От редакции. Дело о кощунстве в храме Христа Спасителя, несомненно, войдет в историю, как важнейшее общественное событие начала ХХI века. «Русская народная линия» подробно освещала все перипетии этого резонансного дела. Важную роль в вынесении приговора сыграло экспертное заключение, составленное авторитетными учеными: доктором филологических наук В.Ю.Троицким, доктором психологических наук В.В.Абраменковой и доктором юридических наук И.В.Понкиным. Текст заключения в свое время скопировал и выложил в сети адвокат кощунниц М.Фейгин. Тогда это было явной попыткой оказать давление на суд. Теперь же, когда суд поставил точку в этом деле, мы посчитали необходимым опубликовать этот документ на РНЛ, чтобы любой интересующийся темой кощунства человек имел возможность получить полную картину события.
Вводная часть
14 мая 2012 г. следователем 2-го отдела следственной части Следственного управления УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве Ранченковым Артемом Владимировичем постановлением назначено проведение комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы по уголовному делу № 177080 комиссией экспертов в составе:
Троицкий Всеволод Юрьевич - доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (стаж научной деятельности - 54 года, стаж экспертной деятельности - 20 лет), председатель Комиссии;
Абраменкова Вера Васильевна - доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая лабораторией Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования (стаж научной деятельности - 37 лет, стаж экспертной деятельности - 18 лет), член Комиссии;
Понкин Игорь Владиславович - доктор юридических наук, председатель Правления РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права» (стаж научной деятельности - 23 года, стаж экспертной деятельности - 12 лет), член Комиссии.
На исследование представлены следующие материалы:
1. Аудиовидеозапись (с аудиосопровождением) акции «Панк-молебен "Богородица, Путина прогони"», проведенной пятью участницами группы «Pussy Riot» 21 февраля 2012 г. в помещении Кафедрального Собора Русской Православной Церкви - Храма Христа Спасителя (г. Москва, ул. Волхонка, д. 15) (далее - акция). Аудиовидеозапись представлена на носителе CD в виде файла. В постановлении следователя о назначении данной экспертизы предписано исследовать текст исполненной во время акции песни с учётом текста песни, размещенного на Интернет-странице группы «Pussy Riot»[1]. (Условное название акции дано по первой строке песни, исполненной участницами акции).
2. Материалы уголовного дела № 177080 - показания очевидцев акции «Панк-молебен "Богородица, Путина прогони"», проведенной пятью участницами группы «Pussy Riot» 21 февраля 2012 г. в помещении Кафедрального Собора Русской Православной Церкви - Храма Христа Спасителя, - на 31 с.
Исследование проводилось в рамках следующих поставленных вопросов:
1. Могут ли быть оценены действия участниц группы «Pussy Riot», совершённые ими 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя (совместно или по отдельности) и изображённые на представленной аудиовидеозаписи, как грубое нарушение общепризнанных норм и правил поведения, выражающее явное неуважение и пренебрежительное отношение к обществу и (или) к какой-либо конкретной социальной группе (группам)? Если да, то к каким субъектам было выражено указанное отношение: ко всему обществу и (или) к какой-то конкретной социальной группе или группам (какой, каким именно), либо каким-либо другим лицам? В чем конкретно выразилось грубое нарушение общественного порядка, какие конкретно совершённые действия и другие существенные обстоятельства свидетельствуют о выражении участницами акции явного неуважения к обществу и (или) социальной группе (группам) при осуществлении ими отображённых на аудиовидеозаписи действий участниц акции и определяли такой характер акции?
2. Могут ли быть оценены действия участниц группы «Pussy Riot» (совместно или по отдельности), совершённые ими 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя и изображённые на представленной аудиовидеозаписи, как совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (группам)? Если да, то по каким мотивам и (или) к какой конкретной социальной группе (группам), а также какие конкретные совершённые действия и другие существенные обстоятельства свидетельствуют о таком характере акции?
3. Могут ли быть оценены действия участниц группы «Pussy Riot», совершённые ими 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя и изображённые на представленной аудиовидеозаписи, как совершённые совместно по единому замыслу действия? Если да, то какие конкретно совершённые действия и другие существенные обстоятельства свидетельствуют о таком характере акции?
При производстве исследования были использованы методы психологического, лингвистического и юридико-лингвистического анализа.
В рамках проведенного психологического анализа были использованы методы психо-семантического анализа, контент-анализа и другие методы[2].
В рамках проведенного лингвистического и юридико-лингвистического анализа были использованы методы текстологического, лексического, лингво-семантического, логического и методологического анализа[3], а также формально-юридического анализа[4].
