itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Слепой ведёт слепого

Самовлюбленные «интеллигенты» против вульгарных материалистов во власти. Победили деньги

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
207
Время на чтение 10 минут

В заглавие статьи взяты строки из Евангелия. Описанная Иисусом Христом ситуация очень подходит к взаимоотношениям интеллигенции и власти Страны Советов в течение семидесяти лет нашей истории.

Кто читал «Хроники времён Фаины Раневской» наверняка не мог избавиться от ощущения, что наши деятели театра и кино жили и творили в некоем «вражеском» окружении чуждой им советской власти. Во многом - это сознательное преувеличение. Такие «страшные сказки» о жизни в Советском Союзе либеральные авторы начали нам рассказывать с начала 1990-х годов. С другой стороны, есть правда в том, что в нашем обществе имел место непрерывный внутренний мировоззренческий конфликт: атеисты-большевики с одной стороны, и неправославная, либеральная интеллигенция - с другой. Они не могли не враждовать за влияние, за первенство, за право только самим поучать и воспитывать народ.

Но где нет любимого Бога-Спасителя, там не может быть общей идеи обустройства жизни. Всякий по-своему бился над решением неразрешимой задачи: без веры помочь человеку стать духовно прекрасным! А не в силах разрешить её - обвинял во всем другую противоборствующую сторону.

Как слепые вели друг друга и оба попадали в яму!

Большевики предложили народу социализм на основе атеизма, и народ принял его. Но в наследство народу досталась и больная гордыней, неверующая интеллигенция. Её отличал светский гуманизм, то есть мышление, свободное от церковной и политической цензуры.

Изменяясь внешне, приспосабливаясь к новому политическому режиму, в своём мироощущении она осталась такой же, какой описывал её революционер Лев Троцкий еще в 1912 году, обвиняя её в необузданном индивидуализме, аристократическом скептицизме и во множестве других грехов. Перед революцией «кастовое самомнение» определённой части интеллигенции достигло высшего напряжения. Никогда еще она не занимала так много места в различных политических лагерях... «Никогда она не достигала такого самоупоения, такой самовлюблённости и притязательности. Религия - это я! Культура - это я! Прошедшее, настоящее и будущее -это я! (1)

И всё это больше - в фантазиях, в воображении, чем в жизни!

Троцкий считал, что «настоящая, подлинная несомненная история делается не этой интеллигенцией, а каким-то другими, большими силами. Ненадёжны те источники нравственной устойчивости, которые интеллигенция может найти в себе самой!» Добавим только, что эти источники к тому же изрядно были отравлены самой настоящей бесовщиной, которую можно почувствовать в некоторых произведениях «Серебряного века». Читаешь их и, как- будто ты на балу у сатаны.

По-сути, после отречения царя-батюшки, разгрома церкви - у русского народа не осталось ни одного истинного духовника: выбирать было не из кого: либо атеист комиссар с наганом, либо неверующий интеллигент со своей гордыней.

Можно обвинять Троцкого в том, что он презирал русскую историю, не признавал достижений нашего национального духа, но по поводу настроений непатриотической, неправославной части русской интеллигенции лидер большевиков попал в точку. Её высокомерие было обратной стороной её социальной слабости. В советское общество, основанное на идее коллективизма, эта (назовём её светская) интеллигенция влилась со всеми своими перечисленными выше «комплексами!» Лучшие её представители увлеклись революционной романтикой, но комплексы в сознании большинства творческих людей не куда не делись, они периодически напоминали о себе как хронические болезни! Отсюда, взгляд светской интеллигенции на народ оказался очень искажённым. Попытки большевиков создать какие-то формы народовластия и социальной справедливости, и связанные с этим неизбежные муки и страдания, представлялись ей - кровавой тиранией добравшегося до власти неграмотного простонародья, глупостью и преступлением.

Собравший воспоминания актёров в одной книге «Хроники времён Фаины Раневской» Д.А.Щеглов, разделяет эти взгляды. Он намеренно показал представителей рабочее-крестьянской власти, как душителей всего творческого и прекрасного. Кажется, прежде чем выйти на сцену в каком-нибудь революционном спектакле, актёры тайком за кулисами показывали фигу ненавистным Советам. Вот и знаменитый режиссер, Ю.А. Завадский «...ощущал фарс как господствующий стиль эпохи».(2.)

Социализм в России постепенно потерял жизненную силу в первую очень из-за официально насаждаемого атеизма, а также потому, что не получил должного художественного осмысления и воплощения в новые духовные ценности. Как можно понять из повествования «Хроник...» - скучно было интеллигенту-эгоисту «нянчиться» с, нечаянно (по его мнению) победившим пролетариатом, вникать в его заботы и помыслы. Пролетарское искусство делалось только «из-под палки», по приказанию комиссаров. Надо было как-то реагировать на появление нового зрителя. Если раньше люди из низших сословий не могли пойти в театр из-за отсутствия хорошей одежды. Теперь - внешний блеск перестал быть пропуском на спектакль. Можно было идти в повседневной одежде, можно было, не стесняясь - смеяться и не прятать глаза, полные слёз. Кроме постановок пьес классического репертуара, пролетарскому зрителю нужны были и современные пьесы, где бы он изображался как герой - в боях революции и в трудовых свершениях. Ему нужно было подтверждение, что мучился и страдал он не зря, рисковал жизнью - не зря! Что цель его борьбы - благородна и прекрасна! Но когда нет Веры, когда в душе каждый атеист сам по себе - самая прекрасная мечта о счастливой жизни рушится от человеческого себялюбия и неизбежного при этом отчуждения.

