Первокурсники

Заметки преподавателя

   Чубайс предсказывал: миллионы бывших советских людей не впишутся в рынок. Он угадал: большинство моих сверстников так и не привыкли к капитализму. Для нас ценен человек, а не его кошелёк.

   А вот студенты-первокурсники – не все, но многие – искренне считают, что если ты заработал (без разницы, как) хотя бы миллион колониальных рублей, значит – у тебя ума палата!

   То есть академики, инженеры, учителя, преподаватели вузов, большинство врачей для них – голь перекатная, сплошные неудачники. И кто тогда из нас потерянное поколение? Потерянное для вечности…

   Однажды поспорили о толерантности к ЛГБТ… Часть «обучающихся» горячо убеждала меня, что «голубые», «розовые» и прочие – не извращенцы, а другие, особые: «Генетическая мутация виновата!» - и оскорблять их нельзя. Оскорблять я их и не собирался, просто процитировал, что это «мерзость перед Богом» и что «мужеложники царствия Божия не наследуют». Они так и взвились: «Вот от этого «гендеры» и страдают, надо с детства рассказывать всем о них – свободно и без предубеждения!»

   Я напомнил, что в стране действует закон о запрете «гейской» и прочей пропаганды среди несовершеннолетних, но мои слова не произвели впечатления – они продолжали гнуть своё. Чуть остыли, только когда я возразил, что на взрослых «особей» никто нападать не собирается, пусть живут, как хотят, только своей агрессивной пропагандой они нарушают «толерантность» по отношению к нормальным… – плиз! – обычным мужчинам и женщинам. Брак только между ними признаётся не только конституцией, но и нашей традицией и всей многовековой классической русской литературой.

   Сошлись на том, что мешать друг другу не будем, а ещё добавил от себя, что и впредь буду слушать не грешного человека, а голос Божий, всем известный как совесть…

   Студенческие «словечки»….  Если раньше, лет десять-пятнадцать назад, всех убивало вездесущее «как бы», то теперь в печёнках сидит англоязычная лексика: топ, хайп, лайфхак. Многие первокурсники выражаются на таком языке, что я их не понимаю, а они не понимают меня. Некоторые, русские по национальности, говорят с "американским" акцентом...

   Диктую: «Считать, что язык сам очистится от чужеродных слов - ошибка. Если бы русские (а не русскоязычные) писатели, учителя, преподаватели вузов, журналисты, языковеды и другие хранители русского языка не сопротивлялись бы и не разъясняли, чем опасно засорение англицизмами - мы бы сдались и превратились в сплошной космополитический кисель».

    Газеты читают, правда, только в электронном виде. Удивляет, что, кроме наших, просматривают ещё и иностранные: «Тайм», «Нью-Йорк Таймс», «Лос-Анджелес Таймс»… Причём многие – на языке оригинала. А вот «толстые» журналы: «Аврора», «Москва», «Юность» оказались для них «терра инкогнита».

   История и литература для студентов – что-то очень далёкое, из школьной программы. Зато как слушают – ведь почти всё в новинку! И усваивают быстро, на свежую-то голову.

   Талантов много, но не обработанных. Дал задание описать впечатления первых  месяцев учёбы – вытаскивал их потом из-под завалов штампованных фраз. Пейзаж пошёл лучше, портрет неизвестного сокурсника, к моему удивлению, засиял психологическими красками, а вот новелла не удалась – они не знали, что это такое…

   Одна из студенток, пересказав материал о запрете абортов в Польше, воскликнула: «Я всегда буду бороться за свободу, за право женщины поступать так, как она считает нужным!» Пришлось спросить: «А кто защитит право ещё не рождённого ребенка на жизнь?»

   Были и в нашей стране запреты и разрешения…  Действовать надо убеждением, а врачевать любовью. Одними беседами в женских консультациях были спасены тысячи детей…

   Для себя решил: спорить ради спора не буду, стану убеждать. И учить, ведь они ещё только в начале пути, многого не знают, не понимают… Но буду защищать и право на собственную точку зрения – студенческую и свою. А иначе как говорить о русской литературе, христианской по духовному содержанию? Как обсуждать «русский» вопрос, «еврейский» вопрос – по Достоевскому, например? А как говорить о сегодняшнем дне?..