Предметом исследования явились содержание, смысловая направленность, применённые приёмы и иные, значимые для ответов на поставленные вопросы, элементы и особенности указанной акции с позиции ее психологической, лингвистической и юридико-лингвистической оценки в рамках поставленных перед экспертами вопросов.
В задачу экспертов не входило определение соответствия текста песни, исполненной участницами группы «Pussy Riot» и наложенной в последующем в качестве аудиосопровождения на представленную аудиовидеозапись акции (являющуюся композицией из фрагментов видеозаписей, сделанных разными видеокамерами во время проведения акции), и текста песни, в действительности исполненной указанными лицами в Храме Христа Спасителя во время указанной акции. Исследовался текст песни, записанной в аудиосопровождении аудиовидеозаписи акции, представленной для исследования. Далее условно обозначим её название по первой ее строке - «Богородица, Дево, Путина прогони». Отметим, что текст исполненной во время акции песни имеет незначительные, несущественные для выводов настоящего исследования отличия от текста этой песни, размещенного на Интернет-странице группы «Pussy Riot»[5].
Ответ на вопросы №№ 1 и 2 в части анализа действий участниц группы «Pussy Riot», совершённых ими при проведении акции, был дан В.В. Абраменковой, при этом по вопросам нормативного содержания общественного порядка и правил поведения в культовом здании - совместно с И.В. Понкиным.
Ответ на вопросы №№ 1 и 2 в части анализа текста песни, исполненной участницами группы «Pussy Riot» во время акции, был дан всеми тремя экспертами совместно (комиссионно).
Ответ на вопрос № 3 был дан В.В. Абраменковой.
Обстоятельства дела
Обстоятельства дела известны экспертам из постановления о назначении комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы и из материалов дела, представленных на экспертизу.
Согласно постановлению о назначении экспертизы, Самуцевич Е.С. совместно с Алехиной М.В., Толоконниковой Н.А. и неустановленными лицами, причисляющими себя к женской панк-группе «Pussy Riot», 21 февраля 2012 г., примерно в 11 час. 20 мин., находясь в помещении Кафедрального Собора Русской православной церкви - Храма Христа Спасителя (по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д. 15), переоделись в одежду, оставляющую открытой различные части тела (руки, плечи), надели на лица защитные маски, всё вызывающе яркой расцветки, затем преодолели ограждение части зала Храма Христа Спасителя перед алтарем, проникли на солею и амвон. После чего, находясь возле алтаря, в течение нескольких минут осуществляли выкрики, громко пели песню, танцевали. На замечания служителей Храма Христа Спасителя и посетителей не реагировали.
Время производства исследования: 15 мая - 23 мая 2012 г.
Основная часть. Исследование.
Исследование в рамках ответа на вопросы № 1 и 2.
В силу особенностей содержания представленных для исследования материалов и особенностей исследуемой акции, а также обнаруженных при проведении настоящего исследования обстоятельств было сочтено обоснованным и целесообразным объединить исследования материалов в рамках ответов на первый и второй вопросы.
Анализ действий участниц группы «Pussy Riot», совершённых ими во время проведения акции
Действия участниц группы «Pussy Riot» во время акции были реконструированы в целях исследования авторами настоящего заключения по представленной аудиовидеозаписи акции и по представленным для исследования материалам с показаниями очевидцев указанной акции.
Суть акции визуально состояла в следующем. 21 февраля 2012 г. пять участниц группы «Pussy Riot» провели в помещении Храма Христа Спасителя (в непосредственной близости от алтаря) акцию, названную ими «панк-молебном» и представлявшую собой исполнение песни и совершение громких выкрикиваний, плясок, прыжков, размахиваний руками и ногами, бегания по указанной части помещения Храма Христа Спасителя. Участницы акции были одеты в скрывавшие их лица разноцветные шапки-маски с прорезями для глаз и рта, в колготки (или лосины) и короткие платья, всё - яркого, «кислотного» цвета. Акция была пресечена охраной Храма Христа Спасителя и его прихожанами. Участницам акции удалось пропеть только первый куплет, прежде чем их акция была пресечена. Участницы скандировали словосочетание «Срань Господня». Включенная участницами акции звуковоспроизводящая и звукоусиливающая аппаратура работала непродолжительное время.
Существенным обстоятельством совершённой акции является выбранное участницами акции место её совершения - культовое здание (православный храм), в котором, что является общеизвестным и не требующим доказывания фактом, действуют особые правила поведения, не допускающие действий, противоречащих каноническим правилам Русской Православной Церкви, в частности, запрещающие несанкционированное нахождение на солее и амвоне, а также обращение спиной непосредственно к алтарю.