В своей статье о социализме писатель Леонид Бородин очень верно заметил, что ...за исключением Достоевского, никто не интересовался по-настоящему глубинными причинами возникновения социалистических настроений в душе человеческой.

Бородин напомнил мнение Достоевского, что «социализм как идея справедливого устроения мира есть единственно возможный, честный и мужественный вывод из признания несправедливости мира Божьего и несовершенства его.

Социалистическая идея овладевает сознанием по мере утраты интуитивного понимания мудрости религиозных установлений».(3)

Не смеяться надо было (тайком за кулисами) над большевистскими наставниками, а вместе с ними искать эту самую справедливость, доказывать творчески, что без промысла Божьего и страха Божьего - никакой справедливости не бывает! Напрасно, теоретики социализма еще до революции надеялись, что европейскую интеллигенцию (и нашу тоже) удастся убедить в том, что социализм открывает неограниченные возможности для приложения всех творческих сил. Новая жизнь казалась светской интеллигенции слишком «приземлённой» до уровня рабочего и крестьянина! Она не могла принять её эстетически.

Коллективный способ жизни требовал отдать все силы общественному служению, там искать своё счастье вместе со всеми. Но какое тут служение, если интеллигент имел совсем другое мировоззрение - светский гуманизм? При этом, им руководила непомерная гордыня, которую он ошибочно принимал за творческую силу вдохновения, за свою жизненную позиции. «Советский глянец придавал личности неизбежный оттенок убогости и вранья» - пишет автор «Хроники времён Фаины Раневской». Это не просто фантазия автора. Так в послевоенные годы, к сожалению, думал значительный слой творческих людей. Либерал от искусства с годами всё больше мрачнел и разочаровывался. С началом 90-х годов, он «дозрел» до полного отрицания положительных моментов в духовной жизни нашей страны. Автор «хроник времен Фаины Раневской» в этом плане - не исключение. Из его «хроник» совершенно непонятно во имя чего актеры и режиссеры, писатели и художники боролись с советскими ненавистными «наставниками»? Чего они хотели? Ведь очевидно, что мировоззрение зрителя, поставленного в социальные и экономические условия социализма, существенно изменилось. Если утвердился новый общественный строй, значит, в литературе и театре должны были появиться и новые герои. Понимая это, самые одарённые режиссёры пробовали показать их в своих постановках. В Москве и Ленинграде, в областных театрах с большим успехом шли пьесы, посвященные революционным событиям. В воспоминаниях народного артиста СССР Михаила Ульянова, говорится, что в советское время профессия актера «стала одной из самых общественно значимых» (4))

Ульянов рассказывает о большом актере Алексее Денисовиче Диком. В золотой фонд актерских достижений Дикого вошла роль генерала Горлова в спектакле «Фронт». До войны Алексей Денисович руководил театральной студией, где учил молодых актёров. Как же изображён Дикий в «Хрониках..»? Первым делом сообщается, что он «отсидел по доносу в тюрьме», потом много играл, снимался в кино и получал премии имени Иосифа Виссарионовича. Премии производили на него «интересный эффект». Чем больше он получал их от ненавистного тирана, тем больше пил. Да и вообще смотреть на текущую вне сцены жизнь иначе, чем через дно бутылки, представлялось ему прямой дорогой в безумие. Интересно как пережили это «страшное время» остальные актёры, которые не пили так много? Правда, верно и то, что творческий человек, исповедующий светский гуманизм и забывший Бога, чувствует себя одиноко в любом обществе: при царе - помазаннике Божьем, при капитализме старом, при социализме и в нынешнем рыночном обществе! И сделал себя тоскующей одиночкой он сам!

В «Хрониках..» описывается, как «несчастный Таиров вместе с Вишневским отправился в поход на одном из кораблей Балтфлота. (Всеволод Вишневский-автор пьесы «Оптимистическая трагедия»). Режиссера и драматурга можно понять. Им надо было узнать, чем живёт команда моряков, которых предстоит показать на сцене. Автор осуждает поступок А.Я. Таирова: «нелепейшая затея в духе времени. Какую правду он мог там увидеть?» - вопрошает он. «Когда и где бесформенная масса жизни влияла на творчество подлинного художника? Очень характерное замечание. Ну, конечно же, «несчастный» А.Я. Таиров нарушил негласное правило светской интеллигенции: все общепринятые истины они превращают в интеллектуальную глину, которой можно придать любую форму. Правда, для того, чтобы «произведение» из такой глины считалось в либеральной среде шедевром, в «глину» надо замешать побольше иронии и сарказма. Главное, создавать новые формы, а там, как утверждали европейские модернисты, из новых форм сами собой появятся новые смыслы. Надо только ни от КОГО, в том числе и от власти, не зависеть, и ни ОТ ЧЕГО не зависеть. Поэтому везде, в каждом выступлении, в каждой публикации авторов «либерального направления» - плач, что зажимают, что не дают творчески работать! Теперь вот у них новая напасть - «диктаторский режим» Путина!