   Кстати, на первой лекции выяснилось: о морали первокурсники имеют весьма смутное представление - не смогли перечислись заповеди!

   Успокоил, сказав, что даже в учебнике МГУ в разделе о профессиональной этике приводится «заповедь», которой нет: «Не противься злу»…

   Пришлось продиктовать все десять – с комментариями. По лицам видел, что для многих сия информация – настоящее открытие!..

   Какие они все разные… сами в себе. От одной и той же студентки слышишь: «Перфекционист», «российский язык» - и тут же: «Меня этот фильм зацепил!», «крайний выпуск». – «Почему крайний, а не последний?» - Оказывается, из-за боязни. Вопрошаю: «Но мы же не лётчики и не космонавты?!» - Молчит…

   А иногда смеюсь в голос! Вот, например, что они «выдают» и письменно, и устно: «Я считаю, что американцы перегнули все палки мира»; «Я хочу обозреть эту статью»; «Приятно читать работы, в которых логика не скачет, как козёл по горной местности».

   На первом курсе сто с лишним человек. Предложил написать статью-обзор современной прессы. Десять опубликовал в сети. Остальные превратились в «небесную сотню». Если вспомнить Библию, то всё в порядке: «Только десятая часть спасётся»...

   Первые месяцы учёбы для них заканчиваются, начинается сессия. Уже сейчас переживаю, всё-таки прикипел к ним душой.

   После зачёта пойду дежурить в общежитие. Куплю самый большой торт – поздравлю с Рождеством Христовым!

Виктор Бараков, доктор филологических наук, член Союза писателей России

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. какие заповеди? Декалог Моисея? Или из Нагорной проповеди?

о морали первокурсники имеют весьма смутное представление - не смогли перечислись заповеди!

мораль вырабатывается в обществе, человек не может быть в обществе и быть вне того общества. Мораль, этика, нормы нравственности у православного человека и, например, у китайца, тем более у японца будут порой очень разные. Даже моральные представления этнических групп, декларирующих, казалось, приверженность одним и тем же нравственным авторитетам, может быть разными, сравните, казалось бы, апеллирующих к одним и тем же заповедям старообрядцев (у Мельникова-Печерского, кажется, старообрядец отказывается подать воды умирающему, так тот никонеанен, и звучит "ну дам я тебе воды напиться, а мне после того чашку разбить придётся, мне убыток, а ты всё равно помираешь, тебя Христос покарал") или отношение к крестьянскому труду у казаков (работают или женщины, или батраки из "иногородних", ибо "а друг завтра война, а я уставший", есть те же фотографии, где в лодке с десятко мужиков, казаков, а женщина на вёслах, чтобы им не трудиться). Представления же о добре и зле же представителя исторически и географически удалённого от на народа могут быть вообще очень далеки от наших (см. у Л.Н. Гумилёва "зло - это когда зулус украл у меня быков, добро - когда я украл быков у зулусов"). Акад. А.М. Панченко в одной из свих телевизионных лекций хорошо описывал представления о морали представителя одного многочисленных племен Папуа - Новой Гвинеи и, в связи с этим, отношении к людоедству. Печально, что профессор этого не знает или не понимает.

Виктор Бараков
Первокурсники
Заметки преподавателя
25.12.2020
«Огромный мир по-прежнему не тих...»
19 января - день памяти Н.М. Рубцова
17.01.2018
Мне стыдно…
Видимо, на следующей Олимпиаде российские спортсмены выступят уже не под белым, а под радужным флагом
13.12.2017
«Я люблю судьбу свою..»
Тема смерти и бессмертия в поэзии Николая Рубцова
18.01.2016
Все статьи Виктор Бараков
Русская школа
Все статьи темы
Последние комментарии
Факты из истории города на Неве
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.01.2021 11:27
Тульский Ордена Ленина Императорский оружейный завод
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.01.2021 11:19
Создаётся лево-консервативная коалиция
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
21.01.2021 11:07
Прививка: день второй
Новый комментарий от Коротков А. В.
21.01.2021 10:05
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Валерий
21.01.2021 09:46
Две эпидемии: биологическая и информационная
Новый комментарий от Наблюдатель
21.01.2021 09:16