Как и в любом ином культовом здании (любой из исторически представленных в России религий), поведение, подобное продемонстрированному участницами акции, категорически запрещено внутренними установлениями соответствующей религиозной организации и представляет собой грубое нарушение общественного порядка - в части нарушения правил поведения.
Действия участниц акции являются очевидным грубым нарушением общепризнанных норм и правил поведения с учетом содержания действий, места совершения акции и других существенных обстоятельств.
О наличии грубого умышленного нарушения общепризнанных норм и правил поведения участницами акции свидетельствуют характер совершённых ими действий, включая содержание исполненной песни (её анализ приведён ниже), с учётом места проведения этой акции.
Участницы акции нарушили следующие общепризнанные правила и нормы поведения, лежащие в основе общественного порядка в указанном общественном месте, установленные:
1) внутренними установлениями Русской Православной Церкви, определяющими порядок поведения в культовом здании (православном храме), включая требования к одежде посетителей, их вербальному и невербальному поведению, основанные, в том числе, на следующих канонических правилах:
9-е Апостольское правило - в части запрета творить бесчинства в церкви;
62-е правило Трульского Собора - в части запрета (как производного от устанавливаемых указанным правилом запретов) находиться в церкви в «комической» или «сатирической» одежде и производить там пляски;
75-е правило Трульского Собора - в части запрета осуществлять в церкви бесчинства посредством воплей, совершать громкие, неестественные крики и осуществлять «несообразное и несвойственное церкви»;
15-е правило Лаодикийского Собора - в части запрета кому-либо, кроме церковных певчих, осуществлять пение на солее;
2) Памяткой относительно правил поведения в Храме Христа Спасителя (название документа - «Памятка»), висящей перед входом в Храм Христа Спасителя таким образом, что таковая не может быть не увидена любым входящим в это здание лицом. Названная Памятка определяет порядок поведения в данном культовом здании, включая требования к одежде посетителей, их вербальному и невербальному поведению. В числе таковых требований установлены запреты бегать, кричать и сквернословить в Храме Христа Спасителя, пользоваться портативной электронной аппаратурой, приходить женщинам в одежде, оставляющей открытыми различные части тела (плечи, грудь, живот и др.), приходить с объемными сумками [в данном случае объемная сумка - чехол с гитарой, - авт. заключения] и др. Этим правилам соответствуют требования должностной инструкции сотрудников охраны Храма Христа Спасителя: «не допускать в Храм лиц, пришедших в одежде, оставляющей открытыми различные части тела (плечи, грудь, живот и др.), кроме детей в возрасте до 12 лет; лиц с объемными сумками», «запрещать в Храме бегать, кричать, сквернословить...», «предупреждать о запрещении пользоваться... портативной электронной аппаратурой, вести фото, видео и киносъемку», «пресекать проникновения к священному престолу, царским местам, на солею и Архиерейское место, в алтарь и за алтарную часть посторонних лиц», «при несоблюдении действующих в Храме правил поведения охранник обязан потребовать прекратить неправомерное действие при отказе - удалить из Храма» (протокол допроса потерпевшего С.Н. Белоглазова).
Важно отметить, что государство подкрепило действие подобного рода внутренних установлений религиозных организаций правовой нормой пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (с последующими изменениями), устанавливающей, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации (в данном случае никакого противоречия нет, - авт. заключения).
О том, что нарушение общественного порядка участницами акции является грубым, свидетельствует значительная мера отклонения поведения участниц акции от правил поведения, принятых в культовых зданиях (православных храмах), являющихся общественными местами с особыми правилами поведения, и устанавливаемых внутренними установлениями религиозных организаций. Например, публичное использование в акции бранных слов «срань» и «сука» в непосредственной близости от православных икон, на солее и амвоне, бранные слова в отношении священнослужителя Русской Православной Церкви, с учетом места совершения этих действий, не могут быть оценены иначе, как грубое нарушение общественного порядка. О том, что это именно грубое нарушение общественного порядка, также свидетельствует, как видно на аудиовидеозаписи, фактическое глумление, издевательское отношение участниц акции к незнакомым людям, находящимся в храме, нарушение общественного спокойствия в течение продолжительного периода времени. Направленность акции на грубое нарушение общественного порядка подтверждается также осуществлённым участницами акции последующим распространением аудиовидеозаписи акции среди неограниченного круга лиц посредством размещения в сети Интернет.