У Пушкина есть стихотворение:

«пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг - отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Великий поэт «свободу» не противопоставлял «отчизне». С тех пор много воды утекло. Почти два столетия после Пушкина часть интеллигенции только и делала, что воевала за свою свободу посвящать свои прекрасные порывы кому и чему угодно, только не отчизне. Она (эта часть) последовательно прошла этапы, вначале светского гуманизма, потом модернизма, где была еще какая-то связь с духовными традициями народа, искусством прошлого; потом наступило время «торжества» постмодернизма, где интеллекту уже совсем не до идеологии, традиций, и народных духовных потребностей. Постмодернизм - это ни к чему не обязывающая интеллектуальная игра с самим собой. Причём, предполагается, что творческий результат такой игры будет обязательно с благодарностью принят зрителем, читателем, слушателем. А кто не примет, сам виноват! Значит, он есть ничего не понимающее быдло!

Исследователи рассматривают это явление, как противостояние официальной культуре. Либеральная творческая «элита» (или называя её по-другому - светская интеллигенция) всегда с чем-нибудь или с кем-нибудь борется: в царское время-с царизмом, в советское время - с большевиками и слишком политизированной культурой, в наше время - с любым государственным или общественным вмешательством в творческую деятельность. Правда, на наших глазах идёт тотальная коммерциализация культуры, но творческая «элита» борется с нею как-то вяло, без энтузиазма. Да и не может быть иначе. Она ведь «встроена» в эту коммерцию хитроумной системой грандов, премий и издательских требований. В этих условиях один выход - самоизолироваться еще больше ...или стараться понравится новой российской буржуазии, в том числе и среднему классу, заполонившему многие развлекательные центры мира. В этих целях появился - неонатурализм - продвинутый «изм», заменивший собой постмодернизм.

«Это особое явление культуры, когда плотское становится ценным само по себе, когда разнообразная жизнь нашего тела...становится интересней движений нашей же души, когда презентабельный внешний вид и отсутствие серьёзных проблем со здоровьем важнее, чем подвиг во благо человечества и умаление себя перед величием Божьего замысла.(5)

Естественным образом, для «неонатуралов» появились пьесы, шокирующие своими сексуальными откровениями. Телеэкран заполонило множество сериалов, где богатые и сытые непрерывно ублажают своё тело бесконечными развлечениями и сживают со света тех, кто им мешает это делать.

В этой вакханалии как-то плохо слышны чистые голоса истинных, самоотверженных деятелей культуры! Может, нам всем надо набраться терпения, надо дождаться, когда вся эта жующая и пьющая публика и обслуживающая её либеральная часть элиты - дойдут до полного...неонатурализма. Этому явлению на самом деле, уже тысячи лет! Все поиски счастья не в душе, а в материальном мире, периодически кончаются духовным крахом. Древний Рим тому пример.

Ждёт этот крах и уродливую «культуру» неонатурализма нынешнего мирового общества потребления!

Примечания:

1) Л.Троцкий «об интеллигенции. Литература и революция, Политиздат, 1991 год. Стр. 260

2) Дмитрий Щеглов. «Хроники времён Фаины Раневской», издательство «Астель»,Москва,2007. .

3) Л.Бородин. «О социализме». Статья в Интернете.

4) Михаил Ульянов. «Работаю актёром», Москва, издательство «Искусство», 987 год. С.32.

5) Игорь Лукашёнок. Главный стиль нашего времени. - Топос, 2013.31 октября.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Слепой ведёт слепого

"В этой вакханалии как-то плохо слышны чистые голоса истинных, самоотверженных деятелей культуры! Может, нам всем надо набраться терпения, надо дождаться, когда вся эта жующая и пьющая публика и обслу-живающая её либеральная часть элиты - дойдут до полного...неонатурализма. Этому явлению на самом деле, уже тысячи лет! Все поиски счастья не в душе, а в материальном мире, периодически кончаются духовным крахом. Древний Рим тому при-мер." Заключительный вывод автора и ход его размышлений полностью разделяю. Да,деньги победили уже вчера, т.е. с тех пор когда они подменили совесть и Веру. Вырождение Мысли и подчинение соблазнам тела - увы, это и всё, что осталось от когда-то Вели-кой Культуры. Однако, есть, остались и ЗРЯЧИЕ, и вот на них-то вся надежда и упование...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Скрипко
Бывший СССР
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09