Вчера в Русском Издательском Центре увидела свет новая книга нашего автора-сотрудника: Леонид Болотин «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму «Повести Временных Лет». Научный православный взгляд на историю нашего Отечества от начала времен до Святого Благоверного Великого Князя и Царя Владимира Мономаха» - Общая редакция Василия Бойко-Великого. М.: Русский Издательский Центр имени Святого Василия Великого, 2015/2753. 826 с. Эпиграф гласит: «Посвящается Тысячелетию успения Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и Девятьсотлетию блаженной кончины Преподобного Нестора Летописца, Киево-Печерского Чудотворца». Предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» отрывок из работы Л.Е.Болотина. Уже в ближайшие дни книгу можно будет приобрести через интернет-магазин «Русские Книги». http://shop.rus-izdat.ru/
В это трудно поверить и почти невозможно документально доказать, но законы статистики и теории вероятности однозначно доказывают, что каждый человек, живший в IX-XIII столетиях и упомянутый в русских летописях и других письменных источниках, для современных русских людей является либо отдаленным прямым предком, либо таковым предками являются его ближайшие родственники - его родные братья и сестры, его родные деды и бабки, его родные прадеды и прабабки. Это означает, что хотя бы через их двоюродных или троюродных братьев и сестер мы родственники и родовые наследники всех русских, живших в те отдаленные эпохи.
В старину семьи были многодетными, и хотя по одной из линий род мог пресечься по бездетности - человека могли убить в войнах и смутах до возникновения у него своей семьи (ведь юноши уже в четырнадцать лет становились почти полноправными воинами), или он мог с юношества принять монашество, - но у него обязательно были близкие родственники.
Кого бы мы ни назвали - основателей города Киева - Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью или Киевских Князей Аскольда и Дира, первого Новгородского посадника Гостомысла и первого здешнего Великого Князя Рюрика или восставшего против Рюрика Вадима, Святую Равноапостольную Великую Княгиню Ольгу или Древлянского Князя Мала, киевского воеводу Претича или дружинника Люта Свенельдича, Великого Князя Владимира Красное Солнышко или княжьего дядю Добрыню Малковича, Святителя Илариона, Митрополита Киевского, или Преподобного Нестора Киево-Печерского, поэта Бояна или богатыря Илью Чёбота - Преподобного Илию Муромского, писателя Даниила Заточника или Князя Игоря из «Слова о полку Игореве», рязанского витязя Евпатия Коловрата или русского воеводу Бурундая, Новгородского боярина Твердислава или Святителя Петра Московского - со всеми этими и другими людьми столь отдаленных эпох у всех современных русских есть прямые или почти прямые кровные родственные отношения.
«Как же это возможно?!» - спросите вы.
За ответом на этот вопрос надо обратиться к расчетам родовой статистики, применяемой в генеалогии и в исторической демографии. У каждого из нас двое родителей - отец и мать. У них также по двое родителей, то есть дедушек и бабушек у нас уже четверо. Если мы посчитаем наших прадедов и прабабок - их уже окажется восемь. А в предыдущем поколении мы находим уже шестнадцать человек. Мысленно шагая так от поколения к поколению в прошлое, мы видим, что в каждом более древнем поколении наших предков их число теоретически удваивается.
Поначалу эти числа небольшие, но совершенно достоверные, однако чем больше мы двигаемся вглубь прошлого - это удваивающееся число всё более и более становится условным, но оно сохраняется как достоверное число условных, статистических вариантов брачных, супружеских связей, необходимых для расчета математической степени родственных взаимосвязей.
В чем же условность? Дело в том, что чем дальше мы идем в прошлое наших предков, тем больше вероятность браков между отдаленными родственниками. Близкородственные браки между родными и двоюродными братьями и сестрами, родными и двоюродными дядями и племянницами на Руси издревле были запрещены церковными уставами и государственными обычаями, а потом и законами. В православной среде браки троюродного родства, когда у жениха и невесты мог быть общий прадед или прабабка, также ограничивались, на них требовалось специальное разрешение Епископа. По счету общее число прадедов и прабабок в таком случае было не восемь, как в теоретическом счете, а только семь. Однако при том их вариантное статистическое число так и оставалось равным 8. Более отдаленное родство среди прапрадедов и прапрабабок жениха и невесты уже не являлось препятствием для супружества. Число реальных живых предков уменьшается, но число условно-статистических брачных связей сохраняется. В реальности получается так, что среди наших дальних предшественников может быть прапрадедушка или прапрабабушка, которые являются нашими предками сразу по двум линиям родства, скажем, и по отцу, и по матери. Или какой-нибудь наш пращур, к примеру по отцовской линии, будет нам приходиться пра-пра-пра-прадедом, то есть прадедом в четвертой степени, а по материнской линии он уже будет нашем прадедом в пятой или даже шестой степени.
Условная генеалогическая статистика поколений определяет разницу между поколениями в 20 лет. Но реально дети у людей рождаются в разном возрасте, в старину впервые матерями становились и в 14, и в 15 лет, хотя такие ранние браки у Русских для девушек не поощрялись церковными канонами. Отцами же мужчины становились чаще после 19 лет, нормальным же брачным возрастом для мужчин считался 21 год. Поскольку в древности была высока смертность женщин именно при родах, овдовевший мужчина ради воспитания своих детей мог жениться и повторно на девушке значительно моложе него и вновь стать отцом и в тридцать с лишним или даже сорок лет, хотя и пятидесятилетие для отцовства не предел. Поэтому в реальной смене поколений не было единого порядка.