Проведенное психологическое исследование акции позволяет выделить следующие коммуникативные и иные приёмы, посредством которых участницами акции было реализовано крайне негативное психологическое воздействие на невольных зрителей, находившихся непосредственно в культовом здании (православном храме), и на зрителей, просмотревших аудиовидеозапись акции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и которые (приёмы) обеспечивают направленность совершения этой акции на изощрённое и циничное выражение явного неуважения и грубо пренебрежительного, издевательского отношения к социальной группе православных верующих:
1. Неразрешенное самовольное вторжение участниц акции на солею и амвон храма перед алтарем, сопровождавшееся грубым нарушением установленных правил поведения в храме и правил посещения храма во внебогослужебное время, а также умышленное упорное и продолжительное неподчинение замечаниям и требованиям сотрудников охраны культового здания (Храма Христа Спасителя) - места проведения акции (протоколы допросов потерпевших С.Н. Белоглазова и С.В. Виноградова), - свидетельствуют о явном грубом нарушении общественного порядка в части правил поведения в местах, специально предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний.
2. Содержание и направленность исследуемой акции в целом, исходя из реализованного в ней ее композиционного и содержательного замысла, обусловлены применением в акции приёма совмещения сакрального и профанно-низменного. Данный приём направлен на жестокое надругательство и изощренное уничижительное глумление над социальной группой православных верующих (путём вербального уничижения, высмеивания их ценностей), на изощрённое и циничное выражение явного неуважения и грубо пренебрежительного, крайне оскорбительного отношения к социальной группе православных верующих.
Сакральным пространством здесь являлось культовое здание (православный храм), его внутреннее помещение с соответствующим культовым убранством, находящимися в нем предметами религиозного почитания православных верующих, в том числе одной из религиозно почитаемых всеми христианами религиозных святынь - частицей Ризы Господней.
Профанно-низменным здесь выступают сама акция в целом и отдельные ее элементы (ложные инвективы в песне в адрес священнослужителей и ценностей православия, употребление обсценной и бранной лексики, выкрики, телодвижения участниц акции и т.д.).
3. Место проведения акции - на амвоне и солее, перед Царскими Вратами алтаря Храма Христа Спасителя.
Амвон в культовом здании Русской Православной Церкви (православном храме) обладает особым религиозным значением (отношение к амвону такое же, как и к пространству алтаря) и, в силу этого, обременено ограничением подниматься на него не священникам.
Поэтому разнузданные пляски на амвоне и солее, распевание инвектив в адрес православных священнослужителей, использование обсценной и бранной лексики совершенно определенно явились грубым нарушением общественного порядка в культовом здании.
4. Вызывающий, подчеркнуто вульгарный внешний вид участниц акции - вид их одежды, носящий провокационно-демонстративный характер и абсолютно неуместный в культовом здании (православном храме), запрещенный по правилам поведения в таком месте и выражающий явное грубое неуважение к обществу, включая значительную по численности социальную группу православных граждан.
5. Исполненные участницами акции нарочито развязные, вульгарные пляски и иные действия, сопровождаемые пением песни с обсценной и бранной лексикой, могут оцениваться в рамках устоявшихся культурных кодов в общественном сознании россиян с учётом места совершения этой акции как «развратные», «неуместно откровенно сексуализированные», «поведение сексуально распущенных», как «провокационные», «оскорбительные», «кощунственные». При этом отдельные «конвульсивные» телодвижения участниц акции (размахивания руками и высокие задирания ног) могут оцениваться в сознании и устоявшемся понимании православных верующих как «беснования», «конвульсии одержимых». Отдельные движения некоторых участниц акции, имитировавшие нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам, являются убедительно наглядными проявлениями явного агрессивного настроя участниц акции и их вызывающе оскорбительного поведения, нарушающего правила поведения в общественных местах.
6. Многократно осуществленные участницами акции в ходе её проведения выкрики и исполненная ими песня, которая так же по большей части представляла собой надрывные истеричные выкрики (семантические и коннотативные[6] особенности песни проанализированы ниже), на фоне включенного участницами акции громкого музыкального сопровождения.
7. Издевательское пародирование православных религиозных обрядов и песнопений. Так, участница в красном платье, синих колготках (или лосинах) и желто-оранжевой шапке-маске, примерно в середине времени представленной аудиовидеозаписи пытаясь искаженно пародировать совершение православными верующими Крестного знамения (как самостоятельный религиозный обряд), в действительности, совершает беспорядочные и бессмысленные движения, заведомо и явно не являющиеся православным обрядовым действием, поскольку включают лишние движения. По сути, указанное лицо издевательски пародирует осенение православным верующим себя крестом, пейоративно[7] высмеивает социальную группу православных верующих.
В этом же ряду находится глумливое пародирование участницами акции православных богослужебных песнопений (часть исполненной участницами акции песни пародировала таковые).
