В 2012 году я написал статью о прозе Николая Дорошенко. В «Российский писатель», где Николай Иванович служит главным редактором, по этическим соображениям отправлять ее не стал, предложил другим изданиям, и везде получил отказ - из-за заголовка. Называлась статья так: «Предчувствие Гражданской войны». Редакторам сия мысль показалась кощунственной и нереальной.
Спустя два года началась Гражданская война на исконно русской земле, в Новороссии, и теперь никто не может исключить ее продолжения в том же Крыму или на Кавказе. То, что эта война имеет этнический оттенок - не новость, почти сто лет назад на руинах Российской империи происходило то же самое. Нынешние советские развалины еще долго будут рушиться, погребая под собой границы, территории и народы.
Опирался я, делая тогда прогноз, не на интуицию, экономический или политический анализ, а исключительно на художественную прозу и поэзию - все-таки по своей основной специальности я критик.
И русская литература, и литературная критика во все времена, как бы кто ни возмущался, - это еще и идеология, и политика.
Впрочем, в России все - политика.
Рискну и сейчас предстать Кассандрой, следуя той же «методе»: революция в России неизбежна, ее уже много лет подряд предрекают многие наши поэты, от Николая Зиновьева до Марины Струковой.
Давайте, все-таки, рассуждать еще и логически.
Только ли экономические, политические, финансовые и конспирологические причины могут быть виной очередной катастрофы? Неужели исключительно их имели ввиду Горький, Чехов и Блок, предсказывая революцию в образах бури, алмазного неба и весны? Неужели некие «технические» детали, наподобие того же технологического уклада, определяют человеческую судьбу? А куда мы денем голос свыше?..
Думается, и тогда, сто лет назад, и ныне движущей силой революции были не рабочий класс и не интеллигенция, как сейчас считают многие, а вопиющая несправедливость. Не рутинная, свойственная обществу вообще, а именно вопиющая, взывающая к Небу.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Земное отечество страдает за грехи царя и народа...» (http://istina.ucoz.ru/dnevnik_kronshtadtskogo.html).
Стоит ли говорить о том, что сейчас сложилась не менее революционная ситуация?
И не надо только приводить довод, что большинство обывателей не хотят революционных событий и не призывают их - в 1917 году 95 процентов населения даже не заметили поначалу, что «власть переменилась».
Во-первых, перевороты происходят обычно в столицах.
Во-вторых, революция - это стихийное бедствие, землетрясение, потоп, страсть, и она не станет спрашивать нашего с вами согласия.
В-третьих, враг рода человеческого, как показывает история, использует обывателей в своих целях с не меньшим успехом, чем пассионариев.
Мы слишком нагрешили, и вряд ли заслуживаем лучшей участи, хотя молитвами праведных и можем отдалить неизбежное.
Когда это произойдет? - Было бы соблазнительным назвать 2017-й, подогнав дату «под век двадцатый», тем более что столетний юбилей Первой мировой уже приобрел зловещий оттенок.
Дело не в сроках, а в нас самих.
Человеческая история знает лишь один великий миг, когда на всей земле не было войн и революций - Рождество Христово.
Мир лежит во зле, но это не значит, что мы не сможем подняться к вершинам Духа.
Просто некоторые смертные грехи можно искупить только кровью.
Виктор БАРАКОВ, г. Вологда
3. Re: Революция неизбежна
2. Виктор Бараков: Революция неизбежна
1. Re: Революция неизбежна