие не преодолели. Революционеры, перевернувшие страну, все были мечтателями.
Подробно разбирать повесть «Алые паруса» – надо диссертацию писать. Обратим всё же внимание хотя бы на последние строчки повести: непонятно куда идёт по морю судно под алыми парусами. Мертвецки пьяная команда и представители культуры (музыканты) лежат пластом на палубе, поборотые вином. В этой повести Грина постоянно, на каждой странице пьют все – и хорошие герои, и плохие. В данном случае относительно небольшая компания с энтузиазмом распила столитровую бочку какого-то особого «райского» вина. Пьяные вахтенный и рулевой еле держатся на ногах. Пьяный Циммер водит смычком по струнам виолончели. Хлебнувший вина Грей в каюте наслаждается любовью с Ассоль, увидевшей своего «принца» первый раз в жизни. Повесть «Алые паруса» заканчивается именно так. Кто не верит – может взять и прочитать последний абзац. И куда несётся этот корабль? Что будет с ним через час? Завтра? Вдруг впереди – скалы и мели? Что завтра будет с Ассоль и Греем? Эти вопросы по законам жанра феерии задавать нельзя. А следовало бы… Рано или поздно приходит разочарование:
Щекотка губ и холодок зубов
Огонь, мерцающий в потёмках тела,
Пот меж грудей – и это всё любовь?
И это всё, чего ты так хотела?
Да, страсть такая, что в глазах темно,
Но ночь минует, быстрая как птица…
А я то думал, что любовь – вино,
Которым можно навсегда упиться. (Дмитрий Кедрин)
Праздничной ночью в рамках шоу по Неве провели бриг под алыми парусами. Название брига – «Россия»! Связь жизни с литературой не улавливаете? Да, с тем самым волшебным завершением повести Грина. Догадался же кто-то назвать именно этот бриг «Россия»! «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа...». Виноват, это уже из «Мертвых душ» Гоголя. Но всё равно – символика пугает.
Бриг «Россия» под алыми парусами несётся куда-то во мгле. Адекватен ли капитан? Трезва ли команда?
Протоиерей Георгий Бирюков, настоятель храма Святого Духа г. Нестерова Калининградской области
5.
4.
Вот что писала она о сказке Чуковского "Крокодил":
Что вся эта чепуха обозначает? Какой политической смысл она имеет? Какой-то явно имеет. Но он так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудновато. Или это простой набор слов? Однако набор слов не столь уже невинный... Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня – неуважение к ребенку.
Для того нужна семья и школа, чтобы объяснять ребенку суть сказок и литературы, а не запрещать их.
3. Согласен!
2. "Россия" во мгле
Протоиерей Георгий Бирюков, настоятель храма Святого Духа г. Нестерова Калининградской области.
----------------------------------------------
Уважаемый протоиерей Георгий, тогда уж давайте честно признаемся себе, что
Есенин, Блок, Шолохов, Фадеев, Твардовский, Некрасов, который Виктор тоже крепко
дружили с зеленым змием. Только к чему и зачем такое признание? К творчеству Грина можно
относиться по разному, кому то нравиться, кому то нет. Здесь на сайте РНЛ есть
очень хорошая статья А. Минковой, называется она "Вот что молодой человек,
я верю в Бога"
В которой автор, очень подробно с Православной точки зрения написала о
творчестве этого писателя.
1.
Не по теме: У кого помладше в школе появилось уже и "Повесть о Петре и Февронье", и даже "Житие протопопа Аввакума, писанное им самим". Некоторые тогда "добыли" вариант без купюр и усвоили те сверхизощрённые ругательства, что изрыгал неугомонный протопоп на всех своих противников и мучитилей, от царя и патриарха до последнего стрельца, и используют, надо сказать, благодарные читатели, это аввакумово наследие по сей день и с превеликим усердием