Оценка содержания, направленности, визуального оформления и иных особенностей исследуемой акции на информативность заложенного в неё коммуникативного послания и на прагматическую релевантность позволяет сделать вывод о нулевой прагматической релевантности (полезности) заложенного в акции коммуникативного послания, поскольку не имеют никакой социальной ценности (культурной, в том числе - художественной, а также практической - как некой мнимой «политической акции протеста»), осуществлённые участницами акции действия, выражающие намеренное, безосновательное, неспровоцированное и не имеющее оснований явное неуважение и грубо пренебрежительное, издевательское отношение к большой социальной группе. Имеются необходимые и достаточные основания для вывода о весьма полной информативности коммуникативного послания, поскольку коммуникативные намерения адресанта этого послания (пяти участниц группы «Pussy Riot», осуществивших акцию) вполне ясны, чётко обнаруживаются и проясняются через выявление и анализ реализованных в исследуемой акции приёмов.
Действия участниц группы «Pussy Riot» (совместно и (или) по отдельности), совершённые ими 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя и изображённые на представленной аудиовидеозаписи, обоснованно могут быть оценены как совершённые по мотивам религиозной ненависти и вражды, а равно по мотивам вражды в отношении социальной группы православных верующих.
Наиболее существенными обстоятельствами, свидетельствующими о такой мотивации участниц акции, являются:
- совершённые участницами акции подчеркнуто вульгарные, нарочито провокационные действия (телодвижения, пляски, выкрики, распевание песни), заведомо нарушающие правила и нормы поведения в храме, как особенном общественном месте, и бросающие издевательский вызов легко идентифицируемой социальной группе - православным верующим;
- намеренное проведение акции в культовом здании (православном храме) и, более того, именно в той (сакральной) части православного храма, где это должно было наиболее сильно оказать (и оказало) негативное психо-эмоциональное, издевательское воздействие на социальную группу православных верующих;
- намеренное искажающее пародирование православных обрядов в ходе акции;
- семантические и коннотативные особенности исполненной в ходе акции песни, текст которой содержал ряд специфических для христианства понятий; причем вся семантическая и коннотативная нагрузка песни направлена на пейоративное высмеивание социальной группы православных верующих, клевету на них и на священнослужителей Русской Православной Церкви, на выражение ненависти и нетерпимости, вражды к православным верующим.
Выбор места совершения акции - Храм Христа Спасителя, символизирующий в сознании значительной части граждан главный православный храм нашей страны, - свидетельствует о намерении участниц акции оказать её проведением максимально широкое и сильное воздействие на православных верующих и всех граждан, относящихся уважительно к традиционным религиям России как важному элементу социальной жизни, истории и культуры нашей страны. Кроме того, участниками акции, грубо нарушившими общественный порядок в Храме Христа Спасителя, одновременно являющемся памятником в честь Отечественной войны 1812 года, также публично выражено явное неуважение к гражданам России, которые чтут историю своей страны и героизм предков, в память о которых установлены мемориальные доски в храме.
Анализ текста песни, исполненной участницами группы «Pussy Riot» во время акции
Выражение участницам акции явного неуважения к обществу и определённой социальной группе (православным верующим) подтверждается также лексикой, использованной в исполненной во время акции песне.
Анализ текста исследуемой песни участниц группы «Pussy Riot» выявляет в ней прямое использование бранной лексемы «сука» (в отношении священнослужителя Русской Православной Церкви): «...Лучше бы в Бога, сука, верил».
Лексема «сука» является общеизвестным ругательством, следовательно, исполнительницы рассматриваемой песни не могли не знать и не отдавать себе отчет в семантическом значении и смысловой направленности указанной лексемы. Различные словари дают определения лексемы «сука» в значениях - «самка собаки», «стерва», «проститутка», «предатель, бывший "воp в законе", отошедший от преступной деятельности» и т.д. Так, Словарь В.И. Даля под ред. Бодуэна де Куртенэ определяет лексему «сука» как ругательство с самым широким значением, включая такие значения, как «проститутка», «безнравственный и гадкий человек», «самка собаки, волка, лисицы, песца и других волчьих», «самка домашней собаки»[8]. «Толковый словарь ненормативной лексики русского языка» Д.И. Квеселевича определяет указанную лексему как бранную в значениях «потаскуха», «курва», «заключенный, сотрудничающий с администрацией; доносчик, предатель»[9]. «Толковый словарь русского сленга» В.С. Елистратова определяет лексему «сука» (синонимично лексемам «сучара», «сучок», «сучка») как инвективу, ругательство с самым широким значением, включая такие значения, как «проститутка», «вор, отошедший от уголовного мира»[10]. Согласно «Толковому словарю русского жаргона» М.А. Грачёва, у лексемы «сука» также имеются следующие толкования: «пассивный гомосексуалист», «проститутка», «предатель преступников», «преступник, порвавший с "ворами в законе"», «негодная женщина»[11]. Совершенно очевидно, что слово «сука» применено в песне именно в бранном его значении, а не в значении «самка собаки».
