Чубайс предсказывал: миллионы бывших советских людей не впишутся в рынок. Он угадал: большинство моих сверстников так и не привыкли к капитализму. Для нас ценен человек, а не его кошелёк.
А вот студенты-первокурсники – не все, но многие – искренне считают, что если ты заработал (без разницы, как) хотя бы миллион колониальных рублей, значит – у тебя ума палата!
То есть академики, инженеры, учителя, преподаватели вузов, большинство врачей для них – голь перекатная, сплошные неудачники. И кто тогда из нас потерянное поколение? Потерянное для вечности…
Однажды поспорили о толерантности к ЛГБТ… Часть «обучающихся» горячо убеждала меня, что «голубые», «розовые» и прочие – не извращенцы, а другие, особые: «Генетическая мутация виновата!» - и оскорблять их нельзя. Оскорблять я их и не собирался, просто процитировал, что это «мерзость перед Богом» и что «мужеложники царствия Божия не наследуют». Они так и взвились: «Вот от этого «гендеры» и страдают, надо с детства рассказывать всем о них – свободно и без предубеждения!»
Я напомнил, что в стране действует закон о запрете «гейской» и прочей пропаганды среди несовершеннолетних, но мои слова не произвели впечатления – они продолжали гнуть своё. Чуть остыли, только когда я возразил, что на взрослых «особей» никто нападать не собирается, пусть живут, как хотят, только своей агрессивной пропагандой они нарушают «толерантность» по отношению к нормальным… – плиз! – обычным мужчинам и женщинам. Брак только между ними признаётся не только конституцией, но и нашей традицией и всей многовековой классической русской литературой.
Сошлись на том, что мешать друг другу не будем, а ещё добавил от себя, что и впредь буду слушать не грешного человека, а голос Божий, всем известный как совесть…
Студенческие «словечки»…. Если раньше, лет десять-пятнадцать назад, всех убивало вездесущее «как бы», то теперь в печёнках сидит англоязычная лексика: топ, хайп, лайфхак. Многие первокурсники выражаются на таком языке, что я их не понимаю, а они не понимают меня. Некоторые, русские по национальности, говорят с "американским" акцентом...
Диктую: «Считать, что язык сам очистится от чужеродных слов - ошибка. Если бы русские (а не русскоязычные) писатели, учителя, преподаватели вузов, журналисты, языковеды и другие хранители русского языка не сопротивлялись бы и не разъясняли, чем опасно засорение англицизмами - мы бы сдались и превратились в сплошной космополитический кисель».
Газеты читают, правда, только в электронном виде. Удивляет, что, кроме наших, просматривают ещё и иностранные: «Тайм», «Нью-Йорк Таймс», «Лос-Анджелес Таймс»… Причём многие – на языке оригинала. А вот «толстые» журналы: «Аврора», «Москва», «Юность» оказались для них «терра инкогнита».
История и литература для студентов – что-то очень далёкое, из школьной программы. Зато как слушают – ведь почти всё в новинку! И усваивают быстро, на свежую-то голову.
Талантов много, но не обработанных. Дал задание описать впечатления первых месяцев учёбы – вытаскивал их потом из-под завалов штампованных фраз. Пейзаж пошёл лучше, портрет неизвестного сокурсника, к моему удивлению, засиял психологическими красками, а вот новелла не удалась – они не знали, что это такое…
Одна из студенток, пересказав материал о запрете абортов в Польше, воскликнула: «Я всегда буду бороться за свободу, за право женщины поступать так, как она считает нужным!» Пришлось спросить: «А кто защитит право ещё не рождённого ребенка на жизнь?»
Были и в нашей стране запреты и разрешения… Действовать надо убеждением, а врачевать любовью. Одними беседами в женских консультациях были спасены тысячи детей…
Для себя решил: спорить ради спора не буду, стану убеждать. И учить, ведь они ещё только в начале пути, многого не знают, не понимают… Но буду защищать и право на собственную точку зрения – студенческую и свою. А иначе как говорить о русской литературе, христианской по духовному содержанию? Как обсуждать «русский» вопрос, «еврейский» вопрос – по Достоевскому, например? А как говорить о сегодняшнем дне?..
Кстати, на первой лекции выяснилось: о морали первокурсники имеют весьма смутное представление - не смогли перечислись заповеди!
Успокоил, сказав, что даже в учебнике МГУ в разделе о профессиональной этике приводится «заповедь», которой нет: «Не противься злу»…
Пришлось продиктовать все десять – с комментариями. По лицам видел, что для многих сия информация – настоящее открытие!..
Какие они все разные… сами в себе. От одной и той же студентки слышишь: «Перфекционист», «российский язык» - и тут же: «Меня этот фильм зацепил!», «крайний выпуск». – «Почему крайний, а не последний?» - Оказывается, из-за боязни. Вопрошаю: «Но мы же не лётчики и не космонавты?!» - Молчит…
А иногда смеюсь в голос! Вот, например, что они «выдают» и письменно, и устно: «Я считаю, что американцы перегнули все палки мира»; «Я хочу обозреть эту статью»; «Приятно читать работы, в которых логика не скачет, как козёл по горной местности».
На первом курсе сто с лишним человек. Предложил написать статью-обзор современной прессы. Десять опубликовал в сети. Остальные превратились в «небесную сотню». Если вспомнить Библию, то всё в порядке: «Только десятая часть спасётся»...
Первые месяцы учёбы для них заканчиваются, начинается сессия. Уже сейчас переживаю, всё-таки прикипел к ним душой.
После зачёта пойду дежурить в общежитие. Куплю самый большой торт – поздравлю с Рождеством Христовым!
Виктор Бараков, доктор филологических наук, член Союза писателей России
1. какие заповеди? Декалог Моисея? Или из Нагорной проповеди?