Именно таким образом и возникают среди наших «двойных» или даже тройных предков прадеды и прабабки в разных степенях, особенно если разница поколений измеряется числами в несколько десятков.
Но по генеалогической статистике условных вариантов, если взять для примера ребенка, назовем его Иваном, родившегося в 2000 году, то в условном числе поколений у него за 300 лет до того - в 1700 году было более 32 тысяч условных предков. По такому же расчету в 1500 году это условное статистическое число вариантов составляет более 33 миллионов.
Надо сказать, что общее число жителей Российской Империи, по расчетам статистиков, в 1722 году составляло 15,5 миллионов человек. А в Великом Княжестве Московском и других Русских Княжествах в 1500 году проживало около 10 миллионов человек.
Таким образом, условное число брачных пар - вариантов для 1500 года должно соответствовать 16,5 миллионам. Что это означает? Это условное число в полтора раза перекрывает численность всего Русского Народа того времени. Уже об этой эпохе можно сказать со стопроцентной вероятностью, что каждый современный русский является прямым потомком или потомком ближайшего родственника каждого русского человека в 1500 году.
Каждый современный русский человек может быть уверен, что в Сентябре 1380 года, когда русские полки вышли на Куликово поле сражаться за независимость нашей Отчизны, все участники этого сражения являлись его прямыми предками или их родными братьями.
Для 1300 года условное статистическое число людей, вступивших брак, - по отношению к Ивану 2000 года рождения в 35-м условном поколении - составляет более 34 миллиардов! По расчетам ученых-демографов, за несколько месяцев до рождения нашего Ивана население Земли 12 Октября 1999 года составило 6 миллиардов человек. Через десять лет нас уже стало шесть с половиной миллиардов. Даже это колоссальное, но реальное число людей более чем в пять раз меньше 34 миллиардов условно-статистических предков 1300 года. Поэтому вероятность того, что каждый человек, живший до 1300 года на территории России, был либо нашим прямым родственником, либо таковыми являются его ближайшие родственники, - приобретает абсолютное значение.
Условное же число «предков» в условном же 50-м поколении от Ивана 2000 года рождения, соответствующее 1000 году нашей эры, то есть временам княжения Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича, составляет совершенно немыслимое, действительно астрономическое число 1 125 899 906 842 624, то есть более пятисот триллионов вариантов брачных пар. Население же Древней Руси той поры, по самым завышенным расчетам, вряд ли превышало 1 миллион человек. Но даже если принять эту цифру как возможность для 500 тысяч условных супружеств, то на каждую условную пару той поры приходится вероятность родственной связи в 1 миллиард вариантов, а вероятность отсутствия родственной связи между Иваном 2000 года и любым жителем Древней Руси тысячелетней давности исключается полностью.
Это длинное и трудное для усвоения отступление в условную генеалогическую статистику нужно не только для понимания разных удивительных фактов нашей исторической генеалогии. Например, первый Русский Царь Иоанн I Васильевич Грозный по отцу - Великому Князю Василию Иоанновичу был правнуком третьей степени Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского. При этом через свою мать - Великую Княгиню Елену Васильевну из рода князей Глинских - наш Царь был правнуком в шестой степени знаменитого ордынского полководца Мамая, войско которого Московский Князь Димитрий Донской разгромил на Куликовом поле. А через супругу Мамая из рода Чингизидов наш Царь к тому же ещё был и отдаленным, но прямым потомком Чингисхана!
Для нас важно понять самое главное: изучая древнюю историю Руси, мы постигаем историю наших собственных далёких родственников, наших прямых предков - в нас течет пусть и крохотная, но живая частица их крови, в нас продолжают жить их гены. Если же брать всю совокупность наших предков, то их кровь - вся наша кровь. Мы являемся в прямом смысле не только их генетическими, но и духовными, политическими, культурными наследниками.
Почему мы любим нашу Родину? Родная История в этом контексте генеалогической статистики приобретает вполне осязаемый смысл. У слова «Родина» есть близкие по смыслу слова - «Отечество» и «Отчизна». Иногда мы говорим «Родина-Мать». Все эти слова напоминают нам о родителях - об отце и матери. Мы любим своих родителей и даже не спрашиваем себя: Почему?! Трудно это объяснить. Наша любовь имеет множество причин, но самая главная в том, что родители очень любят нас и заботятся о нас.
Видимо, родная земля тоже очень любит нас. Мы чувствуем это в душе, в сердце. Как же это выражается? Наши соотечественники, наши предки - Великие Князья, Цари, Святые, государственные мужи, священники, писатели, полководцы, крестьяне, купцы, воины, ремесленники, представители безчисленных поколений тружеников, созидавших и защищавших наше Отечество, всегда заботились о благе своих потомков, то есть о нас с вами. И это чувство их любви к нам, их заботы о нас вызывает в нас благодарный отзыв.
Изучение Истории России должно содействовать не только усвоению исторических знаний, но, что главное - через эти знания оно помогает нам понять самих себя, осознать: кто мы такие есть?