Следовательно, факт публичного произнесения лексемы «сука» в общественном месте (в помещении культового здания - православного храма), а равно факт использования лексемы «сука» в исследуемой песне при наложении ее на видеоряд, фиксирующий публичное исполнение этой песни в указанном общественном месте, является грубым нарушением общественного порядка, выражением явного неуважения к обществу и демонстрацией грубо пренебрежительного, крайне оскорбительного отношения к социальной группе православных верующих и ко всем другим лицам, которые признают общепринятые нормы поведения. Тот факт, что участницы акции успели громко исполнить лишь один куплет своей песни в Храме Христа Спасителя, не имеет существенного значения для оценки ситуации.
Анализ текста исследуемой песни участниц группы «Pussy Riot» выявляет в ней реализацию приёма совмещения сакрального и обсценного[12], направленного на выражение явного неуважения и грубо пренебрежительного, издевательского отношения к социальной группе верующих Русской Православной Церкви (православных верующих).
Данный приём реализован посредством совмещения в песне лексемы «срань», имеющей обсценную анально-экскрементальную семантику, с лексемой «Господня», выражающим одну из высших ценностей христианства, в следующей строке песни: «Срань, срань, срань Господня». При этом многократное повторение этой строки существенно усиливает её негативное воздействие и исключает возможность непреднамеренного, неосознанного произнесения этой лексемы участницами акции, а также полностью исключает какую бы то ни было политическую подоплеку, мотивацию или направленность акции.
Словарь В.И. Даля под ред. Бодуэна де Куртенэ определяет лексему
«срань» (синонимично лексеме «сраньё») как «что-либо плохое, дурное»[13]. «Толковый
словарь ненормативной лексики русского языка»
Д.И. Квеселевича определяет лексему «срань»
в бранном, уничижительном значении «дрянь»
и в обсценном значении «дерьмо»[14]. «Толковый
словарь русского сленга» В.С. Елистратова определяет значение лексемы «срань» как «что-то плохое, дурное» и обозначает эту лексему как производное от
лексемы «срать», которую, в свою
очередь, определяет в главном ее семантическом значении как «испражняться»[15].
Обсценное значение выражения «срань Господня» в целом определяется таким значением основной в этой текстовой конструкции лексемы «срань». При этом соединение в указанном выражении лексемы «срань» с лексемой «Господня», учитывая её значение («Бог» - объект религиозного поклонения и почитания в православном христианстве), радикально усиливает оскорбительно-издевательский характер всей текстовой конструкции «срань Господня» в целом. Это соединение двух лексем является реализованным приёмом совмещения сакрального с обсценным в указанном выражении.
Выкрикивание (в том числе в виде «песни») слова «срань» и словосочетания «срань Господня» в культовом здании (православном храме) реализует приём совмещения сакрального с обсценным, во-первых, как было указано выше, через семантическое значение самих этих слова и словосочетания, а во-вторых - через то, что эти слово и словосочетание с обсценной анально-экскрементальной семантикой выкрикивались в особом месте - культовом здании (православном храме). И это является существенным обстоятельством совершения рассматриваемого деяния.
Фактически словосочетание «срань Господня» обладает «богохульным», «кощунственным» смыслом, имея объектом посягательства православных верующих, их права. Публичное произнесение этого словосочетания, с учетом места совершения этого деяния, является грубым нарушением общественного порядка.
Таким образом, выкрикивание участницами группы «Pussy Riot» во время указанной акции следующего фрагмента их песни: «Срань, срань, срань Господня | Срань, срань, срань Господня» - представляет особо жестокое надругательство и изощрённое уничижительное глумление над социальной группой православных верующих, выражение явного неуважения и грубо пренебрежительного, издевательского отношения к социальной группе православных верующих по признаку отношения к религии.
Употребление непосредственно в культовом здании (православном храме) в исследуемой песне высказываний с гомосексуальной семантикой: «Призрак свободы на небесах | Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах», учитывая неоднократно декларированное негативное отношение Русской Православной Церкви к гомосексуализму, является самостоятельным элементом выражения явного неуважения и демонстрации грубо пренебрежительного, оскорбительного отношения к социальной группе православных верующих по признаку отношения к религии.
Негативное и издевательское воздействие несет в себе также следующая фраза из исследуемой песни: «Богородице, Дево, стань феминисткой | Стань феминисткой, стань феминисткой», поскольку уничижительно для верующих христиан соединяет образ Богородицы и негативное оцениваемую Русской Православной Церковью идеологию феминизма, ряд элементов которой находятся в антагонистическом противоречии с христианским учением.
Содержащееся в следующем фрагменте песни: «Черная ряса, золотые погоны[16] | Все прихожане ползут на поклоны» - приписывание социальной группе православных верующих нравственного и поведенческого качества сервильности (рабской угодливости, раболепия - «ползут на поклоны») перед органами госбезопасности (на это указывают следующие далее слова песни «глава КГБ, их главный святой») является голословным, представляет собой реализацию приёма заведомо ложного наклеивания ярлыка указанной социальной группе. Процитированный фрагмент песни и, в особенности, лексическая конструкция «ползут на поклоны», несет в себе существенный инвективный потенциал, направлен на оскорбление неопределенного круга верующих и священнослужителей Русской Православной Церкви. Кроме того, в процитированном фрагменте песни, судя по контексту и по процитированному (см. сноску выше) пояснению этой фразы самими участницами группы «Pussy Riot», в отношении священнослужителей Русской Православной Церкви используется приём наклеивания ярлыка тайных сотрудников органов государственной безопасности, что, по сути, является клеветой. Содержащееся в песне и упомянутое выше высказывание: «Глава КГБ, их главный святой» (судя по контексту, «их» по смыслу логически соотнесено со словом «прихожане» из предыдущего четверостишия, процитированного выше, имея в виду православных верующих) усиливает грубо издевательский характер процитированных фрагментов песни.
Следующий фрагмент песни: «В школу к тебе идет проповедник | Иди на урок - принеси ему денег!» - направлен на формирование заведомо ложного образа православного священника как мздоимца, приходящего в школы для осуществления денежных поборов.
Описанные семантические и коннотативные особенности процитированных фрагментов исполненной во время акции песни определяют направленность песни и акции в целом на издевательство и уничижительное глумление над социальной группой православных верующих, изощренное и циничное выражение явного неуважения и грубо пренебрежительного отношения к социальной группе православных верующих.
Анализ текста исследуемой песни участниц группы «Pussy Riot» в целом позволяет выявить явную искусственность, логическую необоснованность включения в песню, исходя из ее общей смысловой композиции, следующего ее текстового фрагмента, размещенного в начале текста песни и повторенного в ее конце: «Богородица, Дево, Путина прогони | Путина прогони, Путина прогони».
Указанный текстовый фрагмент выглядит совершенно посторонним и выбивающимся из контекста исследуемой песни, содержательно посвященной оскорблениям и издевательствам в отношении не Путина, а социальной группы православных верующих. При этом указанный фрагмент, учитывая, что в отношении указанного лица в песне не использованы оскорбительные слова и выражения (в отличие от других лиц, упомянутых в песне), может свидетельствовать лишь о дополнительности и второстепенности мотива совершения акции по политической ненависти или вражде.
Фамилия «Путин» употреблена участницами акции, с высокой вероятностью, с целью создать основания для последующего искусственного позиционирования данной акции как выражения политического протеста против власти, против высших должностных лиц и т.д., чтобы выставить себя «узницами совести, преследуемыми властями за критику» и т.п., осознавая возможность наступления ответственности за проведение акции и предвидя наступление такой ответственности. В действительности, это известный приём «снятия ответственности», являющийся обычной уловкой.
Ответ на вопросы № 1 и 2.
Да. Действия участниц группы «Pussy Riot» (совместно и по отдельности), совершённые ими 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя и изображённые на представленной аудиовидеозаписи, учитывая установленную законодательством Российской Федерации конституционно-правовую защиту свободы совести, обоснованно могут быть оценены как действия, являющиеся умышленным грубым нарушением общепризнанных норм и правил поведения в общественных местах (в данном случае - предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (культовых зданий)), выражающие явное неуважение и пренебрежительное отношение к социальной группе православных верующих - по признаку отношения к религии, а также к обществу в целом, сопровождавшимся противопоставлением себя окружающим (прежде всего, православным) и демонстрацией грубо пренебрежительного отношения к ним. Обстоятельства, свидетельствующие об именно таком характере акции участниц группы «Pussy Riot», проанализированы в представленном выше тексте исследования по первому и второму вопросам.
Да. Действия участниц группы «Pussy Riot» (совместно и по отдельности), совершённые ими 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя и изображённые на представленной аудиовидеозаписи, обоснованно могут быть оценены как совершённые по мотивам религиозной ненависти и вражды, а равно по мотивам вражды в отношении социальной группы православных верующих. Обстоятельства, определившие именно такой характер рассматриваемой акции участниц группы «Pussy Riot», детально проанализированы в представленном выше тексте исследования по первому и второму вопросам.
Исследование в рамках ответа на вопрос № 3
Действия участниц группы «Pussy Riot», совершённые ими 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя и изображённые на представленной аудиовидеозаписи, обоснованно могут быть оценены как совершённые совместно по единому замыслу действия, то есть выявлено наличие договорённости между участницами до начала акции о приготовляемых действиях.
В числе обстоятельств, подтверждающих такой характер исследуемой акции, обоснованно выделить, в первую очередь, нижеследующие:
- одновременное появление участниц акции на месте проведения исследуемой акции;
- слаженность действий (единым ансамблем) участниц акции, очевидно, по единому заранее спланированному замыслу, позволившему распределить роли каждой из участниц акции и определившему указанную слаженность, выразившуюся, в том числе, в совместных корреспондирующих друг другу и композиционно дополняющих друг друга телодвижениях участниц акции;
- единый стиль одежды участниц акции;
- совместное пение исследованной выше и, очевидно, заранее разученной участницами акции песни.
О наличии общего (единого) замысла у участниц акции на проведение рассматриваемой акции и об их отношении к её направленности (целям) свидетельствуют также действия участниц группы «Pussy Riot» по размещению ролика с песней и клипом т.н. «панк-молебна» в сети Интернет с целью её пропаганды и распространения среди неограниченного круга лиц-пользователей сети Интернет.
Ответ на вопрос № 3.
Да. Действия участниц группы «Pussy Riot», совершённые ими 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя и изображённые на представленной аудиовидеозаписи, обоснованно могут быть оценены как совершенные совместно по единому замыслу действия.
Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук В.Ю.Троицкий
Доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая лабораторией Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования В.В.Абраменкова
Доктор юридических наук, председатель Правления РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права» И.В.Понкин
г. Москва, 23 мая 2012 г.
[1] <http://pussy-riot.livejournal.com/12442.html>.
Доступ действовал до 20.05.2012. - Прим. авт. заключения.
[2] Методы изложены в специальной литературе: Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 3-е издание. - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.; Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. - М., 1999; Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. - М., 1980; Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998; и др.
[3] Методы изложены в специальной литературе: Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста? Памятка для судей, юристов СМИ, адвокатов, прокуроров, следователей, дознавателей и экспертов / Под ред. М.В. Горбаневского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридич. мир, 2006. - 112 с.; Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М.В.Горбаневского. - М.: Юридический Мир, 2006. - 96 с.; Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации / Под ред. М.В. Горбаневского. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Галерия, 2002; и др.
[4] Методы изложены в специальной литературе: Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 2. Логика правового исследования. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. - 560 с., и др.
[5] <http://pussy-riot.livejournal.com/12442.html>.
Доступ действовал до 20.05.2012. - Прим. авт. заключения.
[6] Коннотация - тип лексической информации, сопутствующей значению слова; компонент (компоненты) смысла слова: эмоциональный, оценочный, ассоциативный, стилистический. Этот компонент (компоненты) сопровождает, дополняет основное значение слова. Коннотативные компоненты в основном субъективны и зависят от многих факторов, например от уровня образованности носителя языка, от его мировосприятия и мировоззрения (Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста? Памятка для судей, юристов СМИ, адвокатов, прокуроров, следователей, дознавателей и экспертов / Под ред. М.В. Горбаневского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридич. мир, 2006. - С. 49).
[7] Пейоративный [лат. pejor худший] - уничижительный (Современный словарь иностранных слов. - 2-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1999. - С. 452).
[8] <http://slovari.ru>.
[9] Квеселевич Д.И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка. - М.: Астрель; Аст, 2005. - С. 825.
[10] Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга. - М.: Аст-Пресс Книга, 2005. - С. 395-396.
[11] Грачёв М.А. Толковый словарь русского жаргона. Серия «Словарная классика». - М.: Юнвес, 2006. - С. 559-560.
[12] Обсценная лексика (ненормативная, табуированная лексика, нецензурные выражения, мат, непечатная брань) - сегмент бранной лексики, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения (Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста? Памятка для судей, юристов СМИ, адвокатов, прокуроров, следователей, дознавателей и экспертов / Под ред. М.В. Горбаневского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридич. мир, 2006. - С. 50-51).
[13] <http://slovari.ru>.
[14] Квеселевич Д.И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка. - М.: Астрель; Аст, 2005. - С. 810.
[15] Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга. - М.: Аст-Пресс Книга, 2005. - С. 388.
[16] На своей интернет-страничке исполнительницы песни поясняют смысл этого фрагмента следующим образом: «Мы поем "Черная ряса, золотые погоны", имея в виду то, что черные рясы скрывают под собой КГБшные погоны, которые в путинской системе особенно ценятся и имеют статус золотых...» (<http://pussy-riot.livejournal.com/12442.html>). Доступ действовал до 20.05.2012. - Прим. авт. заключения.